Первоклассница

               


                мини-повесть

                Помнишь, как всё начиналось?
                В первый раз, в первый класс
                Нас привели в школу мамы
                И шли со страхом туда мы,
                Думали, как же всё сложится  у нас?
                (из песни)               

                Скоро в школу

         Лидочка проснулась, сладко потянулась в кровати и встала.  Натянула на тельце легкое ситцевое платьице, висевшее на спинке кровати, и выбежала на крыльцо. Цепной пес Шарик, здороваясь с ней раскрытой улыбающейся пастью, тряхнул цепью. За огородом, в небольшом лесу,  слышалось разноголосое пение  птиц, среди которых выделялся  ни с чем несравнимый голос иволги. Ах, какое чудесное  утро! Какая красота вокруг! Свежий чистый воздух прогнал остатки сна, и девочка, щурясь от ярких лучей  июльского солнца, подумала: «Где же мама?»
      - Проснулась? - услышала она родной, ласковый голос матери, идущей с  огорода. – Умывайся и иди завтракать.
     - А что кушать? – заулыбалась ей Лида.
     - Суп-лапша, - полная, но расторопная женщина  тридцати пяти лет  поднялась с пучком зеленого лука.
     - О, это я люблю! – девочка в  радостном настроении быстро вернулась  в дом…

      Так начинался почти каждый день. Лиде этим летом исполнилось семь лет, и осенью она пойдет в первый класс.
     - Скоро  уже не будешь спать до десяти. Первого сентября пойдешь в школу, - напомнила мать.
     - А в школе хорошо будет? – Лида с большим аппетитом уминала вкусный  суп.
     - Хорошо, если будешь хорошо учиться! -  Надежда Ивановна  беспокоилась за будущую  учебу дочки. Сама-то она малограмотная – всего четыре класса сельской школы. В многодетной семье не было ей, старшей, возможности окончить хотя бы семилетку: надо было  нянчить младших сестер и братьев.
     - А  что бывает с тем,  кто плохо учится? – поинтересовалась Лида.
     - Того оставляют на второй год.
     - А на третий год оставляют? – Лида вопросительно посмотрела на маму.
     - Нет, таких  исключают из школы и переводят в школу для умственно отсталых.
      Надежда Ивановна не хотела пугать дочь, и говорила то, что бывает на самом деле, но  на девочку подействовала такая  страшилка, и она проговорила:
    - Я буду очень стараться…

                Разбивка
 
       И вот наступил день разбивки.  Нарядную – в белом фартуке и с белыми бантами в туго заплетенных косичках и  большим букетом прекрасных георгин в руках  – Надежда Ивановна повела дочь в школу, располагавшейся на железнодорожной станции с поэтическим названием «Озерные ключи».
       Всех учащихся собрали  на небольшую площадку рядом со школой, которая утопала в зелени фруктовых деревьев  - слив, абрикос, яблонь – и цветов. Цветов каких только не было: и оранжевые ноготки, и строгие  красные майоры, белые ромашки, розовые флоксы,  пахучие настурции и другие. Лидочка, в числе таких же ребят, как она, познакомилась со своей учительницей Ольгой Ивановной, молодой и симпатичной женщиной, и Валентиной Михайловной - строгим директором школы, работающей здесь со дня ее основания.
      Валентине Михайловне было лет пятьдесят - не меньше. Была некрасива,  среднего роста, сухая и  очень загорелая на лицо и руки. То, что это загар, а не природная смуглость, выдавала светлая кожа у основания шеи. Только загар, полученный не на отдыхе на море, а работой на пришкольном участке.
      Черные, с проседью, волосы она закручивала шишкой на затылке и прятала под косынкой, которую всегда носила. В довершение всего, длинный крючковатый нос и желтоватые  щербатые зубы   придавали  ей облик Бабы Яги. Была ли она когда-нибудь замужем, неизвестно, только жила она при школе со своей престарелой матерью, самозабвенно отдавая школе и пришкольному участку всю себя.
          


                Начало учебы

      Численность обучающихся детей  была мала, поэтому в одном классе обучались первый и второй класс.  Первый класс состоял из семи-восьми человек, среди которых  были Люда Шапран, Люда Алексеева, Валя Ткач, Вася  Варенцов и Сережа Мироненко, веснушчатый и рыжий, как огонь.  Лида сразу сдружилась с девочками, особенно с Людой Шапран.
      Учеба  давалась  девочке легко. Правда, чистописание немного подводило: не могла она обходиться без клякс. Лида была левшой, поэтому ее приучали писать правой рукой. Постепенно она научилась, и уже не испытывала неудобства при письме, но все другое она делала левой рукой.

      Чтобы добраться до школы, надо было пройти несколько железнодорожных путей, что  являлось самым опасным. Бывали случаи  попадания людей под поезд, и родители Лидочки очень волновались за нее, строго-настрого указывая на то, чтобы она была очень внимательна  и переходила дорогу там, где мало линий.
      Первое время Надежда Ивановна провожала дочь в школу и встречала из школы. Но Лида вскоре заявила, что ее уже не надо провожать и встречать, потому что научилась переходить железную дорогу, и мать, нехотя, уступила ей, но дня три потихоньку шла за ней до самых путей, смотрела, как она переходит.
      Лида и в самом деле была очень осторожна при переходе железной дороги и смотрела во все стороны, не  идет ли поезд. Подходя к станции, она слышала голос  станционного репродуктора, который  то вещал новости, то передавал  «Пионерскую зорьку», заряжая людей  энергией и веселым настроением, то концерты.

                Васька Варенцов

      Не так давно Лида открыла в себе любовь к песням. Услышав по радио песню Людмилы Зыковой «Мама, милая мама»,  она вскоре выучила ее наизусть и спела ее на уроке пения. Так началась ее слава как певуньи. Ее даже останавливали четвероклассницы и просили спеть эту песню, иначе, мол, не отпустим,  и Лида с удовольствием демонстрировала свой талант; а одноклассник Васька Варенцов так просто влюбился в нее. Из многодетной семьи, он учился слабенько, зато прославился как драчун. Дружил только с большими и хулиганистыми соседскими ребятами, набираясь от них всяких пошлых знаний и таким вещам, которым детям из приличных семей не надлежало знать.  Он был худенький, но жилистый,  со светлым кудрявым чубом, который он все время поправлял набок, сероглазый с большими белесыми, загибающимися  вверх дугой, ресницами.

     Однажды  на переменке он прижал Лидочку к стенке и заговорил шепотом:
     - Отпросись на уроке в туалет.
     - Зачем? – удивилась она.
     - Так надо. Я тоже отпрошусь.
     - Ладно, - пообещала она, и он ее отпустил.
     Начался урок арифметики.  Ольга Ивановна учила их складывать и отнимать простые числа, задавала примеры и задачи.  Лидочка увлеклась уроком, но тут упала ручка с парты, за которой сидел Васька, и она вспомнила про обещание.
 
      Школьный туалет находился на улице. Еще не было холодно, и Лидочка побежала на всякий случай справлять нужду. На обратном  пути  увидела на крыльце Варенцова,  уже поджидавшем ее. Она поднялась на крыльцо, и он, схватив ее за руку, повлек в тамбур, и там, прижав к стенке, заговорил ей на ухо:
      - Лидочка, я люблю тебя! – и поцеловал в губы.
      - Пусти, Вась, а то увидят! Пора уже.
      - Завтра тоже выходи.  Выйдешь?
      - Выйду!
      Он еще раз поцеловал ее и отпустил,  и она, испытывая смущение, вернулась в класс, а Васька, сходив в туалет,  вернулся минут через пять.  Вот так  началось ее первое любовное увлечение, как игра.

      Лида со временем заметила, что в других классах есть мальчики, которые гораздо красивее Васьки и лучше учатся. Ей из третьего класса понравился Боря Садовников.  Он был выше ее почти на голову, и очень серьезный. От Люды Шапран  она узнала, что он живет  в их  районе.  Итак, целуясь с Васькой, она вздыхала по Боре, искала его увидеть на переменах. Он же проявлял к ней досадное равнодушие.

      - Девочки, давайте искать себе женихов! - предложила Лида обеим Людам, и те её охотно поддержали. Вскоре в классе началось повальное «женихание».  Девочки выбирали себе женихов из других классов. Например,  Люда Шапран выбрала себе Славу Маркина, Люда Алексеева выбрала Игоря Хмельницкого.
       Только Валя Ткач не участвовала в этих играх. Она была слаба в учебе, слишком  высокой, нескладной и сутулой, к тому же замкнутой. Мальчикам она не нравилась. «Женихи» и «невесты»  на переменках дергали друг друга, толкали, оказывая этим знаки внимания. 

       Васька ревновал Лиду и переживал. После школы он провожал ее до конца перрона,  а потом они прощались до завтра, и он возвращался домой.  Сам он жил на другом краю станции в железнодорожном бараке. Отец его работал сцепщиком вагонов на станции, а мать была домохозяйкой большого семейства.
  Через пару лет тот же Васька влюбится в другую отличницу, а Лиду будет уже  обижать, колотить.

                Уроки пения

      В те далекие светлые  времена в станционном магазинчике продавали  кофе и какао с сахаром в брикетах, пачки  дешевых хрустящих хлебцев,  брикеты сладкого  фруктового чая,  а в буфете  продавались  шестикопеечные жаренные в масле пирожки. На большой перемене Лида с девочками бегала то за фруктовым чаем, то за пирожками к чаю, который организовывала школа.

      Лида очень любила уроки пения. Учитель пения организовала детский хор, который пел по случаю больших праздников.  А на уроках они разучивали такие песни, как про Щорса «Шел отряд по берегу», про "Пуговку". В этой песне говорилось, как  пионер шел  за отрядом позади и босой ногой наступил случайно на необычную пуговицу. Оказалось, что эту пуговицу потерял шпион, и благодаря  этой пуговке нашли его. А еще ей запомнилась на всю жизнь песня «Санта Лючия» на русском языке. Так Лида заочно познакомилась со знаменитым итальянским маленьким, но уже знаменитым,  певцом Робертино Лоретти. Еще разучивали песню про «Арифметику», про «Серенького козлика», про «Овощи», в которой поется, как хозяйка с базара принесла овощи, и они стали спорить, кто из них главнее.

                Канун праздника Октября

      Наступил канун праздника Великого Октября. И в школе организовали  утренник, на котором участвовал детский хор. Детский хор выступил с песнями «Надо мечтать», «Орленок».
 Как здорово пели дети!   Учитель пения стояла впереди и махала руками. Впоследствии Лида узнала, что это махание называется  трудным словом «дирижирование». 
       Потом  выступили две  второклассницы с акробатическим номером. Девочки  под  аккордеон делали «мостик», «шпагат», прыжки.  Теперь была очередь Лиды восхищаться. После их выступления зрители им здорово хлопали в ладоши, то есть, аплодировали. Финальным номером было гимнастическое построение пирамиды, где тоже участвовали эти акробатки. Их звали Аня и Таня.
       Впоследствии Лида беседовала с Таней, и та рассказала, что они занимаются в детской спортивной школе. Туда не всех принимают, а только со спортивными задатками, и чтобы  на «шпагат»  сесть, надо  делать растяжки, а это вначале больно. При этом Таня показала, как делать растяжку. Дома Лида стала потихоньку заниматься акробатикой, для себя, конечно. Правда, она себя жалела, и успехи, конечно, были небольшие, но любовь к гимнастике приобрела на долгие годы.

                Кукольное платье

       Неделя каникул пронеслась быстро, и началась вторая четверть.  На уроках труда девочкам дали задание сшить кукольное платье. Лида пришла домой и стала думать, как ей сшить такое платье. Она обратилась к маме за помощью. Надежда Ивановна нашла большой лоскут красного ситца и стала кроить  на части: лиф, юбку и рукава. Затем вручную иголкой сметала и прострочила на машинке. Лида с вниманием смотрела, как мама  выполняла ее задание, помогая крутить машинку. Получилось неплохое платьице, только не было куклы, для которой это платье сшили.
       На следующий урок труда Лида принесла готовое платьице и показала учительнице. Девочки обступили вокруг и стали восхищаться, и кто-то спросил.
      - А это платье ты сама сшила?
      Лиде было стыдно признаться, что платьице сшила мама, и сказала скромно, потупив  глаза:
       - Да, сама. Мама только немного мне помогла.
      Учительница ее похвалила и поставила пять. Потом Лида  мысленно успокаивала свою  совесть, говоря себе, что она ведь внимательно смотрела, как мама шила, и в другой раз может сшить сама.

                Немой мальчик

       Однажды   во время перемены в класс вошли Валентина Михайловна и какая-то женщина с  мальчиком,  видимо, ее  сыном.  Мальчика посадили за последнюю парту, а сами стали разговаривать между собой.  Ребята, конечно, заинтересовались маленьким гостем ,  который был какой-то не такой, как все. Он  не говорил, а мычал и издавал нечленораздельные звуки.
      - А-а, я его знаю! - сказала Люда  Алексеева.  – Они живут на нашей улице.
      - А что это он так разговаривает? – поинтересовалась Лида.
      - Да, он немой! - ответила она.
      - Ну и что, что он не твой.  Я не спрашиваю, чей он, а спрашиваю, почему он плохо разговаривает?
      - Я и говорю: он немой. Так называют тех, кто не умеет разговаривать. Он родился таким, немым, - объяснила Люда.
      - А-а, - так Лида узнала, что люди могут рождаться, не умеющими говорить.
    Поговорив о чем-то с Валентиной Михайловной, женщина с мальчиком ушли и больше не появлялись.
               
                В гостях у Люды Шапран

       В конце ноября выпал большой снег.  В те далекие годы зимы были снежные.  Вот было-то радости детворе: прокапывали  норы в больших сугробах, играли в снежки,  возводили ледяные горки с помощью взрослых. В один из декабрьских дней Люда Шапран пригласила Лиду и Люду Алексееву в себе домой, и  шумной тройкой они направились к ней.
       По дороге Лида обернулась и увидела, что за ними увязались Васька и  рыжий Серега Мироненко.
      - Девочки, за нами Васька с Рыжим  идут, -  сказала она  девочкам,  - Бежим от них!
      - Бежим! - и они  пустились бежать.
      Увидев, что девочки их заметили, мальчишки повернули обратно.

      Люда Шапран проживала с родителями и старшей сестрой в двухквартирном доме. Отец ее работал маркшейдером на шахте,  а мать  была врачом. Жили они хорошо, современно по тем временам. Придя домой, Люда стала угощать девочек чаем  с  вареньем и конфетами.  Девочки пили чай с хлебом, намазанным   сливочным маслом и поверх наложенным смородиновым вареньем. Была такая вкуснотища!
      После чаепития они принялись за игры. Маленькая хозяйка показала своим гостям все свои сокровища: игрушки, книжки,  красивые безделушки. Часа через два приехала из школы старшая сестра, и гости вспомнили, что им пора домой.

       Лида пришла домой в пятом часу, и ее встретила рассерженная мама с ремнем.
     - Это что такое? Ты где была до сих пор? – накинулась на нее Надежда Ивановна, потрясая ремнем.
     - Я..я была в гостях у девочки, - промямлила Лида, испугавшись не на шутку.
     - А ты подумала о том, что я места не нахожу, думая, что с тобой случилось?
     - Я больше не буду так… - начала было  Лида, но Надежда Ивановна успокоилась только тогда, когда всыпала ей по заднице ремнем пару раз. От бывшей радости у Лиды  не осталось и следа.

                Перед Новым годом

         Приближался Новый год, и Ольга Ивановна сказала классу, чтобы принесли по рублю на подарки.  30 декабря состоялся  новогодний утренник. В актовом зале была установлена елка, наряженная стеклянными игрушками,  бусами, бумажными гирляндами.  Гирляндами были украшены стены и потолки. С потолков еще свешивались снежинки из ваты и бумаги.  Утренник начался, и появились дед Мороз и Снегурочка. В Снегурочке Лида узнала одну из красивых девочек четвертого класса.  Много детей были в костюмах.  Дед Мороз со Снегурочкой развлекали ребят песнями, хороводами, загадками. Наконец,  дед Мороз стал выдавать подарки. Получила подарок и Лида.  В сером бумажном кульке лежали яблоко, мандаринка, пачка печенья, несколько шоколадных конфет и кучка простых – карамель и ириски. Довольная праздником и подарком, Лида пошла домой. Еще было радостно на душе  от того, что   с завтрашнего дня начинались большие новогодние каникулы.

                Невыученное стихотворение

        Быстро пролетели две недели каникул, и  началась большая третья четверть. За каникулы первому классу задали выучить стихотворение «Снежок порхает, кружится».  Небольшой стихотворение, всего восемь строчек, но Лида напрочь забыла про это задание. Уже в школе Люда Шапран спросила ее:
      - Ты выучила стих?   
      - Какой стих? – не поняла Лида.
      - Как какой?  «Снежок порхает, кружится..»
      - Ой, забыла! .. – обомлела от ужаса Лида. «Что делать?» - думала она, - попробую выучить». Взяла она «Родную  речь» и стала лихорадочно читать стихотворение. Стихи вроде бы не сложные, а не хотели никак запоминаться.   Лида готова была заплакать.

       И вот наступил урок.  Ольги Ивановны уже не было почему-то, и  вместо нее стала Валентина Михайловна. Позже  дети узнали, что  их учительница ушла или уехала надолго в какой-то декрет.
 Валентина Михайловна была намного строже Ольги Ивановны. Войдя в класс, она   сразу приступила к опросу:
      - Стихотворение все выучили? – она обвела класс строгим взглядом. Дети сидели, как мышки. Лида тоже молчала - не могла признаться, что забыла выучить.
      - Ладно, сейчас проверим, – глядя поверх очков на детей, проговорила Валентина Михайловна, и стала вызывать.
      - Шапран!
       Люда встала и хорошо рассказала стихотворение. Поставив ей пять, Валентина Михайловна, вызвала Люду Алексееву. Та тоже рассказала нормально. Поставив и ей пять, учительница вызвала  Лиду.

      Лида рассказала первую строчку и запнулась.
      - В чем дело, Казарина? Почему не выучила? –  глаза учительницы строго смотрели на нее.
      - Забыла..   – пролепетала Лида.
      - Дай  сюда дневник!
       Лида с замиранием сердца подала дневник в руки Валентины Михайловны, и та  вывела жирную двойку.
      - Останешься после  уроков учить. Тебе, видно, дома нет времени на уроки, - сказала, возвращая  дневник.
       Лида села на место, красная, как рак. Никогда еще не было так плохо у нее: стыдно перед ребятами, страшно перед мамой; папа, конечно, тоже не похвалит.

       После уроков Валентина Михайловна завела Лиду в пионерскую комнату и велела там учить стих.  В помещении находились  двое третьеклассников и занимались каким-то делом.  Быстро выучив стихотворение, Лида подошла к мальчикам посмотреть, чем же они занимаются. То, что увидела, крайне заинтересовало ее: оказалось, что они занимаются выпиливанием.
       От мальчиков она узнала, что инструмент для выпиливания называется лобзик, в который вставляется тоненькая пилочка. Выпиливание требует сноровки и аккуратности, потому что приходится выпиливать сложные узоры. Лида увидела красивые узорчатые полочки из фанеры, сработанные выпиливанием. И вообще,  в пионерской комнате была масса интересных вещей: разные красивые поделки из  фанеры, картона, бумаги –  книжные полочки, шкатулки, цветы.Все окна  были уставлены цветущими комнатными цветами: геранью, фуксиями и другими, названия которых Лида еще не знала.

       Смотря, как мальчики занимаются выпиливанием, ей тоже захотелось попробовать.
      - Дайте мне попробовать попилить, - попросила она. - Хоть немного.
      - Нет, нельзя! Сломаешь пилку - что тогда? – сказал один. - В запасе только одна пилка осталась.
      - А я буду осторожненько, - стала она упрашивать.
      - Да, пусть попробует, - разрешил другой.
      - Ну, ладно, пробуй. Только, если сломаешь, другой пилки не дадим! – строгий мальчик дал ей фанерку и лобзик, а сам отошел.

       Получив возможность попробовать себя в необычном деле, Лида вонзила лобзик в фанеру и хотела сделать пилящее движение, как это делал отец при пилении дров. Движение вверх ей удалось сделать, а вниз – никак. Еще  небольшой усилие и – дзинь – пилочка сломалась. Лида посмотрела в сторону мальчишек. Они чем-то увлеклись и на нее не обращали внимание. Увидев в бумажном футлярчике  еще одну пилочку, она украдкой взяла ее, быстро заменила сломанную, и сделала вторую попытку. Произошло то же самое, к ее великому огорчению. Воспользовавшись тем, что мальчики по-прежнему были заняты, Лида, как шкодливый кот,  быстрее попыталась выскользнуть  из пионерской комнаты. А тут и Валентина Михайловна появилась.
      - Выучила стихотворение? – спросила она.
      - Выучила.
      - Ладно, иди домой - завтра спрошу; и смотри: больше не забывай!

                Подготовка к 8 марта
 
       Приближался праздник  8 марта, и к утреннику  Валентина Михайловна решила разучить со своими девочками  песню-танец «Матрешки».  Всего девочек –матрешек было шесть, и их разбили на три пары.  Суть выступления была такова. Матрешки пели: "Мы матрешки - вот такие крошки (показывают кончик пальца) , а у нас, а у нас красные сапожки (показывают на сапожки)".
       Потом поют: "Мы матрешки – вот такие крошки (снова   показывают кончик  пальца) , а у нас, а у нас сами пляшут ножки)". При этом  девочки разбиваются на пары  и каждая пара обхватывает друг друга за плечи и переваливаются с ноги на ногу.  Вот тут и была самая трудная часть. Почему трудная? Потому что трудно было удержаться от смеха. Лиде это показалось похожим на движение медвежат. И каждый раз она начинала смеяться, заражая других девочек.

        Валентине Михайловне надоело делать ей замечания по этому поводу, и она  строго предупредила Лиду:
       -  Если опять засмеешься, то отстраню тебя, и кем-нибудь заменю.
       Лида хотела быть матрешкой, обещала  не смеяться, но когда они снова стали по-медвежьи переваливаться, не могла совладать с собой и прыснула.  Валентина Михайловна тут же  выполнила свою угрозу.
       Когда состоялся утренник, этот номер был успешно выполнен девочками,одетыми в красные сарафаны, с красными платочками на головах и красными сапожками на ногах. Лиде было немного грустно, что ей не пришлось выступать в этом номере.

                Первые сведения о Христе

        Наступил канун Пасхи. Мама по случаю этого праздника напекла разнокалиберные куличи (паски)  в кружках и кастрюльках, накрасила яйца в разные цвета и уложила самую красивую паску в широкое блюдо и вокруг ее обложила накрашенные яички.
       Что это был за праздник, Лиду не очень интересовало. После праздника в понедельник некоторые ребята принесли в школу пасхальные яйца и начали ими стукаться друг с другом, узнавая, чье яйцо крепче окажется.  Кто-то принес яйцо, и, смеясь,  все яйца других поразбивал. Выяснилось, что это  яйцо было деревянным.

       Один из второклассников просил:
       - А почему на пасху говорят: «Иисус воскрес!» - кто знает?
       - А потому, что Христос умер на кресте, а потом воскрес, - ответил другой.
       - Да, ну, скажешь еще! Разве можно умереть, а потом воскреснуть? Кто тебе об  этом сказал?
       - Бабушка.
       - Неправда это! Человек не может так.
       - А Иисус – Сын Божий, а не просто человек. Он сам пошел на эту смерть, а Бог его потом воскресил.
        Мальчики продолжали спорить, а Лида подумала впервые об этом факте: «Да, хорошо умирать, если знаешь, что воскреснешь».

                Вредные привычки
 
       У Лиды были две вредные привычки: грызть ногти и грызть ручки. Ручки  были деревянные; Лида неосознанно покусывала кончик ручки и до такой степени его размочаливала, что приходилось обрезать его или покупать новую ручку. А как приятно Лиде было грызть ногти! Она такое удовольствие получала, когда зубки ее раскусывали нежный мягкий ноготок! Взрослые этого, конечно,  не могли понять и делали ей замечания. 
       Но мало этого,  у девочки  появилась еще одна  привычка, за которую ее отругали перед всем классом.  Дело в том, что парты в школе были покрашены светло-голубой эмалью, которая  не прочно склеивалась  со старой краской. Местами она поднималась пузыриками на поверхности, и Лида взяла привычку протыкать эти пузырики и сдирать небольшими полосками эмаль. Полоска за полоской, и постепенно площадь  содранной эмали увеличивалась,  обнажая старую,  разрисованную и расписанную чернилами,  поверхность.

       Благодаря старым надписям на парте, Лида узнала о несчастной любви какого-то Вовы к Тане К. .  Лида увлеклась своим расследованием, пока не заметила, что ее парта сильно отличается от других своим облезлым видом, но  было уже поздно.
       Когда Валентина Михайловна увидела внешний вид  парты, за которой сидела Лида, то глаза ее стали больше очков. Она  сильно ее отругала и пригрозила, что эту парту специально не будут красить для того, чтобы она сидела за ней и на следующий год. А свои  угрозы, как убедилась Лида, она выполняет: во втором классе она всю первую четверть просидела за старой своей ободранной партой. 

                Ответственный поступок       

       Однажды, в середине апреля Валентина Михайловна после уроков  велела первому и второму классу  к четырем часам  придти в школу с лопатами для работы в саду. Явка была для всех обязательна.
       Придя домой, Лида сказала об этом маме, и Надежда Ивановна,  возмутившись, сказала:
      - Этого еще не хватало, чтобы  первоклассников запрягать работой. Ты еще и лопату не умеешь в руках держать.
      - Да умею, мама. Я как-то  копала червей в саду.
      - Не пойдешь все равно. Если бы рядом жила со школой, а то такую даль идти, да еще через железную дорогу, да еще с лопатой.
      - Мама, ну как  я могу не придти? Все придут, а я – нет! Как я могу потом в глаза ребятам смотреть?

       Этот довод был, наверно, убедительным, и мама, скрипя сердцем,  отпустила ее.
      В школу пришли только Лида и мальчик со второго класса.
      - Не густо! – посмотрела на них Валентина Михайловна. – Ладно, пойдемте в сад.
       В саду они подкапывали деревья и сажали саженцы слив и яблонь.  Валентина Михайловна копала ямки, вставляла саженцы, а дети закапывали их.
       Домой Лида пришла в шесть часов, усталая, но с выполненным долгом. На следующий день она поинтересовалась у обеих Люд, почему они не пришли. Одна сказала, что голова  разболелась, а другая  сослалась на больной зуб.  Словом, у каждого в тот день случилось какое-то заболевание или важное дело.
       Зато  в день  ленинского субботника все были здоровы. В этот день вся школа направилась озеленять сквер за станцией. С самого утра весело заливался станционный репродуктор патриотическими песнями. Под песни «Будет людям счастье», «Марш энтузиастов», «Веселый ветер» и другие быстро спорилась работа. Настроение было праздничное и веселое в этот теплый апрельский день.
   
                Трудный диктант

       В конце апреля  Валентина Михайловна устроила первому классу диктант про то, чем занимаются школьники во время летних каникул.  Они ходят на речку, загорают, купаются, отдыхают в пионерских лагерях. И вот в  этом диктанте было слово «лагерь», которое Лида не знала, как  правильно написать. Думала она думала и написала в одном предложении: «лагир», а в другом  написала: «в лагири». Она рассуждала так: "Вот как мы говорим? Мы же не говорим "лагирь", а говорим "лагир". И мы же не говорим "лагире", а говорим "лагири". Вот так она и написала, как слышится при разговоре.
 
       За этот диктант она получила «два» и сильно расстроилась. Ее и тех, кто не справился с диктантом, оставили после уроков делать работу над ошибками. С тех пор она запомнила на всю жизнь, как это слово пишется.
       Перед Днем победы в школу пришел фотограф, чтобы сфотографировать лучших учеников на доску почета, и как было радостно и удивительно Лиде оказаться в их числе, ведь Валентина Михайловна часто ругала ее за что-нибудь, да и двойки  случались. На доску почета сфотографировали  и Люду Шапран, и детей с других классов.   

                Экскурсия на самолете

        После майских праздников  в класс заглянула завуч и объявила:
       - Ребята,  мы организуем экскурсию на самолете вокруг города. Кто хочет, нужно завтра сдать  по три рубля учителю.
       -  Ура!! -   запрыгали от радости ребята.  Началось такое веселье, что их с трудом удалось успокоить.  Лида тоже не могла отказаться от возможности посмотреть на город сверху.
  В назначенный день  детей, отправляющихся на экскурсию, собрали возле школы и посадили в специально заказанный автобус. Некоторых провожали мамы, делая напутствия, принесли даже запасные штанишки: мало ли что может случиться в полете. Надежда Ивановна тоже пришла проводить Лиду и сделать необходимые наставления.
        - Ты же там, смотри,  не балуйся. Крепко держись, чтобы не упала с сидения. Вот, возьми штанишки запасные, на всякий случай.
       - Не беспокойся, все будет хорошо, мама!  Я не маленькая! - полушепотом   успокаивала ее Лида, наотрез оказываясь от запасных штанов…

       Для экскурсии предоставили  самолет-кукурузник, в который вмещалось восемь человек. Первым летел первый класс. Дети один за одним по лесенке поднялись в аэроплан и расселись по лавкам, расположенных вдоль иллюминаторов. После необходимых процедур самолет загудел мотором и побежал по взлетной полосе, набирая скорость, и раз -  оторвался от земли. Сердце Лиды замерло на миг, и появилось радостное, непередаваемое  ощущение полета. 
       Они поднялись высоко над землей. Лида прильнула к иллюминатору и увидела огромную дугу горизонта, простиравшую от края до края. Земля внизу представлялась большими   кусками  разных оттенков зеленого цвета лугов, полей и лесов. Речки  блестящими голубыми лентами змеились среди лесных массивов,  полей и населенных пунктов. Дома с белыми, красными и коричневыми крышами смотрелись как игрушечные.  Лететь было нисколечко не страшно, а в  воздушные ямы было даже приятно попадать. Насмотревшись, Лида дала смотреть в иллюминатор соседке – Люде Алексеевой.
       Когда приземлились, впечатление от полета трудно было передать словами.  Лида с радостью кинулась в объятия матери, и они, обе счастливые, пошли  к автобусу.
      
                Главный итог

       Вот и наступил конец учебного года. Лида с большой радостью принесла домой дневник, в  табеле которого были почти одни пятерки за каждую четверть, только по русскому языку была четверка. Но это же ничего: во втором классе она обязательно исправится на пять. Главное, что ниже стояла запись: переведена во второй класс!   
         
      


Рецензии
Утра доброго Вам, Людмила!

Замечательная история о первокласснице, её переживаниях, мечтах и новых встречах, о том, каким иной раз витиеватым, но в то же время необычайно интересным бывает путь в знаниям!

Ну, и конечно, от всей души поздравляю Вас с прекрасным Весенним Праздником!

В этот весенний день хочу пожелать прекрасного настроения, тепла, любви и нежности близких, счастья, улыбок и позитива! Пусть сбудутся все желания, а жизнь будет полна приятных и невероятных сюрпризов. Будьте здоровы и счастливы!

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   08.03.2024 07:43     Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей! Спасибо большое за прочтение этой повести, отзыв,
теплые поздравления и пожелания.
И Вам желаю крепкого здоровья, любви, счастья, творческих успехов, вдохновения
и позитива!
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   08.03.2024 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.