Не расстанутся с... зеленым другом!

Друзья!

Лес- наше богатство! Утверждать обратное может только идиот! Но не они ли, безумцы, ежегодно устраивают лесные пожары по всей стране? Летом с.г. горела вся Якутия, смог добрался  до Югры, где тоже полыхало поядающее лесное пламя. Бескультурье, безразличие  миллионов россиян к своему зеленому достоянию поражает: ежегодные весенние палы сухой травы, непотушенные костры,
экологическое бездействие  большинства школ и вузов...Вообщем- всеобщее наплевательство и издевательство над природой!

Юные граждане не хотят заниматься в школьных лесничествах (непрестижно?), а их нет и в помине в том же третьем по величине городе ХМАО-ЮГРЫ -Нефтеюганске. (В сентябре 2019 года в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа состоялся XIX открытый окружной Слёт школьных лесничеств "Сохраним цветущий мир Югры", в котором приняла участие команда школьного лесничества "Боровское" в составе: Виктория Чебурахтина, капитан команды; Степан Нурмхаметов,Марина Кутенина, Тамара Гусельникова,Варвара Рыжкова,Степан Бурлев,Ирина Анатольевна Кошелева, руководитель эко-отряда,Станислав Александрович Скорпан, директор ГКУ "Белозерское лесничество").

А ещё...команда школьников и педагогов из Пойковской СШ №4  представляла Нефтеюганский район на XI Межрегиональном экологическом фестивале «Живая Планета» для детей и руководителей школьных лесничеств, который состоялся в Тюмени с 11 по 16 августа 2018 года.
Фестиваль ставит целью формировать экологическую культуры детей и подростков, планирует предоставить площадку для обмена опытом школьных лесничеств и экологических организаций регионов России, обратить внимание на профессиональную ориентацию молодого поколения и формирование здорового образа жизни.
Экологический фестиваль это мероприятия форумного, фестивального и семинарского формата для школьных лесничеств и экологических объединений регионов России. Ребята примут участие в обучающих занятиях, мастер-классах, практикумах, играх, квестах и других видах индивидуальной и коллективной образовательной деятельности. Для участников будут организованы мероприятия, вовлекающие детей и подростков в разные виды творчества, посвященные знакомству и взаимодействию с носителями национальных культур и традиций через природоохранную работу.
Вместе с юными экологами из Пойковского  работали представители школьных лесничеств и экологических объединений Тюменской области и регионов России, добровольцы (старшеклассники, студенты, выпускники школьных лесничеств), руководители школьных лесничеств (педагоги, лесничие).
Участников фестиваля проживали в палатках и домиках на территории «Лесного Дома» в сосновом лесу, для них было организовано стационарное питание, оборудована сцена для творческих номеров, презентаций и кинопоказов, павильоны и открытые площадки для мастер-классов, семинаров на живописном берегу реки Туры.

После торжественного открытия фестиваля и презентаций школьных лесничеств ребята  участвовали в конкурсах «Лесная эстафета», «Лесной кулинар», в Дне национальных традиций и ремесел казахского народа. Участникам были подготовлены мастер-классы «Погружение», где их учили создавать арт объекты из природных материалов и дерева, основам туризма и альпинизма, филигранной работе с берестой и основам дендрологии и ландшафтного дизайна. Каждый мастер класс проводится в течении 4-5 дней фестиваля, тем самым погружая участников в изучение темы с разных сторон, позволяя на практике отработать и закрепить знания, в результате получая готовый продукт - ландшафтный дизайн участка, гербарий и т.п. Знания, полученные на мастер-классах, будут использоваться в работе школьных лесничеств в течение года.
Ребята приняли участие в работе творческих мастер-классов - лепка из глины, украшения из эпоксидной смолы, картины из шерсти, мыловарение, выпечка бездрожжевого хлеба, их ждали встречи с интересными людьми различных профессий экологического направления. Организаторы подготовили отдельную программу для преподавателей, занятия с волонтерами, выставку-ярмарку «Природа и творчество» и круглый стол «Развитие движения школьных лесничеств России». Его участниками стали педагоги, родители, активисты школьных лесничеств, волонтеры, партнеры, ВНИИЛМ филиал "Сибирская лесная опытная станция", Департамент лесного комплекса и Департамент науки и образования Тюменской области".https://cctec.ru/3262-lesnaya-shkola.html

А ведь напомню,  "...школьное лесничество - это добровольное объединение школьников, как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии. (Согласно федеральной Программе развития движения школьных лесничеств, утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 №145.)


В 1991 году по инициативе лесничего Покачевского лесничества Мегионского лесхоза – Евгения Петровича Платонова было создано школьное лесничество «Зеленый патруль», затем «Соболь». С их создания и началась новая история движения школьных лесничеств региона. В 1993 году в автономном округе насчитывалось уже 28 школьных лесничеств, которые объединили в своих рядах 482 подростка. На данный момент в Югре функционируют 48 школьных лесничеств, в которых задействовано 1221 детей и подростков.
Юные лесничие регулярно организуют экологические и природоохранные мероприятия в рамках международных акций «Спасти и сохранить» и «Марш парков», акции «День птиц», «Посади свое дерево». Школьные лесничества – активные участники Весенних и Осенних дней древонасаждений. Ежегодно проходит Окружной слет школьных лесничеств и экологических объединений «Сохраним цветущий мир Югры».   В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре действует отлаженная система профориентации и подготовки кадров лесного хозяйства: школьные лесничества; Малая лесная академия Уральского государственного лесотехнического университета; ВУЗы и СУЗы, специализирующиеся на подготовке кадров в области лесного хозяйства и сопутствующих направлений деятельности; лесное хозяйство Югры и соседних регионов.
В  2019 году выпустилось 34 воспитанника школьных лесничеств, из них 33 поступили в ВУЗы и СУЗы на лесное направление".https://depprirod.admhmao.ru/
...Други!
Думаю, не убегут эти ребята, не переквалифицируются срочно в...нефтяники-газовики! Ведь лесник,лесничий, лесовод- выбор на всю жизнь! Как для свердловских выпускников вузов, ставших молодыми учёными в Висимском государственном заповеднике (см. файл ниже). А позвал их на эту стезю Колесников Борис Павлович – лесовод, лесовед, специалист по лесам Урала и Дальнего Востока, ботаник-географ, флорист-систематик, доктор биологических наук, член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР.
Светлая память этому человеку!
Вл.Назаров
**********
"Бочка Диогена"
Письма из Висимского заповедника

Итак, мы вступили на территорию заповедника. Идем узкой тропой. То справа, то  слева — огромные вывороченные из земли корни упавших старых кедров, время от времени раздается тоскливый, жалостливый скрип стволов деревьев. Недаром в сказках народная фантазия иногда наделяла деревья живой душой... Часто встречаются ядовитые растения: волчье лыко, чемерица. А вот целый участок леса, заросший черемшой,—в народе ее еще называют диким чесноком и заготовляют в Сибири на зиму.
Спугнули рябчика — и он торопливо замахал крыльями...
Все темнев, мрачнее лес — мы вступаем в девственную тайгу. Это никогда не рубленные и не горевшие леса — совсем близко лагерь.
Переходим через пересохшее русло маленькой речки Медвежки, притока Сулема. Слышна музыка, видимо, включен транзистор. На дощечке надпись «Бочка Диогена». На небольшой поляне и в самом деле домик в форме бочки (легче перевозить), а рядом недавно срубленная избушка. Посередине поляны — длинный стол со скамьями, крытый стеллаж для продуктов, горит костер. Здесь сейчас живут и ведут исследовательскую работу руководитель опорного пункта Кирсанов вместе с аспирантом института Юрием Алесенковым; выпускница госуниверситета этого года, сейчас лаборант Галина Кузнецова; студентки Зина Верникова, Люда Кариневская и Лариса Иванова. А к вечеру в лагерь пришел и Володя Горячев, тоже сотрудник института.
Заповедник очень удобен для изучения природы и  ландшафтов горной полосы Среднего Урала, их истории. Как раз по территории заповедника проходит граница между массивами таежных уральских лесов и хвойных-широколиственных южных видов. Здесь — стык флор, изучение которых представляет несомненный интерес.

Работа в заповеднике имеет значение н для выяснения закономерностей лесовосстановительного процесса. В заповеднике есть как нетронутые первобытные леса (таких массивов больше нигде на Среднем Урале не сохранилось), так и леса, которые рубились в XVIП и XIX веке и которые сейчас близки к восстановлению исходного первобытного состояния, и леса, где шли рубки в 30—50 годах XX века, и совсем недавно...
Аспирант Алесенков занимается изучением биологической продуктивности темнохвойных горных ельников Среднего Урала. В окрестностях лагеря они с Кирсановым выбрали несколько участков, на которых и ведется исследование. Их работа должна дать ответ на ряд вопросов, интересующих не только ученых, но и работников лесной промышленности. Какие леса дают большую биологическую массу: первобытные или производные, подвергавшиеся когда-то рубке? Или есть смысл рубить эти леса, оставив только часть из них как эталонные? Работа даст возможность сравнить продуктивность наших лесов с лесами  Севера, средней полосы, сравнить продуктивность различных типов лесов, расположенных на склонах гор.
Вообще, выяснение  биологической продуктивности- глобальная задача, одна из основных в Международной биологической программе.
И  с какой бы целью Кирсанов и Алесенков не шли по лесу, будь то просто за водой (а воды в лагере нет, и за ней приходится ходить за два километра) — они прежде всего обращают внимание на лес вокруг, на тип его и возраст... И здесь, сейчас, у костра, буквально через 10 минут после нашего прихода, они уже рассуждают о кедре. Почему вот тут, возле Медвежки, растут куртины кедра, почему здесь кедра больше, чем на других участках леса?
Кедр влаголюбив, как ель, но любит свет, как крымская сосна, как светлохвойные породы, хотя его и относят к темнохвойным. Вот он и растет тут, во влажной низинке, где Медвежка разрывает свод леса, куда попадает солнце.
Галя Кузнецова вместе с Володей Горячевым ведет наблюдения на шести пробных площадях, где установлены гигрографы, термографы, психрометры, термометры, а кроме того, систематически берет образцы для определения влажности почвы.
Работа продолжается уже третий год. Исследования микроклимата приземного слоя воздуха, как одного из лесообразующих факторов, определяющих структуру лесов, ведутся под руководством старшего научного сотрудника института Регины Степановны Зубаревой. Она приедет в заповедник в августе, а пока ее помощники внимательно регистрируют и обрабатывают все показания приборов.
Жизнь в лагере идет своим чередом. Кто-то из девчат дежурит по кухне, а мужчины, кроме своей основной научной работы, должны еще нарубить дров, принести воды, поставить палатку... Да и изба строилась также силами сотрудников института.
А вечером после ужина Володя Горячев берет в руки гитару. Запевают Галя Кузнецова и Зина Верникова. Остальные подхватывают... Потрескивает костер, тихо шумят верхушки деревьев —  и по тайге плывет негромкая русская народная песня... Хорошо...
А иногда, в самые лирические минуты, Зина Верникова и Лариса Иванова читают свои стихи...
И лагерь накрывает своим черным пологом июльская ночь...

Г. ФЕДОРОВА.
Газета "На смену".
1975 год.


Рецензии