Роль Сталина в Октябрьском перевороте

Определение «Великая Октябрьская революция» впервые появилось в декларации, оглашённой Ф. Ф. Раскольниковым от имени фракции большевиков в Учредительном собрании. К концу 1930-х годов в советской официальной историографии утвердилось название Великая Октябрьская социалистическая революция. В первое десятилетие после революции она нередко именовалась Октябрьским переворотом, и это название не несло в себе негативного смысла (по крайней мере, в устах самих большевиков) и представлялось более научным в концепции единой революции 1917 года. В. И. Ленин, выступая на заседании ВЦИК 24 февраля 1918 года, говорил: «Конечно, приятно и легко бывает говорить рабочим, крестьянам и солдатам, приятно и легко бывало наблюдать, как после Октябрьского переворота революция шла вперёд…»; такое название можно встретить у Л. Д. Троцкого, А. В. Луначарского, Д. А. Фурманова, Н. И. Бухарина, М. А. Шолохова; и в статье Сталина, посвящённой первой годовщине Октября (1918), один из разделов назывался «Об октябрьском перевороте».

Впоследствии, однако, слово «переворот» стало ассоциироваться с заговором и захватом власти узкой группой лиц (по аналогии с дворцовыми переворотами), утвердилась концепция двух революций, и термин был изъят из официальной историографии. Зато выражение «октябрьский переворот» стало активно употребляться, уже с негативным смыслом, в литературе, критической по отношению к советской власти: в эмигрантских и диссидентских кругах, а начиная с перестройки — и в легальной печати. Обозначение «октябрьский переворот» используется и в некоторых современных научных публикациях, например, в учебнике «История России. XX век» под редакцией А. Б. Зубова (2009) или в 5-м томе словаря «Русские писатели. 1800—1917» (2007). Философ А. П. Бутенко использует словосочетание «революционный переворот»..

Долгое время в Советском Союзе поддерживалось убеждение, что Сталин был главным соратником Ленина при осуществлении Октябрьской революции 1917 года, вторым человеком в партии. Всегда подчёркивалось, что Сталин неизменно поддерживал Ленина по всем политическим вопросам. В годы «перестройки» возникла легенда, будто Сталин до революции 1917 года был вообще никем, и непонятно как и откуда он вдруг выскочил на вершину власти в 20-е годы. При разборе исторических фактов, ставших доступными благодаря той же «перестройке», выясняется, что первая, официальная сталинская, картина была гораздо ближе к истине, хотя ситуация была несколько сложнее, чем рисовалось.

Временно во главе партии
Сталин не был «никем» до революции 1917 года. Он был одним из виднейших и уважаемых членов партии большевиков, членом большевицкого ЦК с 1912 года. На момент свершения Февральской революции из членов ЦК большевиков в России находились только три человека – Сталин, Свердлов и Каменев (все в ссылке).

5 марта 1917 года возобновилось легальное издание газеты «Правда» в России, которое возглавляли Молотов и Шляпников. Любопытно, что Молотов стал впоследствии одним из ближайших сотрудников Сталина по управлению Советским государством, тогда как Шляпникова в 1937 году Сталин расстрелял. Но в тот момент оба – и Молотов, и Шляпников – настороженно встретили возвращение из ссылки старших товарищей.

Однако Сталин, опираясь на своё положение члена ЦК, сумел оттереть от руководства партией, до возвращения в Россию Ленина, как Молотова и Шляпникова, так и Каменева со Свердловым. Фактически с середины марта до 4 апреля 1917 года Сталин был первым большевиком в России.

Позиция Сталина в этот период не была ленинской. В «Правде» было опубликовано только два из пяти «Писем из далёка» Ленина, в которых вождь большевиков настраивал политику своей партии. Для Сталина позиция Ленина в этот период была слишком радикальной. Сам Сталин выступал в то время за условную поддержку Временного правительства и за «революционную» войну с Германией «до победного конца». Вернувшись, наконец, в Россию, Ленин сделал разнос Сталину и отстранил его от руководства «Правдой».

Снова во главе
До сих пор неизвестно, согласился ли Сталин в итоге с «Апрельскими тезисами» принципиально или принял их только как дисциплинированный член партии. Как бы то ни было, дальнейшая деятельность Сталина проходила под идейным влиянием Ленина.

В мае 1917 года случилась очередная неприятность для Сталина. В Россию вернулся Троцкий с группой так называемых «межрайонцев». Троцкий быстро смекнул, куда движутся события, и решил примкнуть к большевикам. А благодаря своим полезным международным связям и ораторскому искусству Троцкий стал сразу играть вторую роль в партии после Ленина. Сталин оказался совсем затёрт.

Но в июльские дни 1917 года, когда партии большевиков грозил разгром, именно политический такт Сталина, ведшего переговоры с Временным правительством, спас партию. В период, когда такие руководители большевиков, как Ленин и Зиновьев, были вынуждены податься в бега, а Троцкий и Каменев арестованы, Сталин снова остался первым легальным вождём партии. Он руководил Шестым съездом большевиков 26 июля – 3 августа 1917 года.

Прочные позиции в руководстве
После разгрома корниловского мятежа, когда на свободу вернулся Троцкий, Сталин не ушёл в тень. Он не был настолько на виду, как Троцкий, избранный председателем Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и с этого легального поста руководивший Октябрьским переворотом. Но его голос в ЦК звучал веско.

Одним из показателей влияния Сталина стало отклонение в сентябре 1917 года поспешных рекомендаций Ленина по захвату власти. По мнению Сталина, условия для этого ещё не созрели. Под воздействием Сталина «Рабочий Путь» (так временно называлась «Правда») даже не стал публиковать соответствующих ленинских писем. На этот раз, нелегально возвратившись в Петроград, Ленин не стал устраивать разнос, а признал правоту Сталина.

В свою очередь Сталин полностью поддержал курс Ленина на вооружённый захват власти в конце октября 1917 года. На этот раз позиция Сталина помогла нейтрализовать оппозицию восстанию со стороны Зиновьева и Каменева.  При Петросовете, во главе которого стоял Троцкий, был создан Военно-революционный комитет, который явился официальным руководителем военного переворота, командуя красногвардейцами и революционными матросами. Но были и другие силы, в частности, боевики Дзержинского и боевики Разведуправления  Генштаба Российской армии. 

Историк Андрей Фурсов, ссылаясь на исследования историка Олега Стрижака,  вообще утверждает, что успех переворота был связан с участием в нем руководителя Разведуправления Генерального Штаба Российский империи генерала Потапова, который вместе со Сталиным и Дзержинским вошел в военный комитет, руководивший революционными солдатами и матросами из здания, где размещалась контрразведка Петроградского гарнизона со всеми средствами связи, а рядом стоял крейсер «Аврора» как запасной штаб переворота.  Фурсов ссылается на то, что крейсер мог перейти из Кронштадта в Неву только после приказа Генштаба, ибо надо было  в крейсер, стоявший на ремонте,  загрузить уголь, развести пары и дать ход, а также развести мосты на Неве, чтобы крейсер мог дойти до Петропавловской крепости.  Немногие знают, что рядом с «Авророй» стоял новейших эсминец «Самсон», который прикрывал крейсер, не имевший в это время пушек, кроме зенитных, издававших громкий звук при выстреле.

Без участия военных не мог произойти и захват телеграфа, почт, ибо рабочие не могли пользоваться средствами связи.  Подтверждается участие Потапова и тем, что он занимал в Красной Армии ряд командных постов и умер своей смертью в пожилом возрасте. Со Сталиным на связи были и военный министр Временного правительства Маниковский и министр военно-морского флота Вердерский, которых в ночь переворота арестовали вместе с другими членами Временного правительства, но на следующий день выпустили. В дальнейшем они служили в Красной Армии.

В первые же дни после Октябрьского переворота, столкнувшись с резким неприятием других социалистов, многие деятели большевицкого ЦК, включая тех же Зиновьева и Каменева, стали проповедовать широкое соглашение социалистов о создании правительства. Но Ленин остался непреклонным, а Сталин и тут поддержал Ленина. В ноябре 1917 года, когда Сталин возглавил наркомат по делам национальностей, его место в негласной партийной иерархии было примерно четвёртым, после Ленина, Троцкого и Свердлова.

2 ноября 1917 года за подписью Ленина и Сталина вышел подготовленный Сталиным один из основополагающих документов Советского государства – «Декларация прав народов России». Она провозглашала право наций на самоопределение вплоть до отделения и стала впоследствии основой для создания различных национальных советских республик.

Так что утверждение «антисталинистов» и либералов о том, что Сталин не играл никакой роли в захвате власти большевиками в октябрьские дни 1917 года не выдерживают никакой критики.  А авторы сериала «Троцкий» вообще высосали эпизод с событиями ночи  25 октября 1917 года по юлианскому календарю, принятому в то время в России, и хотя уже в феврале 1918 года был введён григорианский календарь (новый стиль) и уже первая годовщина (как и все последующие) отмечалась 7—8 ноября, революция по-прежнему ассоциировалась именно с октябрём, что и нашло отражение в её названии. Сами большевики долгое время называли день 7 ноября – первым днем мировой социалистической революции. Была вера в то, что трудящиеся других европейских стран поддержат Россию.


Рецензии
Читаю: "Зато выражение «октябрьский переворот» стало активно употребляться, уже с негативным смыслом, в литературе, критической по отношению к советской власти: в эмигрантских и диссидентских кругах, а начиная с перестройки — и в легальной печати". И удивлённо спрашиваю: так неужели вы поддерживаете этот "негативный смысл" и соответственно всю эту шушеру из диссидентов, эмигрантов, "перестройщиков" и других врагов советской власти?

Сергей Ефимович Шубин   28.07.2023 20:22     Заявить о нарушении