Часть - 11. Серъёзности и веселинки

       http://proza.ru/2021/09/29/667
        В заключительной части нашей повести хотелось бы пробежаться с вами по выдержкам воспоминаний любителей творчества великого мариниста, которые оставили свой след о нём в каких - то необычных фактах его биографии, конечно мы их пропишем в разделе «Использованная литература» нашей книги. Ну что, начинаем!
         
        Три мелодии для Глинки.
        С детских лет Айвазовский любил музыку, сам играл на скрипке народные мелодии. Вспоминая об этом, он нарисовал себя со скрипкой, причём сам художник-мальчик сидит на полу, а скрипку держит на коленях – так обычно держат смычковые инструменты на Востоке. Айвазовский не раз играл на вечерах у Глинки. Три мелодии, услышанные им от Айвазовского, Глинка включил в оперу «Руслан и Людмила». В «Записках» Глинки читаем: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила». Имение Айвазовского в Судаке находилось рядом с дачей композитора Спендиарова. И два этих великих человека часто засиживались до глубокой ночи: Айвазовский играл на скрипке, Спендиаров аккомпанировал на рояле.

        Айвазовский и география.
        Такой абсурд как суша без моря в его голове не укладывался. В восьмилетнем возрасте услышав от отца, что есть такие места, где одна земля, а моря, вообще нет, категорически отказался верить в реальность эдакого кошмара. Быть такого не может по трем причинам: а) потому что не может быть никогда; б) а корабли как же тогда передвигаться будут? Кораблю без моря никак! в) и еще важнее — человеку в этом всём как жить? Человеку без моря тем более никак…
Когда Ованес Гайвазовский вырос и стал именоваться Иваном Айвазовским, он побывал и сам в тех краях, где сплошь земля, а моря нет: учился в Петербурге, странствовал по заграницам, путешествовал степными районами Украины. Но своему правилу «человеку без моря — никак» не изменил, бросил всё и уехал в Феодосию

          Местный Робин Гуд и Айвазовский.
          Айвазовского любили и богатые, и бедные, и подчас эта любовь проявлялась довольно неожиданным образом. Однажды, когда Айвазовский работал в мастерской в своём имении Шах-Мамай, визит ему нанёс легендарный крымский разбойник Алим Айдамак. В песнях и сказаниях Айдамаку приписывают подвиги, аналогичные деяниям героя английских баллад: у богатых отнять, бедным раздать. Этот неуловимый местный Робин Гуд всё награбленное у толстосумов раздавал нуждающимся. И он, якобы, сказал Айвазовскому следующее: «Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят, картины пишешь. Можно ли посмотреть?» Айвазовский показал Алиму свои картины, да ещё и пригласил необычного гостя выпить кофе. Алим сердечно поблагодарил Айвазовского, пообещав непременно побывать на его свадьбе, т.к. художник обмолвился, что вскоре собирается жениться. И выполнил своё обещание. Настал день свадьбы. Праздничный кортеж остановила шайка разбойников. Гости переполошились, но предводитель разбойников спрыгнул с лошади, опустился на колено перед невестой и вручил ей роскошную восточную шаль, пожелал счастья – и умчался прочь.

           «Хаос» и Папа Римский.
           Речь идёт о великолепном полотне в нехарактерном для Айвазовского мистическом жанре. Вдохновившись библейской строкой «и Дух Божий носился над водою», он воплотил ее на холсте. За эту картину кардиналы Ватикана заподозрили художника в поклонении демонам и отторжении классических религиозных канонов. Признание работы ересью сильно угрожала успешной карьере художника. Богатые европейские семьи бы попросту перестали его покупать. Не один день мастерскую Айвазовского посещали бесконечные процессии, состоящие из прелатов, кардиналов и прочих высокопоставленных особ. Не замеченные до той поры в особом пристрастии к русскому искусству, все эти комиссии не смогли отыскать в работе изъяны, которые бы сделали ее недостойной галереи Ватикана. Но Айвазовский вовремя подсуетился и когда Папа Римский сообщил, что хочет видеть эту картину своими глазами, привез ее лично и торжественно преподнес в подарок его святейшеству.
          Конфликт с кардиналами был исчерпан, а картина стала частью собрания Ватикана. Папа приобрел картину, а Айвазовского наградил Золотой медалью, что утвердило его славу как чудотворца кисти. Гоголь, с которым Айвазовский сдружился в Риме, отлично скаламбурил по этому поводу: «… Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль…»

          Малярам сдавать жилье не велено!
          Айвазовский - великий живописец, покоритель Европы, гордость Отечества, обладатель всевозможных почестей и медалей, летом 1844 года вернулся в Санкт-Петербург из заграничного турне. За время своих странствий он прославил и свое имя, и русское искусство. Он признан в Италии, Голландии, Англии, Франции, Испании, в Петербурге ему собираются дать звание академика (и ведь дадут), а также причислить к Главному Морскому штабу первым живописцем. Художник ищет мастерскую. Средств у него хватает, поэтому помещение он желает просторное, в самом центре. Находит подходящий вариант на улице Караванной, не торгуясь, соглашается на назначенную цену, собирается оставить задаток…
         И эта щедрость кажется подозрительной дворнику, показывавшему помещение. Он требует назвать род занятий потенциального постояльца, и услышав ответ «живописец Айвазовский», отнюдь не просит автограф, а отказывает художнику в сдаче квартиры («фатеры»). На удивленный вопрос Айвазовского отвечает: «Хозяйка строго-настрого запретила пущать в дом мастеровых. Еще вчера портному отказала!». Никакие аргументы насчет «известного художника» не сработали. Дворник упорно стоял на своем: «Понимаем мы это, а все же, значит, мастеровые по малярному цеху. Фатеру загрязните так, что после и не очистишь. Нет уж, извините, а сдать фатеру не могу-с».

         Феодосийская картинная галерея становится третьей в стране.
         До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее. Торжественное открытие Феодосийской картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены двадцать три картины, а также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки – любимого поэта и любимого композитора Айвазовского. Сейчас картинная галерея Айвазовского находится в самом центре Феодосии. А в 1845 году, когда Иван Константинович только приступал к её строительству (собственно, художник строил дом для себя, а галереей он стал потом), то выбрал для этого пустынное место на окраине города, на берегу моря.

         Ночёвка в комнате-музее Байрона на острове Святого Лазаря.
         Брат художника Гавриил выбрал церковный путь. Когда Иван Айвазовский приезжал к нему на остров святого Лазаря, его поселили в комнате, в которой останавливался Байрон. Эту комнату в монастыре сохраняли как музей. Всё в ней оставалось таким, каким было при визите поэта. Честь остановиться в ней выпадала редким счастливчикам и считалась знаком особого уважения островитян. Молодой художник был очень взволнован этим фактом, ему казалось, что таким образом он получает благословение поэта-романтика. В чем-то это справедливо: Айвазовский мог быть мистиком, мог — реалистом, но природа его таланта очевидно романтическая. Примечательно, что именно после ночи, проведенной в комнате Байрона, и утренней долгой беседы с братом, художник окончательно решил изменить свою фамилию, убрав букву «Г» и став из Гайвазовского Айвазовским.

          Географический деятель.
          Крым многие годы оставался малоизвестной окраиной страны – и творчество Айвазовского познакомило русское общество с этим южным краем. А на заседании Академии художеств, посвящённом 50-летию творческой деятельности Айвазовского, исследователь и путешественник, вице-председатель Русского географического общества Семёнов-Тян-Шанский, обращаясь к художнику, сказал: «Русское географическое общество давно признало вас выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского моря» (так в X-XII веках называли Чёрное море.)

          Приветлливый хозяин.
          Айвазовский любил принимать гостей у себя дома, радовался визитерам, с восторгом их встречал. Что примечательно, гости у него бывали самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий. Впрочем, гости всех рангов и сословий могли столкнуться с тем, что через несколько дней за обедом приветливый хозяин сообщал, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что гости надоели. Просто ему жизненно необходимо было работать, писать, а для этого надо уединение и минимум отвлекающих факторов. Не все гости видимо в такие моменты комфортно себя чувствовали.

          Про десерт для гостей.
          Айвазовскому было не лень на место фабричной этикетки наклеить собственноручно изготовленную. Как правило, на этикетках «от Айвазовского» оказывались какие-то особо «бурлящие» марины, чаще всего «Девятый вал».
На пятидесятилетие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский встал и произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.

          Розовый пуант или 300 000 рублей за розу!
          После смерти художника жена достала из секретера мужа шкатулку, вынула оттуда розовый пуант и бросила его в пылающий камин. Но зачем художник до самой смерти хранил эту балетную туфельку? Карета знаменитой итальянской балерины Марии Тальоне, мчащаяся на всех парах, после спектакля сбивает задумавшегося молодого человека. Испуганная балерина, выпрыгнув из кареты и усадив пострадавшего рядом, увозит его к парадному подъезду, где он проживал на то время. От тонкого аромата духов, большущих карих глаз у будущего великого живописца «снесло голову», а это был он сам, девятнадцатилетний студент Иван Айвазовский. Через час ему принесли билеты на «Сильфиду», на которую нельзя было достать билеты, на четвёртый ряд! На спектакле он узнаёт прекрасную незнакомку и после него ждёт её среди толпы обожателей, даже не надеясь, что Мария его заметит. Но она его увидела и кинула ему букет роз.
- Молодой человек! - кинулся к нему почитатель балерины, - сто рублей (триста тысяч на современные деньги) за розу!
Но студент, прижав цветы к груди, убегает домой!
- О божественная, Тальони! – пронеслось у влюблённого юноши в голове.

         Парижский арт-дилер и состояние на новости о смерти Айвазовского.
         Однажды художник плыл в Англию из Испании, и его корабль попал в шторм. Художник чудом спасся, но европейские газеты уже распустили слух о кораблекрушении. Имя Айвазовского попало в списки погибших.
Один парижский арт-дилер успел из этой новости извлечь колоссальную финансовую выгоду. Он в один день продал 4 картины, которые находились у него на комиссии, по баснословным ценам. Минимум в 5 раз больше изначальной цены.

         Картины Айвазовского и переговоры Хрущёва с Кеннеди.
         Как мы уже с вами видели, в 1891-1892 годах Россия была на грани голода. Тогда простые американцы собрали и отправили несколько кораблей гуманитарной помощи России с зерном, мукой, крупами. Айвазовский настолько был впечатлен этим поступком, что написал две картины: "Корабль помощи" и "Раздача продовольствия". Во время визита в США, в знак благодарности, он подарил эти две картины Нью-йоркской галерее.
         Во время Холодной войны, перед переговорами Хрущева и Кеннеди, жена американского президента, Жаклин Кеннеди, попросила эти две картины в аренду у галереи. Во время встречи Хрущева и Кеннеди они висели в зале переговоров. Тогда этот тонкий намек на дружбу способствовал переговорам о предотвращении ядерной войны.

         Самый дорогой русский художник.
         Есть еще один интересный факт, связанный с картинами из Белого дома.
В 2008 году они помогли Айвазовскому стать самым дорогим русским художником. Ненадолго, но все же. Тогда его картины «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи» были проданы за рекордные 2,4 миллионов долларов, оставив позади Рембрандта и Серова.

         Книги и Айвазовский.
         Во всяком случае так написал о нем Чехов, после визита в его поместье в Феодосии. «22 июля (1888 год), Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за двадцать пять верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет семидесяти пяти лет, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал».
;
         "Девятый вал" и Репин.
         Однажды, когда Репин гостил у Айвазовского, он решил над ним подшутить: поставить перед дверью в комнату свой "Девятый вал" и напугать его. Он пригласил Репина в комнату и пропустил его вперед. Репин распахнул дверь и закричал, над ним вздымался "Девятый вал". Он был поражен и шокирован, а чтобы прийти в себя ему даже понадобилось присесть.

         Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость».
         Храм расположен в селе Насыпное в Крыму. Некоторые иконы в церкви были подарены Иваном Айвазовским, здесь же венчалась одна из его дочерей. В этом же храме служил молебен царь Николай II, когда направлялся в Кизилташскую обитель. Память о чудесах этого места, все еще хранилась в народных преданиях, именно на этом месте являлась Богородица.

         Айвазовский в цифрах.
         На счету мастера — около шести тысяч картин, сто двадцать прижизненных персональных выставок, сто тридцать пять виз в паспорте. Размер его самого большого полотна — 282 x 425 сантиметров, самого маленького — 10 x 7 сантиметров.

         Виды берегов морей, которые рисовал Айвазовский.
         Айвазовский никогда не расставался с альбомом и карандашом. В молодости он мастерски рисовал понравившиеся ему панорамные виды берегов Черного, Балтийского, Средиземного морей, перспективы приморских городов — Ялты, Алушты, Феодосии, Керчи, Неаполя, Сорренто, Венеции, Ревеля, Константинополя.

         Борьба народов за свою национальную независимость в творчестве художника.
         Особое место в творчестве Айвазовского занимает цикл картин, изображающих отдельные эпизоды борьбы народов за свою национальную независимость. Широко отражена на его полотнах героическая борьба греческого народа против турецких угнетателей в двадцатых и шестидесятых годах XIX века, борьба, которой он глубоко сочувствовал. В ряде картин он отразил бедственное положение беззащитного армянского населения в Турции в 1895 году, оказав одновременно широкую материальную помощь пострадавшим.

         Франция и Айвазовский.
         Всеобщее признание и высокую оценку получило творчество Айвазовского во Франции. В 1857 году за выставленные в Париже картины Айвазовский был награжден орденом Почетного легиона. В 1890 году его вторично наградили орденом Почетного легиона с вручением отличий ордена, что является наивысшей во Франции наградой.

         Кружка на дверях.
         Больше всего посетителей в галерее было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Мастерская Айвазовского находилась прямо за стеной галереи, и он нередко выходил к посетителям, разговаривал с ними. Входных билетов не существовало, не было и зафиксированной платы за посещение. Но на дверях была прикреплена кружка-копилка, и посетители опускали в неё деньги — кто сколько захочет. По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди самых бедных горожан.

          В Симферополь и обратно.
          С началом Первой мировой войны было решено вывезти картины Айвазовского в безопасное место: возможен был обстрел города вражескими кораблями с моря. В октябре 1914 - го все картины перевезли в Симферополь, где они хранились в здании Офицерского собрания. В марте 1918 года, с установлением советской власти в Крыму, картины в спец вагоне вернулись в Феодосию. 14 декабря 1922 года вновь была открыта уже национализированная картинная галерея, экспозиция которой, как и прежде, помещалась в одном зале и состояла из 49 картин.

          Памятник И.К. Айвазовскому у галереи.
          Знаменитый памятник Айвазовскому возле картинной галереи, «позирующий» на всех видовых открытках Феодосии, появился там 1 мая 1930 года. Это был первый памятник художнику в России, созданный на народные средства, собранные по всероссийской подписке. Открытие памятника предполагалось приурочить к 1917 году — столетию со дня рождения Айвазовского — и к этой дате он уже был готов. Но революция заставила взять паузу, во время которой памятник целых 13 лет хранился в Ленинграде, в подвале Академии художеств.
        На фото, на балконе стоит Анна Никитична, супруга художника- мариниста, также Барсамов Николай Степанович, директор галереи который последние годы жизни жил в доме, находившемся во дворе галереи и представители городской власти. Справа от монумента, писатель Александр Степанович Грин.

        Где были картины вовремя 2й мировой войны.
        Во время Второй мировой войны картины Айвазовского отправились в эвакуацию. 30 сентября 1941 года их погрузили на госпитальный теплоход «Калинин» и вывезли через новороссийский порт в Краснодар. В Краснодаре коллекцию разместили в помещении краевой картинной галереи им. Луначарского. В ноябре 1941 года картины перевезли в Ереван. 2 мая 1942 года, в день 125 - лития со дня рождения Айвазовского, в Ереване открылась выставка, на которой было показано 67 картин художника. 5 ноября 1944 года картины в полной сохранности вернулись в Феодосию.

         Мраморные львы у дома Айвазовского.
         У парадных дверей дома Айвазовского в советское время стояли два античных мраморных льва. Эти мраморные статуи, датируемые IV в. до н. э., в начале ХХ века были подняты со дна Керченского пролива вблизи берега, где находился античный город Фанагория. Сначала они охраняли вход в феодосийский Музей древностей на горе Митридат. А когда музей переехал в здание галереи Айвазовского, вместе с ним переехали и львы — на их широких и гладких спинах любили сидеть дети. Сейчас львы находятся в лапидарном дворике Музея древностей, у которого уже давно своё собственное здание, расположенное рядом с галереей Айвазовского.
(Продолжение следует. Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Александр, очень интересная глава, предполагала, что заключительная. Но прочла : продолжение следует.
Интересно, что ещё Вы хотите рассказать любителям моря, живописи и творчества И. К. Айвазовского?
Много интересных фактов, может быть и главу лучше назвать "Малоизвестное об И. К. Айвазовском"?

Запомнилась характеристика художника А. П. Чеховым, в которой ярко сконцентрированы черты внешности, личности и характера великого мариниста. Несомненно одно :И Айвазовский был человеком незаурядным, общественным, чутким к нуждам людей, патриот Крыма и России, талантливый художник!

С благодарностью за вашу титаническую работу-книгу, из которой узнала много интересного. Живой художник в ней- и это главное!

Светлана Весенняя   15.02.2022 20:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана! Спасибо и Вам, что Вы нашли время и прочитали книгу, и она открыла Вам какие - то новые странички в живописи и творчестве Айвазовского. Да, наверное и лучше назвать так, но вот книга размещена в Литресе (там понятно всё красочней и интересней за счёт размещения описываемых картин художника, фотографий), но если в Прозе легко исправить, там в Литресе это не просто... С уважением - АВС.

Александр Смольников   16.02.2022 08:32   Заявить о нарушении
Александр, зашла сегодня на ЛИТрес, А. С., увидела ваши книги. Хотела просто перелистать повесть об И. Айвазовском и рассмотреть иллюстрации, но это оказалось невозможно. Жаль.
С уважением,

Светлана Весенняя   16.02.2022 18:41   Заявить о нарушении