Митраизм в Африке

Не смотря на то, что митраизм проиграл как религия и философия христианству и считается невосполнимой утрата сведений о нем, включая развернутые митраистские тексты и описания ритуалов, все же, думается, некоторые фраменты, кроме тех, которые известны как из источников со стороны оппонетов и «непосвященных», так и из лапидарной митраистской эпиграфики, давно изученных и проанализированных специалистами по митраизму, можно обнаружить в виде, правда, значительно преломленном через время и интерпретации.

Как известно, главными распространителями митраизма в Римской империи являлись легионеры, от солдат и ветеранов до высших военачальников. В местах стоянок легионов часто обнаруживаются митреумы (пещерные или катакомбные храмы) и наружные митраистские храмы эллинистического типа. Не исключние в этом и Африка.

Например, следы непосредственного почитания Митры засвидетельствованы не только в Египте (эпизодически – начиная с персидского завоеваия), но и в Аксумском царстве – древнеэфиопском государстве, существовавшем в I-XI вв. на территории современных Эфиопии, Эритреи, Судана, Йемена и Аравии и столицей которого был город Аксум. Поскольку Аксумское царство располагалось на важнейших торговых путях из Египта, Восточной Римской империи (Византии), Сирии, Ирана, Ирака в Аравию, Восточную Африку, Индию и Китай, не удивительно, что сюда проникают иностранные культы, особенно те, которые близки с ключевым для аксумитов культом священной особы царя, в котором воплощалось и заново рождалось солнечное божество: «… Так, в Аксуме (Эфиопия) бог Махрем, олицетворявший Солнце и называвшийся "непобедимым для врага", не только своим именем, но и функциями и атрибутами напоминал "непобедимое Солнце", бога Михру. Находят в Аксуме также элементы буддизма…» (Кобищанов Ю.М. На заре цивилизации. Африка в древнейшем мире. – М. : Мысль, 1981. – С. 215.). В аксумском политеизме Махер (Maher) или Махрем (Mahrem) почитался воин, бог войны. Он занимает второе место в триаде богов, которую он формирует вместе с Астар (Astar) и Бехер (Beher). Аксумские короли называли себя «Сыновьями Непобедимого Махрема» и вели свою родословную от Махера.
 
Завоеванная римлянами Мавретания была по указу императора Клавдия в 44 г. н. э. разделена по реке Мулуя на две части – Цезарейскую (запад Алжира) и Тингитанскую (север Марокко, с центром в Тингисе, современном Танжере). Административным центром первой стала бывшая столица Нумидии Иол (пунич. «остров»), переименованная в Цезарею (Colonia Claudia Caesariensium Iol, ныне Cherchell, Шершель, Шаршал, 90 км к западу от г. Алжир), давшая название всей провинции. Город был заселен римскими ветеранами, а его жители получили римское гражданство. Урожденные в городе Макрин и Диадумениан стали первыми римскими императорами (217-218 гг.) из Африки.  Сам город Цезерея и был главным центром культа Митры в римской Африке. Установлено исследователями, что наибольшее число митраистских памятников падает на прибрежные или близкие к ним города (Цезарея, Цирта, Русикада, Карфаген, Хидиббиа, Икосий), а также на места гарнизонных стоянок (Ламбеза, Маскула, Диана, Эль-Гара и др.), возле таможенных и финансовых канцелярий, местоположений военных чиновников (Кагаров Е.Г. Религия эллинистической эпохи и христианство [1929 г.] // Труды по истории и антропологии религии (1929–1946) / 2-е изд. ; сост. , подгот. М.М. Шахнович, Е.Я. Терюковой ; под ред. М.М. Шахновича. – СПб. : Изд-во СпбУ, 2020. –  С. 88).

Как известно, «… для охраны североафриканских провинций предназначался III римский легион Августа. В начале І века н.э. стоянка его находилась в городе Аммедера, но вскоре она была перенесена южнее. При императоре Веспасиане (в 60-х годах) местопребыванием легиона избрали город Тевеста (ныне Тебесса в Алжире, – О.Г.). Тогда же проложили важную стратегическую дорогу от Тевесты к побережью на город Гиппон Регна (современный Бон). Вскоре часть легиона перевели западнее, в Ламбезис (ныне Тузут-Ламбез в Алжире, – О.Г.), где получил свое постоянное место штаб легиона. Император Траян после посещения Африки и дарования Тевесте статуса колонии приказал заложить новый город для ветеранов III легиона – Тамугади. Все три города, соединенные дорогами, стояли на линии южной границы и были мощной защитой против непокорных племен кочевников…» (Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. – М. : Искусство, 1979. – С.79-80).

ІІІ Легион Августа (Legio III Augusta), эмблемами которого были  Единорог и Пегас, сформирован Октавианом в 43 г. до н. э. и прекратил своё существование в начале V в. н. э., когда в 429 году в Мавретанию вторглись войска вандалов и аланов во главе с Гейзерихом и их поддержали местные мавретанские (берберские) племена. Позже, когда сам легион принимал участие в войнах против маркоманов и парфян, его ветераны оставались охранять границы римской Африки в качестве т.н. «лимитан» (militia limitanea, stratiotai limitaneoi), размещенных вдоль границ (limes) солдат-землепашцев: они должны были защищать лагеря (форты) и приграничные города (milites castellani), а также обрабатывать свои земельные участки. Солдаты могли передавать эти участки в наследство, если их сыновья становились также лимитанами, но не могли продать их частным лицам, а только таким же лимитанам или ставшим лимитанами ветеранам легионов. Лимитаны приписывались или к легиону (legiones riparienses), или к определенной территории (castellorum loca), над которой начальником был дукс (dux) лимитанов. В данном случае лимитаны защищали от мавретанских (берберских) племен Limes Mauretaniae протяженностью в 4 000 км (2500 миль), хотя она скорее была не военной, а экономической границей интересов Рима. Также римляне охотно вербуют мавретанцев во вспомогательные войска, особенно в легкую кавалерию.

Революция в государственных делах, которую совершил император Гордиан I в 238 г., будучи проконсулом Африки и претендентом на императорский трон от богатых африканских землевладельцев, не затрагивала легион, тем не менее, он не подчинился новому положению вещей и примкнул к Максимину, удачливому сопернику Гордиана и в битве с легионом, входившим в войско восставшего наместника (презид) Нумидии Капеллиана, погиб под Карфагеном соправитель отца Гордиан ІІ. Но когда Максимин был, в конце концов, отстранён и заменён Гордианом III (238-244), легион был распущен и его имя было удалено со всех памятников, на которых его выгравировали прежде. Солдаты были переведены в легионы Германии, а некоторые дизертировали. Солдаты распущенного легиона составили основу войск Валериана. Чтобы возбудить в них рвение, им был обещан возврат в прежний лагерь, если они избавят Валериана от его соперника Эмилиана. Смерть последнего, случившаяся в 253 г., повлекла за собой восстановление легиона: в конце октября 253 г. он вновь вступил во владение лагерем в Ламбезе. Легиону возвращены были и все титулы, причем с лихвой – теперь он именовался «Legio III Augusta Iterum Pia Iterum Vindex» («Вечно преданный заступник»). С 254 г. легион вернулся к обычной своей службе в Нумидии. Им командовал Аврелий Регин, будущий наместник Фиваиды. Во времена Диоклетиана, за боевые заслуги легион получает титулы «Constans, Perpetua, Pia Fidelis» («Постоянный Вечный Преданный и Верный»). С 289 по 297 гг. легион находился под прямым командованием императора Максимиана Геркулия (285-310) в его кампании против берберов (мавров). Максимиан отважился продвинуться вглубь берберской территории. Местность была неблагоприятной, к тому же берберы началипартизанскую войну против римлян, но Максимиан двигался дальше. Очевидно, желая нанести как можно больше ущерба берберам, он опустошал их земли, перебил много населения и затем отступил в сторонуСахары. Его кампания завершилась весной 298 года, и 10 марта Максимиан совершил триумфальный въезд в КарфагенСохранились благодарственные надписи в честь Максимиана, где он назван «redditor Lucis aeternae» («реставратор Вечного света»). Во время своего пребывания в Африке император укрепил границу на всём протяжении от Мавретании до Ливии.

Одновременно Максимиан Геркулий устроил в Африке наиболее жестокие гонения на христиан (в том числе тогда погибли великомученики Георгий и Пантелеймон). Христианская традиция приписывает Максимиану сына-великомученика – Никиту Бесогона, разбившего 12 золотых идолов отца и побившего собственной цепью явившегося ему в темнице демона. Возможно, здесь речь идет о характерных для митраистских изображений 12-ти знаках Зодиака и о митраистском ритуале инициации (с цепью, в пещере), от участия в котором Никита Бесогон как восприемник («сын») императора отказывается. У самого императора Максимиана был только сын Максенций, позже ставший узурпатором и погибший в войне с Константином. Однако христианская традиция считает, что жена Максенция Валерия Максимилла есть той безымянной королевой, которая фигурирует в агиографии святой Екатерины (Доротеи) Александрийской (287-305 гг.) Иакова Ворагинского: царица («августа», «василиса») обратилась в христианство после встречи с Екатериной (её привел к заключенной Екатерине друг императора военачальник Порфирий), а затем обе женщины, военачальник Порфирий и 200 воинов-христиан были подвергнуты пыткам и казнены Максентием, изображённым здесь как гонитель христиан. Особенно усердствовал в проведении этих казней императорский вельможа с персидским именем Хурсед, используя для этого устройство с вращающимися колесами, в которые были вбиты железные острия.

В 372-375 гг. часть легиона поддержала восстание Фирма, сына мавританского (берберского) князя Нубеля, римского офицера и богатого христианина. В 372 г. Фирм начал военные действия против римлян, довольно быстро овладел большей частью Мавретании Цезарейской, заняв в частности Икосий, Контензе, Ламфокт и Медиан, захватил и частично разрушил Цезарею. Успехам повстанцев способствовала активная поддержка со стороны населения римских провинций и донатистской церкви. Епископ Рузики Виктор добровольно открыл войску Фирма городские ворота. Восстание распространилось и на соседнюю Нумидию. На сторону Фирма перешла четвёртая когорта сагитариев (лучников) и часть легиона города Константины. Один из римских военных трибунов «короновал» Фирма своей шейной цепочкой вместо диадемы, провозгласив его «августом Африки» и даже царем. Возглавил экспедицию против восставших военный магистр Феодосий Старший, который получил всю полноту власти в африканских провинциях. Феодосий сразу же запретил собирать провиант для войска у местного населения, пытаясь таким образом привлечь его на свою сторону. Ещё одной уступкой стал арест комита Романа и казнь чиновников, которые были известны своими вымогательствами. На сторону римлян поспешили перейти несколько более мелких предводителей повстанцев и даже брат Фирма Гильдон. Мавретанским племенам Феодосий грозил суровым наказанием, но чаще предлагал деньги и обещал закрыть глаза на их набеги на мирное население. Так постепенно Фирм лишился большинства своих союзников. Дольше всего его поддерживало племя исафлензиев, но в конце концов их вожак Игмазен предал «августа». Фирм покончил с собой (375 год). После победы римляне передали Гильдону имения убитого брата и власть над мавританскими племенами Западной Кабилии. В 385 году император Феодосий I назначил Гильдона комитом Африки, подчинив ему также и римские войска, расквартированные в африканских провинциях. Однако новый комит сразу же начал проводить собственную политику, направленную на обретение самостоятельности Африки от Римской империи. В своих действиях Гильдон опирался на крупных землевладельцев, по крайней мере на тех, кто был недоволен властью империи, и донатистскую церковь (его ближайшим соратником был епископ Тимгада Оптат). Во время борьбы Феодосия с Магном Максимом (388 г.), ставшего родоначальником валлийских королей Максеном Вледигом и, возможно, прообразом бритского короля Артура, последний получал хлеб из Африки, а сам Гильдон захватил Сицилию. Зато во время войны с Евгением (392-394 годы) Гильдон сначала отказал императору в военной помощи, потом – задерживал выплату налогов, а после смерти Феодосия в 395 г. вообще прекратил поставки зерна в Италию. Чтобы предоставить легальную формы своим сепаратистским действиям, мятежный комит пытался объявить Африку частью Восточной Римской империи, надеясь, что подчинение Константинополю будет чисто формальным. В то же время Гильдон чеканил монету с изображением императора Западной империи Гонория. Став фактическим правителем Африки, Гильдон взялся за перераспределение земельной собственности. Земли, принадлежавшие императору и владельцам, которые жили за пределами Африки, были конфискованы. Часть их перешла в руки самого Гильдона, другие раздавались или продавались его сторонникам, что только укрепило отношения узурпатора с местными магнатами, особенно с бизаценскими. Зато оппозиция новой власти опиралась на муниципальные круга Карфагена и других провинциальных городов. Перспектива голода заставила власти Западной Римской империи перейти к решительным действиям. Сенат объявил Гильдона «врагом римского народа», а регент Флавий Стилихон в 398 г. направил в Африку войско, во главе которого встал брат комита Масцезель, который до этого бежал в Италию. Не чувствуя себя уверенно в урбанизированной Зевгитане, Гильдон отступил в Бизацену. Для решающей битвы была выбрана местность под Аммедарою. Однако мавретанские отряды, не дожидаясь её начала, перешли на сторону Масцезеля, и Гильдон вынужден был спасаться бегством в Табарку, откуда он пытался уплыть на восток. Но неблагоприятный ветер не позволил ему сделать это сразу, и местные жители захватили узурпатора в плен. Поняв, что у него нет выхода, Гильдон покончил с собой.

После подавления бунтующих африканских, британских и галльских легионов, император Феодосий начал тотальное искоренение митраистов.

Во времена всех этих исторических перипетий, естественно, что в разные временные промежутки некоторые митраисты, возможно целыми группами и подразделениями, пытаясь отыскать себе спасение и благополучие, дезертировали глубоко на юг, в земли, из которых караванными путями через пустыню приходили в римскую Африку несчетные богатства.


Рецензии