Майнц. 4. Церковь святого Штефана

Следующим объектом нашего осмотра была Церковь Святого Штефана. Церковь Св. Штефана, известного на немецком языке как Св. Штефан zu Майнц, является готической соборной церковью.

Св. Штефан zu Майнц был первоначально построен в 990г. также по заказу архиепископа Виллиджиса.  Церковь была основана наверху самого высокого холма в городе. Строительство церкви началось приблизительно в 1267 и было закончено в 1340.

Св. Штефан - самая старая готическая церковь в Верхнем Рейнском районе и является (помимо Собора Майнца) самой важной церковью в городе Майнце.

Церковь Св. Штефана была повреждена от  бомбежки Майнца во время Второй мировой войны. Эта церковь замечательна тем, что имеющиеся в настоящее время в ней витражи оформлены Марком Шагалом.

Шагал,   который был согласен с тем, что многие называют его «самым еврейским художником», писал не только для иудейских, но и для христианских и католических храмов. Его витражи украшают соборы в Израиле, Франции, Британии, США.

Единственной страной, где художник наотрез отказывался работать, была Герма-ния - за уничтожение шести миллионов евреев в годы нацистского террора.

«Немецкий бойкот» продлился до 1978 года, когда, уступив настояниям священника Клауса Майера, Шагал взялся за работу над витражами для реставрируемой церкви Святого Стефана в Майнце.

Чтобы получить согласие художника, священнику потребовалось почти четыре го-да - в 1970-м Клаус Майер начал переписку с Шагалом и лишь в 1974-м получил положительный ответ.

Свое стремление работать именно с Шагалом священник объяснял желанием стереть границы между религиями и национальностями. Еще четыре года ушло на работу над первым витражом - в 1978 году в церкви было установлено расписанное Шагалом окно.

Шагал расписывал окна собора Святого Стефана удаленно - делал акварельные эскизы, которые передавал в мастерскую Жака Симона, где другие мастера переводили их в натуральный размер и воплощали в стекле. Готовые панели отправляли обратно Шагалу - он считал обязательным нанести собственной рукой последние штрихи. Только после этого расписанные стекла занимали место в окнах церкви.

До 1985 года художник успел сделать еще восемь витражей  - последний эскиз ма-стер передал незадолго до своей смерти.

Уникальность этих витражных окон, (а их Шагалом сделано всего девять), неоспо-рима. Это не только последние, но и самые крупные витражи Шагала, установленные в одном месте - общая площадь окон составляет 177 кв. метров.

После смерти художника в ателье Шарля Марка, с которым часто сотрудничал Шагал, изготовили еще 19 витражей для церкви Святого Стефана. Работы сделаны в стиле Шагала, но без попытки имитации.               

 А дальше…  «галопом по Европам». После осмотра Майнца  мы вернулись на ко-рабль.


Рецензии