Христофор Колумб - опера, достойная великого челов
"Христофор Колумб" - опера Альберта Франкетти, концертный зал Мариинского театра, 28 сентября 2021 года
Вчера мне повезло - я испытала без малого 33 удовольствия! Это и неспешная прогулка теплым днем уходящей осени с Васильевского острова через Благовещенский мост к Мариинскому театру: Академия художеств, набережная, сфинксы, темная ширь Невы, Новая Голландия, мостики через Крюков канал (нашла точку, где сразу видно семь мостов). Погода, словно задумалась - ни солнца, ни дождя, ни ветра. Потом скоротала часок-полтора в кафе около театра.
Затем было то, ради чего я пришла в эти края, - опера "Христофор Колумб" Альберто Франкетти. Скажу сразу, эта не знакомая мне прежде опера чрезвычайно понравилась! И "живописной" силой музыки, когда буквально видишь то, что в ней звучит! Например, первые два действия - это сплошное море, то спокойное и манящее, то грозное и бушующее, полное смертоносных опасностей, то вновь затихающее и прячущее свой бешенный характер до новой вспышки штормового нрава! Очень впечатляющим - мятежно-коварно-любовным было и колоритное, полное танцевальных мелодий, "американское", третье, действие. Трагическому финалу в эпилоге предшествует торжество света и надежды, победа справедливости над подлостью, но все обрывает смерть испанской королевы, покровительницы Колумба. Это означает крушение всех его чаяний на возвращение к свободной жизни, далее следует сцена сумасшествия Колумба - все это тоже легко считывается с музыки оперы. А она энергичная, яркая, наполненная четкими смыслами и образами, говорящая сама за себя. В оркестре композитор активно задействовал большое количество медных духовых инструментов, включая не только привычные волторны, трубы и горны, но и мощную тубу. Это придает музыке торжественность, праздничность, а временами даже величие, что вполне сообветствует масштабу личности Колумба и значимости его подвига. Иногда звучит орган. Важная роль отводится и ударным. Ну, и традиционных струнных инструментов явно больше, чем обычно бывает в оперных оркестрах. Ведь у Франкетти в его опере-симфонии оркестр выступает как равный солистам и хору. Это не аккомпанемент к голосам певцов. Наоборот, их голоса, как часто бывает, к примеру, у Вагнера, сливаются в оркестром, лишь слегка выделяясь на фоне его звучания, словно солирующие музыкальные инструменты. И здесь даже не очень важна их индивидуальная красота. Она, по большей части, теряется на фоне яркой музыки. Тут имеет значение сила голоса, чтобы он не потерялся в звуках оркестра. Хотя было очень радостно услышать прекрасное сопрано Екатерины Гончаровой с его тонкими модуляциями и дивного очарования меццо-сопрано Екатерины Сергеевой, такое выразительное и эмоциональное!
Отдельного внимания заслуживает прекрасный хор - Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. И, конечно, дирижер Альвизе Казеллати, вызвавший к жизни эту удивительную оперу, достойную великой фигуры испанского мореплавателя!
Еще я порадовалась, что это было концертное исполнение - никто не навязывал мне своего "прочтения". Я могла сама решать, что мне представить в воображении, слушая ее музыку. Так надоело мысленно сражаться с творениями режиссеров с пустой душой, холодным сердцем, воспаленным сознанием и кучей комплексов! А тут такой подарок!
Был еще один - уже после спектакля! Театральные друзья предложили подвезти домой, а по ходу движения решили прокатиться по вечернему городу, но не по центру, а именно так, как я давно мечтала проехать - через Васильевский остров, по набережной Макарова, по Уральской улице, мимо моста Бетанкура на новый вантовой мост Западного скоростного диаметра! Вот так неожиданно и сбылась мечта нанайца, то есть моя! Незабываемый вечер!
Свидетельство о публикации №221093000129