Шаман с бубном

     У многих народов существует особая категория профессионалов, которые умеют принимать облик животного; они чувствуют, как зверь, видят, как зверь, и заставляют других думать, что они тоже звери. На Севере их называют шаманы – люди, которые понимают язык природы. Шаман с бубном слышит, что шепчет ветер, что сообщает шелест листвы, к чему плеск воды или крик лося на заре, и по этим знакам предсказывает события, погоду, промысловые места или предупреждает об опасности…

     Ранней формой шаманства был семейный культ предков. Обряд заключается в том, чтобы старший в роду отправился к своим духам-предкам (к тотемным животным) и умилостивил их приношениями, испросив блага для соплеменников. С этой целью старейшина рода (часто он же и шаман) сам перевоплощался в животное-прародителя, отождествлялся с ним. Танец его – подражание зверю, песня – подражание крику животного. Шаман «путешествует» к богам Верхнего и Нижнего мира или духам природы, заселяющим средний мир человека, тотемные предки превращаются в духов-помощников. Они открывают пути шамана во время камлания (священнодействия), помогают преодолевать препятствия. А некоторые являются хранителями жизненной силы хозяина. Шаман обладает даром владения «словом» предков. Своё «слово» он говорит гипнотически. С музыкой Слова, с музыкой Души. Душою верующего он камлает, священнодействует, как, может быть, его дед или прадед. Этот камлающий дар – редкий и ценный. 
     В костюме шамана с давних пор остались наголовник в форме оленьих рогов и обувь с узором, символизирующим медвежьи когти. На спинке одежды ненецких шаманов из рода филина пришивались пёрышки птицы. Шаман входит в состояние транса, давая возможность проявиться бессознательному. Принимая во время камлания облик зверя, пресмыкающегося или птицы, он убеждает сородичей в реальности происходящего. На глазах у всех вздымается филин и вылетает в отверстие чума, внезапно белка пробегает под полог или медведь уходит в тайгу. Превращение происходит во время танца. Если же шаман совершает своё путешествие в мир духов в своём человеческом облике, всё равно пути во время камлания направлены по следу зверя. Шаман знает все тропы в лесу, каждое животное, каждое дерево и понимает их, потому что он – одно целое с ними. Он может предчувствовать, предсказывать какие-то важные события, отдельные судьбы, ход истории в целом. Он способен интуитивно отличать истину от лжи. Нечто подобное бывает у поэтов и художников. Видимо, у шамана и у них какие-то сходные психологические предпосылки. Им свойственно входить в особое состояние. Будь оно названо экстазом, вдохновением, приобщением к божественному или чем-нибудь ещё, сути это не меняет. Поэты и художники способны приблизиться к пониманию собственно природы человека. А шаман ещё и помнит о своём родстве с природой, что явился в этот мир позже других существ и поэтому живёт по уже существующим законам, приспосабливаясь к ним.
               
Евстигнеева С. Шаман с бубном. [Текст] / Светлана Евстигнеева // Берегиня – журнал для вас. -  2016. – № 2 (март-апрель). – С.10-11.


Рецензии