Язычники

     Откуда и когда появились на Самарской земле чуваши-язычники? Они поражали местных жителей своими обычаями. У них не было храмов. Жертвоприношения совершались в специально отведенных священных местах, огороженных забором, под названием «кереметь». С востока вводили жертвенное животное, с севера приносили воду, с запада входили молящиеся. У западной стены под навесом ели мясо и пили пиво. Чуваши поклонялись Торе. «Торэм! Торэм!» - восклицали ханты. Номи Торум – бог – сотворитель был у манси. Чуваши и мордва Поволжья каждую весну со свечами в руках и с жертвоприношениями собирались в древности у священной березы. Пряст (т.е. старейшина) и выбранный на время молебствия жрец, подняв руки к небу, произносили молитвы-заклинания, все остальные стояли на коленях. Затем начинали обед. Пряст ходил между рядами сидящих на земле людей и дотрагивался до пищи, говоря: «Угощайся, боже, угощайся, не забывай нас. Дай хороший урожай».
     Древние ханты и манси, мордва и чуваши жили на реке Туре. Реку сравнивали с Туром (буйволом) за ярость волн и рев. Тур, как зверь, был всегда представителем ярости, буйства, силы и мужества. Тур однозначен и с Тельцом, вошедшим в весеннее созвездие. Древние объединяли понятия: Тур – Яр, Тур – Буй. Отсюда – Ярило, ярый, яркий, яровой (посев) и яровое. Ярило или Ерило созвучно с греческим Арес (Eros), а также с санскритским ари – враждебный и с латинским ира – гнев. Ярый, яровитый, яркий на русском выражает характер с требованиями и стремлениями, не знающими препятствий и пределов. Во всяком случае, Ярило сочетает в себе все то, что присуще весне. В древности и начало года начиналось с весны, когда оживляется природа. А раскаленные угли в печи называли жаром. Говорили о нем, что это «яркий огонь». Таким образом выражали высшую степень света, могущество и силу. На берегу Туры, на вершине Шайтан–горы в далекие времена манси приносили свои жертвы.
     У манси окшар, оксер означает «лисица». Может быть, со временем происходила замена букв, перестановка их. Поэтому на левом берегу Волги появился Йокшар-Ола. Ол, эл, ял – село. Гласные а/о передавались как е/э. Примером может служить и Убейкино – производное от Убиял (Исаклинский р-н Самарской области). Уба по-чувашски медведь, ял – село. А у манси к тому же есть дух – предок Ялиус ойка, символическое изображение которого – медведь. Он умел воскрешать людей, был легким на подъем и всегда приходил на помощь больным.
     Известно, что целые группы хантов вплоть до 1619 года поклонялись медведю, лосю и бобру, хотя эмблемой Бардаковской волости был олень. Центр княжества находился в тридцати верстах от Сургута, в устье реки Тром-Аган. У черемисов (марийцев) издавна был праздник Ага Найрам. Ага – от аага – полоса земли или часть земли для посева (может быть – «полоса бардовой земли»?). Найрам – праздник. Другой древний праздник – Упура Найрам (упура – новое пиво). Нэров у манси «бардовый». Существует поверье, что в прошлом на той земле, где теперь живут манси, однажды появилась большая огненная вода, поверхность земли сгорела и почва окрасилась в кровавый цвет. Возможно, что предки хантов, манси, чувашей, марийцев и мордвы помнили об этом событии.
     Нефтепроявления были в Сибири, на Урале и, видимо, в Поволжье. Находили сначала битуминозный материал, который загорается, если его подержать на свету. В Самарской области потом обнаружили нефть, а раньше, наверное, местных жителей озадачивали маслянистые разводы на поверхности водоемов. Это, кстати, имелось и в Исаклинском, Красноярском и Сергиевском районах. На реках Сок и Сургут, где издавна жили чуваши и мордва, на левом берегу есть и село Неровка. Что это – совпадение? Вряд ли. Скорее всего, это тоже связано с огненной водой и почвой, окрасившейся в цвет охры. Людей когда-то разделило наводнение, а образ «огненной воды» остался. К нему постепенно привыкли как к еще одному проявлению болотного духа. Кочкари (Красноярский р-н Самарской обл.) названы так от Кочкури – языческого личного имени мордвы.  «Кочкар» было и у коми. Коч – заяц, а кар – укрепление, жилище.
     Гора Качканар есть и на Среднем Урале. О богатстве, которое таит в себе эта уральская гора, люди знали с незапамятных времен. Территория вокруг представляет собой переходную зону от высокогорной осевой части Уральского хребта к высокой холмисто-увалистой полосе. Доминирующее положение в рельефе занимает гора Качканар, вершина которой достигает 878, 8 м. Корс (Карс) у манси «высокий». Так называется у них и седьмой слой жизненного пространства. Там обитают всемогущие силы, не занятые повседневно земной жизнью, но при особой беде человеку можно обратиться к ним со словесной просьбой о помощи. Силы эти не имеют символов, как другие духи, они не видимы и не измеримы. У мордвы Норов-ава – мать земли. По-видимому, это «бордовая» женщина – покровительница. Мордва издавна обращалась к земле, как к живому существу. До сих пор в деревнях пляшут и поют, взявшись за руки, хороводом:
Норов-ава, матушка,
Норов-ава, хлеб да соль!
Расти хлеба, словно леса,
Словно леса, земли краса.
Расти, колос, ты с оглоблю.
А зерно – с желток яичный.
Научи петь не поющих.
А не пляшущих – плясать!
Мы все поем, поем и пляшем,
Прославляем землю нашу!
     У мордвы до сих пор есть праздник «Девичий дом». Он бывает, когда наступает осень, и заканчиваются все работы в поле. Взрослые играют то в «свадьбу», то во «встречу весны», то в «сбор урожая». Это повелось еще с древнейших времен. У бурят спящая трава звучит как «нойра ногон». А «молодая» - девушка, девочка у манси называется Вись-нэ. Здесь явно слышится такое знакомое русское «весна».
     Березовых яров, как и сел Березовка, Березово или Береза, немало вдоль Туры и Волга. Они известны с XVI века, но поселения были и раньше. На Среднем Урале поселение было рядом с речушкой Березовкой. Селились к востоку на свободные территории. Так около нефтяного болота появилось когда-то поселение «Лосиное». Люди с Березовки знали о богатстве здешних мест, позднее здесь развилась золотодобывающая промышленность. Добывали золото путем промывания песков. В Поволжье Березовку отделяла когда-то от Волги широкая полоса в 5 км наносных песков. Поселение находилось на высокой береговой террасе. Арамиль, Атиг, Ра… Первым, кто описал и нанес на карту Волги под названием Ра, был Клавдий Птолемей. Волжские финно-угры (мордва и марийцы) не называли Волгу Волгой, хотя корень «волг» можно связать со значением «белый», «светлы», распространенным в финно-угорских языках. Взять, к примеру, марийское слово «волгыдо», эстонское «валге» или карельское «валги».
      Городок Атик упоминается в Строгоновской летописи, когда 1 октября 1581 года под Чувашской горой была первая битва дружины Ермака с Кучумом. Кучум вышел тогда из засеки на Чувашский мыс и напал на русских, стараясь вытеснить их из Атика. Но бой кончился тем, что казаки прогнали татар. Откуда в Сибири Чувашево? Вероятно, Чувашево было недалеко от Тобольска, около устья Тобола. Вверх по Иртышу. И поныне сохранились там названия Подчувашского перевоза и селения Подчувашии. Подчуваши было потом предместьем Тобольска.
     Известно, что люди в старину знали о золотоносном песке на Иртыше. В Сибирь ходили луговые черемисы (марийцы), которые жили рядом с чувашами и татарами. Недаром казаки впервые услышали о «Золотом идоле» от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде городища на р. Демьянке. От него и узнали, что ханты молятся «богу литому золотому» и имеют обычай «пить с золота воду». «Обского старика» (или «бога рыб») хранили в мольбище на устье Иртыша недалеко от Самарова городка. Божество было из дерева с носом-трубой, небольшими рогами на голове и с золотой грудью. На нем было несколько красных одежд. Отправляясь на промысел. Ханты ели священную уху, предварительно «угостив» ею «бога рыб». Золотые «старики» и «старухи» были не только у хантов, но и у манси и зырян, которые жили на Урале, в Поволжье и в Сибири. В крайней нужде люди не только били их, но и «отнимали» у них кусочки золота, чтобы выжить в трудное время.
               
              Евстигнеева С. Язычники // Югра. – 2000. – N 1. – С.69 –71.

   
 


Рецензии