Сказка о Сказке

                От  автора


                Писать романы, повести, рассказы и стихи для меня
                привычно. Но … подрастает правнучка, и … часто просит               
                рассказать ей сказки. И я рассказываю. Как-то в один день
                мой  внук Алексей спрашивает, почему я не  пишу детские
                книги. Задумалась я… и, села за письменный стол, вывела
                первые слова:  «Сказка  о  сказке». Не знаю, откуда у меня   
                взялись предложения, побежала мысль, и … я создала 
                книгу для  малышей, назвав её: - “Сказка о сказке».
                Как она у меня получилась, судить тем, кто её прочитает.
               

                Книгу – «СКАЗКА О СКАЗКЕ», посвящаю своей
                любимой правнучке Софии
               
               

               

               

                Дети, не только цвети жизни,
                но и цветы любви.
                Народная мудрость
               

                СКАЗКА  О  СКАЗКЕ

        На большой город спустился вечер. Постепенно, всё стало затихать, успокаиваться, засыпать. В окнах квартир гасли огоньки, а когда мелькнул - последний - ночь обняла всех и всё.
    Скрипнула дверь первого подъезда, десятиэтажного здания, из которого вышла красивая молодая женщина, и, пройдя несколько шагов, остановилась, увидев на скамейке Сумку:
    - Привет! – обратилась женщина к Сумке. – Ты что здесь делаешь одна?
    - Привет! – ответила Сумка. – Забыла меня здесь моя хозяйка Наташка.
    - Знаю, твою хозяечку, - ответила женщина.
    - Ты всех знаешь. Ты - Сказка,  - вздохнула Сумка.
    - Спасибо, что узнала. По голосу вижу, скучаешь. Давай прогуляемся, а вдруг ещё кого-то одинокого встретим.
    - Согласна, -  мягко выдала Сумочка.
    Идут они, идут, уже дошли до следующего подъезда.
    - Помогите! Помогите! – услышали чей-то писклявый голос.
    - Я знаю, кто это кричит, - засуетилась Сумка. – Это Машинка Пети. Он её ещё позавчера случайно где-то потерял, и не нашёл.
    - Надо помочь, - заметила Сказка, и, нагнувшись, нашла маленькую серебристою Машинку, встряхнула, спросила - С нами гулять пойдёшь?
     - Пойду, пойду! – весело согласилась Машинка.
    Вот идут они, идут, а возле третьего подъезда услышали какой-то лепет – то лепетала на ветке рябины светлая Лента.
    - Ой! Ой! Ой! Упаду! Ой! – охала Ленточка, а увидев Сказку с Сумкой и Машинкой, взмолилась: - Помогите! Моя Нюша не любит заплетать волосы. Она выбросила меня через балконную дверь. Я упала на ветку дерева. Что мне делать?
    - Не печалься. Сейчас достанем, - радостно согласилась Сказка, и, подпрыгнув, сняла с ветки Ленту, улыбнулась.
    - Спасибо, - заспешила Ленточка. – Я вас всех знаю.
    - Прогуляешься с нами? – обратилась Сумка к Ленте.
    - Конечно. Люблю гулять по двору. В сквере есть столик и скамейка, я там бываю.
    - А может быть, и мы пойдём в сквер? Посидим,  пообщаться, - предлагает Машинка.
    - Почему нет? – удивилась Сумка.
    - Я согласна, - ответила Сказка.
    Идут они, идут, и дошли до цветного столика и двух скамеек.
    - Здесь многие дети этого двора любят общаться, - рассказывает Сумка.
    - А мой Петя любит здесь играть со мной. Когда вырастит, станет водить машину настоящую, - гордо, слегка с баском, заговорила Машинка.
    - Посмотрите, что я нашла, - весело выдала Лента. – Карандаш и … бумагу. Ой! На бумаге рисунки. Я знаю, кто их рисует. Их рисует Наташа, с первого подъезда.
    - Это рисунок моей Наташеньки. Недавно она нарисовала Сказку в своём альбоме, а мама сказала, что именно такой бывает Сказка: добрая, приветливая, умная, - уверенно  выдала всё подряд Сумка, и, посмотрев на Сказку, засмеялась.
    - Спасибо, за доброту. Я вас всех люблю, - ответила Сказка, и, нежно притронувшись ко всем, добавила. – Давайте мы с вами нарисуем сами себя, и напишем,  как мы встретились в этот вечер, и как мы его провели.
     - Так это будет Сказка о Сказке, - выдала умная Сумка.
     - Да! Да! Да! – подтвердила Машинка. - Сказка о Сказке.
     - Я - за! – блеснула светло Лента.
     - Бумага и Карандаш тоже согласны, - заспешили весело двое друзей.
    … Когда все оставили свои рисунки и подписи на листочке бумаги, Сказка, прислушиваясь к чему-то, качнула головой, сказала:
     - Простите, друзья. Мне с Вами было очень хорошо. Сейчас я вынуждена идти. Меня ждёт один писатель, которого я вдохновляю на написания СКАЗОК. 
    - А как ты ему помогаешь? – удивился Карандаш.
    - Это секрет. Я вхожу в его СОЗНАНИЕ, и … он пишет то, что я ему передаю. Это сложный вопрос. Иногда  прихожу к людям во Сне, иногда просто сажусь рядом с человеком, и …мыслями рассказываю ему новую Сказку, а он … потом рассказывает кому-то из детей. Это моя работа, мой труд, моя тропа жизни.
    - Хорошая ты, - прижавшись к Сказке, сказала Машинка. – Ты меня спасла от беды. Я это запомню.
    - А я запомню тебя, что ты отогнала от меня  грусть, - вздохнула Сумка,
    - Мы тебе очень благодарны, - хором сказали все, с кем в этот вечерь  Сказка проводила  время.
     … В небо вышла Луна, осветила  двор большого дома, улыбнулась приветливо, протянула светлую дорожку от цветного столика в скверике, в сторону центра города, и по ней пригласила пройтись СКАЗКУ, которую ждали в другом месте, для создания  других сказок, с другими героями и другими событиями в жизни.
    Сумка, Машинка, Лента, Карандаш и Лист Бумаги долго махали вслед своей необычной гостье, счастливо улыбаясь, что стали героями новой, мудрой, доброй  и счастливой СКАЗКИ.


                УМНАЯ СЕРАЯ МЫШКА
 
   - В садике  сегодня я вела себя хорошо. Всё поела, спала после обеда, а Вовку-забияку не трогала, он вёл себя достойно, - рассказывает маме, дочь Рина, - заходя в дом.
    - Умница, - улыбнулась мама: - Я займусь делами по кухне, а ты поиграй со своими куклами.
    - Хорошо, - весело ответила девочка. – Вот только перед сном расскажешь мне сказку о Серой Мышке.
    - О мышке?
    - О мышке, - ласково выдала Риночка, и под песенку:  - Тра-ля-ля! Тра-ля- ля! –  направилась в свою комнату.
    Вечерь мило улыбнулся, когда мама тут же забыла за сказку о Мышке, и, стала готовить ужин.  Потом мамочка гладила, потом - убирала в кухне, потом … посмотрела на часы, там уже было без пятнадцати  минут десять вечера - она вспомнила - дочь просила сказку, а она никакой сказки о Мышке не знает.
   Присев за стол, мамочка  задумалась – ей срочно нужно посмотреть в книгу сказок, найти там рассказ о Серой мышке, как вдруг услышала милый женский голос:
    - Не ищи ничего. Я сейчас тебе  расскажу сказку о Мышке.
    Мама даже слегка вздрогнула, услышав голос какой-то дамы, но… тут же, улыбнулась: перед ней сидела удивительно милая особа, вся в счастливом настроении, с доброй улыбкой на устах.
    - Не беспокойся. Я СКАЗКА, та Сказка, которая нужна детям. Сегодня поговорим о Серой Мышке, которая жила в доме тётушки Пелагеи. Ты согласна слушать? – мягко предложила Сказка.
    - Согласна, - согласилась мама.
    - Начну с того, что в Южном пригороде большого города, в собственном доме, где ещё имелась летняя кухня, кладовая и небольшой участок земли, жила взрослая женщина, по имени Пелагея. Дети и внуки её  обитают в городе, а ей, частенько бывает скучно – и она сама с собой разговаривает. Как-то в один вечер   присела Пелагея в летней кухне ужинать, когда услышала:
    - Приятного аппетита!
    Оглянулась, и … вдруг увидела перед собой на стульчике Серую, красивую, весёлую Мышь. Не испугалась - Пелагея мышей не боится, она их не гонит с огорода, но в дом не пускает.
    - Спасибо. Привет! – ответила хозяйка кухни.
    - Давай знакомится. Меня зовут Тата. Такое имя мне дала моя бабушка. Твоё имя я знаю давно. Ты хорошая. Понимаешь, как надо ладить с людьми, и … другими поселенцами Земли, - быстро проговорила всё сразу мышка. 
    - Интересно, - ответила женщина. – А как ты  сюда попала?
   - Маленькой дырочкой под плинтусом. Я умею вытягиваться, если надо пролезть в узкое отверстие. Не думай, что мы  мыши, (а мы живём в твоем хозяйстве давно), не знаем, как тебе живётся. Не обижайся – ты одна, и тебе скучно, не с кем поговорить, пообщаться. Давай дружить. Буду приносить тебе все новости посёлка. Вот послушай, что сегодня произошло в третьем доме от твоего жилья, в  семействе Чернова Матвея. Его сосед Иван Златарёв, при ремонте забора, поранил ореховое дерево. Ругались между собой соседи, чуть не дрались. Они оба не правы.
   - Почему? - спросила Пелагея.
   - Потому, что Матвей посадил орех не там, где нужно - он мешал дому Ивана. А когда тот, менял забор, случайно бросил пенёк, и, попал на молодой росток ореха.
    - А ты умная Мышка Тата, - произнесла радостно хозяйка кухни.
    - А ещё, в низине, в долинке Росянки, произошёл неприятный случай – кто-то выкинул в речушку мусор. Сама понимаешь – речка здесь очень нужна – она красота этого кусочка Земли.
    - Удивительно, как ты всё хорошо знаешь и понимаешь. Расскажи, где твой дом, с кем ты живёшь, чем занимаешься днями и ночами, кто твои родители. Если мы станем дружить – я должна кое-что знать о тебе, - рассудительно предложила Пелагея. 
    - Ха! Ха! – засмеялась Мышка. – Тогда слушай. Я, одна дочь у матери, которая живёт под полом твоего курятника. Там всегда тепло и уютно. А я живу, под полом твоей летней кухни. Мне хватает той пищи, которую ты роняешь на пол, когда варишь, или ешь. А ещё, я охочусь  на насекомых, паучков, комариков. У меня хороший домик, и кладовая. Я не ленюсь – всё тёплое время года собираю пищевые продукты и оставляю на зиму. Зимой нам трудно, но мы умные. В твоём огороде есть остатки овощей и фруктов. Это наша пища.  Мы её, перерабатываем, и … используем. Нас в твоём хозяйстве немного. Не обижайся, мышки не всегда приносят вред, они помогаю людям – уничтожая вредителей-насекомых, а ещё … мы роем землю, то есть, мы помогаем вам, чтобы она не застаивалась, дышала, жила.
    - У тебя есть подружки? – спросила Пелагея гостью.
    - Есть… Одну звать Чича, она очень веселая. Живёт в соседнем доме, Завадских, в сарае.   Там ей очень нравится. Хозяин кормит свинью, пищи, для Чичи  сверх нормы. У хозяина есть ещё пёс, Рочик. Он не злой, но нас, мышей не любит. Чича дразнит его, а он, лает на неё, но догнать не может.
    - А ты собак боишься? – спросила Пелагея мышку.
    - Нет. Ты её не держишь, и … хорошо. Тебе хватает работы в  участке, доме и садике. Я тебе стану помогать.
    - Чем? – засмеялась хозяйка.
    - Буду рассказывать новости, а ещё … ещё - мы с тобой завернём в историю Земли, людей и …  мышей. Я знаю, откуда мы пошли, и как освоились здесь жить. Это интересно и … нужно знать, иначе - зачем жить на Земле, если не знаешь истории тех, кто с тобой обитает в одном доме. А мы с тобой живём недалеко друг от друга. Соглашайся – нам будет веселее коротать вечера, - хохотнула Мышка.
    - Согласна, - подумав, ответила Пелагея.
    … Сказка остановила свой разговор, посмотрела на часы, сказала:
    - Тебе пора идти к дочери. Хватит твоей девочке  этой СКАЗКИ ПРО СЕРУЮ МЫШКУ, которую я тебе только что рассказала. Она уснёт, ибо сама понимаешь, нужно уметь рассказывать и … в нужном месте останавливаться. Завтра… я приду к тебе снова, расскажу продолжение  СКАЗКИ про эту же  СЕРУЮ МЫШКУ.
    В одно мгновение, гостья куда-то исчезла, а мама Рины, открыв дверь в комнаты дочери, спросила:
   - Сказку про Серую Мышку хочешь послушать?


                КАКИЕ БЫВАЮТ МЫШКИ

    - А я сегодня в садике  рассказала сказку о Серой Мышке, которую ты мне подарила вчера вечером, - выдала  Рина, новость мамочке. - Всем очень понравилась. А Стасик спросил, будет ли её продолжение.
    - Будет, - весело ответила мама.
    - Тра-ля-ля! – весело запела Риночка, и, поцеловав маму, ушла в свою комнату.
    - Надо же, - сама с собой заговорила мама. – А кто мне расскажет  сказку дальше? – удивилась мамочка.
    - Сама придумай, - услышала чей-то голос родительница, и, тут же узнала - голос СКАЗКИ, которая вчера приходила в гости.
    - Ладно, - весело ответила мама. – Придумаю.
    … Вечерняя пора присела в квартире, где живёт четырехлетняя Рина с родителями, которая вот уже целый год ходит в садик, принося оттуда новые детские знания - передаёт их родителям -   счастливо,  улыбаясь.
    Сегодня мама Рины, придя с работы,  торопится  сделать всё по дому вовремя, потому, что  нужно ещё придумать сказку для дочери, и не простую – а с главным героем Серой Мышкой. И тут она сама себе сказала:         
    - Расскажу я ей историю жизни мышей. Я ведь знаю о них много. Начну с того, что тётка Пелагея спросила Тату, знает ли она биографию своих родственников. 
    Тик! Так! Тик! Так! – часы отстукивают время. Рина открыла дверь в кухню, спросила:
    - Мамочка, я готова слушать сказку. 
    - Иду, - весело ответила мама, и, зайдя в комнату дочери, поправляя на кроватке дочери одеяло, начала бодро и рассудительно:  - Мы остановились вчера на том, что тётка Пелагея встретилась с Татой на второй вечер. Поздоровались, приветствуя друг друга радостно, и угостив Таточку кусочком сыра, хозяйка сказала:
    - Расскажи мне историю своего рода. Хочется послушать, с твоих уст. Я немного знаю о вас, но … лучше будет, если ты мне её расскажешь.
   - Конечно,  расскажу, - кивнула головой Тата. – А было это очень давно, так давно, что даже, моя бабулечка,  не смогла назвать, сколько лет существует наш род на земле. Я думаю …  миллионы. Первые наши предки появились в Китае, или в Индии. Но это не важно. Люди по-разному к нам относились, и относятся. Мы живём везде, где можно нам пропитаться. Едим: зерно, семена, букашек-таракашек, корни, травы, кору и т.д. Кое-кто нас любит, а … кое-кто – нет. Но мы не обижаемся. Конечно, если нас много – мы людям мешаем. Самое главное – мышки не такие глупые, как кто-то о нас думает. Деток своих кормим молочком. Это говорит о нашем уме – мы очень внимательные и сообразительные, по этому, нас приручают, и мы живём с людьми в квартирах. 
    - Вы все одинаковые, или есть разные? – спросила тётка мышку.
    - Нет. Мы разные. Нас около 400 видов.
    - А ты бы хотела жить в доме? – интересуется Пелагея.
    - Нет. Не хочу. Я вольная мышка. У меня три домика. Вчера один мой домик твой сосед разрушил. Я думала, он хороший, а он … он,  ругался, что я в своём  домике сделала кладовую, а он там нашёл немного зерна, сухих фруктов и… морковку.
    - Я с ним поговорю, - пообещала тетка Пелагея.
    - Не надо. Я уже перехожу жить в сад Кирилла. Там много фруктов, много земли, много букашек, корней и трав. К тебе  буду приходить в гости. Самое главное – есть смешная новость. Твоя дальняя соседка Макаровна, потеряла фартук. А в фартуке два кармана, а в карманах зерно кукурузы и тыквы. Вкусные вещи, ой, вкусные! Как фартук нашла моя соседка, рудая мышь, её звать Има – не знаю. Поужинав хорошо семенами, она там же в кармане одежды легла спать. Утром тётка вспомнила, где оставила фартук, пошла за ним, подняла, а … оттуда выскочила Има. Крик поднялся, охи, ахи… Весело стало вокруг, все мышки вышли смотреть, как взрослая тётушка убегала от маленькой мышки, оставив на меже фартук.
    - Ха!Ха!Ха! – смеются вместе тётка Палана и маленькая, забавная мышка Тата.
     - Мне будет не хватать тебя, - вздохнув,  заговорила тётка.
     - И мне будет тебя не хватать, - пригорюнилась мышка. – А можно, я прочитаю тебе стихи. Я их вычитала из старой книжки, которую нашла в соседей на садовой лавке.
    - Читай, согласилась тетка Палана.
    - Первое стихотворение такое:
                Ростом я чуть больше скрепки.
                Но не надо забывать.
                Я тянуть умею репку,
                И яички разбивать!
                А ещё умею ловко
                Сыр таскать из мышеловки!
                Даже слон бежит вприпрыжку,
                Если вдруг увидит мышку.
      - Как тебе такое стихотворение? – спросила мышка тетку.
      - Забавное. А сейчас я тебе прочитаю стихи, – молвит Палана.
                Говорила мышка мышке:
                - До чего люблю я книжки!
                Не могу я их прочесть,
                Но зато могу их съесть.
    - У нас с тобой сегодня получается интересный вечер, - весело молвит Тата.-  Раз пошли такие разговоры, слушай дальше:
                Утащили мышки сыр,
                Закатили в норке пир,
                За столы уселись,
                Досыта наелись
                Улеглись в  кроватки,
                И заснули сладко
                Снится им над их норой,
                Месяц-сыр висит большой.
    - Красивое стихотворение, - похвалила женщина Тату.
    - Пойду я. – вздохнула мышка. – Тебе пора спать. Зови, буду рада встрече.
    - Думаю, мы еще увидимся.
    - Обязательно. Перейду жить в сад Кирилла, обустроюсь,  прибегу. Ты только не меняй плинтус, иначе, как я зайду к тебе в дом, - хохотнула мышка, и, одно мгновение исчезла со скамейки.
    Тетка Палана, зевнув, сказала:
    - Пойду и я спать.
      

         МАЛЕНЬКАЯ И БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ ЛАСТОЧКИ
 
    Рина, придя домой из садика, рассказывает маме:
    - Сима Дмитриевна сегодня показывала нам картинки с птицы Ласточки. Красивая она. Даже на рисунке видно, какая она быстрая, а крылышки у неё  острым уголком, вроде в полёте.
    - Ты это заметила? – спросила с интересом мама.
    - Заметила. Я ещё знаю – одними из первых птиц на юг с наших краёв улетают ласточки. У птиц выработался инстинкт, переселяться на некоторое время на юг, там тепло, там есть пища. А инстинкт – это секрет в живом организме, это что-то в виде подсказки, что делать и как делать, - рассуждает Рина.
     - А что ещё Сима Дмитриевна вам рассказывала о ласточке? – интересуется мама.
    - Больше ничего.
    - Значит, мы с тобой сегодня перед сном поговорим о ней.
    - Значит, поговорим, - напевая своё: Тра-ля-ля! - улыбается Рина.
   … День, подмигнул Вечеру, а Вечерь вскоре  привёл с собой темноту, которая заполнила всё вокруг.
    - Мамочка, - обращается Рина к маме. - В своей книжке я нашла рисунок ласточки. Там мало написано, а ты мне расскажешь больше?
    - Расскажу. Тем временем сейчас посмотри передачу по телевизору о детках, которые строят из кубиков домики. Поучись, - предлагает мама.
    - Я знаю, как строить такие домишки. Лучше попробую чистить картошку на кухне, - радостно выдала Риночка.
    - Ладно, моя ты хозяюшка. Папа будет доволен такой дочкой.
   … Вечерний город украсился разными огоньками. Рина укладывая своих кукол спать, говорит им:
    - Доброй ночи. А я ещё послушаю мамочку, она обещала мне рассказать о ласточках.
    В комнате дочери скрипнула песенкой дверь.Зашла мама, заговорила ласково:
    - Я готова  к общению. Кто меня ждёт в постели? Ага - это  моя Риночка. Тогда слушай о птичке Ласточке. Как я поняла -  о ней ты хочешь знать больше. Начну  рассказ так:
    - Когда-то, очень, очень давно, в нашем крае появилась птичка, которую люди назвали ЛАСТОЧКА-КАСАТОЧКА. Красивое название, тем более, оно относилось к этой птички полностью. А прилетела она из Африки, есть такая земля на нашей Планете. Люди приняли её красиво, предлагая жилище рядом с собой. Поэтому, в данное время ласточки есть деревенские, городские и береговые. Думаю, ты поняла, почему их так величают? Птички сразу приняли приглашение людей, и … стали строить свои жилища рядом с людскими. В связи с этим, предание гласит – если ласточка построила свое гнездо под крышей дома – быть людям этого дома счастливыми. Но вместе с тем ласочки прижились и в городе.
    - А как они строили свои гнёзда, из чего: травки и пуха, или, с чего-то другого? – спрашивает Рина.
   - Они строят свои дома с земли, воды, и маленьких соломинок. Я знаю одного сельского человека -  он, как только видит, что ласточка летает возле его усадьбы, тут же мешает землю с водой, и … оставляет на видном месте. Ласточка - зоркая птица. Она сразу же использует это болотце – начинает лепить свой домик.  Самое главное - гнёзда ласточек строят так, чтобы в них не затекал вода.
   - Значит, они на деревьях не живут? – спрашивает Риночка.
   - Нет. Живут они ещё там, где речки, или скалы с  нависшими берегами. Особенность этой птички в том, что по земле она почти не ходит, но может спать в полёте, и кушать на ходу.
   - Как это? – удивляется Рина.
   - Летит, видит букашку, хватает, завтракает. Или, летит – видит ягоду на кустике, подлетает, хватает, ест на ходу. И воду может так пить. Они птицы, в основном семейные, детки их имеют папу и маму.  Родители детей кормят, учат летать, готовят к перелёту. Жаль, что в перелёте не все долетают до назначенных мест – погибают от ливней, ветров, бур.
    - Я слышала, как они поют. Сима Дмитриевна говорила, что их пение напоминает щебет и трель. Это красиво?
   - Очень. В городе их услышать почти  невозможно.  Здесь шумно. А вот в селе … это другое дело. Мы в этом году собираемся ехать к тетке Марии. Там ты и услышишь настоящее пение птиц. Между прочим, Ласточка и Стриж схожи. Я тебе о стрижах  расскажу в другой раз.  Птицы, как и люди,  имеют свои корни родов. Ласточка из породы воробьиных. За большие годы жизни на нашей Планете, они постепенно менялись, перерождались, приживались в разных частях света, то есть - их видов на земле имеется, очень много. Представь себе, если бы взять по одной ласточке, из каждого вида, ты бы увидела 80 ласточек, и все они относятся к её РОДУ.
    - Они похожи? – с удивлением спрашивает Рина.
    - Кое-чем.
    - Это очень интересно, - гладит руку мамы, серьёзно говорит дочь.
    - Конечно, интересно. В нашем МИРЕ всё интересно. Один стебелёк травки, можно рассматривать  с интересом. Од для чего-то вырос, для чего-то созрел, и для чего будет нужен потом. Но это сложные вопросы, и мы с тобой их сможем рассматривать по тому, как ты будешь расти.
    - Знаю. Папа говорит - когда он был в моём возрасте, знал намного меньше, чем я знаю сейчас.
    - Не только папа. И я так говорю. Смена поколения – важный этап в развитии людей.
   Рина задумавшись,  спросила:
    - Как я поняла, в ласточки её мир большой,  и вместе с тем -  маленький. Наверно это приемлемо и для людей.
    - Правильно рассуждаешь, - погладив по голове дочь, ласково ответила мама.
    - Ты можешь купить мне книжку о Ласточках?
    - Могу. Нужно поискать. Когда я была маленькой, мама мне рассказывала о ласточке сказки.
    - Сказки? – спросила,  растягивая слова Рина.
    Мама знает, если Риночка так говорит, она уже засыпает.
    - Спокойной, ночи! – тихонько казала мама, и, поцеловав  дочь, добавила смеясь: - Завтра расскажу сказки о Ласточке, и не только сказки - приведу пример из своей жизни, как я познавала их мир.   
 
   
                ПОДАРОК ЛАСТОЧЕК
      

    Пятница, последний день в недели, когда Риночка идёт из садика –  впереди у неё целых два дня выходных. Вечереет. Тени длинные, добрые и загадочные. Рину всё интересует, что она видит. Кое – о чём она уже знает, но есть вещи, которые, пока недоступны её пониманию.
    - Ты о чём так серьезно размышляешь? – спрашивает мама, дочь.
    - О ласточках. Скажи, пожалуйста, ты можешь сочинить сказку?
    - О чём, или о ком? – спросила мама, и, улыбнувшись,  добавила: - Могу, и не одну. Меня научила их сочинять сама СКАЗКА.
    - Как это? – удивилась Рина.
    - Очень просто. Нужно захотеть, подумать, сопоставить явления,  и … получится СКАЗКА.
   - Я поняла. Ты сегодня расскажешь мне  сказку, которую сочинишь сама, -  весело спешит выдать Рина.
    - А ты как догадалась?
    - Я просто тебя хорошо знаю, - серьёзно заявила Риночка.
    - Умница, - целует  мама дочку. - Ужинать будем, когда придёт отец.
   - Тра-ля-ля! Тра-ля-ля! – бежит в свою комнату Рина, и, остановившись возле столика, садится, берёт альбом,  рисует в нём две ласточки, тихонечко говорит: - Это для мамочки.
    … Вечернее время подводит  свои итоги, прислушиваясь, присматриваясь ко всему, как люди его проводят.
    - Я пришла сказать папе Спокойной ночи, - серьезно говорит Рина, остановившись возле стола, на котором родитель  перекладывает  газеты.
    - Как я рад, что ты у меня такая умница, - целует дочку отец, и ласково спрашивает: - Кто сегодня будет рассказывать тебе сказку, я, или мама?
    - Мамочка. Мы уже с ней договорились.
    - Тогда я займу очередь на  СКАЗКУ для дочери, на завтра. Можно? – весело предлагает папа.
    - Кто здесь вспоминает меня? – радостно спрашивает мама, заходя в комнату.
    - Мы, - вместе отвечают отец и дочь.
    - Тогда целуйтесь, а далее,  нас с Риночкой  ждёт Сказка.
    На столе, в комнате дочери мама увидела альбом с рисунками, спросила:   
   - Это ты нарисовала ласточки? Как живые. 
   - Я старалась, - радостно смеётся дочь.
   - Твой сон меня подгоняет, - присаживаясь на стул, улыбается мама.  - Сегодня мы с тобой мысленно уйдём разговорами в ласточкин мир. А начну с предания моего отца. Когда ему было девять лет, он заметил, что кошка, большая и рыжая, сидит и наблюдает, за ласточками, которые  лепят гнездо под крышей сарая. Три дня он  присматривался за котярой, и … понял – не зря она так смотрит. Кошки – народ умный, деловой, боевой. И … догадался – как только ласточки достроят своё жильё, там появляться птенцы, а кошки любят завтракать,  или обедать малыми птичками. И тогда мой папенька, решил переставить гнездо птичек в другое место  – там рыжая Дудка, не достанет никого. Так и сделал. Замесил землю, добавил туда немного сена, снял  недостроенный ласточкин домик, перенёс в другую сторону, прикрепил, обмазал всё хорошо, и начал наблюдать, как прореагируют ласточки на его хорошее дело. И что ты думаешь – сначала они просто летали, метались, выкрикивали какие-то звуки, а потом –  поняли, что их гнездо хорошо пристроено, и обосновались там жить.
    - Как себя повела при этом кошка? – спрашивает Рина.
    - Обиделась, - хохочет мама.
    - Я рада, - веселиться дочь. – Я бы тоже так сделала.
    - И я бы тоже так поступила, - утверждает мама.
    - А я сейчас хочу послушать продолжение рассказа о ласточках, - поглаживая маме волосы, предлагает дочь.
    - О таких птицах, как ласточка, можно сочинять много сказок и рассказов: они прекрасные хозяева, преданные своим детям, любят людей,  и люди, отвечают им тем же. А ещё – очень полезные. Корм их состоит из букашек, таракашек, мошек.
   - А хлеб они едят? – интересуется Рина.
   - Наверно едят. Когда нечего есть, волк кушает траву, - смеется мама.
    - Ха! Ха! Ха! – хохочет Рина. – Можно сочинить сказку, как волк ест траву. Когда вырасту, напишу такой рассказ.   
    - А мне моё воображение принесло, и оставила для тебя другую сказку, - мягко говорит мама, и, улыбнувшись, продолжила:  – В одном селе жила вдова. Рос у неё  сын, который очень желал учиться,  поэтому вдова много работала – ей нужны были деньги, для обучения сыночка. В одну высокую и добрую весну вдова вышла во двор, села вышивать скатерть, которую ей заказала богатая дама. И тут она увидела, как две ласточки лепят своё гнездо, как раз возле окошечка сарая. Улыбнулась, пожелала им хорошего дня и здоровья. А через пару недель в гнезде появились яички – вдова поняла – там  скоро будут детки. Но какое было её удивление, когда она заметила, что возле сарайчика летает чёрная, злая  птица, высматривая  гнездо. Женщина сразу догадалась – хищная птица хочет съесть яички.  И, не долго, думая, женщина наделала шума, прогнала коршуна, а сама обратилась к ласточкам:
    - Можно, я помогу вам перенести ваш домик в сарайчик, ближе к окошечку. Туда коршун не влезет, он большой.
    Ласточки согласились, гнёздышко перенесли, а вдове они подарили одно яичко, сказали:
    - Разбить его нужно только тогда,  когда будут очень нужны деньги. 
    Вдова поблагодарила ласточек, вскоре окончила вышивать скатерть, обрадовалась, но … денег, чтобы, поступить, её сыну учиться не хватало. И тут она вспомнила за яичко, которое ей подарили ласточки.  Вздохнула, разбила его, и … какое  было удивление - там лежал дорогой перстень, и по разумению вдовы, стоил столько, сколько нужно, чтобы сынок уехал учиться в город.
    … Сын вдовы поступил учиться – денег хватило на учёбу, и ещё осталось, чтобы она сделала ремонт в своём жилище.
    Мама смолчала, а Рина, улыбнувшись, спросила:
    - А ласточки, они продолжали жить в сарайчике вдовы, или улетели в другое место?
    - Они и сейчас там живу. Правда, не те, что подарили кольцо, другие, их прапраправнуки.
    - Бабушка говорит, что за добро, добро получаешь, - вздохнув, мягко сказала Рина, и, махнув ручкой, сладко зевнула.
   
   
               

                КАКОЙ ИНТЕРЕСЕН НАШ МИР …          

    - Мама! Здесь  на пеньке жук! Он очень большой!   - зовёт маму Риночка.
    - Он не злой, - подходит к дочери мама. – Эти жучки на вид страшные, а на самом деле, они хорошие.
    - А почему у него такие рога? – не унимается дочь.
    - Защита от врагов.
    - Воспитательница в садике рассказывала о жуках, что они есть добрые и не очень.
    - Это верно.
    - Этот жук счастливый.
    - Почему? - интересуется мама.
    - Он живёт в парке. Всё, что здесь живёт – счастливое.
    - Ты так думаешь?
    - Посмотри, какие красивые дорожки, а рядом деревья. Справа – ели, слева – другие, разные. Идут люди, смотрят на них и радуются. От радости деревья становятся красивее, - ведёт своё понимание природы Рина, и, присев на корточки, спрашивает жука:   
    - Ты счастливый?
    - Раз ты своё внимание обратила на этого жучка, расскажу немного о нём,  - присев рядом с дочкой, говорит, улыбаясь, мама. – Этого жучка зовут ЖУК-ОЛЕНЬ. Он похож рогами на красавца-оленя. Да и сам он прекрасный. На нём одежда красно-бурого цвета, слегка лоснится, а двигается он нежно и грациозно. Они древние насекомые. Живут в основном, где тепло. Их дома в земле, норки чистые. В тёплое время они могут жить под старой корой деревьев, в трухлявых пнях и т.д. Хочу добавить, есть другие жуки,  похожи на этих, их называют НОСОРОГАМИ. Их рог напоминает рог Носорога. Они до 5-ти сантиметров в длину. Люди их любят. так, как они являются помощниками в сельском хозяйстве.
    - Выходит - на земле, живёт, очень много разных насекомых. Их всех люди знают? – интересуется Рина.
    - В основном знают.
    - А как называются люди, которые изучают их?
    - Энтомологи.
    - Чудно как-то. Это, по какому?
    - От греческого названия - НАСЕКОМОЕ.
    - Как ты всё это помнишь? – удивляется дочь.
    - Станешь мамой, тоже будешь знать и помнить.
    - Наш жук начал двигаться. Интересно, куда он направиться? – задумчиво рассуждает Рина.
    - У него своя жизнь, - и, поднеся травинку к рогам жука, мама  говорит. – Смотри, он её ухватил. Это знак – перед ним препятствие. Сейчас отпустит. Он понял – препятствие не большое. 
    - Ой, возле нас летает синяя бабочка. Какая она красивая! Папа рассказывал, что в мире существуют много, премного бабочек. Я видела красных, белых, желтых, и в крапинки. И все они отличаются друг от друга, - смотрит вслед бабочке Рина.
    - В детстве я тоже увлекалась насекомыми, в основном  - бабочками. Мой отец, а ныне твой дедушка интересовался ими.
    - Давай проследим, куда полетит синяя бабочка.
    - Давай, - соглашается мама.
    - Она направилась к цветущим ромашкам. Как, по-твоему, что ей больше всего нравится?
    - Сейчас она просто отдыхает. Присмотрись, как она складывает крылышки. Садись на скамейку, расскажу кое-что о них.
    - Согласна, - весело отвечает Рина.
    - Тогда я начну из того, что бабочек в этом парке много, и все чем-то похожи. Они - удивительные живые существа Земли. Их видов есть столько, что некоторые учёные сбиваются со счёта. Приблизительно около 1600 видов, и это ещё не всё. Своё название они получили от слова – БАБА. В далёкие времена люди верили в Ведьм, а ими были только женщины. Когда Ведьма умирала, у неё появлялись крылья, она стала похожей на БАБОЧКУ.  Это просто сказка. Бабочки появились на земле так, как появилось всё живое.
    - Знаю, мне рассказывал папа,  как появились динозавры, и многие большие животные. Интересно, когда были динозавры, бабочки уже летали?
    - Кто знает, может быть летали. Но для нас людей живущих в 21 веке бабочки являются чем-то удивительно прекрасным. И каких только цветов и расцветок нет на них! Я должна тебе сказать, что раньше, чем бабочка станет такой красавицей, она побывает яйцом, потом гусеницей, и только в конце – бабочкой. Окрас её зависит из сложных красителях в её крыльях. Чтобы понять это – нужно много их изучить. Но для нас землян, бабочки были, есть и будут одними из самых прекрасных животных, проживающих  на нашей планете. Живут они всего несколько часов, зато жизнь их полна удивления – они питаются нектаром из цветов, и сами они похожи на эти же цветы.
    - Они все маленькие, или есть большие? – спрашивает Рина.
    - Есть,  большие, где-то до 30 сантиметров в ширину крыльев. Я видела бабочек, в которых тело в пушинках. Между прочим, некоторые из них носят имена, которые дают им люди.
    - Какой, всё-таки  интересен,  наш мир, - вздыхая, говорит Рина. – Но самыми интересными на земле есть ЛЮДИ.
    - Какая ты у меня умница, - прижимает к себе дочь, молвит счастливо мама, и, перехватив её взгляд дочурки, шепчет:
    - Пошли на поляну, где нас ждут родные и друзья.
    - Пошли, - весело ответила дочь, и, взяв маму за руку, пропела:
    - Утомился мотылек,
       Тут цветок, и там цветок.
       Сел он на ромашку   
       Крылья нараспашку …
   
                ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ …

    - Грачи летят! Грачи летят! Смотрите, снег ещё не стаял, а грачи уже летят косяками, - радостно говорит  Фекла, показывая внучке в небесной дали стайку тёмных птиц.
    - Им наверно холодно, - зябко, говорит 4-х летняя Соня.
    - Немного холодно. Но они летят по зову природы. 
    - На полях снега нет, - рассказывает сосед Михайло, и, приложив к глазам руку козырьком, добавляет: - Нравятся мне эти птицы. Не поют звонко, зато, трудятся много. 
    - По прогнозу, с завтрашнего дня идёт потепление, - встревает в разговор восьмилетний Даниил.
    - Я никогда не видела грачей, - вздыхает  Софийка.
    - Значит,  пойдём мы с тобой к тетке Сабине, она живёт на Хуторе, там ширь полей, даль безбрежная, красота земли неописуемая. Она привыкла там жить, и в посёлок её не тянет.        … Утро погожее, светлое, тёплое. На улице весна, конец марта, как раз тот период, когда всё вроде бы просыпается от зимнего сна.
    - Сабина умеет рассказывать сказки  Она тебе понравится, - одеваясь, перед походом в гости,  рассказывает бабушка.
    - Мама говорит, чтобы услышать настоящую сказку, нужно в неё верить.
    - Верно. Тогда в путь-дорогу.
   ... Хутор, состоящий из 8-ми домов, давно уже проснулся, как говорит бабушка Фекла – кто рано встаёт, тому Бог подаёт. А у  человека свой план работы, по этому, он всё успевает сделать к вечернему часу.
    Тётка Сабина ахала, и охала, увидев гостей, и как говорит бабушка - не говорила, а вроде пела.
    - Пойдем в прибрежный лесок, - предлагает подруга бабушки. – Пройдёмся полями, которые уже  слегка подсохли. Вчера к нам прилетели грачи. Их сегодня на поле много. Я люблю с ними вести диалоги.
    - Какие диалоги? – удивляется Соня.
    - Самые настоящие – это когда говорят двое.  Грач – птица умная, трудолюбивая, рассудительная и приветливая. Ты знаешь их историю жизни? – задаёт вопрос тетушка Сабина.
    - Нет. А вы знаете?
    - Конечно, знаю. Они мне сами её рассказали.
    - Как это произошло?
    - Сначала я тебе расскажу об этих птицах, кто они, чем живут, какую работу выполняют, а потом, потом  к нам придёт Сказка, и разрешит мне рассказать о грачах, ибо без сказки нет жизни. Сказка – это что-то, очень нужное, и доброе, - выдала сразу светло и внушительно, тётка Сабина, и, пригласила гостей выпить травяного чая, из трав растущих рядом с её домом. Как оказалось, чай действительно был вкусным, и, под напев горящих углей в печи, тетушка Сабина, увела внимание Сони в жизнь птиц, ГРАЧЕЙ.
    - Они интересные тем, что похожи на ворон, но … красивее и грациозней, то есть – очень галантные и интеллигентные. Живут в селе, в городе, в старых лесах, - звонко ведёт речь тетка.   
    - Они чёрные, как вороны? – задаёт вопрос Соня.
    - Так. Чёрные, слегка из синим отливом. Любят красоваться. А ещё, они  играют в разные игры.
    - Как это?
    - Садятся на ветки, а одна из них берёт в клюв палочку, передаёт другой, и так играют до тех пор, пока палочка не упадёт. Потом они заставляют ту, которая не удержала палочку, качать их на качелях.
    - Каких качелях?
    - Качели – это ветки деревьев. А ещё - маленькие грачи могут прятаться от родителей, а те их ищут. Так идёт у них игра.
    - Надо же! Я об этом расскажу в садике.
    - Грачи птицы работящие. Как только приходит весна – они уже на полях: ловят букашек, червяков, личинок. Конечно, грачи иногда позволяют себе кушать орехи, семена подсолнечника, кукурузы. Это не велика беда – главное – грачи приносят человеку большую пользу, уничтожая огромное количество гусениц и вредных букашек.
    - А почему они улетают в тёплые края? – спрашивает Соня.
    - Из-за нехватки питания. Зато прибывают в наш край первыми. Ходит такой важный грач по пахоте, чисти поле от вредных насекомых, дружит с работником сельского хозяйства. О грачах есть много хороших преданий и сказок. Они заслужили, чтобы их уважали и любили, - ведёт рассказ тетка Сабина, посматривая через окно, где на полях чинно и важно шагают гордые грачи.
   … Потом Соня с тётушкой Сабиной и бабушкой Феклой ходили в недалёкий лесок. Там, на ветках деревьев было много гнёзд грачей. А ещё, Соня видела домик зайца.
   Когда на улице стало темнеть, в доме тётушки они слушали, как в печи гудят горящие дрова. Бабушка сказала, что это поёт дерево, которое горит.
    Через какое-то время, тётка Сабина сказала, что нужно  ложиться спать, и она, расскажет интересную сказку о грачах.
    А когда Соня легла на мягкую кровать, тётушка Сабина села на стул, и, складывая аккуратно слова в предложение, начала так:
  - Жил в одном селе одинокий человек. У него не было никого - жена умерла, а детей у них не было. Человек имел дом, небольшое хозяйство, и немного земли на поле. Управлялся  со всем сам, но иногда ему было трудно, не хватало помощников. Как-то в один день, возвращался он домой лесом. Вдруг началась гроза: ветер, молнии, гром,  дождь. Стал бежать, но тут перед ним упала ветка с гнездом, а в гнезде два птенца грачей. Жалко стало человеку птичек. Он взял их, спрятал на груди под рубахой, а сам присел под большое дерево, накрывшись мешком. Через какое-то время дождь перестал, небо прояснилось. Человек поднялся, и подумал -  нужно как-то определиться с птенцами, но ...  вокруг валялись ломаные ветки, листья и части деревьев. И тогда он решил забрать птичек к себе домой. В избе было тихо и сухо, что привело человека к хорошему настроению. Кто знает, как там всё происходило, но уже через недельку птенцы грачей стали летать. Он их выпустил во двор, а они … такие счастливые начали петь: - Кар-р-р-р! Ка-а-а-а! – это они так поют.
    - Это была их песня? – спросила  Соня.
    - Именно. А через два дня рядом с двором человека прилетели и сели два грача. Они весь день смотрели на то, как летают малые грачи, но … не осмелились подлететь ближе. И только через три дня, прилетевшие птицы взлетели на ветку вишни, что росла возле дома человека, и … заговорили человеческим голосом, рассказали, что двое молодых грачат, которых он спас, это их дети, потерявшиеся при грозе в лесу.
    - Если не веришь, обратилась  Мама грач, к человеку - спроси их, пусть они  сполют колыбельную, которую я их учила.
    И тут … Девочка-грач запела: - Кар-р-р! Кара-ра, не боимся комара-а-а!
    Человек прослушав песню грачёнка, понял - кого он спас от непогоды. Долго сидели гости ГРАЧИ в доме Человека, долго велись разные разговоры. А когда стало темнеть, ГРАЧИ, что прилетели за малыми грачатами, пообещали Человеку, быть ему помощниками - чистить его пашни от гусениц, червяков, разных насекомых вредителей сельских культур.  С того времени, Грачи являются помощниками человеку на пахоте. Вот по этому, они прилетают рано, чтобы чистить поле, как только человек его распашет.
    ... Над домом тётки Санды успокаивался вечер. Было тихо, радушно и благословенно от счастливой СКАЗКИ, ибо Сказка, на то есть СКАЗКА, чтобы она была доброй и сладко-сонной, иначе, зачем она есть на Свете. 
   
               
                СЧАСТЬЕ – это мягкие  и
                тёплые ладошки детей.



                САПОГ

      Родители Веронике купили сапоги, она на них посмотрела, кивнула головой, сказала:
      - Я хотела другие, как у Лены.
    - Не было  таких.  Ты хорошо присмотрись, они очень красивые, мягкие, на молниях, - с  весёлым напевом сказала мама.
    … Сапоги поставили у входа в прихожей. Вероника их даже не примерила.
    … Вечерняя пора заполонила город. Поужинав, Ника ушла играть в свою комнату, а потом слушала сказку по телевизору, и, зевнув сладко, сказала, что хочет спать.
     - Что будем делать с сапогами? –  спросила мама мужа.
     - Не спеши. Посмотрим, что будет дальше, - задумчиво произнёс отец Вероники.
     В своей комнате Ника долго не могла уснуть, с головы не уходили сапоги, которые ей, без неё купили родители. Почему-то они ей не понравились, а почему … она так и не поняла.
 И тут к ней пришла мысль – она один сапог выбросит через окно, и тогда, папа купит ей новые - так как в одном сапоге ходить невозможно.
    Вечер старел, успокаивался, дремал. Вероника  стала прислушиваться, когда родители лягут спать. В голове строились разные планы, как она избавится от сапога. Мысли, мысли, мысли… И тут вдруг она представила, как всё это она выполнит. Сапог полетит вниз, а лететь ему придётся долго – квартира Ники на 10-м этаже. Значит, ему будет очень страшно. Он же ни в чём не виноват, что ей не понравился. А ещё, когда он упадёт, сильно и больно ударится о землю. Конечно, он закричит, но его никто не услышит, на улице ночь, все спят.
    Вероника перевернулась с бока на бок, даже присела на кровати, стала крепко думать. Откуда-то прилетела иная мысль -  ведь сапожки действительно красивые, темно-красного цвета, именно такого, как она любит. А ещё у них мех настоящий, мягкий и нежный. Да и молнии отливают серебристым цветом. И под такие цветные мысли, Ника уснула. А утром, собираясь в садик, сказала родителям:
    - Обую новые сапожки. Вот мне позавидуют Лена с Игорем. Они говорили, что только у них обувь новая.
    И, подойдя в прихожей к месту, где стояли сапожки, Ника заговорила:
    - Простите, за плохие мысли.
    - Ты это кому сказала, простите? – спросил отец.
    - Всем, и вам тоже, - одевая, сапоги,  весело выдала Ника.
               


                КОТЁНОК  МЯЧИК
   
    Игорю Левину  скоро четыре года. Он  ходит в садик, имеет там друзей, вроде бы ладит с ними, но иногда обижается, что они  не видят, какой он сильный.
     Мама Игоря говорит мужу:
     - Я стала замечать - наш сын становится какой-то очень ответственный. То он девочку защитил от нерядивой мамы, которая кричала на девчушку, то деда Тимофея привечал, пожелав ему доброго здоровья, то в садике помог девочке снять тесное пальтишко.
    - Хорошая черта характера, если он так поступает, - говорит отец.
    … Дни за днями – Игорю отметили красиво День рождения – четыре года – дата красивая. После такого праздника, он стал вроде бы другим – пару раз сказал уверенно, что он уже не ребёнок, а похож на мужчину по делам и поступкам. Но по каким поступкам он похож на мужчину, родители не поняли, но раз сын так хочет, пусть будет так.
    Весна, солнце, утро прелестное. В садике воспитательница сказала -  они сегодня проведут урок природоведения. Дети захлопали в ладоши, всем нравится это занятие – изучение растений земли.
    После обеда и урока природоведения, дети легли отдыхать, а вот Игорю не спится, он услышал от тётки Марии, поварихе садика, что после обеда будет гроза. Он давно мечтает увидеть настоящую грозу, слышал от старших о грозах самые удивительные рассказы.
    Когда воспитательница ушла из комнаты – за окнами стало темнеть. Вскоре послышался гром, и небо озарила молния. Игорю стало интересно узнать, как же происходит это явление, когда туча, с тучей соединяясь, образуют свечение. Не удержался, открыл дверь, вышел в коридор, а далее … присел на подоконник и стал смотреть – там, на улице лил ливень, да такой, что он такого не видел никогда. Сколько продолжался дождь, он не знал, а когда перестало лить, он открыл дверь, и … сам не зная,  почему пошёл по лужам, весело напевая какую-то песенку о дождике. Как он вышел за ворота, он тоже не помнит, вроде бы шел и шел, и … оказался на тротуаре. И тут к нему донеслось откуда-то: -Мя-у-у-у! Мя-у-у-у-у! Оглянулся, и … заметил маленькую кошечку, всю мокрую, худую, грязную. Ринулся к животному, схватил, прижал к себе, спросил:
    - Ты чья?
    Но котёнок ничего не ответил, он просто сильнее прижался к груди Игоря.
   … В садике был переполох, когда  воспитательница заметила пропажу Игоря. А через несколько минут Игорь с котёнком в  руках появился перед растерянными работниками садика, и как-то совсем, по-взрослому сказал:
    - Вот … нашёл котёнка… Он один …  будет моим.
    … Котенка Игорь назвал Мячиком, так как, когда он поел молока, которым его угостили в садике, стал каким-то круглым. Живёт котик в доме Игоря, а он, Игорь очень гордиться, что совершил подвиг – спас животное от гибели.


                КУКЛА  МИККИ

    Лиля ходит городским двором, рассказывает всем, что она уезжает на два месяца летних каникул, в село к бабушке. Некоторые дети завидуют ей – у многих нет бабушек в селе, и они проведут лето здесь, в городе.
    - Я уже всё приготовила, для поездки, - рассказывает мама Лили. – Двинемся утром, через два часа будем на месте.
     Поездка была удачной, приветливой и доброй – они ехали автобусом, который мчался вперёд, наверно знал, что Лиля очень хочет увидеть бабушку.
   Село встретило своих гостей радостно – многие жители здоровались с ними, о чём-то спрашивали, желая всего хорошего.
    … Мама с папой уехали в город сразу же на второй день. Лиля тут же стала хозяйничать с бабушкой, пытаясь помогать ей во всём.
    - К нам сегодня придут две мои подруги, со своими внуками. Познакомишься с ними, они твоего возраста, им обеим по 4 года, - сообщает новость бабулечка.
    К обеду во двор бабушки Наины пришли её приятельницы с двоими внучками Аллой и Наташей, которые живут в селе, ходят в садик, дружат и играют вместе. Обеим девочкам по четыре года, а уже через пять минут Лиля была подругой своим сверстницам.
    Два дня Лиля ходила к новым подружкам домой, и они были у неё – весело звенели их голоса – бабушкам счастье и радость.
     Перебирая с бабушкой ветки укропа, Лиля спросила:
    - В третьем доме от нас живёт девочка по имени Мелания. Мне о ней говорила Наташка, что Миля бедная, у  родителей трое детей, и живут они скромно. Как это?
    - А. Ты имеешь в виду семейство Величкиных. Действительно они живут не богато. У них трое деток. Миля средняя. Старшая дочь Зоя, ей 9 лет. А самый младший - Сева, ему полгодика. Зоенька очень хорошая девочка. Она много помогает маме. Миля – тоже помогает, но … Миляна ещё малышка, - ведёт речь о соседях, бабушка.
   - А почему Миля не приходит ко мне? – спрашивает Лиля.
   - Они скромные люди. Надо нам их пригласить, я имею в виду, пригласить, Милянку.
   - Пригласи, - говорит приветливо внучка.
    … Через два дня Мелания уже играла с Лилей, рассказывая, что у неё есть кукла, но немного потёртая, ею играла её сестричка Зоя.
    - А у меня все куклы новые. Я люблю красивые игрушки. Родители мне много их покупают, - рассуждает девочка.
    - У нас нет много денег, чтобы покупать их. Мама говорит, нужны средства на проживание, одежду, обувь.
    Через два дня Лиля, ушла играть во двор Мелании. Дом, как дом, но в доме совсем не так, как в родительской городской квартире, и в бабушки Наины. Всё простое, много старого, три комнаты, из них одна принадлежит Миле и её сестричке. В углу, на тумбе разложены игрушки Мелании – одна старая кукла, две другие – сделанные вручную, с расписанным чернилами лицом, и пришитыми волосами из простой шерсти. Ещё там красовались несколько простеньких игрушечек – пластиковая посуда, две чашечки и … кубики, для счета.
    - Давай поиграем в домики, - выдала спешно Миля. – Будем строить дома из листьев, веток и цветов. Их в нашем саду много.
   Лиля согласилась, и … так заигралась, что за ней пришла бабушка, а внучка никак не хотела уходить из сада.
   … Уходили летние дни. Бабушка печалится – скоро за Лилей приедут родители, и она опять останется одна.
   - Я буду тебе слать письма, - обещает внучка. – Мама обещала меня научить писать.
    … Час за часом  – отстукивает время Земли.
   - Завтра за тобой приедут мама и папа. Собирай свои игрушки, - ведёт речь бабушка.
   Лиля одела свою куклу Микки в самую красивую одежду, положила в коробку, а рядом сложила все её наряды, сказала:
    - Куклу  отдам в подарок  Миле. Хорошая она девочка.
    Бабушка слушала внучку, радовалась за неё, сказала:
    -  Хороший человечек растёт  в нашем роду.  Вся в меня … Яблоко от яблони …
    А через час Лиля взяла коробку с куклой, понесла подарок  своей новой подружке Миле, а вернувшись, сказала:
    - Она будет её любить…
    … Провожать Лилю пришла только одна бабушкина подруга, Сальвия Степановна. Когда родители Лили  уже были готовы в путь-дорогу, во дворе появилась Милания, она держала в одной руке куклу, а  в другой – букет луговых и садовых цветов.
    - Это тебе, - протянула Миля цветы Лиле. Спасибо за Микки.
    - И тебе спасибо, - сказала в ответ Лиля.
   Девочки обнялись, а кукла Микки смотрела на них большими  синими глазами, улыбалась ласково и счастливо.
   
   
   
               
                ДВОР  РАХИЛЬ
                Ребёнок – это зеркало семьи.
               
     Когда у молодого семейства Радовичей родилась дочь, отец, Матвей, сказал:
    - Дочь будет носить имя моей прабабушки, Рахиль.
    - Рахиль, так Рахиль, - спокойно ответила молодая мамочка. – Мне она с любым именем будет счастьем. Дети – это зеркало семьи.
    … День за днём  – время, которое люди называют годами.
Когда Рахиле было три годика, родители определили её в садик. Она с удовольствием стала туда  ходить, а обратно несла так  много неизвестного и красивого в своих рассказах - родители удивлялись.
    Прошёл, пробежал, проскакал один годик в жизни Рахиль.
   - А мне уже четыре годика, - звонко заявила она, после того, как ей отметили день рождения.
    - Кем ты станешь, когда вырастишь? – спрашивает девочку соседка тётка Сильва.
    - Ещё точно не знаю. Мне нравится говорить о природе стихами. Я знаю много стихов. Но это ещё не признак, что я буду поэтичным стихотворцем.
    - Интересно выражаешься, - похвалила Рахиль соседка.
    - Это так обо мне сказал друг папы, который пишет стихи. Мама рассказывает – выбор профессии может определить один простой случай. Она у меня химик. Однажды  мамочка увидела,  как учитель химии из воды получал два химических элемента, она … глубоко задумалась, и … вскоре уже знала – она будет химиком.
   … Знакомые частенько удивляются развитию Рахиль, а Павлина, мамина коллега, сказала:
     - У вас не дочь -  учёный ребёнок.
     … У мамочки Рахиль день рождения. Дочь приготовила ей подарок – она сама нарисовала маму, в виде цветка, сказала рассудительно:
    - Так я вижу свою мамочку.
    В этот же день отец Рахили принёс и подарил маме букет роз. Дочь долго смотрела на букет, потом, улыбнулась, спросила:
    - А как можно вырастить розу?
    - Очень просто. Она развивается с черенка. Знаешь, что такое черенок? Нет? Это веточка цветка. Её нужно посадить в землю, и …ждать, когда она прорастёт.
    Рахиль задумалась, а когда розы в букете повяли, она вынула одну, что цвела кремовым цветом, ткнула в горшок с геранью, и стала его поливать через каждые три, четыре дня. Вскоре черенок дал листочек, потом другой и … как показалось Рахиль, просился, чтобы его пересадили в другое место.
    - Мамочка, - задумавшись, произносит дочь – Где мы можем посадить розу, чтобы я за ней ухаживала?
    - Возле окон тетки Насти. Она там сажает какие-то цветочки, может, не откажется от куста розы, - рассуждает мама.
    Тетка Настя согласилась, и  черенок розочки нашёл своё место под солнцем.
    ….После снежной и холодной зимы розочка стала набирать рост. Рахиль не натешится ею, и каждый раз, вместе с теткой Настей и мамой, поливают цветок, присматриваются, как он растёт. А он рос лучше всех цветов – за ним был особенный уход, а ещё, Рахиль с ним каждый день вела разговоры.
    И какая была радость во всём дворе, когда в июне месяце  (Рахиль в то время было уже пять лет),  на кусте розы появился первый цветок. Жители дома ходят и рассуждают, как малая девчонка могла добиться такого чуда – вырастить кустик розы, который стал примером для многих жителей, не только их двора, но и города.
    ...За дело взялись пенсионеры. Они, уговаривали жителей дома не лениться, искать места, где можно разрыть небольшой кусочек асфальта, и на мете его посадить куст розы.
    … Прошло три года. Рахиле 8 лет - она уже школьница. Выходя из дома, или входя,  в свой двор, она в первую очередь подходит к кустам роз, улыбается, трогает цветы или листочки, что-то тихо нашёптывая, кивает в знак согласия головой. А День, каждый  новый День смотрит на неё, и тоже улыбается – он знает – эти кусты роз будут расти здесь всегда, ибо то, что сделано чистым сердцем, всегда живёт веками. Кто знает, Как и Кто,  первым назвал двор, где растут розы - ДВОРОМ РАХИЛИ – неизвестно, но,  название утвердилось, оно, как будто вросло в землю с корнями многих кустиков разноцветных роз - в которых есть история, и её  продолжение. 







      
   
   
   


               
               
   
   
    
   


Рецензии