Дневник волонтёра 2021

13 сентября
На поезде «Санкт – Петербург – Севастополь» я намеренно проехала мимо Симферополя (билет был куплен от Рязани до столицы Крыма, но мои попутчики посоветовали ехать ещё пятьдесят минут до Бахчисарая, так как селение Соколиное, куда я направлялась, находится там). Сутки пролежала я на верхней полке, разгадывая сканворды, с «упадническим» настроением: куда я еду со своей палаткой и спальником, что меня ожидает в ретритном центре Игоря Будникова? ("ретрит" - это уединение, затворничество, жизнь духовными ценностями.) Накануне я заполнила анкету на сайте и на следующий день получила одобрение на волонтёрскую деятельность, где предлагалась работа на кухне или в огороде.

Полюбоваться достопримечательностями Бахчисарая хотелось, но не представлялось возможным, так как палатка и рюкзак со спальником пристроить некуда: на вокзале нет камеры хранения. Поэтому безоблачным, жарким утром с территории вокзала, где очень много бездомных, но неагрессивных собак, на автобусе следую мимо полей, которые когда-то были засеяны чайной розой, а теперь травой, мимо реки Кача, где пасутся ослики и верблюды, мимо населённого пункта Сирень, по улице Ялтинской с арбузами на развале. Из окна автобуса открывается удивительный обзор на старинную полуразрушенную крепость, высоченные скалистые горы и холмистые склоны, какие я обожаю. Дорога петляет вверх и вниз по серпантину, в низком местечке Малосадовое растут молодые яблоньки с жёлтыми плодами, бежит небольшая горная речушка. В селении Танковое за памятником Николаю Хрусталёву в шлеме военного лётчика, который прославил свой край в годы Великой Отечественной войны, высятся длинной неприступной стеной скалистые горы. Пасссажиры в автобусе одеты в куртки, потому что в этом горном районе наблюдаются большие перепады температур – от сильной жары днём до плюс 15 градусов ночью. Недалеко от бывшего эфиро-масличного завода в совхозе «Ароматный» возрождается православный храм, который был уничтожен безбожной властью в годы революции. Здесь улицы носят красивые говорящие названия – Голубинка, Родниковая. Вот и селение Соколиное. Мне осталось подняться вверх, чтобы оказаться в Центре Игоря Будникова. Жду попутку, так как тяжело нести палатку, в чехле которой засунуты мои тёплые вещи (свитер, брюки и т.п). Пахнет конским навозом, который размазан кое-где на каменистой дороге. На моё счастье, УАЗик неторопливо везёт свежеструганные доски, и кареглазый водитель как раз едет в Центр. Вот удача!


За открытыми металлическими воротами с семью припаркованными автомобилями рядом, в том числе и с московскими номерами, на огромной территории слева видны тридцать деревянных А –образных домиков со стеклянными дверями, (аренда каждого за сутки 2,5 тысячи рублей). Оказывается, построены они этой весной молодыми предпринимателями, которые вложили по сто пятьдесят тысяч рублей и таким образом получили право на владение помещением во время приезда. Впереди расположена деревянная аккуратная столовая с надписью: «Возьми половину от желаемого, всегда сможешь взять добавки» и ресепшен с двумя ноутбуками и круглым столом, над которым висят репродукции с изображением медитирующего среди гор божества и горит поворачивающаяся свеча с приятно благоухающим дымящимся ароматизатором. Справа – прачечная, где волонтёрам выдают перчатки, инвентарь на работу и где я тут же попросила коврик-пенку под свой спальный мешок. Прачечная портит картину некоторым беспорядком из-за чистых сохнувших простыней, ящиков с тряпками и забытыми вещами. Волонтёров не хватает, поэтому без проволочек куратор Вера, девушка с вытянутым улыбчивым лицом, направляет меня на огород к Денису. Среди тридцати различных разноцветных кибиток –как у меня, простеньких, одноместных, так и трёхместных, установленных на высоких деревянных помостах, на территории за столовой, - я прямо на земле установила свою палатку, причём у меня не оказалось металлических крючков, которые дала мне Валерия из Рязани, жилище которой расположилось по соседству.


Переодевшись в рабочие фиолетовые брючки и лёгкую светлую тенниску с бейсболкой, я прошла на зелёный огород с парниками и грядками кабачков, баклажанов, тыквы, помидоров, капусты, моркови и других овощей. Высокий, мускулистый, светловолосый бородатый загорелый Денис с открытым торсом предложил сначала выпить чай с мёдом, очень кстати, я ведь не завтракала, а потом уже дал задание обрывать ножницами помидоры черри и складывать их в ящички. Полный ящик красных мелких плодов я понесла на кухню, где их уже ждали.


После вкусного вегатарианского обеда с гороховым разваренным супом, овощным салатом с орехами, вымыв за собой посуду, обратила внимание на группу из двадцати человек, собирающуюся на экскурсию к горной речке Коккозке. Я тут же примкнула к туристам, нарушив режим дня. Было ясно, что мы  к трем часам дня не успеем вернуться в лагерь. Оказалось, что ведёт нас Денис. Я не отставала от него и внимательно слушала рассказы об окрестностях. С нами увязалась рыжая дворняга, помесь лисы и таксы, которая всю дорогу бежала впереди, мимо мечети с минаретом, бывшего поместья однофамильца известного писателя Булгакова, состоящего на военной должности у Потёмкина, фаворита императрицы Екатерины, мимо детского санатория «Сокол», расположенного в старинном здании юсуповского дворца.

На экскурсии я познакомилась с Анжеликой, которая рассказала, что в Бельбекской долине усиливаются многократно все желания души. Я сказала, что приехала сюда целенаправленно, чтобы напитаться очарованием местности. Окрестности, действительно, пленяют взгляд. Мы шли лесом, поднимаясь по переплетённым корням деревьев, как по ступенькам. Справа среди огромных камней откровенно и по-детски непосредственно бурлит горная Коккозка. В июне эта речушка-хулиганка вышла из берегов, затопила Соколиное и близлежащие селения. На одном из валунов с водопадом я сфотографировалась в купальнике, уронив в расщелину очки от солнца. Достать их не получилось, слишком глубоко они затонули, тем более, что отставшие от нас члены группы (не волонтёры, а участники фестиваля контактной импровизации) подошли к водопаду, и я скоренько накинула жёлтое платье. Когда все ушли, Лика осталась у водопада, стала купаться обнажённая. Я повторила ее действия, окунувшись в «ванну молодости» чуть дальше от неё, не сумев похвастать формами уже немолодого, костлявого тела.


Одна вернувшись в лагерь, я примчалась на огород, где познакомилась с прекрасной худощавой девушкой Перевощиковой Бертой из Удмуртии, а точнее из Ижевска, где я побывала четыре года назад.
За час, до возвращения туристов с реки Коккозки я набрала ещё два ящичка помидоров. Денис поручил мне ликвидировать сорняки с бобовой грядки. Эта работёнка мне показалась менее интересной, зато на свежем воздухе. На ужин угощали персиками, инжиром, яблоками, потчевали драниками со сметаной, пшённой кашей с изюмом.


После работы нужно было в обязательном порядке идти на экскурсию по территории Центра, но я нарушила это правило, так как в чате написали сообщение, что в селение Соколиное прямиком из Мурманска с гастролями приехал легендарный Dj PARUS. В гористой местности быстро темнеет. Как я буду возвращаться одна назад по узкому проулку среди лая собак? Надежда лишь на то, что в кафе окажутся наши волонтёры или участники. Пока на скамейке перед сценой нас только четверо. И самое главное, что я узнала длинноногую Машу из Центра, которая работает в пекарне, а сейчас курит кальян вместе с тремя молодыми людьми, которые обещают довезти меня обратно на машине. Через час пришли волонтёры: Алёна, Алина и Валерия. Я утонула на скамейке в подушках и не подаю признаков жизни, надеясь, что меня не узнают в темноте возле разгоревшегося костра, в который Иван подкладывает дровишки, а угольки перекладывает в кальян для Маши.(Немного неудобно перед девочками, которым пришлось идти на экскурсию. Мне было совсем не интересно бродить по территории лагеря, которую я и так уже изучила.) Девочки принесли себе матрас со сцены, устроились на нём прямо у костра. Одна девушка была в лёгком платье и босиком, сидела по – турецки, внимательно слушая парней и задавая им вопросы.
— Что такое випассана?
— Не разговаривать, не получать информацию ниоткуда: ни из книг, ни из СМИ, ходить, есть, молчать.
Парень на костылях (позже расскажу его трагическую историю) сказал также, что он уверовал и понял, что медитация-это зло и грех. Его друг подошёл поприветствовать диджея:
— Вы к нам прямо из Мурманска? Вы легендарный Dj Parus?
— Нет, я на разогреве, он позже прибудет,— был ответ.
Маша перебралась в висячее кресло на сцене поближе к диджею, а потом вернулась к кальяну, забрала варган у молодого человека, которого приветствовала: «О! Гопник пришёл!» и стала тоже играть, поместив между зубов небольшое приспособление в виде вытянутого ключа. Получалось у неё неплохо.
Со сцены звучит волшебная мелодия, под звуки которой очень хочется быть в паре. Две девушки танцуют в центре. Лера из Рязани делится опытом с подругами, как работала без оплаты за идею в какой-то организации, но из-за пренебрежительного отношения к ней, разочаровалась. Хочется волонтёрить, но пусть хоть уважают.


Из соседнего кафе послышалась душевная песня – мантра.
Часов в девять я подошла поблагодарить диджея, всё же уточнив, почему же не приехал ПАРУС из Мурманска, как было заявлено.
— Сам ждал его до последнего. А я тоже из Мурманска, — сообщил он.
— Вот и спасибо. Мелодия была прекрасна. Нам вечер понравился, — поблагодарили мы и стали собираться в лагерь вчетвером: Алёна, Алина, Стас и я. Шли по карте в мобильнике Алёны, одна бы я заблудилась.
Как оказалось, экскурсию по лагерю отменили и велели самим познакомиться с окрестностями.


14 сентября.
К шести утра я немного замёрзла в своей палатке, хотя спала в свитере, брюках. Но спальник мой оказался слишком лёгкий, осеннее-летний. Хорошо ещё, что вечером я нашла местечко не на сырой земле, а в нескольких метрах дальше на дощечках, разложенных кем-то у проволочной ограды рядом с растениями из питомника. Утром одежда, разбросанная в палатке, была чуть влажной, поверхность моей красно- синей палатки тоже покрыта сыростью. В грешном мире уже откровенно сияет солнышко, а в наш палаточный городок оно едва выглядывает из-за горы Бойко. В семь утра многие медитируют, сидя в позе йоги у медиацентра и рядом с деревянными А-образными домиками. С территории огорода слышится нежное звучание флейты. Вот уже заквакали лягушки в пруду. Вдруг я услышала хрюканье поросёнка. Откуда он здесь?
— Доброе утро, — приветствует меня Алина, которая приехала вчера из Симферополя и сразу поторопилась на работу в питомник, не успев вещи разобрать (как и я).
— Доброе. Мне послышалось или правда хрюкнул кабанчик? — уточняю я.
— Скорее всего, это вороны каркают, — отвечает она. — В небе как раз пролетают две крупные птицы. (Видимо, спросонья мне чудится, словно они похрюкивают.)
— Как спалось? — задаю я дежурный вопрос.
— Вообще не спала, — отвечает Алина.  – Забыла вчера в автобусе рюкзак на верхней полке. Внутри находится паспорт, двадцать тысяч рублей. Всю ночь звонила в транспортную компанию, начальник которой связался с водителем, тот сказал, что не проверял салон. Сегодня утром после планёрки иду с водителем на встречу. На нервной почве у меня разболелись суставы.


Я стала успокаивать взволнованную Алину, слушала за завтраком подробности случившегося и пробовала вселить надежду на положительный финал, тем более, что она поставила в известность директора транспортной компании, поэтому водителю автобуса не захочется терять работу. В любом случае через час всё прояснится. Алина отправилась в селение Соколиное на встречу с водителем. А мне предстояло трудиться в санблоке: мыть мужской и женский туалеты. Вооружившись допотопной деревянной шваброй и тряпкой, а также философской теорией Веры, что нужно не просто мести метёлкой, а направлять энергию в то место, в то русло, где имеется в личной жизни неразрешимая проблема, чтобы её изгнать из жизненного пространства, я принялась за неинтересную работу. Мне всегда не хватает в душе чистоты. Вот и приступим к глубинному очищению пространства.Примерно через час работы радостным событием поделилась со мной Алина. Водитель вернул рюкзак, в котором всё было в целости и сохранности. И вообще, я очень активно общалась со всеми волонтёрами, которые заглядывали в туалет или душ.

После обеда я отправилась к Чёрному озеру с целебной грязью. На моё счастье, в лесу, где дорогу к озеру несведущему человеку не найти, мне встретились три всадника: мама с сыном лет пяти и подросток-проводник—на двух гнедых лошадях с жеребёнком. Они следовали как раз в том направлении, и я за ними.  На лошадке с удовольствием шествовала молодая женщина – участница проекта из нашего Центра. Она подбадривала и подхваливала сына, который смело управлял лошадкой, взбиравшейся вверх и спускавшейся вниз по тропинкам смешанного леса. А я не могла себе позволить нанять проводника и отправиться верхом к озеру. От сознания того, что я сама как заезженная кляча, всюду не просто путешествую, а вечно тороплюсь, подгоняемая временем и своими желаниями, я подумала о себе как о «дешёвке». Обогнав экипаж, я успела окунуться в озере, где отдыхали с палатками две семьи с детьми, а на другом берегу удили рыбу двое мужчин, и отправилась в обратный путь.Озеро не представляло собой ничего необыкновенного, просто я пошла сюда для разнообразия впечатлений. Возвращалась, на ходу разговаривая с внучкой по телефону, мимо ромашкового поля, большого муравейника, легкового автомобиля у строящегося дачного домика, а потом по дороге прямо к Дому Молитвы Игоря Будникова – просторной, современной  деревянной хижине недалеко от нашего лагеря, куда я вернулась ровно к трём часам, чтобы помыть мужскую половину санузла.


На ужин нас потчевали гречневой кашей по-купечески, овощным салатом, чаем «масала», виноградом, инжиром и сливами. Соседка по столу Вета показала мне видео про то, как к пекарне сегодня утром приходила из леса беременная кабаниха. Так вот кто хрюкал!


В восемь вечера состоялся волшебный концерт группы «Звукоцветение». Солистка пела: «Ты есть, ты здесь, частица мирозданья. Помни, ты Вселенной-Матери создание». Ещё она исполняла мантру любви, а мы все подпевали в полутёмном уютном зале с ароматизированными свечами: «Джей ситарам, джей хануман». Я полностью погрузилась в мелодию. «Лунный свет, огонь, вода, ветер, матушка-земля….» Девушка, сидящая рядом со мной на коврике, сказала, что у меня очень красивый голос.


15 сентября 2021 года
впервые в жизни мне удалось совершить восхождение на вершину горы Бойко – крымскую шамбалу, место мощнейшей энергетики (1078 метров над уровнем моря). Двенадцать километров пешком с проводником Семеном Чумаком и группой неугомонных туристов через таинственный буковый лес поднимались мы всё выше и выше. А обратно я возвращалась одна, потому что мне нужно было (как всегда) успеть к определённому времени. Шагая по извилистым, местами каменистым тропам, в аромате разнотравья, я ощущала чьё-то присутствие, словно кто-то вёл за мной наблюдение: потрескивали сучья, слышалось похрюкивание кабана, но страха не было, чувствовалось, будто кто-то охраняет. ( Где-то здесь пять лет живёт отшельник, но не показывается людям.)


Так хорошо, что даже плохо, ведь придётся уезжать отсюда, как высказался молодой человек из нашей группы. Я иду по лесу и вижу, что заблудилась. Незнакомые дорожки ведут не по тем заметкам, которые я оставляла для себя. Можно позвонить Семёну и попросить помощи, но ему придётся оставить группу из тридцати человек, а я не люблю привлекать к себе внимание. Тогда я вышла к тропинке среди деревьев, на которых были нанесены знаки – полосы красной краской. Куда-то да выйду. После часа мытарств лес закончился, впереди виднеется деревня Нагорная. Раньше она называлась Махульдурская, как рассказывал нам гид Семён, когда мы отдыхали на одноимённом  перевале. Интересуюсь у встреченных у пруда трёх туристов с рюкзаками, как дойти до селения Соколиное. Оказывается, не так уж и далеко, мимо деревни Богатырь по шоссе, а потом на автобусе минут сорок. Иду пешком по солнцепёку, никто не останавливается. Не хотелось бы опоздать в Центр. (Я ведь специально попросилась на кухню работать во вторую смену, чтобы с утра путешествовать.) И всё-таки по дороге, хоть и длинной, и пустынной, идти спокойнее, чем по незнакомому лесу. На моё счастье, тормозит иномарка. Девушка с ухоженными руками и розовым маникюром "шеллак" доставила меня за двадцать минут к зданию «Почта», от которого минут пятнадцать я плетусь вверх по каменистой дорожке. Сразу в душ, потом переодеваюсь в зелёное платье, и как огурчик, являюсь в столовую на замену первой смены. Работа в столовой мне привычна: в стройотряде мы вчетвером кормили вкусными, сытными блюдами первокурсников пединститута. Тем более что у нас прекрасный шеф-повар Арсен с двумя помощниками, Сергеем и Дмитрием, а мы, волонтёры, на подхвате: режем овощи, хлеб, смешиваем в заданных пропорциях салаты и каши. Посуду моет каждый сам за собой. На раздачу любит вставать Оля, моя ровесница, которая считает себя среди нас главной в отсутствие поваров. Она очень много суетится, не разрешает разговаривать, (пробурчала мне о том, что я стакан поставила не на место, а я ответила, что я вообще его не трогала и разминала орехи пластмассовым, а не этим, стеклянным). На кухне время бежит быстро, что мне по душе. На ужине Арсен просит меня помочь на раздаче. Я не молчу, рассказываю товарищам, что на десерт выпекли чизкейк с персиковым джемом. Все улыбаются, особенно туристы, только что вернувшиеся с горы Бойко. Они узнают меня и удивляются, как же я успела всё приготовить. Рядом со мной стоит наш шеф-повар, наблюдая благодарную реакцию едоков. Я отвечаю, что автор блюд Арсен, а мы только помогали. Ольга подходит ко мне с ревностными претензиями: «А у тебя, вообще-то есть опыт работы на раздаче?» (Даже если бы у меня его не было, то как бы он появился, если не пробовать?)


После ужина Перевощикова Берта приглашает всех на костёр у бани, где она исполняет свои песни. Вот это концерт! Берта талантище, самородок, научилась играть на гитаре в подростковом возрасте. Выпустила диск со своими песнями. Выступает на гастролях в Омске, Ижевске. Мы не просто грелись у костра, но ещё лакомились драниками, которыми угощал нас Влад, выпекая их на чугунной сковороде на горящих дровах. Ночное завершение среды оказалось потрясающим, задушевным, настоящим туристически – бардовским десертом. Заснула в полпервого, причём не в своей палатке, а в трёхместной высокой, куда позвала меня Алина после ужина, поинтересовавшись, не мёрзну ли я. На высоком матрасе и в зимнем спальнике видеть сны гораздо комфортнее.


16 сентября, четверг.
Утром слышно, как в соседней палатке храпит волонтёр из Челябинска. А вот кто-то расстёгивает молнию, выходя в люди из своего жилища. Отчётливо слышен каждый вздох и каждое слово. Любуюсь горой Орлиный залёт, над которой зависают орлы, расправив длинные, мощные крылья, и парят над землёй, не взмахивая ими почти в течение часа. В медиазале звучит прекрасная ритмичная мелодия, приглашая на мастер-класс по дансу. На завтрак предлагают кукурузную кашу с сыром или томатами и колбасками. В Центре много кошечек, с которыми играют два мальчика.
– Почему вы не в школе?
— А мы живём и учимся на Бали, — отвечает Нил. — А сейчас просто пропускаю занятия.


На Бали и Шри Ланке полтора года жила на свои заработанные средства студентка Полина, что похвально.
Спрашиваю у неё, где за территорией лагеря находится небольшая гора, про которую мне поведала уехавшая домой, в Удмуртию, Перевощиковаа Берта.
— Нет здесь никакой горы, — был ответ. Тогда я иду в направлении, который указала, махнув рукой на прощание, Берта, с которой мы сблизились духовно. И действительно, в металлической ограде за пекарней обнаруживается незаметная открытая калитка, я вижу несколько палаток вне лагеря. Поднимаюсь по сыпучим камешкам, боясь сорваться вниз, как волонтёр Иван, который ходит сейчас по территории центра на костылях. А случилось с ним вот что. В один прекрасный свой выходной день, не сказав никому, он стал подниматься на гору Орлиный залёт не по дорожкам, а напрямик. И сорвался в пропасть, переломал рёбра и конечности, сутки ползал, нашёл рюкзак с телефоном, позвонил другу. Его нашли и отправили в Симферополь на лечение. Дело пошло на поправку.

Так вот, я стала обходить холм справа, чтобы не повторить «подвиг» Ивана. Здесь, в уединении, среди орешника раскинуто пять палаток, в одной из которых живёт Семён Чумак, дядя которого, известный в девяностые годы целитель. Но речь о Семёне, который  рассказал, что шесть лет назад у него диагностировали обширный инфаркт, и он ушёл из дома, чтобы умереть вдали от троих сыновей, не желая показывать им свою слабость и медленное угасание духа и тела. Целый год он бродил по Крымским горам в полной уверенности, что в одной из пещер он отойдёт в мир иной. Он был готов к самому плохому финалу, поэтому никого не боялся, дышал горным воздухом, питался дарами леса, бывало, что не ел ничего месяца по два. Но время шло, а состояние здоровья не ухудшалось. А когда он вернулся и сделал узи сердца, то удивился, что полностью исцелился.


Рядом с костровищем под приготовленные для розжига сучьями спрятано яблочко. Подобные дары богам (то конфета, то пачка сухой вермишели быстрого приготовления) преподнесены с искренними пожеланиями своих намерений и желаний предпринимателями, которые приехали на семинар в Центр в поисках процветания через духовные практики.


Какая же красота, созданная Богом,  открылась мне с верхушки «козьей горы»(так я её назвала)! В окружении гор Бойко, Богатырь, Лысая, Орлиный залёт, Пилотка (Ай-Димитрия), Кабаний перевал я пишу эти строки, примостившись на изогнутом орешнике, зацепившемся корнями у самой вершины, где сейчас столкнулись рогами «лоб в лоб» два козла, хвалясь удалью перед белыми козочками. Держи меня, деревце, не сломись, а - то будут потом рассказывать, как одна тётенька из Рязани, видимо, задремав на сучке, свалилась с холма, вся исцарапанная, но живая, прямо к столовой с запахами розмарина, облепихи, рукколы, апельсинового фреша, чабреца, томатного соуса, пирога с персиковым джемом, вкуснющего борща.

Я отнесла подальше в углубление костровища мобильник и солнечные очки, (которые я все же выудила из водной ращелины на реке Коккозке), положив их в листья орешника, чтобы не снесло ветром, который то стихает, то  снова шумит в  ветвях старых, сухих деревьев, покрытых зелёным мхом. Хочется стать художницей, чтобы изобразить величественные горы с заострёнными фрагментами скал, торчащими как зубья гигантского чудовища, селение Соколиное с малюсенькими строениями, древней мечетью и минаретом. Внизу под ярким солнцем в окружении гор вольно скачут гнедые кони, звонко кричат пёстрые петухи, грозно лают собаки, охраняя клочок земли за миску хозяйской еды, жужжит электропила у строящегося здания. А здесь, на вершине, звонко поют птахи, порхают жёлтые бабочки у сухого деревца, изогнутого в виде сказочного гномика, стоящего на одной ноге, а другую приподняв, словно шагая с вершины, голову нагнул и лукаво вывернул в мою сторону, руки – ветви протянул, желая обнять и пожелать счастья в новом, светлом дне!


Благодарю Бога за всё. Легла на пригорке с мыслями, что в лагерь спуститься успею, у меня ещё час в запасе. Сквозь резные листья орешника надо мной просматривается голубое небо. Серые искривлённые высохшие сучья орешника с тонкими, блестящими на солнце нитями паутинок – напоминание о том, что старость по-своему прекрасна. Под ногами лежит сучок в виде большой ящерицы с длинным хвостом, с которого вот-вот слезет кора-кожа, с короткими передними лапками и вытянутой глазастой мордахой. Специально задержусь хоть на минутку. Нужно перестать суетиться и спешить. Время остановилось здесь и сейчас.


Вторую половину дня работаю на кухне. Мы приготовили дал с овощами, то есть суп из маша (бобовые), на второе кашу из пшеницы с маслом гхи и нутом (турецким горохом), на третье облепиховый напиток с имбирём и розмарином.
Пятидесятилетний помощник повара Дмитрий выполняет всё (даже моет тяжёлые котлы), хотя имеет огромный опыт работы шеф-повара. Когда он узнаёт, что уезжает Алина(оставив мне оплаченную палатку, так как деньги не возвращаются), то изрекает мудрость, что не надо ни к кому привязываться, так как «Ум, обременённый чувством, обречён на поражение».


За доблестный труд в конце каждой недели награждают двух волонтёров. Их сажают в бочку с густо солёной тёплой водой для расслабления организма на целый час. Эта приятная процедура называется флоатингом. Вечером нас на кухне трое, заходит куратор Вера, я предлагаю отблагодарить Дмитрия и Ольгу, которая задерживается на кухне до полдевятого, вымывая пол на совесть. Учтёт или нет мой совет Вера, не важно. Главное, что я высказала свою позицию. Всё-таки на кухне самый тяжёлый труд. После моего искреннего предложения Ольга повеселела, они с Дмитрием сдружились, стали обедать вместе. Приятно, когда твои волонтёрские старания замечают товарищи по оружию.


Вечером усаживаюсь удобно на коврик в медиазале, где под музыку Владлена Соколова и Дживанмукты Кайвальи – создателей двух уникальных проектов, посвященных звукотерапии, погрузилась в глубокую медитацию под звуки гуджена, хрустальной арфы, поющих чаш, гонга и флейт народов мира. После космического полуторачасового сеанса  волшебного расслабления под живую музыку  в тёплой палатке на белом толстом матрасе спала как ангел, испытав уютную благость.


17 сентября, пятница.
Утром горы окутал густой туман. Из мечети села Соколиное слышится протяжное пение пришедших на утренний намаз.
Ура, сегодня уезжаю домой и вовремя. Обещают похолодание на три ночи. На планёрке договорились переместиться из палаток на ночь в предбанник. После сытного завтрака я пристроила свою палатку Стасу в багажник, он повезёт её в Липецк на своей иномарке через неделю, а я когда-нибудь заберу. Отделавшись от лишней ноши, наметила вояж к морю в селение Любимовка, что в пятидесяти минутах проезда.
— А как же ты до Бахчисарая доберёшься? — провожают меня мои новые подруги.
— Так я ж с одним лёгким рюкзаком, в котором только спальный мешок, — подбрасываю я рукой рюкзак за спиной и шагаю за территорию Центра на попутку. Навстречу мне следует бородач с синей палаткой и спальником. Он низко и приветливо кланяется мне молча, видимо, находится в недельной випассане, когда нужно молчать ( хочу как-нибудь попрактиковать этот приём, так как я  многословна).


Море в Любимовке штормит, но смельчаки купаются. Это курортное местечко с цветущими пансионатами на каменистом берегу мне понравилось. Как же приятно дышится морским воздухом! Денёк солнечный, но ветреный.

Вот и подошла к концу моя интереснейшая поездка в горы Крыма. Ещё сутки пути поездом и я окажусь дома. Если путешествие - это жизнь, то путешествующий живёт дважды",  - примерно так у меня и случилось в эту неделю.


Рецензии