Сильные духом - Вера, Надежда, Любовь

СИЛЬНЫЕ ДУХОМ
Учение Христа – это путь духовного подвига. Ведь только так можно суметь одержать победу над земным притяжением. Изменить мир можно, только изменив себя, только восставив в себе власть своего духа, Божью власть. А это – путь самой серьезной борьбы. Потому, само начало христианства ознаменовано ярчайшими подвигами тех, кто самозабвенно отдавал себя, свою жизнь, свое земное благополучие, ради утверждения на Земле Божьего Царства. И мы видим, что благодаря первым мученикам за Христа, благодаря их огненной жизни, их служению – христианство с такой силой и так широко распространилось по всей Земле. Их жертва была принята Богом, и ни в коем случае, не прошла зря.

30 сентября мы празднуем день памяти трех сестер – Веры, Надежды, Любови и их матери – Софии. На греческом языке имена детей звучали так – Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь). Девочки возрастом 9-ти (Любовь), 10-ти (Надежда) и 12-ти лет (Вера) проявили во Имя Христа удивительное мужество, которое было сильнее физической боли, тех страшных мучений, которые им пришлось пройти. Удивительно и мужество их матери Софии, которая вдохновляла их на этот подвиг. Символичны и имена детей – имена трех главных христианских добродетелей, первых трех ступеней, ведущих к Премудрости. Символично и имя их матери, носящей имя Божьей Премудрости Софии, Которая и на самом деле является Матерью всех добродетелей. Проявив невероятную силу духа, стойкость, эти девочки, а также их мать утвердили на Земле эти Небесные лучи, имена которых они носили. События эти произошли во 2 веке, в Риме, в царствование императора-язычника Адриана (117—138).

Через столько веков, прошедших с этих ужасных событий, думаем ли мы, что все, что произошло с этими детьми, а также, с другими мучениками веры, пострадавшими во всех гонениях на христиан – это лишь вехи истории, лишь страшное проявление уже отжившего язычества? Или мы понимаем, что ничего не изменилось с тех пор, только враг стал более неуловим, более хитер – он растворился в привычных нам реалиях жизни и стал казаться безобидным. Война с князем сего мира давно перешла в тыл, где враг так не выявляет себя, не кричит о своих намерениях, не угрожает. Он живет в сердцах, он рядится под благочестие и любовь, он прикрывается красивыми словами о мире и взаимопомощи, о равенстве и справедливости. Язычество ныне проникло во все – поклонение идолам стало сутью жизни большинства живущих, хоть многие из них и считают себя христианами. Потому и сказал Христос, что пришедший Утешитель обличит о том, что не веруют в Него, но поклоняются миру сему и живут по чуждым Богу законам. И потому – нынешняя эпоха должна быть ознаменована особым мужеством, особой бдительностью, особой силой духа, ибо идет война тайная, в которой не сразу поймешь, где враг, а где друг, в которой ты не можешь осознать и кто есть ты сам, а враг прячется не в построенных укреплениях, а в сердце. Об этом говорили и духовидящие старцы – что первые христиане были сильны духом, а те, что будут жить в последние времена – будут сильнее первых, ибо им предстоит борьба не на жизнь, а на смерть.

Многие испытания проходили люди при гонениях на первых христиан. В то время – вся жизнь была, как по лезвию бритвы. События сжимались, не давая возможности жить в прежнем русле, и живой огонь в сердце брал свое – он возжигал дух и побеждал плоть. Первый мученик за Христа Стефан, побиваемый камнями, умирая с хвалой Богу на устах – дал толчок духовному мужеству тех, кто за ним последовал. Сотни растерзанных, сожженных, съеденных хищниками, замученных всевозможными способами людей, пытались доказать всему миру, что сила, данная им Христом сильнее всех орудий мира, что все слова Его – истина и что Божьего Царства возможно достичь, если преданно идти за Христом, исполняя сказанное Им, любя Его всем существом. Свидетели этих жестоких казней удивлялись благоговению на лицах, удивительному спокойствию тех, кто обречен был на смерть, кто испытывал жесточайшие муки. Это был невероятный всплеск Света на Земле, торжество Духа, благодаря чему пошло массовое пробуждение душ, изменение сознания, изменение привычных земных устоев, не желающих сдаваться.

Эти события показали многим, что духовный мир более реальный, чем земной, что можно перенести любую боль и любые лишения, когда отдаешь предпочтение своему духу. Память победы духа над плотью – отпечаталась в поле Земли, стала ее достоянием, достоянием всех живых душ.

Казалось бы – ничего не может быть страшнее, чем те события. Но оказалось, что для многих куда сложнее стали времена, когда христианство вздохнуло свободно, избавившись от гонений языческих правителей. Тот, кто не сумел запугать, и силой овладеть душами христиан, действует теперь через соблазн, заманивая и расслабляя комфортом, всевозможными видами наслаждений, через любопытство, сомнения, лень. Есть души, которые победили бы, проявив силу духа, глядя в глаза смерти, в глаза разъяренных хищников, среди безжалостного огня, меча, всевозможных мучений, но терпят фиаско среди обычных будней. И сетуют, и ноют оттого, что в их жизни чего-то недостает, что все не так, как хочется, что не хватает комфорта и недостает наслаждений. Т.е. выходит, что пожертвовать жизнью иногда легче, чем принять жизнь со всеми ее проблемами. Хотя, конечно, есть немало людей, которым нереально вообще хоть чем-то пожертвовать. Насколько мы держимся за мнимые земные блага, за эту жизнь, которая нам не принадлежит, за какое-то свое имущество, свои привычки, за все свое...

Сила духа – это не просто сила воли. Можно быть волевым, но не быть духовным. Сила духа – это способность человека, несмотря на сопротивление материи, силой веры, надежды и любви давать приоритет действию своего духа. Сила духа – это активизация нашего духа, его воли, его силы в проявлениях нашей земной жизни, при котором соответственно изменяются и наши земные качества, вплоть до изменения земных законов – когда земной мир с его основами отходит на второй план, уступая действию духовного мира и его законов. Действием силы духа происходит одухотворение земной материи. Силой духа выстраивается и укрепляется духовный стержень человека, а значит, и его целостность.


Сила духа вырабатывается не только в ситуациях, которые можно назвать стрессовыми или критическими. Она вырабатывается и испытывается в каждом дне, в буднях, во сне и наяву, всегда. Просто потому, что нет в нашей жизни ни одной из минут, ни тем более, дней или неделей, когда можно пожить в расслабленном состоянии – наше служение никогда не прекращается. Враг противостоит нам всегда, у него нет выходных или праздников, когда он вывешивает белый флаг, и тогда нам можно позабыть обо всем. Духоносные старцы  говорили, что человек, пока живет на Земле, должен всегда обуздывать себя – до последней минуты. Мы не знаем в каком моменте состоится самая важная для нашей души битва, и потому, должны быть готовы к этому всегда. Об этом говорил и Христос в притче о рабе, ожидающем Господина.

Сила духа – это условие нашего служения, это состояние существа человека, когда натянуты все его струны, как натянута струна в луке, готовом в любой момент выпустить стрелу. Это постоянная проверка на истинность чувств, мыслей, желаний, поступков, на соответствие их с Божьей Волей, с вышней Гармонией. В описанных выше ситуациях с первыми мучениками-христианами, сила духа активизировалась через тяжелые внешние ситуации, которые ставили выбор – пожертвовать жизнью, или уйти от гибели и мучений, но предать все, что тебе дорого, а значит, потерять жизнь в Вечности. Т.е. в любом случае – это совесть, это сердце, которое так сильно любит Бога, что не может предать Его, не может предать Его доверие. «Дух силен, плоть – немощна» – говорил Христос. Понимая это, мы не должны давать послабление нашей плоти, не должны потакать ей, но держать над всеми своими действиями руководителем и управителем бодрствующий дух. Т.е. мы должны всегда противостоять любым соблазнам сего мира.

Сила духа рождается из максимальных усилий, которые мы совершаем ради стяжания Божьего Царствия, Его Благодати. Но кто из нас может сказать, что усилия, которые он совершает – максимальны? Куда уходит наша сила? На жалость к себе – на то, что нам так сложно и тяжело, что никто нас, как следует не понимает и не помогает, отсюда – обиды, сетование, уныние и разочарования. Силы уходят на заглядывание в чужой огород – нам кажется, что кому-то хорошо, когда нам плохо, что нас обделили, или что нам плохо из-за того, что кто-то что-то делает не так – это осуждение и зависть. Наша сила уходит на желание что-то в этом мире иметь – статус перед людьми, принятие ими, одобрение, власть над другими, а также – материальные блага. Много сил уходит на усиление собственной значимости и исполнения исходящей из этого воли – это амбиции, самость, тщеславие и проч. В общем, мы во многом активизируем не свой дух, а свою плоть, которая, как мы хорошо знаем, немощна. Т.е. мы чаще увеличиваем не силу свою, а слабость.

Одной из причин нашей слабости является наша короткая память... Когда наш дух активизируется – мы понимаем все, и готовы все пройти и все преодолеть. Но, увлекаясь миром и его течениями, его соблазнами, мы теряем виденье духа, и начинаем воспринимать все через свое земное «я». Никто из нас не может сказать, что ему чего-то не сказали, не объяснили, не дали – и потому, он не может исполнить свою задачу на Земле. Другое дело, что то, что нам давали – мы не использовали так, как надо, проигнорировали, посчитали второстепенным, а потом – вообще забыли.

Сила духа вырабатывается правильным выстраиванием цели и твердому следованию ей. Любая наша более мелкая цель должна нанизываться и сопутствовать высшей нашей цели. И здесь также мы совершаем много ошибок. Во-первых, высшая цель часто бывает выстроена неправильно. Наша высшая цель – это служение Богу, очищение и преображение души, ради того, чтобы дать Богу проявиться максимально на Земле, ради прихода Божьего Царствия, утверждения Его Воли, утверждения Истины, спасения живых душ. Наша цель – это богоподобие, полное обожение нашего существа, соединение с Богом, ибо такова Божья Воля о нас и этого жаждет наша душа. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» - говорил Серафим Саровский. Это есть цель христианского пути. Иногда же эта цель не становится приоритетной – да, она желанна, но ради нее человек не готов жертвовать даже своими привычками, не то, что жизнью. Кроме того, для достижения этой самой важной цели мы должны научиться правильно выстраивать под-цели, ведущие к ее претворению в жизнь. Просто ходить и мечтательно смотреть в Небо – далеко недостаточно – нужны соответствующие дела, которые пролагают пути для замыслов нашего духа. Мы же то распыляемся по мелочам, забывая для чего начали свой путь, то топчемся на месте, не зная какой правильно сделать шаг. Оглядываемся назад, боясь повторения прошлых ударов, заглядываем вперед, страшась чего-то, что неминуемо придет, и мы не сможем с ним справиться. Постоянно рассматриваем самих себя, то ища нечто такое особенное, чего нет у других, то страдая оттого, что у других есть нечто, чего нет у нас.

Для того, чтобы в нас действовала сила духа в серьезных моментах нашей жизни, мы должны в каждом моменте жизни побеждать наше страстное начало, подчиняя волю земную небесной воле. Мы должны дисциплинировать себя, содержать в чистоте свое сердце, не терять ни на секунду связи с Богом. Также, как спортсмены тренируют тело, мы должны тренировать свою волю постоянно, не успокаиваться, пока не достигнем желаемого – постоянно приближаясь к своей цели.

Давайте понаблюдаем за собой, за тем, какой импульс мы выбираем приоритетным в различных ситуациях. Вот, например, мы знаем, что у нас есть обида и мы просим прощения за это у Бога, и просим сил ее убрать из себя. И вот что-то происходит не так, как нам хотелось, кто-то приносит нам дискомфорт или боль, чем-то ущемляет. Какова наша реакция? Привычно надуться, закрыться, начать возмущаться, жалеть себя, или мы прилагаем все усилия и размагничиваем это негативное чувство, стараясь спокойно принять происходящее? Или, например, грех осуждения. Мы все знаем, что это ужасное, разрушающее души проявление. Но вот идет соблазн осудить, и человек в мыслях, или тем более, вслух, ставит на человека клеймо, выносит ему вердикт. При том, обычно, вообще не зная всех обстоятельств происходящего, а потому – домысливая их так, чтобы человек выглядел более виновным. И наша завышенная значимость с удовольствием съедает этот приготовленный осуждением продукт, чтобы почувствовать себя еще более значимей на фоне ею осужденного. Мы могли бы сто раз себя остановить усилием воли, но почему-то, увы, опять не остановили! Потому что нас пока вполне все это устраивает. Мы должны категорично запретить себе проявления, что уводят нас в сторону от Божьего пути, то, что, мы знаем, является страстным, не созвучным с гармонией вышней, с любовью и чистотой. Это сила нашего духа – она или включается, и мы преодолеваем страсть, или оставляем все, как было, находя оправдание своей реакции. Также и во всех других моментах. Правда, некоторые считают проявлением силы духа – проявление властности – это гонор, наезды, в полной уверенности в своей правоте, подавление чьей-то воли, выстраивание свои целей, пусть и хороших, но силой, буквально расталкивая окружающих и заставляя дать дорогу. Для таких людей проявление силы духа должно заключаться в обуздании своего желания проявить так называемую психическую силу, с целью воздействия на волю людей. Здесь сила духа необходима, чтобы вместо привычного удара «мечом» своей воли, проявить силу любви и смирения. Сила духа совсем не обязательно проявляется в позе воина, сурово смотрящего на врага. Ведь, прежде всего, это сила Божьей Любви. В проявлении силы духовной, просто нет примеси фальши земного мира, примеси его праха, она вся – чистое золото, на которое не может воздействовать ничто внешнее, но она побеждает все.

Одним из самых сильных соблазнов для нас являются наши близкие. Эта сфера – просто какое-то скопление страстных связей и зависимостей – страх за близких, беспрерывное беспокойство, чувство вины, оправдание их поступков или, напротив, гневное осуждение, глубинные обиды, перенос на них своих ожиданий и надежд, что обычно происходит с детьми и внуками – на этом поприще мы часто просто теряем голову, совершаем множество ошибок, забываем вообще о смысле нашей жизни. Не даром Христос говорил, что кто не отрешится от всех этих зависимостей, страстных привязок – не достоин быть Его учеником. Не могут быть христианами те, кто ставит своих близких выше своего служения Богу.

Христиане называются новым священством:

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» [1 Пет.2:9].

Сам Христос на слова о том, что пришли Его Мать и братья, отвечает:

«...Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» [Лк.8:21].

Выходит так, что кровные узы становятся для большинства самыми сильными, сильнее, чем узы Божьей Любви. А значит, мы никаким образом не вышли из-под воздействия мира сего, но остаемся его заложниками, отдавая ему Божью Благодать, и даже – свою душу. Ведь чаще всего, наши близкие далеки от Бога, а то и являются Его противниками. Мы должны ко всем относится, согласно духовного закона, а не по закону земного лицеприятия – не закрывать собой от Бога тех, кто связан с нами семейными узами, не оправдывать их, не испрашивать для них особых привилегий, не быть исполнителями их несовершенной воли, но исполнять Волю Бога. Для всего этого необходима немалая сила духа, ибо земные, душевные инстинкты тянут совсем к другому проявлению, и эта тяга имеет достаточно большое воздействие на нас. Но мы, прежде всего, воины Христа, священники, а уж после того – чьи-то родители, чьи-то дети, супруги и т.д.

Если человек годами никак не может побороть обиду, гнев, амбиции, осуждение, расхлябанность, лень, свое пристрастие к домашним своим – то он не прилагает должных усилий, не включает силу своего духа. А значит, у него нет настоящей веры во Христа, ведь он не приносит достойных плодов.

Представьте только – какое внутреннее усилие совершали мученики за веру, чтоб активизировать свой дух. Ведь перед лицом смерти, при отсутствии такого включения, люди испытывают лишь ужасный страх. Быть заживо съеденным львом, распятым или сожженным – не есть подвиг, что возводит к Божьему Царству. Подвиг – это оказаться выше смерти! А это под силу лишь духу, ибо плоть – немощна! Почему же теперь, зная и понимая все вышесказанное, всю серьезность происходящего, мы не прилагаем таких усилий к активизации нашего духа – настолько, что легко попадаем под воздействие мнения людей, информационных вирусов, соблазнов мира? В чем тогда мы вообще считаем заключается наше служение, если мы не можем в нужной мере удержать данную нам Благодать, свою связь с Богом, стабильность и чистоту нашей души? Обещаем и не делаем, просим и после – не применяем, а то и отвергаем то, что дается.

Служение – это полная самоотдача. Это обязательно познание себя и тех качеств, что даются для служения. А это возможно, опять же, только активизацией своего духа. Да – ситуации подсказывают нам особенности нашего духовного устройства, но это надо захотеть увидеть, приложить, опять-таки, усилия, чтобы преодолеть потенциальный барьер, не дающий проявиться высшим качествам души. «Усилием берется Царство Небесное» – говорил Христос. Выработка особых навыков, помогающих различать где духовное, где земное проявление, смирять земное и стяжать небесное – все это обязательные условия нашего служения. Повышать классность, где мы обретаем способность чувствовать полутона, совершая тонкие действия, попадающие точно в цель, управляя духовным лучом, проходящим через нас, улучшать качество духовных плодов, а не просто годами все ждать, когда что-то как-то само откроется, и когда-нибудь мы сможем что-то понять и что-то сделать, будто у нас впереди целая вечность земной жизни.

Первая задача и цель, которая стоит для каждого из нас – это делать все возможное для пробуждения душ, живых в Боге – это несение Божьего Слова, Его Света и Истины. Мы видим, что сейчас все труднее становится достучаться до сердец – они будто покрылись коркой, броней, закрылись. Тьма делает свое – она сеет вирусы, что извращают сознание людей, создает всевозможные блокировки, что включаются через пристрастие к интернету, телефонам, телевидению. Это информационные вирусы, которые вколачивают в сознание идеи, направляющие человека в нужную для темных сил сторону, искажающие понимание Божьих Законов, Его Любви. Это активизация ценностей земного мира, заставляющая человека поверить, что это и есть цель его жизни, высшее благо для него. Для того, чтобы пробить броню, что образовалась и продолжает усиливаться на душах людей, нужно иметь огромную силу – и это может быть только сила духа, сила Божьей Любви. Никакими ментальными и эмоциональными увещеваниями это сделать невозможно. Но если в нас самих не выкристаллизовался духовный стержень, если не хватает силы устремления к Небу, постоянного течения и мощи потока от нашего существа, его полного обращения, то через нас не может действовать эта сила! Мы будем только безвольно разводить руками и жаловаться на то, что, мол, ничего не выходит, и находить этому какие-то внешние причины. Но виновны в этом мы сами – в том, что не вырабатываем должной силы духа и оказываемся слабыми в противостоянии тьме. Кроме того, здесь необходима не просто наша личная сила духа, а сила духа Тела Христова, т.е. духовное единство. Которого мы также, увы, никак не можем достичь, т.к. не можем преодолеть и разорвать страстные цепи в своем существе, а потому, не можем протянуть луч любви и к друг другу.

Настоящая жизнь – это преодоление. Нам не нужно ждать, когда внешние события сожмут нас так, что нам придется включать силу духа – нам может не хватить этой силы, т.к. мы не развивали ее. Нами должна двигать любовь, а для этого, она должна быть такой сильной, что никакие преграды не смогли бы ее остановить. И еще – надежда и вера! Как когда-то звали тех трех девочек, что положили свои жизни ради высшей цели, ради Царства Бога и полной победы над тьмой. Только включая силу духа, мы можем видеть, что настоящая реальность – это мир Божий, а не сей суетный мир. Мир, который меркнет перед силой Божьего духа.


Рецензии