Корейский детектив, часть 5

Если в 1939 году самый мощный военно-морской флот в мире был у Великобритании, то в 1945 году – уже у США. Главной ударной силой новой «владычицы морей» были тяжелые авианосцы. В 1941 – 1945 годах на американских верфях было построено 17 этих гигантских плавучих островов типа «Эссекс», каждый из которых брал на борт 80 – 91 самолёт [25, с. 272]. Именно американские тяжелые авианосцы сыграли главную роль в победе над Японией на Тихом океане. В битвах в Коралловом море (май 1942 года), у атолла Мидуэй (июнь 1942 года), у Соломоновых островов (август и октябрь 1942 года), в Филиппинском море (июнь 1944 года) и в заливе Лейте (октябрь 1944 года) они вначале остановили, а затем и полностью разгромили доселе непобедимый японский авианосный флот: в этих боях японцы потеряли 11 авианосцев [25, сс. 383 – 389] и почти всех своих палубных лётчиков.
В дополнение к тяжелым авианосцам, американские корабелы спустили на воду в ходе Второй мировой войны 71 лёгкий эскортный авианосец (27 – 33 самолёта) [25, сс. 274 – 276] трёх основных типов. Эти корабли сыграли огромную роль в битве за Атлантику. Их палубная авиация взяла под контроль центральную часть Атлантического океана, куда не долетали патрульные самолёты берегового базирования даже с самым большим радиусом действия. Американская палубная авиация потопила 35 германских подводных лодок [26].
По мере развития палубной авиации тяжелые артиллерийские корабли отошли на вторую роль. Но американцы не забывали и про них. В 1941 – 1945 годах они построили 12 тяжелых крейсеров типа «Балтимор», вооруженных девятью 203-мм пушками [25, с. 281]. Американские тяжелые крейсера в октябре 1942 года у Соломоновых островов впервые нанесли поражение тяжелым крейсерам Японии, чьи экипажи прежде шли от победы к победе: дуэль бронированных исполинов завершилась счетом 1:0 в пользу янки [27, cс. 62–68].
Авианосцы и крейсера не могли бы действовать, если бы их не прикрывали небольшие корабли – эскадренные и эскортные миноносцы. Их строительство было поставлено в Америке на поток. За годы Второй мировой войны на верфях США было построено 359 эскадренных миноносцев четырёх основных типов и 474 эскортных миноносца [25, сс. 299–313]. Не было ни одного морского сражения Второй мировой войны с участием флота США, в котором не участвовали бы американские эскадренные и эскортные миноносцы. На Тихом океане эскадренные миноносцы в августе 1943 года у Соломоновых островов разгромили страшного врага – японские эскадренные миноносцы: флот США без потерь со своей стороны отправил на дно океана три самурайских эсминца [28, cс. 56–61]. В Атлантике эскортные миноносцы сыграли немалую роль в победе союзников над германскими субмаринами. На счету американцев было 166 подводных лодок Третьего Рейха [2, с. 551], из них 49 уничтожили миноносцы [29].
В 1945 году американский флот господствовал не только на поверхности мирового океана, но и под водой. За годы Второй мировой войны ВМФ США получил 185 подводных лодок двух основных типов [25, с. 320]. С декабря 1941 года по август 1945 года они потопили 1 162 японских торговых судна совокупным тоннажем 4 868 634 брт [30]. К концу Второй мировой войны японский торговый флот, по существу, прекратил своё существование.
Если американские подводные лодки уничтожали большие японские транспорты, то торпедные катера – небольшие самоходные баржи, на которых потомки самураев под покровом ночи пытались доставлять снабжение своим гарнизонам на удаленных островах Тихого океана. Благодаря торпедным катерам американская блокада японских островных гарнизонов стала почти абсолютной. Особенно ярко это проявилось летом 1943 года во время боев у Соломоновых островов и у Новой Гвинеи [31]. Американский флот получил более 400 этих маленьких, но очень нужных корабликов [25, с. 331].
Американцы никогда бы не выиграли Вторую мировую войну, если бы в дополнение к огромному военному флоту они не построили не менее колоссальный транспортный. В 1941 – 1945 году были спущены на воду 2 710 судов типа «Либерти» тоннажем 7 176 – 7 191 брт [32]. Если в 1939 году тоннаж торгового флота Великобритании составлял 21,2 миллиона тонн, а США – 9,3 миллиона тонн, то в 1945 году, соответственно – 14,5 миллиона тонн и 40,2 миллиона тонн. В 1945 году США были главным «морским извозчиком» планеты [33, с. 167].
Кроме самых мощных в мире авиации и флота США в 1945 году располагали и отборным войском, созданным специально для десантных операций – корпусом морской пехоты. Именно американцы во Второй мировой войне сумели довести искусство высадки десантов на вражеском побережье до высокой степени совершенства. С начала битвы на Соломоновых островах (август 1942 года) и до штурма Окинавы (апрель 1945 года) морские пехотинцы США штурмовали один занятый японцами остров за другим. Они располагали огромным парком всевозможных колесных и гусеничных амфибий. Одних только плавующих гусеничных бронетранспортёров LVT было построено 18 620 штук [34]. К концу Второй мировой войны Корпус морской пехоты США насчитывал 485 000  человек [35, с. 647]. На европейском театре военных действий армия США участвовала в таких грандиозных успешных морских десантах в Северной Африке (ноябрь 1942 года), Сицилии (июль 1943 года), Южной Италии (сентябрь 1943 года) и в Нормандии (июнь 1944 года).
Для того, чтобы авиация и флот США действовали с максимальной эффективностью, они должны были иметь базы во всех стратегически важных точках земного шара. Строительством таких баз занимались «морские пчёлы» - инженерные войска нового типа, оснащенные не кайлом и лопатой, но разнообразной строительной техникой. «Эту работу американцы проделывали с замечательной энергией, проявляя исключительную изобретательность. За кратчайший срок они грузили на корабли все необходимое для создания новой базы, а специально обученные строительные батальоны, которые не имели аналога в британской армии, стремительно расчищали джунгли и выравнивали грунт под взлетные полосы, строили дороги и сооружали временные здания» [2, с. 328]. К концу Второй мировой войны США располагали 2 367 военными базами по всему миру [36, с. 198].

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии
у меня вот правило (человек, пока живёт, постоянно сооружает себе изгороди- если они помогают- прекрасно)
что бы ни думал автор- я пишу рецензии на всё(за редчайшим искл-ем), что прочла. Хоть какая-то польза от моего внимания автору.

Исабэль   10.12.2021 05:36     Заявить о нарушении
исабэль, спасибо вам огромное за интерес к моему творчеству.

Дмитрий Шашков   10.12.2021 08:56   Заявить о нарушении