Когда приходит зима...

Иногда выдаются такие дни в начале ноября: пасмурные и тихие. Застрянет туман меж деревьев и стоит. Вот и сегодня. Уж сорок минут идём по лесу, и хоть бы мышь прошуршала, пискнула синичка, заяц или олень вскочил! Словно вымерло всё. Не любят звери сырой тишины, лесной туманной капели - вот и спрятались кто куда. 
Тишина и туман. Невозможно понять, где север, где юг. В такую погоду неопытному, незнакомому с местами человеку, если нет компаса, лучше не ходить в лес - легко заблудиться. То перепрыгивая с кочки на кочку, то перелезая через завалы, мы долго, устало бродим по лесу. В лесной глуши, недалеко от речки, - кучи тростника и хвороста. Это кабаны натаскали.   
- Зимовать здесь будут, - говорит Виктор Михайлович Крюков, егерь заповедника. 
Такие кучи служат постелью диким свиньям. В зимние морозные дни, тесно прижавшись друг к другу, они согревают себя на этой подстилке. 
После полудня туман несколько рассеялся, дали повиднели. Вот лисица перебежала тропинку, остановилась, присела на минутку - наблюдает за нами издали. Хороша, шельма! Пушистая, сытая. Основная пища рыжих кумушек - лесные мыши и полёвки, осенью их много. Вот и отъелась лисичка. А белкам хуже. Не каждый год даёт хороший урожай на жёлуди и орехи. Ещё труднее кабанам, оленям и лосям. Большой спрос у этих животных на жёлуди. Всю зиму ими они питались в прошлом году, а в этом неурожай. Уже сейчас следы и тропы оленей ведут туда, где работают лесорубы, где бобры свалили дерево. Тут они гложут кору осины, объедают кончики веток. 
Дикие свиньи роют глубокие ямы под корнями деревьев. Здесь у мышей и полёвок сохранились ещё небольшие подземные склады прошлогодних лет, и вот кабаны беззастенчиво уничтожают скудные запасы маленьких грызунов, а заодно, если случится прихватывают и самих владельцев складов. 
Скоро, скоро зима. Много сейчас хлопот у егерей, лесников и других работников заповедника, связанных с животным миром. Уже теперь приходится думать и заботиться о том, как поддержать без потерь более чем тысячное стадо оленей и кабанов. Разработан план подкормки животных, создаются необходимые запасы, выявляются места зимовки зверей. Вот мы и ходим с Крюковым, присматриваемся. Не один ещё день придётся походить, а сегодня, пожалуй, пора и по домам. На тропинке у лесного кордона я расстался с Крюковым, потомственным егерем, бригадиром звероловов. 
Эта тропинка должна вывести меня к дому. Но я решительно беру правее. Иду вдоль ручья. Дни теперь коротки, уж смеркаться начинает, а вот там белеет что-то. Я, скорее, угадываю, чем узнаю. Это светлые ноги лосей. Прошлой ночью бобры свалили дерево, но не успели порезать его на куски и спрятать под воду, а днём про это проведала лосиха, привела своих телят, и теперь они быстро разделываются с ветвями осины. Покосилась на меня лосиха, навострила уши, когда проходил мимо, но с места не сошла. Не хотелось, видно, расставаться с обедом, а, может, привыкла к человеку. Ведь лоси менее пугливы, чем олени и легче поддаются приручению.   


Рецензии