Патриарх

Осыпались листья с деревьев. Только на одном дереве, что растёт на холме у бобровой фермы, остались. Когда проходишь мимо, хочется снять шапку и низко поклониться этому дереву. Возраст его свыше трёхсот лет. 
Старый дуб! Гордость и краса Воронежского заповедника. Правда, ему далеко до тысячи, и трудно сказать, удастся ли дожить до столь почтенного возраста, до которого дожили некоторые его современники: литовский "Старик", отметивший две тысячи лет, и восьмисотлетний "Грюневальдский дуб" в Калининградской области. Но, право же, и наш ветеран в четыре полных обхвата заслуживает почтения. Как-никак, ведь он почти ровесник Воронежу, во всяком случае свидетель петровских времён. 
Мы не знаем его истории. Случайно ли попал жёлудь на этот курган или чья-то заботливая рука принесла сюда коренастый саженец в память какого-то события, но теперь, когда смотришь на могучего великана, кажется, будто он сам в далёкие годы взбежал на курган и утвердился здесь, чтобы лучше обозревать окрестности. 
Много повидал и пережил он на своём веку. Видел людей, что валили деревья на корабли Петру, жгли уголь для кузнечных работ, создавали первый русский флот, принесший победу и славу России в походе на Азов, был свидетелем других больших и малых событий.   
Немалое перенёс он и сам. Уже в наше время озорным мальчишкам вздумалось развести костёр у его корней. А тут начинается дупло. С гудением и свистом ворвалось пламя в нутро великана и, как по трубе, вылетело наружу уже далеко вверху. С большим трудом удалось подоспевшим людям погасить дьявольскую печку и спасти великана. 
Несмотря ни на что, дуб могуч и красив. Далеко по сторонам, как руки, распростёр он свои сучья и ветви. Некоторые сучья его крепки и велики, как если бы они были целыми деревьями. 
А сколько разных птиц вывелось и выросло под защитой его зелени, сколько людей нашли приют и отдых от палящих полуденных лучей жаркого солнца под шатром его ветвей! И до сих пор каждый год в дуплистых стволах его сыновей-сучьев обретают себе жизнь целые стаи скворцов.   
Ноябрь. День короток, а ночи длинны. Зима наступает неудержимо. Давно улетели птицы и осыпались листья с деревьев, но ветеран не расстаётся со своей шубой. Ждёт весны, которая принесёт ему в дар новый зелёный кафтан. 


Рецензии