Наедине с собой

Митя вышел на улицу с неприятным осадком после очередного напряженного разговора с родителями. Холодный октябрьский ветер ударил ему в лицо, заставив 15-летнего пацана, поежившись, натянуть капюшон. Он шел к парку и думал о вопросе, который волнует всех подростков  его возраста (кроме разве что вундеркиндов и придурков)- кем ему быть? Дело в том, что наш герой всю свою сознательную жизнь уже имел представление о будущей профессии –  засмотрев до дыр кассету с фильмом «Плата за страх», он твердо решил быть пожарным.  Однако родители не разделяли его стремлений: отец постоянно вбивал сыну в голову, что тот должен продолжить его дело и стать сварщиком 5-го разряда, впрочем, как и дед. «Да и вообще, ты что, хочешь быть, как дядя Володя?!»- любимый аргумент матери. Да, как дядя Володя Митя явно быть не хотел: просто тот лишился ног на одном из вызовов, и теперь, раз ходить он не мог, Володе пришлось сидеть- сидеть на шее своего брата. «Быть может, сварщиком быть не так плохо… В конце концов, семейное дело, да и родителей огорчать не очень хотелось… Вдруг это действительно мое призвание…».
Размышляя над этим, Митя ушел в глубь парка, подальше от людей, чтобы как следует все обмозговать. Поток его мыслей прервал раскат грома - совсем близко. «Отлично, еще и дождь», - подумал Митя и выругался. Однако, к большому его удивлению, с неба не начала падать вода, как это должно быть в нормальном мире.
«Ну привет, палач»,- раздался хриплый, прокуренный голос откуда-то сзади. Вздрогнув, школьник снова выругался. Обернувшись, он обнаружил не самого опрятного человека: майка-алкашка, калоши, протертые джинсы, тулуп, запачканный в какой-то субстанции, природу которой не очень-то хотелось определять. Лицо этого странного человека избороздили морщины, нос был, видимо, сломан не один раз, на башке красовалась плешь, шею опоясывал странный шрам, как от слишком сильно пережатого ошейника, а глаза из-под заляпанных очков пристально смотрели прямо на пацана. Митьке стало не по себе, и хоть зрелище было не из приятных, он не мог отвести взгляд: было в этом мужике что-то такое, до боли знакомое: он напоминал ему то ли отца, то ли деда, то ли еще кого-то…
-Извините, мелочи нет и закурить тоже.
На это мужик лишь усмехнулся, обнажив желтые зубы.
-Врешь, пацан. Есть у тебя закурить. Во внутреннем кармане «Прима» лежит.
Митя вздрогнул.
- Прошу прощения, я вас знаю? И почему вы назвали меня палачом?
Непонятная персона снова ухмыльнулась.
-Не-а, пацан, не знаешь. Ну, разве что совсем немного. А вот я тебя- как облупленного.
Митьке стало совсем неуютно. А персона продолжила:
-Ну что, закурить дашь?
Взяв сигарету из протянутой пачки, мужик с улыбкой затянулся, вперив свой взгляд в школьника. Митьке совсем поплохело, но надо было что-то делать.
-Кто вы? И откуда меня знаете? Из милиции? Вы под прикрытием?
Человек захохотал.
-Не, я работяга обычный. На заводе вкалываю. Но я к тебе по делу.
- Я вас слушаю… эээ… как к вам обращаться?
- Дмитрий. Дмитрий Викторович.
Мите вдруг снова захотелось выругаться. Очень громко.
-Что?
-Все правильно. Дмитрий. Викторович. Краморенко.
-Но… как?!
В этот момент тысячи мыслей роились в голове сбитого с толку парня. Как это возможно? Может, шутка? Нет, этого не может быть… Наш герой внезапно понял, кого ему напоминает этот алкаш, хоть и отчаянно не хотел верить в это. Бедный мальчик, Дима Краморенко, наотрез отказывался признавать то, что происходит.
Поняв, что творится в голове у пацана, мужик лишь вздохнул и почесал репу.
- Слушай, да, это сложно, но времени у меня не так что бы очень много. Поэтому запоминай и делай, как я скажу. Я - сварщик 5-го разряда. У меня 90-киллограммовая жена, 3 спиногрыза и ни гроша за душой. Не так ты себе представлял взрослую жизнь, а?- Митя-старший закашлялся. В общем, я тут как бы чтобы тебя отговорить от такого будущего, понимаешь? Да, мы с тобой пытались угодить родителям, но не твое это. Ты буквально 5 минут назад стал палачом, казнив меня, обрек нас на несчастную жизнь: работа, на которую тебе не хочется идти, дом, куда не желаешь возвращаться. Ты виноват в том, кем я стал. Мы пытались стать похожими на отца, но ничего не выйдет. И дело не в профессии, дело в нас. Дима Краморенко… рожден с другим призванием. Нельзя тебе быть сварщиком, пацан. Нельзя. Иначе вот что тебя ждет, усек?
И он оттянул воротник тулупа, указав на шрам- шрам от веревки. На глазах мужика блеснули слезы. Ком подкатил к горлу юноши - он испытал огромную жалость по отношению к себе, дикий страх будущего, отвращение к этому мужику и ненависть к самому беспощадному бичу человека- взрослению.
-Вот значит что,- продолжал сварщик - помнишь Сашку Короленко? Одноклассник мой. То есть, твой. Наш, короче. В общем, он сколотил капитал. Какие-то финансовые махинации, инвестиции и прочее. Так вот: прошу тебя, сделай то же самое. Займись этим как можно скорее. Для нас обоих, слышишь?! Прощай. Используй что угодно, но не позволь истории повториться. Не стань палачом снова.
-Но…
Митя не успел договорить. Как только его взрослая версия сказала последнее слово, образ растаял, и юноша остался один. Он судорожно закурил, пытаясь осознать, что делать дальше- его мир перевернули с ног на голову. Вдруг парень вздрогнул: «Время идет впустую. Нет, я все сделаю, но не стану им…». И юноша побежал из парка так быстро, как только мог.
Остановился он лишь в переходе, возле небольшой книжной лавчонки, где торговал одиноко сидящий старичок.
- Мне вот эту, пожалуйста. – Митя указал на потрепанную «Рыночная экономика буржуазных стран». Дедок удивленно вскинул брови, но воздержался от комментариев.
- Двадцать копеек.
Рассчитавшись с продавцом, Митя побежал прочь - домой, менять свою историю. Ноги несли его, едва касаясь асфальта, а сердце безудержно колотилось. Наш герой прокручивал в голове сценарий новой жизни: как он углубится в финансовую грамотность, начнет инвестировать, разбогатеет, станет счастливым обладателем «Чайки»… Он покрепче прижал к себе книгу.
 «Ничего, все будет хо-» парень не успел договорить. Его слова заглушил мгновенный, оглушительный удар грома, после которого наступила полнейшая тишина. Митю бросило в пот: он не хотел оборачиваться. Только не снова. Прошла секунда, вторая. Ничего. Сделав над собой усилие, наш герой посмотрел назад - и книга выпала из его рук. Напротив снова стоял он - Дмитрий Викторович. Но… это был совершенно другой человек. Исчезли облезлые джинсы, майка и прочая одежда, на их месте появился строгий костюм, с распахнутым пальто сверху. На левом безымянном пальце красовалось золотое кольцо, а седые волосы были аккуратно уложены. На вид этому человеку было лет 60-65. Усталые глаза смотрели прямо в душу Мите. Некто наклонился и, подняв книгу, внимательно осмотрел. А затем резким движением швырнул ее в кусты. Это и вывело подростка из ступора.
-Что вы делаете?!
Человек промолчал. Юноша полез было за книгой, но сиплый голос его остановил.
-Не надо.
-Нет, вы не понимаете. Она нужна мне, очень нужна.
-Все я понимаю, Мить. Я - это ты. Снова. Я помню того сварщика и то, что он мне завещал. Вот только мы не смогли, Мить. Ты… ты снова убил. На этот раз меня.
- Нет, не может быть. Я ведь не стал им. Я не стал!
-Спокойнее. Верно, мы не стали им. Но моя участь даже хуже. У меня своя компания, свой бизнес. В отличие от него, сплю в роскошной квартире и езжу с личным водителем. Вот только я не жил. Рассказать, что тебя ждет? Я расскажу. С того самого момента, как я вернулся домой с той злосчастной книгой, у меня была лишь одна цель. Не стать тем мужиком из хрущевки. Я отдал всю свою юность учебе, зрелые годы - работе. Я все время гонялся за деньгами. Меня не интересовало ничто, кроме моего банковского счета. Я не позволял себе тратить время на семью, не имел друзей. От меня ушла жена; а я даже этого не заметил. Подобно марафонцу, который, не останавливаясь, бежал, пока не упал замертво, я прожил 50 лет. И лишь сейчас, достигнув заветной цели, я позволил себе оглянуться - и не увидел ничего. Только пустота. Моя жизнь пролетела, и в ней был только сплошной бег. Я умер тогда - в 15 лет. Ты снова стал палачом.
Митя не знал, что на это ответить. Слишком много навалилось на него. Он потупил взгляд и хотел, чтобы все закончилось.
- Ну что, все еще хочешь подобрать книгу?
- Что… Что мне делать?
- Живи. Ты юн, красив и силен. Я бы отдал все, что заработал, чтобы стать тобой. Ну а ты – не трать время зря. Наслаждайся жизнью. Не беги. Не стань мной.
Наш герой уже второй раз за день слышал эти слова. Они били по его мозгам, пронзали все тело. И вдруг, резко, как ураган - вырвались наружу. Земля ушла у мальчика из-под ног, и он повалился на землю.
Митя очнулся на земле, глядя в небо. Какой-то пес обнюхивал его лицо. Первая мысль, пронесшаяся в голове парня: «Неужели это очередное мое воплощение?». Он отогнал собаку, бросил взгляд на книгу и пошел прочь. Закурил на ходу и начал лихорадочно соображать. «Наслаждайся жизнью. Не стань мной»- эти слова стояли у него перед глазами. И он будет наслаждаться. Митя вспоминал, кто из его знакомых больше всего получает удовольствие от бытия? Через секунду понял: ему нужен Гришка Рудько. И наш герой ускорил шаг.
Спустя 5 минут Митя был у приятеля. Тот с удивлением глядел на немного странного гостя.
-Какими судьбами?
-Слушай, я по делу. У тебя еще осталось… Ну, чтоб кайфануть?
Гриша удивленно вскинул бровь и гоготнул.
-Не ожидал. Конечно, есть. Ты уверен?
Митя колебался, но потом вспомнил того мужчину в пальто и утвердительно кивнул.
-Ну тогда, пожалуйста.- И Гриша протянул ему «марку».- Как другу, бесплатно даю. От сердца отрываю.
-Спасибо. До завтра, – попрощался наш герой и вышел. Он снова направлялся в парк.
Придя на уже знакомое нам место, Митя долго смотрел на кусочек бумажки и не мог решиться. Наконец, он поднес ее ко рту и… Молния ударила у самых ног парня, опалив ему волосы на руках. Зажмурившись, юноша отвернулся. Волна раздражения окатила его. «Да сколько можно!»- заорал он, обернувшись, и застыл на месте. Перед ним снова стоял человек. Вернее, это был уже не совсем человек- то был призрак. Бледная, полупрозрачная кожа с вздувшимися под ней черными венами, чересчур длинные, сальные спутанные волосы. Он был моложе своих предшественников - на вид ему не было и 30. Одежда больше напоминала лохмотья, а лицо… лицо было самым омерзительным из всех, что доводилось видеть Мите. Гнилые зубы, впалые щеки, огромное количество гнойных прыщей и леденящий, пронзительный взгляд: то ли из-за огромных синяков под глазами, то ли из-за того, что глаза были сфокусированы как-то странно. Но самое страшное, что мальчик сразу узнал себя.
Они молча стояли лицом к лицу, глядя друг на друга. Митя боялся смотреть ему в глаза, но еще больше его пугала мысль, что этот призрак сейчас заговорит. Однако случилось кое-что совсем другое: человек пошатнулся, не устоял и упал к ногам юноши. Наш герой  отскочил, как ошпаренный. Наркоман начал задыхаться, его глаза налились кровью, а из широко раскрытого рта пошла пена. Митя не знал, что ему делать, и он в ужасе, как парализованный, наблюдал за своей смертью. Испытывая дикий страх и отвращение, он смотрел в глаза корчившемуся в агонии призраку. Наконец, тот застыл. Лежа в собственной рвоте, с неестественно изогнутыми конечностями и с покореженными пальцами, он перекошенным взглядом проникал в самую душу Мити.
Вскоре тело начало испаряться. Мальчик еще долго стоял и смотрел на мокрое пятно - единственное, что осталось от его будущего. И в какой-то момент нервы сдали. Он зарыдал. Митя плакал, как маленький ребенок: он катался по земле, кричал, рвал волосы на голове и сбивал кулаки в кровь о деревья. И вот, он затих. В сознании была только одна мысль: он знал, кем он будет. Он наплюет на всех, кто явится, чтобы остановить его и пошлет их куда подальше. Этот мальчик, проживший три жизни за четыре часа, твердо решил идти к своей детской мечте, несмотря ни на что. Митя набрал воздух и заорал во всю глотку: «Я буду пожарным, слышите? Буду!». Он ждал, что вот-вот должен прогреметь гром, и появится еще одна его копия. Но никто не появился. Вздохнув, Митя пошел домой.
Следующие пять лет прошли для Мити, как и для всех учеников: он сдал экзамены, поступил в пожарное училище, чтобы отучиться на профессию своей мечты. Лишь одно отличало этого парня: каждый раз он вздрагивал и оглядывался, когда слышал гром, никто не знал почему. Юноша был твердо уверен, что никто его не остановит. Впрочем, никто и не пытался. Порой Мите казалось, что события того дня - только страшный сон. Жизнь наладилась - даже родители приняли его решение, когда поняли, что их сын настроен серьезно. Он отучился, прошел практику, и вот наступил тот час - первый рабочий день. Митя, который уже стал Дмитрием Викторовичем, мчался с сиренами на какой-то пожар на производстве. «В конце концов, я делаю все правильно - никто не пришел ко мне с тех самых пор. Видимо, меня ждет счастливое будущее»- так он думал и улыбался, когда пожарная машина, 26 апреля 1986 года на полной скорости несла его к Чернобыльской Атомной Электростанции. Но наш герой еще не знал этого- он был молод, силен и счастлив.


Рецензии