Глава 6. Весёлые и грустные будни учителя математи

Весёлые и грустные будни учителя математики

Дорогие мои!
Во вторник мне было так хорошо, но, видимо, за это хорошее нужно заплатить.

Сегодня вернулся в школу мой класс. Сидели на карантине десять дней, то есть две недели. Переболели 12 ребят. Слава Богу почти все либо легко, либо бессимптомно.
Увидела их в кабинете и так тепло слало на душе: совсем взрослые. И очень близкие. Маски скрывали улыбки, но глаза… Глаза были какие-то не очень весёлые. Может, мне так показалось?

Прозвенел звонок. Все встали. Молчат, смотрят на меня. Обнимаю их душой, прошу закрыть глаза.
Как же я люблю начало урока! От него зависит всё: это настрой на урок. Хотя сенодня меня саму нужно настраивать. Поэтому я тоже закрываю глаза.

«Дорогие мои ребята! Прошу вас, будьте здоровы! Пошлите родным и близким тепло своих сердец, свою любовь. Попросите прощение, если обидели…»
Молчим. Приоткрываю глаза, они как будто молятся. Садятся, смотрят на меня молча.
Начинаю урок. Слушают, сидят тихо-тихо…

Квадратные корни - это просто: знай пару нюансов и таблицу квадратов. Объясняла, когда они были на карантине, вроде поняли. Приготовила кучу примеров, нужно успеть за урок прорешать как можно больше.
Люблю, когда они сами выходят к доске. Выходят всегда с удовольствием: никакого насилия.
Доска огромная: на всю стену. Немного мешает запечатанный смарт - пока не установили.

Маски скрывают лица, но глаза не скроют. Глаза остаются грустными.
Понимаю, что надо бы остановиться, но не могу: жаль терять урок. Но, к счастью, я не всё решаю в этой жизни.

«Майя Леонидовна, поговорите с нами…»

Кто это сказал? Девочка. Остальные с мольбой смотрят на меня.
Квадратные корни. Потом кубические. Там тоже всё просто: нужно знать несколько нюансов и перед глазами иметь таблицу кубов.
Или поговорить? Они ждут. Хочу плакать и не могу. При них нельзя.
«Поговорим?»
«Да!» «У нас так давно не было классного часа!» «Расскажите…»
Им не важно, о чём я буду говорить. Главное, услышать живую речь учителя. Она сейчас им нужна, как живая вода. Она и есть живая вода. У них ковид убил детство и оживить его может только живая речь.

Наше учительское слово на вес золота, если идёт из самого сердца. Вы скажете: да эти хитрецы используют любые уловки, чтобы сорвать урок. Отвечу: да, используют. Но и я не лыком шита: кто бы отказался от «а поговорить!»? Себя вспоминаю: живое слово учителя исцеляло. Мёртвое - убивало.

Что такое мёртвые слова? О, мы их слышали довольно часто, только тогда не понимали, что они в себе несли.

«Иванов! К доске! Что расселся? Подними задницу и вперёд за знаниями!»

«Тупицы! И что, что полкласса не было? Вы болели? Ну-ну, так я вам и поверила! Прогуливали небось! А у нас сегодня контрольная. И мне плевать, что вас не было. Все двойки выставлю в журнал. Имею право!»

«Ты сама никогда бы так не написала! Я прекрасно вижу, кто тут поработал… Но если ты настаиваешь, я поставлю тебе…»

Мёртвые слова. А дети хотят жить. Кладу мел на стол, смотрю на них и понимаю, что опять хочу плакать.
О чём говорить с ними, ещё не взрослыми, но уже не детьми? Не важно. Главное, чтобы разговор этот шёл от сердца, согревал и их и меня…

Проговорили до конца урока… Я рассказывала о Шалве, о том, что мы, простые учителя чувствуем, находясь рядом с ним. Рассказывала о том, какие люди приезжают в Бушети к учителю.
«Он великий, ребята. Правда. А знаете, в чём величие таких людей? Они никогда не опустят вас ниже плинтуса - они будут  тянуть вас до своего уровня. Они вам докажут, что вы тоже великие! Они, профессора, академики, будут говорить с вами на простом человеческом языке, чтобы каждое слово было понятно. При своём величии они доступны и просты….»

Рассказала, почему вынуждена отказаться от поездки во Львов, на Лимуд, куда собиралать в качестве лектора, куда меня впервые пригласили, как писателя. Мне нелегко дался этот отказ, при том, что куплен билет на самолёт, выстроена лекция-беседа, собраны все документы и лежат в столе… Но я отказалась, потому что заболели мои близкие: муж и сын. Ковид.
Ребята понимающе смотрели на меня и слушали. Как они слушали! Они СЛЫШАЛИ меня - это самое главное. Достучаться до их сердечек, быть честной, - сейчас в этом наш, учительский долг…

Прозвенел звонок с урока. Сидят, не встают. Это редкость: обычно вскакивают и бегут.
«У нас ещё будет время поговорить…»

А квадратные корни никуда от них не уйдут. Они лягут на взрыхлённую почву сознания и прорастут настоящими корнями, которые возьмут из этой почвы все ценнейшие удобрения. И вырастет дерево жизни. И даст плоды. И в этом есть частичка вложенного учительского труда…

Берегите себя, пожалуйста!
Просто любите жизнь и близких и говорите им об этом как можно чаще. Каждый день. А когда не можете говорить: думайте о них…

Продолжение:http://proza.ru/2021/10/05/1106


Рецензии