Известные люди 5Огюст Маке

"Он был литературным рабом Александра Дюма
 (отца )".

Ранее в серии новелл под названием "Известные люди", написанных мною , уже расположены на моей странице следующие новеллы: "Клеопатра", "Уолт Дисней", "Александр Дюма ( отец )"и "Александр Дюма ( сын).

Огю;ст Маке; (фр. Auguste Maquet, 13 сентября 1813, Париж — 8 января 1888, Сент-Мем) — французский романист и драматург, известный своим сотрудничеством с Александром Дюма-отцом.

Википедия

Это имя не известно широкому кругу читателей.
Многие любители творчества Александра Дюма( отца), зачитываясь его увлекательными историческими романами и не подозревают, что некоторые идеи их принадлежат не самому гениальному писателю, а многие строки этих романов написаны не им, а Огюстом Маке.
Созданные ими совместно произведения стали одними из самых читаемых  в истории человечества.
Только произведения написанные Дюма совместно с Маке экранизировали более 200 раз.
Но имя Огюста Маке, соавтора Александра Дюма . мало кому известно.
В начале своего творчества Дюма  писал все свои романы сам. Но позже ему все-таки пришлось прибегнуть к помощи других авторов.
Исследователями творчества Дюма подсчитано, что даже если какой-либо человек будет всю свою жизнь от рождения до смерти строчить произведения, ему не удастся написать столько, сколько приписывается Александру Дюма. Это невозможно просто физически.
Поэтому он и привлек целую армию соавторов, среди которых наиболее долго и плодовито сотрудничал с ним Огюст Маке. (трилогия о мушкетерах, "Граф Монте Кристо", "Королева Марго", "Графиня де Монсоро" и другие).
Что мы знаем бо  Огюсте Маке?
Имя этого писателя не оставило заметного следа во французской литературе.
Он был старшим из восьми детей богатого фабриканта.
Рано проявил тягу к литературному творчеству.
В ранней молодости с 1821 по 1830 годы в Лицее Карла Великого он учился вместе со  стонущими впоследствии известными французскими  писателями - с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем.
С 1833 года входил в объединение романистов вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими. После окончания лицея,  он в 1936 году снова вернулся в него, но уже в качестве преподавателя истории.
Одно время он работал в газете «Фигаро» .
В 1838 году Маке предложил директору театра "Ренессанс"пьесу «Карнавальный вечер». Пьеса не понравилась, и её отвергли.
Тогда его друг  Жерар Нерваль ( с которым Маке иногда писал в соавторстве) предложил показать её Дюма, который к тому времени уже репутацию талантливого писателя и автора, способного исправить любое неудачное произведение. Маке согласился  в надежде на то, что тот поможет исправить некоторые неудачные моменты.
После того, как Дюма по сути переписал пьесу (в окончательном варианте она получила название «Батильда»), её приняли к постановке. Премьера состоялась 14 января 1839 года.
Нерваль представил Дюма своего друга Маке.
В 1840 году Маке показал Дюма набросок романа «Добряк Бюва».
Дюма прочитал роман и предложил переработать его. Маке с радостью согласился, и фактически роман был написан двумя писателями в соавторстве, причём кто из них сделал больше работы - неизвестно.
В этом романе рассказывалось о заговоре Челламаре — политическом сговоре с целью сместить Филиппа II Орлеанского, стоявшего у власти в середине XVIII-го века, с поста регента Франции.
Разумеется, в романе предполагалось описание множества приключений, политических интриг и наличие коварных политиканов, которым противостоит обаятельный герой-авантюрист - в общем, всё то, что ценилось французскими читателями того времени.С этогоС романа, получившего название «Шевалье д’Арманталь», началось постоянное  сотрудничество двух авторов.
Когда дело дошло до выхода романа в печать, Эмиль де Жирарден, известный журналист, работавший в то время в газете где и должен был печататься роман в виде фельетонов, посоветовал обоим авторам не указывать авторство Маке.
Он уверял, что роман, подписанный фамилией Дюма, будет продаваться в несколько раз дороже, чем если на обложке будет значиться «Дюма и Маке».
Роман, подписанный Дюма, стоил бы 3 франка за строку, - а роман, подписанный Дюма-Маке, – только 30 су» (1 су=1/20 франка)..Оба автора признали справедливость этих доводов. Маке получил за работу компенсацию в 3 тысячи франков, что по тем временам было немалой суммой.
Надо ради справедливости отметить, что Дюма изначально нисколько не возражал против появления на обложке имени Маке.
С того времени Огюст стал литературным негром (или писателя-призрака, ghostwriter) представителем одна из самых неблагодарных профессий.
Отсутствие признания, вынужденная анонимность, жизнь в тени того, который срывает аплодисменты, – все это способно свести художника с ума.  Александр Дюма-отец и не скрывал, что работает с соавторами. Среди них были Поль Мерис, Октав Фейе, Е. Сустре, Жерар де Нерваль, но самым ярким брильянтом на литературной короне великого рассказчика стал именно  Огюст Маке.
Смысл труда литературного негра в том, чтобы сэкономить время востребованному автору, дабы тот мог увеличить продуктивность.  Обычно эта цель достигается за счет того, что основной автор создает концепцию, конспект произведения, а соавтор выполняет черновую работу, заполняя конспект контентом и шлифуя детали.
У Дюма и Маке было все наоборот :Маке в создании придумывал идею книги, составлял ее макет (ирония судьбы: что еще оставалось делать человеку с фамилией Maquet - макет ?), а Дюма заполнял макет деталями, добавлял второстепенных персонажей, писал диалоги.
Следующим совместным романом обоих писателей стал исторический роман из эпохи Людовика XIV «Сильвандир». А третьим их совместным романом стали «Три мушкетёра» — исторический роман из эпохи Людовика XIII. Маке уверял, что он первый открыл «Мемуары господина д’Артаньяна…» Гасьена де Куртиля, однако, согласно формуляру марсельской библиотеки в 1843 году, именно Дюма получил эту книгу.
Вместе с Маке Дюма были написаны «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон», «Сильвандир» и другие романы, некоторые из которых переделывались для постановки в театре.
Судя по переписке обоих авторов, Маке принимал значительное участие в работе.Такие романы как "Три мушкетера" и "Граф Монте-Кристо" переведены более чем на 100 языков
Всего по утверждениям Маке совместно с Дюма им было написано 18 произведений.
В 1845 году в связи с выходом памфлета Эжена де Мерикура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и К**», Дюма попросил у Маке письмо, в котором тот отказывался от авторских прав на совместно написанные произведения. Маке предоставил требуемое, но позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, при этом утверждал, что письмо было «вырвано у него силой».
Чтобы доказать, что он является автором «Трёх мушкетёров», Маке опубликовал свою версию главы о смерти Миледи, однако, по словам Моруа: доказал совершенно обратное. Всё лучшее в этой сцене, всё, что придаёт ей колорит и жизненность, исходит от Дюма"
На процессе о признании своего авторства, который Маке начал в 1858 году, ему не помогло письменное свидетельство бывшего главного редактора «Сьекль» Матареля де Фьенна, вспомнившего случай, когда Маке восстановил утерянную часть рукописи «Бражелона», с разницей с текстом Дюма в тридцать строк на пятьсот строк текста.
Маке проиграл три процесса против Дюма. Друзья Дюма, в частности его секретарь Ноэль Парфе, пытались помирить бывших соавторов, но переговоры закончились ничем.
После смерти отца Дюма-сын обратился к Маке за разъяснениями о договорённостях, существовавших между старшим Дюма и ним. В своём письме Маке ответил, что каких-либо «тайных соглашений» между ними не было:Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений, но что нам никогда не удалось бы рассчитаться, ибо, не останься за ним полмиллиона, я был бы его должником.
После смерти А.Дюма в 1870 году Маке ж продолжил писать, но особого признания так и не добился.
Так или иначе, перу Маке принадлежат многие другие произведения, как романы, так и пьесы.
Многие из них написаны в соавторстве с другими французскими писателями Франсуа Огюстом Жаном Арну, Жюлем Эдуардом Эдьбаз ле Пуйолем, Теодором Анне и Жюлем Лакруа.
Справедливости ради стоит отметить, что деньгами Маке действительно не был обделён - Дюма неплохо ему платил. За 20 лет до своей смерти Маке даже смог купить старинный замок, где и прожил остаток жизни, а умирая, оставил наследникам огромное состояние.
Маке был более 12 лет президентом Общества драматических авторов и композиторов, а также офицером Ордена Почётного легиона (1861).
Умер Огюст Маке  8 января 1888 года  в собственном замке в Сент-Мем, который, как любил говорить Маке, «выиграл своим пером».
Похоронен он был на кладбище Пер-Лашез в Париже.
И все же в какой-то степени справедливость была восстановлена. На кладбище Пер-Лашез, на могиле Маке выгравированы названия его книг: Три мушкетера , Граф Монте-Кристо,Королева  Марго и др.  В Париже есть улица, которая носит его имя.
А в 2010 году во Франции вышел фильм "Другой Дюма" (L'Autre Dumas), посвященный жизни писателя-призрака (в роли Маке снялся Бенуа Пульворд, в роли Дюма - Жерар Депардье). Хотя бы в таком виде, но признание к Маке все-таки пришло.


Приложение: Список романов записанных Огюстом Маке с Александром Дюма (отцом)

Шевалье д'Арманталь
Граф Монте-Кристо
Чёрный тюльпан
Женская война
Сильвандир
Бастард де Молеон
Дочь регента
Олимпия Клевская

Трилогия о гугенотских войнах:
1. Королева Марго
2. Графиня де Монсоро
3. Сорок пять

Трилогия о трёх мушкетёрах и д’Артаньяне:
1. Три мушкетёра
2. Двадцать лет спустя
3. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя

Три романа из четырёх, входящих в цикл Записки врача:
1. Жозеф Бальзамо
2. Ожерелье королевы
3. Анж Питу
Роман, который относят к циклу «Записки врача» по времени действия и фамилии героя, но точных указаний на то, что он входит в цикл, нет:
Шевалье де Мезон-Руж
Пьесы:
Мушкетёры, 1845
Королева Марго, 1847
Шевалье де Мезон-Руж, эпизод времён жирондистов, 1847
Монте-Кристо, 1848
Catilina, 1848
Юность мушкетёров, 1849
Шевалье д’Арманталь, 1849
Женская война, 1849
Urbain Grandier, 1850
Le Comte de Morcef, 1851
Villefort, 1851


Рецензии