Как это было. Дошкольное воспитание в СССР

Если вспоминать главные достижения советской власти, то в первую очередь нужно говорить о системе дошкольного детского воспитания. Ни в одной стране мiра не было и тем более нет сейчас подобной реальной, эффективной помощи родителям, независимо от их положения и достатка. Становление личности человека продолжается примерно до 7 лет. После этого возможно что-то развить, приглушить или усилить, но в принципе уже ничего не изменить. Ни школа, ни армия, ни работа кардинально поменять личность человека не в силах. Вот почему так важно правильно воспитать детей до школы, а именно дать им возможность расти в максимально благоприятных условиях, чтобы они на всю жизнь получили представление о том, что такое хорошо. Радостные воспоминания детства – главное условие развития в человеке уважения к окружающим и к самому себе, любви к родителям и к Родине.

К сожалению, нянечки и медсёстры не пишут мемуаров. Очень трудно найти заслуживающие доверия воспоминания и факты о том, как воспитывали советских детей в детских яслях и садах. В огромной стране, в разные периоды её развития, условия содержания детей в дошкольных учреждениях на местах не могли быть одинаковыми. Поэтому неудивительно, что личные воспоминания, многие из которых политизированы под влиянием современной обстановки в России, разнятся от чрезмерно восторженных до крайне негативных. Не берусь обобщать, поэтому расскажу о том, что происходило конкретно со мной, в славном городе Стерлитамаке, в 1950-е годы.

Моя мама вынашивала и родила меня, когда ещё действовали суровые сталинские законы и декретного отпуска не было. В возрасте 2-х месяцев я попал в детские ясли. Как моя бедная мама выкручивалась первые два месяца моей жизни -- одному Богу известно.

Буквально на следующий год, Президиум Верховного Совета СССР, Указом от 26 марта 1956 года, восстановил продолжительность отпуска по беременности и родам, существовавшую до 1938 года, -- 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после родов). Кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 года, предоставляли (помимо общего перерыва для отдыха и питания) дополнительные перерывы для кормления ребёнка не реже чем через 3 часа, продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до 1 года, продолжительность перерыва устанавливалась не менее часа. При этом перерывы для кормления ребёнка включались в рабочее время и оплачивались по среднему заработку. Грудное вскармливание оставалось основным условием для здорового развития ребенка, поэтому кормящим матерям предоставлялись специальные перерывы в рабочем дне, чтобы сходить в ясли и покормить младенца. Зачастую, женщине приходилось так "отлучаться" по 2-3 раза в день, и сегодня, когда многие из нас работают не то что вдали от дома, а вообще в других городах, сложно представить подобные "перерывы на еду".

Вот свидетельство, из полученного мною письма: "Диву даёшься, как справлялись нянечки и воспитатели с малышней. Мой муж был отдан в круглосуточные ясли, как только ему исполнилось 72 дня. Мать приходила его покормить один раз в день, сцеживала молоко и оставляла в садике. Страшно подумать -- работала она на стройке штукатуром-маляром".

Считалось, что ясельный уход и воспитание если и не превосходят домашнее, то уж точно ему не уступают, поскольку в яслях работали квалифицированные нянечки и медсёстры.

В 1956 году на весь Стерлитамак были одни-единственные муниципальные Детские ясли № 1 (имелись, конечно, ведомственные, например, при железнодорожном ведомстве, при кожзаводе). Детских садов было уже достаточно много, а муниципальные ясли -- одни. Попасть туда было чрезвычайно сложно, слишком много желающих. Моей маме помогло то, что она работала в Стерлитамакской объединённой детской больнице. За неё хлопотал Горздравотдел, как за молодого специалиста.

Ясли № 1 располагались на углу улиц Худайбердина и Халтурина (часть Оренбургского тракта), через дорогу от городской бани. Бывший купеческий бревенчатый дом с нижним полуэтажом, большим двором, в прекрасном состоянии, как нельзя лучше подходил для детского учреждения.

Мои воспоминания о яслях весьма отрывочные. Тем не менее, на основании опроса бывших работников яслей, анализа фотографий и данных городской жизни тех лет, с полным основанием утверждаю, что моё поколение получило в детских дошкольных учреждениях Стерлитамака максимально комфортные условия содержания, при этом абсолютно безплатные. Эти условия и качество работы современным детским учреждениям просто недоступны. Это касается и детских учреждений в других развитых странах.

Начнём с главного: со здоровья детей. В Советском Союзе детские ясли относились к государственной системе здравоохранения. В них осуществлялись мероприятия по охране здоровья, физическому и психическому развитию детей. Например, грудничков ежедневно тщательно осматривали медицинские работники, взвешивали, вели записи. С первых лет образования Советского государства обслуживание детей до 3-х лет было передано Наркомздраву, а воспитание детей от 3-х до 7-ми лет — Наркомпросу, вследствие чего детские учреждения (ясли и детские сады) были подчинены различным комиссариатам (министерствам). В детских яслях выделяли 4 возрастные группы: грудных детей (до 9-ти месяцев), «ползунковую» (9 — 14 месяцев), среднюю (14 — 24 месяца) и старшую (2 — 3 года). Для каждой группы устанавливался соответствующие режим и периодичность врачебного осмотра.

Перед войной 30 процентов детей в СССР умирало от болезней — каждый третий! А в 1955 году детская смертность снизилась до 5 процентов. Это был настоящий прорыв.
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных детей направляли в санаторные детские сады. Такой санаторный детский сад, до 1957 года, находился на улице Халтурина, в её южной части, и моя мама в нём работала медсестрой.

Да, до 1957 года Старый город Стерлитамака был курортным микрорайоном. Сегодня в это трудно поверить, но климат и состояние окружающей природной среды Стерлитамака изначально были действительно курортными. Губительное дыхание Большой химии ещё не достигало Старого города. Продолжительность солнечных дней была достаточно высокая, даже больше, чем на Северном Кавказе. Так, количество солнечного времени в средней полосе Башкирии, в районе города Стерлитамака, больше количества солнечного времени в городе Кисловодске, составляя соответственно 2023 и 2007 часов. Для сравнения заметим, что в Москве это составляет 1560 часов или почти на 20 суток меньше.

В 1950-е Старый город Стерлитамака утопал в зелени. Полноводный, чистый Ашкадар создавал прекрасный микроклимат вдоль своих берегов. Городские власти всё это прекрасно понимали и использовали на благо жителей, в первую очередь детей. Только на улице Халтурина, к югу от улицы Садовой, располагались, кроме детских яслей: детский дом, два детских сада и санаторный детский сад. Дети росли в идеальных условиях чистого степного воздуха, освежённого речной прохладой. Движение автотранспорта было минимальным, заметного влияния на качество воздуха не оказывало, городской шум отсутствовал. Весной воздух наполнялся ароматом молодых листочков тополя бальзамического, затем цветущей сирени, акации.
Помещения обязательно проветривались, особенно во время тихого часа, дети спали на кроватках из настоящего дерева, накрывались одеяльцами из чистой шерсти. Очень много времени проводили на прогулках. Гуляли по улицам, по берегу Ашкадара. Обширный двор, залитый солнцем, с тенистыми деревьями, круглый год обеспечивал всевозможные активные игры.

 В группах было не более 10 детей. На каждую группу – нянечка, иногда две. Каждого ребёнка ежедневно осматривала медсестра или детский врач. В случае необходимости, выполняли все санитарно-гигиенические и медицинские процедуры, незамедлительно! Персонал работал не за страх, а за совесть. Дети ни на минуту не оставались без присмотра. Если нянечке нужно было выйти, кто-то её подменял. Кашляющие, сопливые, чешущиеся, грязные, запачканные дети – в те годы картина немыслимая.
 
Все дети, независимо от статуса их родителей, получали равный уход и заботу, выглядели ухоженными, причёсанными, опрятными. Высокий уровень воспитания. Соответственно, поведение детей было достойным, без диких воплей, потасовок и рёва.
 
Обстановка внутри здания яслей была не просто хорошая. Она была шикарная.
Городские власти буквально и добросовестно претворяли в жизнь советский лозунг: «Всё лучшее – детям!». На полу каждой комнаты лежал огромный ковёр ручной работы, очень дорогой. Вся мебель – цельнодеревянная, лакированная. Стулья – в белых чехлах. На столах – белые льняные скатерти. В дверях – гардины, на окнах -- занавески. На полочках – кружевные белые салфетки. Персонал – в белоснежных халатах и шапочках. Старших детей переодевали перед каждым мероприятием. На время обеда надевали фартучки. На время игр – комбинезончики, для сна – пижамки. Возможно, что одеждой снабжали централизованно, у всех были одинаковые, в цветочках. Некоторые девочки были в своём, более дорогом. Все игрушки – новые, не ломанные. Во время обеда или чаепития – на столах вазы с фруктами, фарфоровые чайные детские приборы.

Еда была простая, но очень здоровая, экологически чистая. Свежее мясо, домашние яйца, цельное молоко, сметана, творог, овощи, фрукты. На десерт – компот из сухофруктов, кисель. Напомню, всё это было безплатно. Таких проблем, как ожирение, аллергия на продукты или, упаси Бог, недоедание, тогда просто не существовало. Пищевое отравление, если бы оно случилось, расценивалось бы как уголовное преступление.

Сейчас я понимаю, что мы, тогдашние воспитанники яслей, получили максимум заботы и благ, возможных в то время на этой грешной Земле. Ясли для детей были вторым домом. Нянечки именно так понимали свои обязанности: создать домашний уют и заботиться о вверенных им детях как о своих собственных. Поэтому в ясли дети шли охотно, никто не плакал.

У многих детей обстановка дома была намного проще, беднее. В нашем доме, например, никаких ковров тогда не было.

Каких-то специальных занятий в яслях не помню. Наверное, нам читали книжки, организовывали игры, пели песенки.

Несокрушимое здоровье и безопасность детей – вот была главная цель тогдашних яслей, это было делом государственным. В те годы забота о детях в СССР достигла наивысшей точки. Моё поколение стало одним из самых здоровых за всю историю России.

В 1958-м из яслей меня перевели в детский сад № 19. Располагался он в огромном деревянном бревенчатом угловом здании на ул. Халтурина (давно снесено). Скорее всего, до революции это был гостевой дом на Оренбургском тракте. По этой же стороне, через дорогу переулка, который ведёт к Ашкадару, к югу, всё ещё стоит очень похожее здание старой конторы Стерлитамакского лесхоза (адрес: улица Халтурина, 64). Здание детсада было побольше, чем здание яслей, двор намного больше, территория обнесена глухим, высоким, дощатым забором.

Помещение детского сада было достаточно просторным и предоставляло возможность цивилизованного общения детей. Именно в детском саду у меня появился первый настоящий друг.

Мой интерес к живой природе находил благодатную почву на обширном дворе, где царило буйство жизни: растения, насекомые, птички. На прогулке мы были предоставлены сами себе, играли, лазили по кустам и в цокольном этаже, который был пуст.

Не помню каких-либо инцидентов, чтобы ребёнок поранился или даже ушибся. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы меня кто-то ударил или грубо толкнул. Никакой агрессии и словесных перепалок между детьми не было. Воспитатели относились к нам весьма доброжелательно, с уважением, какие-либо наказания не практиковались, всё ограничивалось увещеваниями.
 
Обеды были по-прежнему вкусными. За час до обеда по территории разносились аппетитные запахи. Каждый день полагалась столовая ложка рыбьего жира, чтобы не было рахита. Вкус не очень приятный, но приемлемый. Я и сейчас не отказался бы от этой ложки. Дорогое удовольствие нынче.

Хорошо помню обязательные медосмотры, измерения роста, веса. Какие-то специальные занятия не запомнились. Читать я выучился самостоятельно, в 5 лет. Готовили утренники на Новый Год. Никакой идеологии не было, никаких стишков про Ленина.

Три года, которые я провёл в детском саду, были годами больших изменений в жизни страны, начавшихся с приходом нового правителя, Никиты Хрущёва. Законы, правила становились всё менее строгими, бюджетные расходы на воспитание детей не такими щедрыми, порядки более демократичными, точнее расхлябанными. Но принцип равного, безплатного воспитания и образования детей сохранялся незыблемым.

Фотография из моего личного архива: старшая группа детских яслей № 1 города Стерлитамака, 1957 год. Чаепитие.


Рецензии
Мой брат 1949 года рождения. В яслях появился в 2 месяца, маме надо было работать, ясли были далеко от места работы и каждые три часа никто ее не отпускал с работы на 30 минут кормить ребенка. Она и не успела бы за тридцать минут. Это время она вспоминала с ужасом. Отец , участник ВОВ был еще студентом и получал пенсию по инвалидности(в связи с ранением нога не гнулась), ее заработок был семье необходим. Она работала в высшей школе преподавателем и никто не собирался под нее менять расписание. Намекали, что не можешь работать -уходи. Она бегала в женский туалет сцеживать молоко в бутылочку, прятала его куда-то и в перерыв-окно пыталась отвезти в садик. Больше одного раза в день это не получалось. Когда долго не было "окна" сцеженное молоко скисало. В садике же возмущались, почему она не приходит кормить. Но самое главное было то, что развернув вечером ребенка из пеленок, вместо розовой попки видели жуткую кровавую попку с опрелостями. Нянечки не перепеленали ребенка более трех раз в день
(просто не хватало рук), так как детей было много, а зарплата нянечки невелика. не особо много было желающих на эту должность. Вечером ребенка купали в череде, снимая воспаление. Уговорили бабушку сидеть с ребенком. Ей было тогда за 60 лет. Она готовила на всю семью и еще быть няней малышу было сложно. Но пожалела ребеночка. Так как брат от разъедающей кожу мочи орал постоянно. Дома попка зажила дня за два. Но сцеживание в туалете продолжалось и на нервной почве молока стало крайне мало. Поэтому бабушка варила для братика из рисовой муки отварчик вместо маминого молока. В отварчик добавляли немного коровьего(если было). Так что в ясли братика носили месяца полтора с незаживающей попой, а потом оставили дома с бабушкой. Если бабушка куда-то отходила, то присматривали соседи из комуналки. Потом соседи предложили свою родственницу, девочку лет 13 в няни. Ее привезли из деревни и прописали в комнате в комуналке, Тогда это было без проблем. денег не платили, кормили и одевали, но в 16 лет она смогла получить паспорт , благодаря городской прописке и ушла на завод в общежитие. Не в каждой деревне председатель готов был отпустить рабочую силу. Парни уходили в армию и не всегда возвращались после. А девочек не везде легко отпускали. Быть в городе няней, значит получить городской паспорт. Я няню брата помню. Она приходила к маме и мама ее учила шить, Она сама была уже взрослая и замужем. Детей ее помню. Отношения были почти родственные. Няня с бабушкой разделила обязанности. Няня кормила братика, одевала его, на горшок сажала, ходила с ним гулять во двор. Иногда ее отпускали к родне в деревню летом, когда у родителей был отпуск. Там она тоже помогала родне с прополкой и сбором урожая. С трех лет братик уже ходил в садик и тогда это не было таким ужасом , как в 2 месяца. Я понимаю, что у некоторых женщин не было выбора, но ясли для грудничков- это жесть. Ребенку нужна мама.

Марина Легеня   16.02.2024 13:26     Заявить о нарушении
Дорогая Марина,
Благодарю вас за прочтение и очень интересный комментарий. Вот из таких воспоминаний складывается истинная история народа.
Желаю вам всех благ и творческих успехов,
Вадим.

Вадим Ивлев   16.02.2024 15:13   Заявить о нарушении
Спасибо Вадим. Честно говоря, надоело вранье о прошлом, что поливание грязью, что сиропом. Хочется чтоб знали правду, какой она была в реале. Но многим правда не интересна.

Марина Легеня   16.02.2024 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.