Как это было. Дошкольное воспитание в СССР

Если вспоминать главные достижения советской власти, то в первую очередь нужно говорить о системе дошкольного детского воспитания. Ни в одной стране мiра не было и тем более нет сейчас подобной реальной, эффективной помощи родителям, независимо от их положения и достатка. Становление личности человека продолжается примерно до 7 лет. После этого возможно что-то развить, приглушить или усилить, но в принципе уже ничего не изменить. Ни школа, ни армия, ни работа кардинально поменять личность человека не в силах. Вот почему так важно правильно воспитать детей до школы, а именно дать им возможность расти в максимально благоприятных условиях, чтобы они на всю жизнь получили представление о том, что такое хорошо. Радостные воспоминания детства – главное условие развития в человеке уважения к окружающим и к самому себе, любви к родителям и к Родине.

К сожалению, нянечки и медсёстры не пишут мемуаров. Очень трудно найти заслуживающие доверия воспоминания и факты о том, как воспитывали советских детей в детских яслях и садах. В огромной стране, в разные периоды её развития, условия содержания детей в дошкольных учреждениях на местах не могли быть одинаковыми. Поэтому неудивительно, что личные воспоминания, многие из которых политизированы под влиянием современной обстановки в России, разнятся от чрезмерно восторженных до крайне негативных. Не берусь обобщать, поэтому расскажу о том, что происходило конкретно со мной, в славном городе Стерлитамаке, в 1950-е годы.

Моя мама вынашивала и родила меня, когда ещё действовали суровые сталинские законы и декретного отпуска не было. В возрасте 2-х месяцев я попал в детские ясли. Как моя бедная мама выкручивалась первые два месяца моей жизни -- одному Богу известно.

Буквально на следующий год, Президиум Верховного Совета СССР, Указом от 26 марта 1956 года, восстановил продолжительность отпуска по беременности и родам, существовавшую до 1938 года, -- 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после родов). Кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 года, предоставляли (помимо общего перерыва для отдыха и питания) дополнительные перерывы для кормления ребёнка не реже чем через 3 часа, продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до 1 года, продолжительность перерыва устанавливалась не менее часа. При этом перерывы для кормления ребёнка включались в рабочее время и оплачивались по среднему заработку. Грудное вскармливание оставалось основным условием для здорового развития ребенка, поэтому кормящим матерям предоставлялись специальные перерывы в рабочем дне, чтобы сходить в ясли и покормить младенца. Зачастую, женщине приходилось так "отлучаться" по 2-3 раза в день, и сегодня, когда многие из нас работают не то что вдали от дома, а вообще в других городах, сложно представить подобные "перерывы на еду".

Привожу свидетельство из полученного мною письма: "Диву даёшься, как справлялись нянечки и воспитатели с малышней. Мой муж был отдан в круглосуточные ясли, как только ему исполнилось 72 дня. Мать приходила его покормить один раз в день, сцеживала молоко и оставляла в садике. Страшно подумать -- работала она на стройке штукатуром-маляром".

Считалось, что ясельный уход и воспитание если и не превосходят домашнее, то уж точно ему не уступают, поскольку в яслях работали квалифицированные нянечки и медсёстры.

В 1956 году на весь большой промышленный город Стерлитамак были одни-единственные муниципальные Детские ясли № 1 (имелись, конечно, ведомственные, например, при железнодорожном ведомстве, при кожзаводе). Детских садов было уже достаточно много, а муниципальные ясли -- одни. Попасть туда было чрезвычайно сложно, слишком много желающих. Моей маме помогло то, что она работала в Стерлитамакской объединённой детской больнице. За неё хлопотал Горздравотдел, как за молодого специалиста.

Ясли № 1 располагались на углу улиц Худайбердина и Халтурина (часть Оренбургского тракта), через дорогу от городской бани. Бывший купеческий бревенчатый дом с нижним полуэтажом, большим двором, в прекрасном состоянии, как нельзя лучше подходил для детского учреждения.

Мои воспоминания о яслях весьма отрывочные. Тем не менее, на основании опроса бывших работников яслей, анализа фотографий и данных городской жизни тех лет, с полным основанием утверждаю, что моё поколение получило в детских дошкольных учреждениях Стерлитамака максимально комфортные условия содержания, при этом абсолютно безплатные. Эти условия и качество работы современным детским учреждениям просто недоступны. Это касается и детских учреждений в других развитых странах.

Начнём с главного: со здоровья детей. В Советском Союзе детские ясли относились к государственной системе здравоохранения. В них осуществлялись мероприятия по охране здоровья, физическому и психическому развитию детей. Например, грудничков ежедневно тщательно осматривали медицинские работники, взвешивали, вели записи. С первых лет образования Советского государства обслуживание детей до 3-х лет было передано Наркомздраву, а воспитание детей от 3-х до 7-ми лет — Наркомпросу, вследствие чего детские учреждения (ясли и детские сады) были подчинены различным комиссариатам (министерствам). В детских яслях выделяли 4 возрастные группы: грудных детей (до 9-ти месяцев), «ползунковую» (9 — 14 месяцев), среднюю (14 — 24 месяца) и старшую (2 — 3 года). Для каждой группы устанавливался соответствующие режим и периодичность врачебного осмотра.

Перед войной 30 процентов детей в СССР умирало от болезней — каждый третий! А в 1955 году детская смертность снизилась до 5 процентов. Это был настоящий прорыв.
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных детей направляли в санаторные детские сады. Такой санаторный детский сад, до 1957 года, находился на улице Халтурина, в её южной части, и моя мама в нём работала медсестрой.

Да, до 1957 года Старый город Стерлитамака был курортным микрорайоном. Сегодня в это трудно поверить, но климат и состояние окружающей природной среды Стерлитамака изначально были действительно курортными. Губительное дыхание Большой химии ещё не достигало Старого города. Продолжительность солнечных дней была достаточно высокая, даже больше, чем на Северном Кавказе. Так, количество солнечного времени в средней полосе Башкирии, в районе города Стерлитамака, больше количества солнечного времени в городе Кисловодске, составляя соответственно 2023 и 2007 часов. Для сравнения заметим, что в Москве это составляет 1560 часов или почти на 20 суток меньше.

В 1950-е Старый город Стерлитамака утопал в зелени. Полноводный, чистый Ашкадар создавал прекрасный микроклимат вдоль своих берегов. Городские власти всё это прекрасно понимали и использовали на благо жителей, в первую очередь детей. Только на улице Халтурина, к югу от улицы Садовой, располагались, кроме детских яслей: детский дом, два детских сада и санаторный детский сад. Дети росли в идеальных условиях чистого степного воздуха, освежённого речной прохладой. Движение автотранспорта было минимальным, заметного влияния на качество воздуха не оказывало, городской шум отсутствовал. Весной воздух наполнялся ароматом молодых листочков тополя бальзамического, затем цветущей сирени, акации.
Помещения обязательно проветривались, особенно во время тихого часа, дети спали на кроватках из настоящего дерева, накрывались одеяльцами из чистой шерсти. Очень много времени проводили на прогулках. Гуляли по улицам, по берегу Ашкадара. Обширный двор, залитый солнцем, с тенистыми деревьями, круглый год обеспечивал всевозможные активные игры.

 В группах было не более 10 детей. На каждую группу – нянечка, иногда две. Каждого ребёнка ежедневно осматривала медсестра или детский врач. В случае необходимости, выполняли все санитарно-гигиенические и медицинские процедуры, незамедлительно! Персонал работал не за страх, а за совесть. Дети ни на минуту не оставались без присмотра. Если нянечке нужно было выйти, кто-то её подменял. Кашляющие, сопливые, чешущиеся, грязные, запачканные дети – в те годы картина немыслимая.
 
Все дети, независимо от статуса их родителей, получали равный уход и заботу, выглядели ухоженными, причёсанными, опрятными. Высокий уровень воспитания. Соответственно, поведение детей было достойным, без диких воплей, потасовок и рёва.
 
Обстановка внутри здания яслей была не просто хорошая. Она была шикарная.
Городские власти буквально и добросовестно претворяли в жизнь советский лозунг: «Всё лучшее – детям!». На полу каждой комнаты лежал огромный ковёр ручной работы, очень дорогой. Вся мебель – цельнодеревянная, лакированная. Стулья – в белых чехлах. На столах – белые льняные скатерти. В дверях – гардины, на окнах -- занавески. На полочках – кружевные белые салфетки. Персонал – в белоснежных халатах и шапочках. Старших детей переодевали перед каждым мероприятием. На время обеда надевали фартучки. На время игр – комбинезончики, для сна – пижамки. Возможно, что одеждой снабжали централизованно, у всех были одинаковые, в цветочках. Некоторые девочки были в своём, более дорогом. Все игрушки – новые, не ломанные. Во время обеда или чаепития – на столах вазы с фруктами, фарфоровые чайные детские приборы.

Еда была простая, но очень здоровая, экологически чистая. Свежее мясо, домашние яйца, цельное молоко, сметана, творог, овощи, фрукты. На десерт – компот из сухофруктов, кисель. Напомню, всё это было безплатно. Таких проблем, как ожирение, аллергия на продукты или, упаси Бог, недоедание, тогда просто не существовало. Пищевое отравление, если бы оно случилось, расценивалось бы как уголовное преступление.

Сейчас я понимаю, что мы, тогдашние воспитанники яслей, получили максимум заботы и благ, возможных в то время на этой грешной Земле. Ясли для детей были вторым домом. Нянечки именно так понимали свои обязанности: создать домашний уют и заботиться о вверенных им детях как о своих собственных. Поэтому в ясли дети шли охотно, никто не плакал.

У многих детей обстановка дома была намного проще, беднее. В нашем доме, например, никаких ковров тогда не было.

Каких-то специальных занятий в яслях не помню. Наверное, нам читали книжки, организовывали игры, пели песенки.

Несокрушимое здоровье и безопасность детей – вот была главная цель тогдашних яслей, это было делом государственным. В те годы забота о детях в СССР достигла наивысшей точки. Моё поколение стало одним из самых здоровых за всю историю России.

В 1958-м из яслей меня перевели в детский сад № 19. Располагался он в огромном деревянном бревенчатом угловом здании на ул. Халтурина (давно снесено). Скорее всего, до революции это был гостевой дом на Оренбургском тракте. По этой же стороне, через дорогу переулка, который ведёт к Ашкадару, к югу, всё ещё стоит очень похожее здание старой конторы Стерлитамакского лесхоза (адрес: улица Халтурина, 64). Здание детсада было побольше, чем здание яслей, двор намного больше, территория обнесена глухим, высоким, дощатым забором.

Помещение детского сада было достаточно просторным и предоставляло возможность цивилизованного общения детей. Именно в детском саду у меня появился первый настоящий друг.

Мой интерес к живой природе находил благодатную почву на обширном дворе, где царило буйство жизни: растения, насекомые, птички. На прогулке мы были предоставлены сами себе, играли, лазили по кустам и в цокольном этаже, который был пуст.

Не помню каких-либо инцидентов, чтобы ребёнок поранился или даже ушибся. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы меня кто-то ударил или грубо толкнул. Никакой агрессии и словесных перепалок между детьми не было. Воспитатели относились к нам весьма доброжелательно, с уважением, какие-либо наказания не практиковались, всё ограничивалось увещеваниями.
 
Обеды были по-прежнему вкусными. За час до обеда по территории разносились аппетитные запахи. Каждый день полагалась столовая ложка рыбьего жира, чтобы не было рахита. Вкус не очень приятный, но приемлемый. Я и сейчас не отказался бы от этой ложки. Дорогое удовольствие нынче.

Хорошо помню обязательные медосмотры, измерения роста, веса. Какие-то специальные занятия не запомнились. Читать я выучился самостоятельно, в 5 лет. Готовили утренники на Новый Год. Никакой идеологии не было, никаких стишков про Ленина.

Три года, которые я провёл в детском саду, были годами больших изменений в жизни страны, начавшихся с приходом нового правителя, Никиты Хрущёва. Законы, правила становились всё менее строгими, бюджетные расходы на воспитание детей не такими щедрыми, порядки более демократичными, точнее расхлябанными. Но принцип равного, безплатного воспитания и образования детей сохранялся незыблемым.

Фотография из моего личного архива: старшая группа детских яслей № 1 города Стерлитамака, 1957 год. Чаепитие.


Рецензии
Прочитал внимательно пару раз.Понравилось: слог, грамотность.
А тема, тезка, очень серьезная.Ох, серьезная!Если кратко, общо, то ВСЁ было массово, при том, опора при воспитании не на человека с его индивидуальными особенностями, а на коллектив. Отсюда массовое: воспитание, образование, лечение.В итоге - массовое мышление, можно сказать обывательско-житейское.Одним словом - менталитет: все массово и все бесплатно.Равные права, одинаковые возможности и, как следствие,потребности. Зависти, а с ней - стресса не было.Ни черной, ни белой.Так её и не могло быть при искусственно созданной системе, противоречащей законам Матушки-природы.
И вот эта система рухнула, началась новая эра САМОСТОЯТЕЛЬНОГО решения ВСЕХ задач жизнеобеспечения. Что делать, куда идти, кто научит жить по-новому?А никто.Во всем мире не было похожего прецедента, всегда всё оканчивалось революцией. Ну и начался ХАОС.И в умах, и в делах.
Так что, считаю, сравнивать,при этом ностальгировать, что было и что есть сегодня,мягко говоря, глупо, бесперспективно.Если только просто облегчить страдания, отвести душу.
Это я просто порассуждал, к автору не имея замечаний.

Вадим Егоров   07.11.2024 21:46     Заявить о нарушении
Дети, рождённые в СССР в период 1950-1980 годы выросли в благоприятных условиях государственной заботы, прежде всего о здоровье детей, которые образовали контингент в целом здоровых, сильных и выносливых граждан. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить требования к школьникам и призывникам наших дней и того периода. Если в какой-то современной школе учитель потребует сдачи зачёта в виде 5 км кросса на лыжах при морозе -20С, его уволят за насилие над детьми. В моей школе это считалось разминкой. Нынешние солдаты вряд ли смогут в мирное время, будучи одетыми в шинели и обутыми в кирзовые сапоги, при морозе -35С, высадившись в тайге с лопатами и топорами, вырыть землянки, блиндажи и обустроить огневые позиции, в чём я участвовал. Моё поколение помнит, что такое вкусная и здоровая пища, в детстве мы слыхом не слыхивали о пищевой аллергии, о детской онкологии, ни один ребёнок не имел запущенной хронической болезни. Учителя следили за осанкой, за освещением и техникой чтения и письма, чтобы у детей не развивались близорукость и искривление позвоночника. Всё было безплатно.
Проблема в том, что народ в целом не способен действовать самостоятельно в интересах общества, а ведь именно общество формирует благоприятные условия развития детей. Все мы, люди, с рождения законченные эгоисты и без основополагающего здорового цивилизационного императива, объединяющего и направляющего народные массы, сами по себе построить и защищать жизнеспособное государство не можем. Многие люди и собственных детей вырастить достойным образом не в состоянии. В интересах детей таких слабых и безотвественных родителей нужно опекать и даже принуждать.
Для этого необходимы сильные, честные, неэгоистичные, добродетельные лидеры сильного, разумно управляемого государства, поставившие своей целью укрепление этого самого государства, создание наилучшей из возможных системы заботы о детях. Вот об этом я и хотел напомнить. Разумеется, что любое дело рук человеческих не может быть идеальным, что распространяется и на воспитание детей в СССР. Мои воспоминания это не дифирамбы прошлому, а закрепление точки отсчёта, имея которую каждый человек может сравнить прошлое и настоящее. На истину в конечной инстанции я не претендую.
Благодарю за прочтение и отклик, желаю всех благ и творческих успехов.

Вадим Ивлев   08.11.2024 00:04   Заявить о нарушении
Все правильно, со всем согласен,хочу чуть добавить.Сравнивать, тем более, точку отсчета считать не следует.Почему? сегодня идет тяжелейший переходный период к принципиально другой жизни, где каждый выстраивает свою линию поведения, сам заботится прежде всего о своем здоровье, своей безопасности, своем благополучии.
А государство создает условия для создания гражданского общества.
А переходный период всегда неизбежно есть мучительнейшие испытания, своего рода яма, хаос.Сравнивать прежнюю жизнь с хаосом?
Я тоже не истина в первой инстанции, но последние 30 лет посвятил достоверному анализу прежней жизни и создал школу подготовки к новой , что во всех цивилизованных странах.

Вадим Егоров   08.11.2024 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.