Сибирский тракт. Не просто точка на карте

   
 

Хочу напомнить строчки Александра Пушкина из романа «Евгений Онегин», где он говорит о российских дорогах будущего (Глава VII, строфа XXXIII):

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.


По словарю Владимира Даля выясняем, что такое ТРАКТИР.
Трактир м. гостиница, харчевня, где пьют и едят из палаты; южн. постоялый двор, шинок. Трактирное заведенье. Трактирщик, трактирщица гостиник, хозяин, содержатель гостиницы. Трактирщиков, трактирщицын, что лично их; трактирщичий, к ним относящийся. Трактирничать, шляться по трактирам. Толковый словарь живого великорусского языка

ТРАКТ лат. большая дорога, торный, езжалый путь, дорога почтовая, установленная. Трактовые, трактовые ямщики. Толковый словарь живого великорусского языка

Иначе говоря, трактиры – это постоялые дворы вдоль почтовой дороги.
 
Сибирский тракт соединял Европейскую Россию  через Сибирь с  границами Китая и обратно. У него были и другие названия:
 Московский тракт
Главный Сибирский почтовый тракт
Большой Сибирский тракт
Большой тракт
 Великий тракт
Московско-Иркутский тракт
 Московско-Сибирский тракт
 Осьмая государственная дорога
На востоке (в Сибири) в пределах России заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту.
На западе конечной точкой считалась Москва.

Удивительно, но  Сибирским трактом обычно называли путь на восток, а Московским  трактом — та же дорога на запад.

Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.

Следует учесть, что прежде из-за отсутствия дорог сообщение шло по речным путям. Замёрзшие реки давали возможность скорой доставки людей и грузов в любую точку страны. А из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой Чердынскую дорогу. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога.

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Следует предположить, что и в доромановские времена отношения между двумя великими странами были. Россия, в частности, уступила Китаю реку Амур до самого устья.

Торговые потребности вынуждали создать между странами более надёжный транспортный коридор. 12 (22) ноября 1689 года вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Но указ пролежал без движения более сорока лет.

При Петре I путь из Европы в Азию - это множество сухопутных дорог, волоков, водных путей. Маршрут этот частично описан у Даниэля Дефо (1660—1731) во второй части «Робинзона Крузо» и в Житии протопопа Аввакума (1620 -1682). 

Только в 1730 году  правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром,  Арзамас,  Козьмодемьянск,  Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки (быв. Рыбино, где создан музей-заповедник «Московско-Сибирский тракт»), Тару, Каинск, Колывань, Томск.

Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск, Охотск, а южная — на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на восток на Нерчинск и вдоль Шилки и Амура, а вторая поворачивала на юг до Кяхты, к границе с Цинской империей.

Южную ветку называли как  «Великий чайный путь». Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган,  крупную заставу на Великой стене, считавшуюся воротами в собственно Китай.

В середине XVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск,  Ишим,  Тюкалинск, Омск, Томск,  Ачинск и  Красноярск до Иркутска и  далее как ранее.

Владимирский тракт (с середины XIX века Московско-Нижегородское шоссе) является частью Сибирского тракта.

К концу  XIX века Сибирский тракт уже не  справлялся с потоками товаров и грузов, потому стали возводить Транссиб, Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «Великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай.

По Буринскому договору 1727 года на русско-китайской границе началось строительство города Троицкосавска, ныне он в составе Кяхты в Бурятии, и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городах, но и в других регионах России.

Чайный путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трёх стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмэнь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синсянь, Шаньинь, Датун, Калган (ныне Чжанцзякоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурэн, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтанбулак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Селенгинск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск,  Илимск,  Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шёл по реке Янцзы (через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян) до Шанхая, далее — Порт-Артур (ныне Люйшунькоу), Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Цицикар,  Хайлар, Нерчинск. В Верхнеудинске оба маршрута соединялись.
Из Иркутска вдоль реки Лены, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.

В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский путь), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

Были и альтернативные пути доставки чая из Китая, например, по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу.

 В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон,  Ливерпуль,  Бостон.

В 1903 год завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, это  конец караванной торговле. Скорость  доставки чая в Россию значительно возросла и подешевела, его употребление чая становится массовым. Но это по сути уничтожило выращивание и производство в России копорского чая.

Новые времена требуют новых подходов и к транспортным сетям. Что-то невероятное выстроено на территории Китая. Когда 15 лет назад мы приехали в Германию, Рурский промышленный район был до безумия насыщен железными дорогами, десятки параллельных линий тянулись, наверное, на сотни километров. Многие уже изрядно заржавели, и за последние годы можно было видеть, как их демонтировали, а на их месте возводили жильё и зоны отдыха. В Китае же пока интенсивно строят, хотя создаётся впечатление, что строят с избытком, на вырост. Россию тоже пытаются втянуть в избыточное наполнение транспортными сетями. Предлагали, к примеру, железную дорогу от Лиссабона в Португалии через Париж, Берлин, Москву, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Братск, Якутск, Магадан, Уэлен, через Аляску до Лос-Анджелеса в Калифорнии.

Намечалось, к примеру, уже на 2020 год начать строительство международной трассы «Меридиан», которая соединит китайский Шанхай и немецкий Гамбург, через Саратовскую область. Дорога должна быть бетонной, выдерживать автотранспорт любой грузоподъёмности в четыре ряда в одну сторону. Но пандемия планы нарушила. К тому же Западные партнёры не совсем надёжны. Китайцы опасаются, как бы не повторились серии санкций против «Меридиана», как против газопровода из России. Предпосылки к этому есть.

В Южно-Китайском море уже дислоцируются корабли ВМФ США и Великобритании для сдерживания Китая. Им на помощь в августе этого года Военно-морские силы Германии направили боевой корабль, чтобы присоединиться к сдерживанию территориальных амбиций Китая. Логику действий высказала министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр: «Мы хотим, чтобы <...> морские пути были свободными для судоходства, <...> а торговля следовала справедливым правилам».

Немецкий фрегат «Бавария» прибудет в пункт назначения в декабре 2021 года. Корабль пройдет недалеко от южной морской границы Китая. За свой семимесячный рейс немецкий фрегат посетит Австралию, Японию, Южную Корею и Вьетнам. Это будет первый боевой корабль Германии с 2002 года, который войдет в Южно-азиатский регион. Его цель — продемонстрировать протест ФРГ против экспансии Китая на острова Южно-Китайского моря. Но  следует уточнить, что эти острова построены китайцами.

В публикации использованы сведения из Википедии и других открытых источников.


Рецензии
Спасибо, Александр! Очень познавательно!
Будучи неоднократно на Хамар-Дабане, проходил по остаткам Старокомарской тропы, по которой иркутские казаки водили караваны в Китай за чаем через перевал Чёртовы ворота. С теплом воспринял ваше упоминание этого маршрута.
С уважением, Н.Трощенко.

Николай Трощенко   26.05.2022 02:48     Заявить о нарушении
Удивительна наша жизнь. Пару дней назад я встретил слово ТРОЩЕНИЕ и вспомнил, что моя мать тростила нити, три соединяла воедино. Две шерстяные, а одну белевую, мякую из пуха. Заглянул в словарь иностранных слов, а там слово ТРОС - заимствование из голландского. Это надо ещё доказать. Ваше, Николай, посещение моих страниц, вызвало ответную реакцию я заглянул на ваши страницы и узнал историю вашей фамилии.

По поводу отпадения конечной В. Со мною в Магнитогорске учился Николай Проценко, он тоже говорил, что где-то в конторе его фамилию недописали.

Спасибо, Николай, за интерес к моим трудам.

Александр Ерошкин   26.05.2022 09:20   Заявить о нарушении
Я, изучая эпоху переселения в Сибирь конца 19 – начала 20 веков, таких случаев с потерей фамилией буквы «в» находил массу. Переселенцы приезжали в Сибирь из Псковской, Витебской, Смоленской губерний с нормальными русскими фамилиями на «-ов», «-ев», но катаклизмы 20 века превратили их в людей неведомого происхождения.
Вам, Александр, благодарность и пожелание дальнейших успехов в таком востребованном деле – поиске истинного значения СЛОВА русского.

Николай Трощенко   26.05.2022 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.