Прогулка по городу

В недавней поездке с Ариной к бабушке, устроил я себе прогулку по городу. Вернее так получилось, пошел к Кате в парикмахерскую, и отправился через весь город домой пешком. День стоял солнечный и по осеннему теплый, а путь пролегал через все те памятные места, которые составляли мою молодость. Пройдя мимо Колхозного рынка, где когда-то торговал крадеными с полей помидорами и капустой, и покупал потом рыбок и растения в аквариум, спустился по дороге вниз и вышел к медицинскому училищу, которое окончил в 96-м славном году. Собственно медучилище моего времени и сегодня просто не узнать, оно аккуратно выкрашено в салатовый цвет, и вся территория обнесена металлическим забором. На боковом фасаде красуется красными буквами Медицинский Колледж. Как бы мне хотелось зайти туда внутрь, посмотреть что там изменилось, хоть одним глазом взглянуть, это было бы потрясением. Там ведь до сих пор работают те люди которые меня учили, интересно, а столы там, аудитории те же, или совсем другие. Какая атмосфера сегодня царит в училище. На все эти ответы едва ли я получу уже в этой жизни ответы. Возможно в самом самом конце, когда время примет совсем другие формы, будет устроена последняя экскурсия длинною в жизнь, сотканная из моментов. Само здание медицинского колледжа, буду называть его теперь по новому, построено достаточно давно, сейчас оно претерпело массу изменений, не осталось ни одного окна не замененного на пластиковое. Радует то что медик расцветает, а не терпит упадок.

Рядом с училищем находится высокое здание бывшего дома быта. Помещения выкуплены и прежние функции его утеряны. Очень давно здесь была на первом этаже профессиональная фотостудия, где мои родители сделали семейный снимок невероятного качества на черно - белой бумаге. Я - очень серьезный первоклашка и отец в костюме и галстуке. Очень, очень смутно я помню как нас здесь снимали. Вообще дом быта достаточно знаковое место для меня, собственно по одной мелочи, на углу здания были раньше расположены старые советские круглые часы. Они показывали точное время очередного опоздания на пары. Часы не сохранились к сожалению, там висит странный пластмассовый крест, наверное указывающий на  аптеку. Напротив дома быта, расположен один из красивейших домов города, с характерной стеклянной башенкой на крыше. Это сталинка, а может даже и Царский дом, и скорее всего было здание пожарной части, именно для таких целей и делались такие башенки. На фасаде сохранились все те же магазины которые работали и двадцать пять лет тому назад, вот только возможно целевое назначение их поменялось. Помнится тут был книжный магазин с потрясающим ассортиментом, у меня прямо глаза разбегались, когда в перерывах между парами заглядывал сюда.

Дальше по улице слева расположено здание  клуба ДК Зоряный, с колонами и выкрашенное в белую краску, здесь проводились в мое время все торжественные мероприятия связанные с училищем. Такое предназначение это здание имеет и сейчас. Чем знаменателен этот клуб для меня , это тем что в 96-м году нашему выпуску вручали дипломы о медицинском образовании в актовом зале клуба. Это было невероятно волнующее событие с огромным эмоциональным накалом. Отмеченное особой важностью момента, к которому каждый из выпускников готовился заранее. Все что могло собрать мое гордое эго в тот момент определялось и собиралось тем временем. Конечно совершенно ничего не осталось от того что было тогда и того что есть сейчас. В этом вся жизнь.

Через дорогу от клуба находится пятиэтажная хрущевка в подвале которой была наша Грация. Подростковая качалка девяностых, резиновая, плохо проветриваемая, с запаренными зимой окнами и кучей допотопного железа. Сюда мы с Серегой и ходили заниматься. А еще посмотреть на местных метановых качей. Вспоминается один белый, белый и совершенно лысый парень. Крепкий, атлетичный, рельефный стероидный кач. Вообще качалка была характерная, скорее всего и ребят тех давно нет в живых, подобрало лихое время девяностых. Проходя мимо здания я пытался отыскать прежнюю Грацию, но от нее не осталось и следа, подвал давно заброшен и не функционален, даже двери заварены. Грация ушла в прошлое как и многое из того что было в молодости. В следующем по улице здании, на первом этаже было Кафе Блинная (Млинцева), здесь работала мамина подруга заведующей. С этим местом связаны не мои воспоминания, но многий аристократический и высокопоставленный цвет города праздновал здесь праздники в свое время. От Блинной не осталось ровным счетом ничего кроме старой вывески, которую почему то никто не удосужился снять.

Не может не радовать наличие двух библиотек дальше по улице, слева детская и напротив взрослая. В детскую довелось записаться еще в пять лет. Как сейчас вспоминаю ее характерный запах, аромат бумаги, книг и все то что удалось брать домой прочесть. Библиотека являлась прекрасным желанным миром новых впечатлений. Я запоем читал Наталью Забилу, Чука и Гека, Волшебника изумрудного города, Маленькую бабу ягу, и множество еще всяких детских книг. Ну хоть бы на одну минуту вернуть бы то беззаботное время счастливого детства. В читальном зале взрослой библиотеки довелось тоже провести немало часов, там готовились рефераты по истории. Черпалась самая разная информация. История была первые несколько лет в училище, и преподавала ее Татьяна Васильевна Полищук, в последствии ставшая Васиной. В учительницу было влюблено пол нашей группы. Я входил в число тех, безнадежно влюбленных. Пары часто проходили большими семинарами где оценки выставлялись экстерном за всю тему. Материал преподавался очень интересно, и мы учили его, старались вникнуть. На финальный экзамен по истории я купил целое ведро роз, всю ночь розы стояли в ведре в погребе. А утром вместе с цветами шел на экзамен по истории. Волновался конечно, самый последний заходил, вычислял какие билеты уже вышли, все карманы были в шпорах, но внутри бушевали чувства бесконечного обожания и влюбленности в прекрасную преподавательницу истории. Она была очень красива, миниатюрная шатенка с длинными вьющимися волосами, выразительными большими глазами. Ее очаровательный образ и требовательность тепло вспоминаются мной и сейчас.

Девяностые годы были отмечены расцветом частного предпринимательства. Открывались самые различные маленькие магазинчики где можно было купить все то что хлынуло с Европы. Жвачки, конфеты, не советские игрушки, и множество того на что у детей особенно загорались глаза. Помещение комиссионного магазина по улице сохранилось до сих пор, хотя сейчас в нем продают памятники. Чем мне помнится эта комиссионка, так это тем что работала в ней знакомая моей мамы и оставляла пустые коробки из под жвачек, их еще называли блоки. Сегодня все это добро отправляется в мусор, но в молодости моей эти пустые пачки были коллекционной ценностью любого подростка. Коробки: Типи Топ, Финал, Дональд, Турбо, Биг Бодалу, активно обменивались и продавались в школе.

Двигаясь неспешным шагом в сторону центрального универмага, через многочисленные дворы, пересекая трамвайную линию, я вышел к роддому. Самого роддома давно нет, здание стоит полуразрушенным, не знаю почему его постигла такая судьба. Мы проходили здесь практику. Оставались на ночные дежурства. Были неоднократно в родильном зале, на родах, во время кесарево сечения, от нас ничего никто не требовал, стой себе да смотри, как появляется черненькая головка, как проходят плечики и быстро извлекается весь ребенок. Зрелище не из приятных мягко скажем, но мы медики видели и это своими наивными еще детскими глазами. Там где рождаются дети, атмосфера другая, я бы сказал несколько радостная, светлая. Я не видел родовых мук и страданий женщин, часто оставаясь на ночное дежурство как практикант, и в родильный зал не спешил подняться оставаясь внизу. Идеализация всего того что было связано с противоположным полом, романтические устремления, влюбленности, переживания творящегося внутри, занимало все сознание. Гораздо было приятнее мило общаться с одногруппниками, слушать романтическую музыку, попивать легкие спиртные напитки, сидя у стола с приглушенным светом ночной лампы. Танцевать, к кому - то дотронуться, это все было приятнее устремлений бежать в родильный зал на роды.

На центральной площади города мало что изменилось. Все здания сохранены почти теми же которые и были раньше. Перейдя через дорогу я решил прогуляться через парк, пройти к стадиону. Под трибунами стадиона находились помещения еще одной качалки с новыми серыми тренажерами, мы с Серегой занимались и здесь. Зал был узким и длинным, но все необходимое в нем имелось. Особое удовольствие составляло заниматься именно здесь, потом постоять под горячим душем, после тренировки купить пачку сока и медленно его выпить. Общность интересов, единомышленники, верный друг, все это было связано вместе и осталось в далеком прошлом. Каким же было удивление когда я не обнаружил не то что качалки, стадиона вообще нет. Нет трибун, бетонного забора, нет совершенно ничего, просто поле, пустое поле и все. Скорее всего за двадцать пять лет все эти помещения пришли в такое аварийное состояние что их просто пришлось снести. Трибуны рассыпались, помещения обвалились и протекли, коммуникации истлели. Теперь в центре города огромный по своим размерам пустырь. А раньше, именно этот стадион принимал звезд эстрады, я даже был на выступлении металлической группы, и вместе со всеми тряс нестриженой челкой, кривлялся, предварительно накрасив слегка ресницы и брови черным маминым карандашом из косметички. Зимой на стадионе заливался каток, и в ослепительном свете прожекторов катались все желающие. Где все это, оно поглощено неумолимостью времени.

Несколько слов о клетке. Она до сих пор стоит посреди парка. Культовое место всех девяностых. Это летняя дискотека. Кто - то посчитал нужным оставить артефакт для будущих поколений как музейный экспонат. Клетка сегодня имеет весьма жалкий вид, все металлические части с нее давно сданы похоже на металлолом. Но место, место осталось, со своей неотразимой живой энергетикой. Здесь начиналось, да и  заканчивалось многое. Ломались судьбы, сколько носов было разбито на клетке, сколько перепорчено девчонок. Дискотека была тем местом где можно было легко схлопотать. Я Игната на клетке боялся, приходя туда старался избегать встречи с ним. В вечерней тусне на клетке делились сферы влияния малолеток, проходили частые драки, выяснения отношений, делились девочки на хороших и плохих. Звезды Игната, Бороды, Леши Холодца, Спартака закатились вместе с жизнью в наркотическом и переменно пьяном угаре. Многие бугры моей малолетки, давно не с нами. А клетка осталась, вот она передо мной, старая, деревянная сцена, видавшая разные падения и взлеты. Даст Бог ее не постигнет участь стадиона. Хотя отживет мое поколение и клетка превратится только лишь в истории, а потом в легенды.

Совершенно расстроенный и пораженный увиденным я шел по проспекту домой. Проспект Мира - это единственная прямая улица в городе, значительной протяженности и густонаселенности. Собственно совсем не желая идти домой решил прогуляться к вокзалу и по улице Свободы дойти до конечной третьего трамвая. В глубине улицы, слева по ходу трамвая было старое здание Профилактория вагоноремонтного депо, в резиновом подвале которого начинался так полюбившийся мне спорт. Обшитый деревом подвал с самодельным железом похоже еще восьмидесятых годов. Всегда жаркий, со звучащей музыкой Капитан Голивуд, невероятно атмосферный, буквально наполненный особым железным духом всех занимающихся. Это не рафинированный современный зал, с занимающейся публикой по уму, нет, это был спорт где все шли путем проб и ошибок. Стены увешаны программами, вырезками из журналов, железо все голое, без резины, а грифы блестели отполированные занимающимися. Гантельный набор поражал своим разнообразием и фантазией местных умельцев. Доступ к таким прелестям, ведь это был первый тренажерный зал в городе, имели только те кто прошел личную аудиенцию с начальником вагоноремонтного депо. Вспоминается как я волновался перед этой встречей с сильным авторитетом. Оформил себе абонемент и регулярно оплачивал его. Невероятно хотелось отыскать это прекрасное место, но ни прежнего здания, ни вообще чего либо похожего на воспоминания юношества я долго не мог найти. В глаза  упало красивое розовое здание с парадным входом, богатая ковка забора вокруг и все. Дойдя до конечной тройки, я уже в полном отчаянии, шел обратно к вокзалу. И спросил у женщины на территории технической организации, где все таки делся профилакторий. И она сказала мне - так вон же он красивый, розовый. Честно я даже не знал как туда подступиться, за внешним лоском, стеклопакетами, угадывался тот же уютный холл, ковры, дорожки. Море цветов в вазонах. Ворвавшись внутрь, я с замиранием сердца, столкнулся с женской охраной, которая на отрез сказала - я вас туда не пущу. Это только для железнодорожников. Где ваше удостоверение? Как я не пытался объясниться, что только одним, одним глазом гляну на подвал и все, мне больше не нужно ничего. Никаким уговорам не поддается. Набежали другие женщины из профилактория, заняли оборону в холле чтобы я не прорвался. Шансы что либо разузнать не то чтобы увидеть, разбились о глухую стену, никто меня туда не пустил. Была мысль перелезть через забор, но табличка с надписью о круглосуточной военизированной охране остановила меня. Понятно что никакой такой охраны там нет и в помине, одни камеры понатыкали кругом. Так я и ушел ничего не добившись, хотя в душе порадовался, если профилакторий сохранили, то может и зал не утеряли. Может и жив зал, и дух в нем прежний жив.

Возвращаясь обратно к вокзалу я проходил мимо сто летних зданий стоматологической больницы. Удивительно, но она вся обложена новым кирпичом, и по прежнему работает. Может и оборудование новое сюда завезли. Помнится бежал из нее, позорно бежал домой, самостоятельно из зуба временную пломбу с мышьяком выколупывать. Просто сорвался с кресла и домой. Вслед мне неслось. Посмотришь, пол щеки распухнет прибежишь ко мне как миленький. Кто там прибежал бы, разве что привели  под расстрелом.

Перед железнодорожным вокзалом, который еще моя бабуля после войны строила, а потом и работала в ресторане официанткой долгое время, собрался грибной базар. Чего тут только нет, грибы на разный вкус. Часом ранее за ведро опенка просили 170 гривен, сейчас же уже просят 60. А одна грибница продает по пятнадцать гривен за маленькое ведерко из под сметаны. Вот у нее я и взял все что там только и было. Мужик пристал - купи рыжики, купи рыжики, по пятнадцать забирай, я еще насыплю сверху. Но не купил я рыжики, не ем я их, не знаю, просто то что не знаю не ем.

В общем и целом славно я прогулялся родным городом. Хотя судьба сложилась иным образом, и родной город просто родина моя. Арина вот удивляет, так не хочется ей каждый раз возвращаться от бабушки домой в Киев. Папа убежал, а дочка обратно стремится.       
    

    


Рецензии