Сериал Великая о Екатерине 2 от Нетфликс. Рецензия

Сериал, вызывающий подчас хохот. Это настоящий гротеск. Русские показаны вечно пьяными и безбашенными. Частично, мы такие и есть, но далеко не всегда.
В сериале «Великая» с каким-то пузырящаяся весельем мы видим метаморфозу: Екатерина (Эль Фаннинг) сначала напоминает чем-то чистый цветочек. Наивная принцесса, исполненная романтикой, с лучезарным взглядом вдаль на будущее России и мира. И тут судьба принцессы делает кувырок: её буквально погружают в мир тёмного обширного государства, где лучший друг человека это — медведь.


Россия конца 18 века. Страна глухих лесов и красивейших полей, здесь правит Пётр III. И вот эта наивная красотка с хрустальным взглядом, немецкая принцесса, вдруг превращается по ходу пьесы в настоящего государственного мужа!
Вновь прибывшая чем-то напоминает милую «мышку» со светлой душой и светлыми волосами и благородными побуждениями. Но вот как «плавит» её среда: она начинает искать способ организовать заговор против своего полоумного мужа царя Петра III (Николас Холт).

Довольно интересно было бы с кинематографической точки зрения определить жанр данной вещи. Это явно очень дерзкая, провокационная, полная штампами, но тонкая чёрная комедия с сильным градусом насмешки. Как над вымышленными персонажами, так и над историей в целом.


Мне кажется, что в этой многосерийной вещи произошло так: сценаристы собрались, что-то приняли на грудь, и решили сотворить нечто такое, что разорвет многие шаблоны. С целью повеселить и позлить как можно большее количество зрителей.
Чем-то напоминает мне этот случай слухи с написанием Гоголем «Мёртвых душ». Я имею в виду чисто технологию. Гоголь страдал периодически от приступов депрессии, меланхолии. И вот однажды он признался, чтобы хоть как-то отвлечься от тёмных, мрачных мыслей, ему посоветовал один из товарищей написать какую-то полную дичь. То, что в голову придёт, то и лепи.


Гоголь ухватился за эту спасательную соломинку. Стал придумывать всё, что только ему в голову могло по тем временам прийти. Всё самое саркастическое. Весёлый, безбашенный полёт фантазии, хулиганская выходка, и в итоге мы получили одно из величайших произведений в жанре — «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сериал «Великая» никоим образом не претендует на славу работы Гоголя, но по технологии производства сценарной основы использованы те же методы.
Какого-то новаторства в плане штампов я не увидел в сериале.

 Американцам снова преподают Россию в таком же соусе, как и всегда подавали. Убийство детей, репрессии, отсутствие свободы слова, особое отношение к царским особам и чиновникам, сожжение крепостных, отравления, заговоры. Всё это делается под соусом тайн, секретных служб типа КГБ. Везде агенты, заговоры, опасность. Как говорит один из русских персонажей картины:" Убийство? Мне приходилось убивать. Это Россия, это здесь случается».

Россия уже давно не является лидером по потреблению алкогольных напитков в мире. Однако штамп, что все русские поголовно пьют водку начиная с младенчества, в сериале «Великая» штампуется практически в каждой серии. Только вот не очень умеют американские актёры изображать пьяного русского. Для этого надо иметь и талант, практику движений, возлияний, особенного выговора, томного взгляда похмельного глаза. Ничего этого мы не увидим в сериале, а увидим, как актёры активно «глушат» воду из стопок с якобы водкой.

Сам Царь Пётр III тоже любит «заложить за воротник», покататься на медведях. Ему приходится править чёрной и жестокой страной, и он показывает чаще негативные стороны своего характера. Причём, если вы обратите внимание на его лицо, то он похож на русского. Я имею в виду одного из солистов группы Иванушки International по имени Кирилл в девяностые годы прошлого века.


Пётр III в картине «Великая» получился, как ни странно, весьма обаятельным человеком, при этом прибегающей к запредельной жестокости. И вот такой «красавчик» берет в жёны саму «Мисс невинность», немку Екатерину. Актрисе Эль Фаннинг реально классно удалось показать, что её персонаж действительно чист, романтичен и невинен поначалу. Невинное движение белых рук, невинный взгляд в пол, невинные представления о мире. А потом начинается русский «замес».
Восторгает граф Ростов цвета угля для шашлыка. А Петр Великий, который в Петербурге едет на коне, (памятник «Медный всадник») в сериале оседлал медведя на в лихом кафтане.

Костюмы, кстати, создают ощущение театрального богатого представления.
Сериал получился ярким, этого не отнять.
Пётр III получился многослойным. «Мне нельзя плакать я царь и жестокий». Николас Холт отлично играет Императора — идиота. Но он решителен и безумен, а сам эгоистично требует от жены: будь веселой и не нудной.

А ведь если мы обратимся к любовнику Екатерины, Лео (Себастьян де Соуса) то он оказывается самым искренним русским персонажем. Он так и признается Императрице: да, я пьян. Потому что я — русский. Это часть моего естества.


Русские в «Великой» в сериале меня поразили своей истинной русскостью. Вот «русский» солдат где-то в лесу томится под арестом солдата шведа. Швед белокожий, как офисная бумага импортная, но вот русский солдат — чернокожий донельзя! Да еще и кучерявый. Да, это почти правдивая история, но Северные войны — это 18 век, и откопать в русской армии хоть пяток афроамериканцев было невозможно. Они бы сразу же замерзли. А авторы сериала «Великая» столько их «нарыли» под этот сериал, что, я думаю, Россия когда-то носила название Сомали или Гви6нея Бисау.

А если вы присмотритесь к графу Ростову (Абрахам Попула) в «Великой», то можно смело бежать за бутылкой, чтобы не брякнуться на пол. За бутылкой успокоительных капелек типа валерианки. Такого Ростова мир еще не видывал. И что поразительно, он мне приятен! Я ничего подобного ни в спектаклях, ни на исторических гравюрах не видал. Это апофеоз русской души. Загадочной, многоликой. Роль чернокожего Ростова — лучшая эпизодическая роль в «Великой».


Сериал «Великая» может вызвать отвращение у людей стяжающих историческую точность к деталям, вещам, костюмам. Здесь в «Великой» практически всё не так, и всё не соответствует реалиям России 18 века.


Но зато те, кто понимают кайф фарса, будут с радостью включать телевизор, чтобы нырнуть в этот клубок разношерстных, разноцветных, бурных персонажей, который тонут в своих желаниях, в эротике, в стремлении кого-то убить, занять чей-то пост, «на драться» водки и, наконец, объездить медведя. Я бы назвал слоганом этого удивительного веселого и противоречивого многосерийного фильма следующее: «Попробуй объездить настоящего дикого русского медведя».


Но ведь кому-то из самых ярких людей в русской истории удалось почти без кровопролития завладеть российским престолом и править гигантской страной. Кому-то же удалось поднять уровень посвящения. науки, и проч. И об этой женщине как раз сериал «Великая».


8 из 10


Рецензии