Аксаков Сергей Тимофеевич

День рождения Героя

Аксаков Сергей Тимофеевич (20 сентября [1 октября] 1791 – 30 апреля [12 мая] 1859), писатель, литературный и театральный критик, мемуарист.

Родился в Уфе в семье прокурора земского суда. Детство будущего писателя прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково (Оренбургская губерния). От отца Аксаков унаследовал любовь к природе; он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять – декламировал Сумарокова и Хераскова.

В 1799 г. мальчик поступил в Казанскую гимназию, но мать, не в силах выдержать расставание с сыном, вскоре забрала его назад. Возвращение в гимназию состоялось в 1801 г. В 1804 г. старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс Казанского университета. Аксаков оказался одним из его студентов и продолжал учёбу в нём вплоть до 1807 г.

В годы учёбы Аксаков сотрудничал в студенческих рукописных журналах. С 1806 г. состоял в «Обществе любителей отечественной словесности» при университете; он также стал организатором студенческого театра. Впоследствии воспоминания о детских годах, наряду с семейными преданиями, легли в основу автобиографической трилогии Аксакова.

В 1807 г. Сергей Аксаков, окончивший университет в 15 с половиной лет, переехал в Москву, а оттуда в 1808 г. – в Санкт-Петербург, поступив на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Совмещал чиновничью работу с занятиями литературой и декламацией. В 1811 г. переехал из Санкт-Петербурга в Москву.

Во время Отечественной войны 1812 г. Аксаков уехал в Оренбургскую губернию. В следующие полтора десятилетия он в основном проводил время в Новом-Аксакове, а позже в выделенной ему отцом деревне Надеждино, посещая столицы только наездами. В это время он увлёкся переводами классической литературы. В 1812 г. перевёл на русский язык трагедию Софокла «Филоктет», а позже – комедию Мольера «Школа мужей» и «10-ю сатиру» Буало. В 1826 г. Аксаков с семёй окончательно перебрался в Москву, где снова поступил на государственную службу.

Летом 1827 г. Аксаков получает должность цензора в Московском цензурном комитете. Пребывание его на этой должности было недолгим. В 1830 г. ему удалось вновь занять эту должность. Как цензор Аксаков обращал внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов.

Мнение начальства о деятельности Аксакова становилось всё менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина (псевдоним В. А. Проташинского), вызвавшей вновь гнев императора. В феврале 1832 г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета.

До середины 1820-х гг. публичная театральная критика в Российской империи была невозможна, поскольку актёры императорских театров считались находящимися «на службе его величества». После ослабления цензурных ограничений в конце десятилетия театрал Аксаков стал одним из первых российских театральных критиков. В 1825 г. в «Вестнике Европы» были напечатаны его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве». С 1828 г. он стал постоянным театральным обозревателем «Московского вестника». С середины того же года при этом издании выходило «Драматическое добавление», в котором Аксаков был одновременно автором и редактором.

Аксаков был одним из первых критиков, оценивших значение для русского театра таких актёров, как М. С. Щепкин (которого он называл «творцом характеров», противопоставляя его искусство устаревшим ходульным канонам) и П. С. Мочалов. В 1828 г он опубликовал «Письма из Петербурга к издателю „Московского вестника“», в которых дал точную сравнительную характеристику манер игры Мочалова и В. А. Каратыгина. В дальнейшем противопоставление сценического реализма Мочалова и «старой методической игры», характерной для любимца Николая I Каратыгина, было развито в статьях В. Г. Белинского.

В 1830 г. в «Московском вестнике» было опубликовано письмо Аксакова «О значении поэзии Пушкина». Издатель «Московского телеграфа» Николай Полевой, в целом прогрессивный для современной ему России критик, всё же оказался неспособен оценить реализм творчества Пушкина, и его журнал присоединился к травле поэта, рпзвязанной реакционной прессой. Полемизируя с этой точкой зрения, Аксаков писал о Пушкине как о великом художнике, имеющем «такого рода достоинство, какого не имел ещё ни один русский поэт-стихотворец». Он высоко оценивал способность Пушкина вникать в тонкости человеческой психологии и его изобразительный талант.

После увольнения из Цензурного комитета Аксаков некоторое время пытался зарабатывать на жизнь сотрудничеством в прессе, но вскоре был вынужден снова искать возможности вернуться на службу. Поместья и театральная критика не могли дать достаточно дохода для жизни большой семьи.

В октябре 1833 г. Аксакову после долгих хлопот удалось занять должность инспектора в Константиновском землемерном училище. За время своей деятельности он многое сделал для развития этого учебного заведения, подготовив полную его реорганизацию. Его работа увенчалась успехом, и в мае 1835 г. указом императора училище было преобразовано в Константиновский межевой институт, а Аксаков был назначен его директором.

К этому периоду деятельности Аксакова относится и сближение его с В. Г. Белинским. Аксаков поддерживал Белинского материально, в 1837 г. содействовал изданию его «Оснований русской грамматики», а в 1838 г. предоставил ему место преподавателя русского языка в Межевом институте. Назначение Белинского было связано для Аксакова со значительными хлопотами, поскольку тот в отсутствие университетского диплома не имел формального права преподавать. В итоге Белинский занимал эту должность всего несколько месяцев и уволился, решив полностью сосредоточить свою деятельность в сфере журналистики. Они сохранили дружеские отношения с Аксаковым.

В 1838 г. Аксаков увольняется с должности директора. Увольнение из института совпало по времени с решением окончательно оставить службу.

Лишь в 1833 г. Аксаков написал своё первое значительное прозаическое произведение – очерк «Буран». В основе сюжета лежало реальное событие, о котором Аксаков знал со слов очевидцев. «Буран» уже нёс в себе основные черты будущего творчества Аксакова, главной из которых был пристальный интерес к живой действительности. Примечательно то, что в нём уже намечаются те черты аксаковской поэтики, которые станут характерными спустя два десятилетия. По словам С. Машинского, «картина разбушевавшейся природы выписана в очерке с такой силой поэтической выразительности, с такой мужественной простотой и лаконичностью красок, как это умел делать до тех пор в русской прозе один Пушкин».

После публикации «Буран» получил высокие оценки критиков. По достоинству описание бурана оценил Пушкин – С. Машинский указывает на сходство картин метели у Аксакова и во второй главе «Капитанской дочки», написанной позднее. Ещё через двадцать лет к опыту аксаковского описания бурана обратится Лев Толстой в своём рассказе «Метель».

В конце 1830-х гг. начинается новый период жизни Аксакова. Он уволился с государственной службы, став, как и мечтал, «свободным человеком» и почти полностью сосредоточившись на ведении хозяйственных и семейных дел. После смерти своего отца в 1837 г. он унаследовал довольно крупные поместья, а в 1843 г. приобрёл имение Абрамцево в 50 верстах от Москвы. В начале 1840-х гг. начало ухудшаться его здоровье – сначала начал слабеть один глаз, затем второй, и, в конце концов, он потерял способность писать самостоятельно, диктуя вместо этого свои сочинения дочери Вере.

В 1840-х гг. претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступил к написанию «Семейной хроники», а в 1845 г. загорелся новым замыслом – написать книгу о рыбалке. Работа над книгой, по форме представлявшей собой подборку очерков бывалого рыболова, закончилась в 1846 г., и на следующий год она увидела свет под названием «Записки об уженье». Критики приняли книгу с единодушным одобрением.

Положительные отзывы критиков вдохновили Аксакова в 1849 г. начать новую книгу – на сей раз об охоте. Книга под названием «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» была напечатана после трёхлетней работы, в 1852 г. По форме она напоминала предыдущую – каждая глава представляла собой законченный очерк. «Записки ружейного охотника» получили восторженные отзывы критиков. Гоголь писал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мёртвых душ» такими же живыми, как его птицы. Ему вторил Тургенев, писавший: «Такой книги ещё у нас не бывало». Хвалебным был и отзыв Чернышевского:

«Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Г. Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным „Запискам ружейного охотника“».

Затем Аксаков написал значительное количество очерков и небольших рассказов о разных видах охоты. Он сформировал из них сборник «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», опубликованный в 1855 г. и тематически завершивший так называемую «Охотничью трилогию».

В 1840 г. Аксаков начал работу над «Семейной хроникой». Затем, однако, внимание писателя переключилось на книги о рыбалке и охоте и, хотя планы полномасштабных мемуаров он не оставлял, работа над ними возобновилась в полном объёме только к 1852 г.

«Семейная хроника», знакомящая читателя с широкой картиной провинциального помещичьего быта, в своём окончательном виде включает пять «отрывков», первый из которых рассказывает о жизни семьи Багровых (под фамилией которых выведены сами Аксаковы) после переезда из Симбирской губернии в Уфимское наместничество, второй повествует об истории замужества Прасковьи Ивановны Багровой, а в дальнейшем излагается история женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. Хотя общий тон повествования в «Семейной хронике», как и в последовавших за ней «Детских годах Багрова-внука», ровный и спокойный, лишённый обвинительного пафоса, в том числе в описаниях помещичьего самодурства и тягот жизни крепостного люда, благодаря писательской честности и объективности Аксакова прогрессивные критики (в том числе Добролюбов и Щедрин) увидели в этих книгах обличающее свидетельство против крепостного строя.

События, описанные в «Воспоминаниях», охватывают период с 1801 по 1807 г. – время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. Если «Семейная хроника» в основном опирается на семейные предания и рассказы близких Аксакова, то «Воспоминания» – произведение автобиографическое, почти полностью построенное на впечатлениях детства и юности автора.

С 1854 по 1856 гг. писатель продолжил работу над «Детскими годами Багрова-внука». В процессе работы над этим произведением Аксаков писал:

«Есть у меня заветная дума... Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли... Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».

«Детские годы Багрова-внука», подробно показывающее изменение духовного мира героя по мере взросления, заслужили репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. В качестве приложения Аксаков разместил в книге сказку «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». В дальнейшем эта сказка много раз выходила в печать отдельно, став самым издаваемым произведением Аксакова.

Мемуарно-биографическая трилогия Аксакова заняла в истории русской литературы важное место. Она получила восторженный приём и от читателей, и от критиков. Последние отмечали новизну формы составляющих трилогию произведений и их роль в будущем развитии жанровой прозы в России.

Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему литературному творчеству. Абрамцевский дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей.

«Русская литература чтит в нём лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка». – А. Горнфельд.

С. Т. Аксаков – отец русских писателей и общественных деятелей: Константина, Веры и Ивана Аксаковых.

Существует несколько музеев С. Т. Аксакова. Помимо подмосковного музея-заповедника Абрамцево, память о писателе увековечена в селе Ново-Аксаково, где в 1998 г. в заново отстроенном здании усадьбы Аксаковых открылась музейная экспозиция. В Уфе действует дом-музей С. Т. Аксакова. В селе Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан открыт Аксаковский историко-культурный центр. В состав центра входят Дмитриевский храм и усадебный дом, в котором создан Музей семьи Аксаковых. Имя С. Т. Аксакова присвоено улицам городов Орск, Уфа, Калининград, Оренбург, Стерлитамак, Белорецк, Кумертау, Нижний Новгород, Иркутск, Мелеуз, Октябрьский и других населённых пунктов. Имя Аксакова с 1959 по 1994 гг. носил Филипповский переулок в центре Москвы. В его честь назван один из парков Уфы, а также Аксаковский народный дом (1909–1914, достроен в 1928–1935); в здании располагается Башкирский государственный театр оперы и балета. Именем С. Т. Аксакова названы Ульяновская областная библиотека для детей и юношества и санаторий в селе Аксаково (Башкирия).


Иллюстрация: Крамской Иван Николаевич. Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878 г. Из открытых источников. Фрагмент.


Рецензии