Удачный промах Лунина
Чувство досады от промаха по вражескому крейсеру сменилось шутливой улыбкой. «хорошо, что я её не утопил».
Эта история произошла с выпускником «Седовки», контр-адмиралом Николаем Луниным. После войны он служил на Северном флоте. На базе в посёлке Полярном. Вернее, самой базы ещё не было. Её начинали создавать. В тундре. Матросы и строители жили в землянках. А штаб находился на плавбазе «Печора».
Служил там известный судомоделист, ныне капитан третьего ранга запаса Михаил Алексашин Он и поведал о шутливом замечании адмирала.
Плавбаза «Печора» была построена на судоверфи «Мариневерфтт» в Вальгельмсхавене (Германия).
Тогда несла она романтическое имя Otto Wunche. Вступила в строй в октябре 1943 года.
Служила она плавбазой. Подходили к ней в море подводные лодки «Волчьей стаи» адмирала Эриха Редера.
Пополнив запас топлива, боеприпасов, питания и воды, уходили германские субмарины на перехват караванов союзников, ждали американские, английские, советские корабли… Были подводные лодки плавбазы. Их называли «дойные коровы». Всплыв в условленном месте в нужное время, заправляли боевые подводные крейсера.
Советские моряки дежурили на коммуникациях противника, искали в море. Одной из лодок, прославленной «КИ» командовал капитан второго ранга Николай Лунин, выпускник ростовской «Седовки».
Встретив во время боевого похода лёгкий крейсер под флагом германии, Лунин отдал приказ атаковать противника.
Силуэт был хорошо виден в перископ. Установлено заглубление торпед. Рассчитан курс. Дан залп. Пятого июля 1942 года был повреждён линкор «Тирпиц», наводивший страх на флот владычицы морей Великобритании, топившей транспорты, везущие помощь по ленд-лизу.
Но взрыва не последовало…
Позднее выяснилось. На плавбазе нарастили фальшборта, изменив её силуэт. Осадка у крейсера больше почти вдвое. Вот и прошли торпеды мимо.
Закончилась Великая Отечественная война. Флот Германии разделили страны-победители. Плавбаза, вместе с другими трофеями ждала своей судьбы в ноябре 1945 года.
Но учитывая отношения командования и политических руководителей Соединённых Штатов и Великобритании, послали на плавбазу несколько моряков. В машинном отделении, подложив бушлаты, несли они своеобразную « караульную службу». Ожидание было не напрасным.
Однажды под утро, услышав шаги по трапу, караульные увидели двух английских моряков с ломом и кувалдой. Пришли союзники вывести из строя то, что не вывели противники. Но увидев вставших в рост краснофлотцев, быстро покинули корабль. Так и дошла база, ставшая «Печорой» до места назначения своим ходом.
Принимая «Печору», адмирал Лунин пошутил – «хорошо, что я её не потопил, сейчас штаб разместим, а то бы работали в палатках».
В конце июля 1946 года, плавбаза прибыла в Полярный, почти через месяц, её включили в состав Северного флота. До сентября 1973 служила база в боевом составе, потом переоборудовала в плавучую казарму. В апреле 1977 «Печора» была исключена из списков флота и передана для демонтажа в отдел фондового имущества.
Водоизмещение полное 5900 тонн, длина 139 метров, ширина 15, 9 метров, осадка 5, 1 метр. Два дизеля, каждый по 6900 лошадиных сил обеспечивал максимальную скорость хода 21 узел, экономическую 15 узлов. Дальность плавания экономическим ходом составляла 9000 миль. Экипаж насчитывал 310 человек. Плавбаза несла два 150-мм, одно 40-мм, два 37-мм и три счетверённых двадцатимиллиметровых орудий.
Свидетельство о публикации №221100101456