Там Шолохова нарекли Михаилом

Свято-Никольский храм хутора Кружилинского может быть восстановлен. В этом храме, по сохранившимся свидетельствам старожилов, в младенчестве крестили будущего всемирно известного писателя Михаила Шолохова.

«Пока я здесь живу, - ни одного креста не тронули. И тебе не советую!». Так ответил на слова о разрушении собора в станице Константиновской Михаил Шолохов. Задал этот вопрос первый секретарь Константиновского райкома партии В.П.Агеев. Об этом вспоминал сам Агеев.

Сохранились, благодаря заступничеству великого писателя храмы в Вёшенской и Еланской станицах. А вот храм, где крестили младенца Михаила, ставшего Нобелевским лауреатам, автором «Донских рассказов» и «Тихого Дона», «Поднятой целины» и «Судьбы человека», не сохранился.

Утраченная Свято-Никольская церковь была построена на центральной площади хутора. Сейчас это его западная окраина. Вблизи места храмового комплекса с южной стороны располагается казачье подворье с куренем. Этот курень, построенный в 1870-х годах – ныне усадьба дома-музея Михаила Александровича Шолохова. Здесь он жил до 1910 года. Под сводами храма трижды отрекался от сатаны и присных его восприемник, а священник нарёк младенца Михаилом.

В архиве ростовской области нашла специалист министерства культуры Ирина Гуржиева «Ведомость о николаевской церкви». Сохранились очень скупые строки клировых записей. «Церковь построена в 1885 году на средства прихожан». Она деревянная, покрыта железом, по числу прихожан поместительна, вокруг нея деревянная ограда. Престол в ней один – во имя святителя Чудотворца Николая. Утварью снабжена достаточно. Причта при ней положено: священник, дьякон, псаломщик.… Пользуется причт землёю наравне с казаками-прихожанами.

Дом священника общественный, крытый камышом, очень ветх, требует ремонта… при церкви имеется деревянный дом для церковно-приходской школы.

Жертвовали на храм казачьи семьи.»

Чуть более полувека простояла церковь. Настал 1937 год. Большинство храмов в Советском Союзе закрыли. Свято-Никольский храм этой участи не избежал. Чуть позже разобрали его на составлявшие здание храма пластины. Из них перед самой Великой Отечественной войной соорудили здание сельсовета в хуторе Максаевском. Часть, оставшуюся от сельсовета, увезли в станицу Боковскую.

Недавно научный сотрудник Донского археологического общества Владимир Бездудный исследовал участок храмового комплекса. Методом магнитометрии выявлен фундамент церкви. А преподаватель ростовского института архитектуры и искусства ЮФУ Татьяна Лиманова по архивной фотографии выполнила чертёж-реконструкцию.

Облик храма, по авторитетному мнению эксперта, продолжает традиции казачьих деревянных церквей Верхнего и Среднего Дона XYIII века. Близка к ней сложенная из пластин Богоявленская церковь в хуторе Задонско-Кагальницком.

Структура храма сформирована последовательно расположенными вдоль центральной оси объёмами: колокольней над входным притвором, пониженной трапезной, чуть приподнятым восьмигранным объёмом собственно храма и алтарём. Колокольня была трехъярусной. К алтарю примыкали с южной и северной стороны служебные помещения – ризница и пономарка.

Строгий облик храма формировали луковицы – храма и колокольни.

Вблизи храма находилась одноэтажная церковно-приходская школа. В 1912 в Ведомости появилась запись «Дом священника церковный, деревянный. Крытый железом в 1911 году. Построен на средства прихожан и пособие от церкви».

Выразительный облик небольшого деревянного храма с колокольней определял силуэт одноэтажной застройки хутора, считает Ирина Гуржиева. Храм был главной деталью архитектуры хутора. Со стороны старинных трактов путников сразу встречала башня колокольни. А в праздничные дни далеко по округе разносился благовест.

Восстановленный Свято-Никольский храм, где состоялось таинство крещения Михаила Шолохова, может стать явным знаком духовного возрождения и наследования нравственных основ предков. Кроме того, реконструированная церковь стала бы значительным дополнением музейного комплекса Михаила Александровича Шолохова.


Рецензии