Ave Maria Владимира Шиша

Памяти товарища и друга.
Владимир Степанович Шиш

"Ave Maria" Владимира Шиша
               

С глубоким прискорбием сообщаем, что 22 сентября 2021 года ушел из жизни один из ведущих педагогов России, профессор, заслуженный артист Российской Федерации Владимир Степанович Шиш.
  Выдающийся музыкант, признанный авторитет в области музыкальной педагогики, Владимир Степанович Шиш внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства России.
Профессор В.С. Шиш всю свою жизнь посвятил музыкальному исполнительству и воспитанию и подготовке своих многочисленных учеников, ставших известными музыкантами - солистами и артистами лучших симфонических оркестров страны.
Владимир Степанович навсегда останется в нашей памяти тёплым человеком с отзывчивым сердцем, яркой и харизматичной личностью.
… Я хочу рассказать об этом удивительном человеке, сочетавшем в себе высокий профессионализм, душевное тепло и самые лучшие человеческие качества, какие только могут быть у человека и настоящего Маэстро.
Точнее, рассказывать буду не я – я только вспомню наши встречи и беседы, которые, увы, уже дело прошлого…
Владимир Шиш — заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой духовых инструментов Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

Москва, 2012 и 2018 годы…
С Владимиром Шишем я знаком очень давно. Встретившись с ним в Москве, я увидел того же обаятельного и внимательного друга, которого ни время, ни известность не изменили.
Наши встречи. Задушевный разговор?.. Интервью?..
 
— Володя, возвратимся мысленно к истокам, к началу начал. Насколько я знаю, ты приехал учиться в Житомирское музыкальное училище из других краев. Как получилось, что ты оказался у нас в Житомире?
— Я из небольшого городка Пирятин Полтавской области. Сначала играл в детском духовом оркестре. Мама заметила мою тягу к музыке и говорит: «А давай попробуем в музыкальное училище!». Решили поехать в Житомир, где мне сразу предложили валторну.
- Кто твои главные авторитеты на пути в профессию?

На фото: М.С. Лукашенко - учитель Владимира Шиша в музыкальном училище.
- Я бы начал с училища.
У нас было много замечательных преподавателей, они дали мне основательные знания в области музыки, и не только в ней. Но особенно я хочу вспомнить своего главного учителя по специальности, Михаила Семеновича Лукашенко, чья жизнь оборвалась внезапно, когда я был на 4 курсе. Он был в высшей степени интеллигентным и эрудированным человеком, прекрасным дирижером и педагогом. Я очень обязан ему, он привил мне любовь к музыке вообще и к моему инструменту, валторне, - в частности.
Сейчас, живя в Москве, я иногда встречаюсь с друзьями М.С. Лукашенко по суворовскому военно-музыкальному училищу и по военно-дирижерскому факультету. Все они очень тепло о нем отзываются. Я горжусь, что был его учеником.
Хорошо помню рассказы Михаила Семёновича о годах учёбы в Киеве и Москве. На военном факультете преподавали мастера своего дела. Это учёные-музыковеды, дирижёры с мировым именем, композиторы, первые инструменталисты СССР – и Михаил Семенович лучшим образом усвоил, а главное – передал нам, своим ученикам, всю глубину полученных знаний… С какой теплотой и благодарностью он вспоминал своего учителя на военно-дирижёрском факультете, известного советского композитора и валторниста Василия Никаноровича Солодуева…
— В училищные годы меня очень удивило известие о том, что ты поехал учиться в относительно периферийный Ростовский-на-Дону музыкально-педагогический институт. Я уверен — ты легко поступил бы в столичную - Киевскую или Московскую - консерваторию. Что повлияло на твое решение?

— Решение поступать в Ростовский музыкально-педагогический институт пришло неожиданно, я бы сказал, спонтанно. Несколько ребят из нашего училища поехали туда, тем самым «накатав дорожку». По училищу пошли слухи, что там хорошо: есть работа для духовиков и т.д. Я дружил с флейтистом с нашего курса Лешей Матвиенко – мы и решили вместе поехать в Ростов. Я очень многим обязан этому прекрасному городу. Атмосфера в институте была творческая. Заниматься было интересно. На кафедре работали талантливые педагоги (все - играющие, что очень важно)! Если позволишь, я некоторых вспомню.
Ю.В. Шишкин — заведующий кафедрой и одновременно — солист-флейтист симфонического оркестра. И.Л. Артемьев, мой преподаватель, отличный валторнист, прекрасный ансамблист. Владимир Лавриков — отличный кларнетист, также совмещал преподавательскую работу с игрой в симфоническом оркестре, был концертмейстером группы кларнетов. Композитор Л.И. Изральевич, который написал много произведений различной формы для духовых инструментов.

— Очень скоро меня взяли в оркестр музыкальной комедии. А с 1974 года я начал работать в симфоническом оркестре филармонии, и сразу - концертмейстером группы валторн. Было это, когда я учился на 5 курсе института. Довелось работать с выдающимися солистами-инструменталистами из всего СССР, дирижеры тоже любили приезжать и выступать с нашим коллективом. Меня заметили в Москве именно во время гастролей нашего оркестра. Пригласила меня временно поиграть в своем Московском симфоническом оркестре Вероника Борисовна Дударова. Прекрасный дирижер, чуткий и внимательный человек. Она благоволила молодым исполнителям, и для нее было неважно, из какой они глубинки. Согласись, кроме хорошей игры, иногда нужна и моральная поддержка, и я от нее ее получил. Дударова помогла мне освоиться в Москве. Дала возможность заявить о себе в полный голос. Вероника Борисовна была не просто прекрасным, убедительным дирижером – она была интереснейшей художественной личностью, в которой счастливо совмещались многие исключительно ценные музыкантские, человеческие, артистические качества, что позволяло ей постигать и трактовать партитуры любой смысловой и стилевой трудности. Я многому у нее научился.
Тяжелые 90-е годы
— Как тебе, творческому человеку, жилось тогда? Знаю не понаслышке, что ты получал приглашения из многих симфонических оркестров за рубежом, где тебе давали приличный оклад и другие социальные блага. И все-таки ты предпочел остаться в России. Почему?
— Да уж. Что и говорить. И в ужасном сне не хотел бы вернуться в те годы...
От автора:
Нелирическое отступление. В трудные 90-е годы маэстро собрал команду мастеровых ребят и не только «дирижировал» ими с помощью молотка и пилы, но и сам лично строил с ними вместе коровники и другие сельскохозяйственные помещения. Таких людей называли тогда «шабашниками». А что было делать? Надо же было как-то выживать, кормить свои семьи. В то время валторной семью свою Владимир, конечно, не прокормил бы...
— Я уже и в самом деле готовился уезжать работать за границу, собирал чемоданы в дорогу, когда меня вдруг пригласили на кафедру духовых инструментов института им. Гнесиных. Уговаривали. Оклады были мизерные, положение экономическое в стране - не тебе рассказывать. Убедительней всех был заведующий кафедрой профессор Иван Федорович Пушечников. «Володя, со временем все в стране уладится, история тебе не простит, что ты упустил этот шанс — работать в одном из лучших вузов Союза!», — говорил он. «Работать с таким материалом, который к нам поступает, - это же такое поле для творческой деятельности! Ты потом будешь жалеть...». Пришел я домой, подумал... и к утру решил: будь что будет, я остаюсь!

— Пушечников «сыграл» на твоем патриотизме! Он верил, что ты патриот. Я знаю, он говорил тебе: служение своей стране в тяжелые времена — это долг настоящего гражданина, а ты именно такой, настоящий во всем! Вот, если бы каждый на своем месте был таким же, как ты, и сделал бы то же самое, то давным-давно не было бы никаких кризисов в стране, все цвело бы вокруг! Такой специалист, как ты, в Европе был бы, как говорится, «в золоте» и «в шоколаде». Но ты остался со своей страной делить ее судьбу. И тебе воздалось сторицей, ты сделал блестящую карьеру в России. Но расскажи, пожалуйста, как тебя встретил музыкальный мир столицы?
+++
— Борис, а что ты надеешься услышать? Если я отвечу, что, непросто встретила меня Москва, это будет мало сказано. После Ростова - я бы сказал, камерного города Москва — это мегаполис во всем, также и в области музыки. Тысячи музыкантов, среди которых много высокопрофессиональных мастеров! Не было блюдца с голубой каемочкой! Это точно.
— Перелистывая страницы Интернета, я обнаружил еще один интересный коллектив, в котором тебе приходилось участвовать. «Брасс-квинтет» солистов Большого театра оперы и балета под управлением В. Прокопова, с которым ты гастролировал в Польше, Испании, Японии и многих других странах мира.
— Очень интересно было в этом коллективе играть. К сожалению, в 2003 году ансамбль прекратил свое существование. Но надо заметить, что работа этого ансамбля помогло поднять уровень ансамблевого исполнительства в России и дало толчок возникновению многих коллективов подобного направления. В России до сих пор многие ансамбли используют нотный материал из репертуара «Брасс-квинтета Большого театра», а студенты слушают и смотрят наши записи и на этих записях, я надеюсь, учатся.
— На протяжении многих лет, кроме исполнительской игры, ты преподаешь в различных музыкальных учебных заведениях Москвы. Как ты все успеваешь?

— С трудом, но успеваю. Мне все это интересно. С удовольствием работаю и с ансамблями валторн. Иногда бывает, что в один и тот же день работаю с детьми в музыкальной школе, где соответствующий репертуар, а затем мчусь в академию, где меня ждут произведения совсем другого уровня. График моего дня очень загружен. К тому же я стараюсь всегда быть в исполнительской форме. Считаю обязательным преподавателю уметь на хорошем уровне проиллюстрировать ученику исполняемое им произведение любой сложности. Времени свободного почти нет. Хотя люблю свою дачу, люблю покопаться в земле, построил там многое своими руками. Люблю строить.
— Володя, я хочу немного осветить твою концертную деятельность как солиста-инструменталиста. Не секрет, что многие российские композиторы доверяют тебе первое исполнение своих произведений, написанных для валторны.

 — Я уже говорил, что стараюсь быть в игровой форме. Выступаю с сольными произведениями для валторны и фортепиано в ЦДРИ, в Большом театре, в зале имени Чайковского, в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых, в Большом зале Российской Академии музыки имени Гнесиных, выступаю с симфоническим оркестром Ростовской филармонии, с симфоническим оркестром Кисловодской филармонии, с симфоническим оркестром «Русская филармония» под управлением А.А. Ведерникова, с оркестром министерства обороны (концерт Р. Глиера, дирижер Владимир Лебусов). Горжусь, что организовал почти ежегодные концерты памяти выдающегося валторниста и педагога Бориса Афанасьева.
— Володя, за годы педагогической деятельности, ты воспитал целую плеяду прекрасных исполнителей и педагогов, среди которых лауреаты международных конкурсов, солисты лучших оркестров России.
— Да, Борис, но это не только индивидуальная педагогическая работа. Я постоянно провожу мастер-классы во многих городах, оказываю большую методическую помощь творческим коллективам средних специальных учебных заведений. Неоднократно участвовал в международных и всероссийских конкурсах в качестве члена жюри (Тбилиси), в отборочном туре конкурса «Концертино» (Прага), в открытом Международном конкурсе «Учитель и ученик».
+++
Из материалов Интернета.
 «Работает Владимир Степанович Шиш по своей собственной методической системе, по его словам, — близкой к европейской. Его преподавательская позиция звучит так: „Восемь из десяти учеников должны быть играющими, хорошими профессионалами, и только два могут быть лодырями“. Как тонкий психолог Владимир Степанович дает своим ученикам ощущение творческой свободы, но при этом всегда чутко следит за процессом становления молодого исполнителя, прислушивается к интересам и стремлениям студентов... Он старается заинтересовать и объяснить студенту не технические трудности, а музыкальный образ и форму произведения. А главным для себя считает воспитать грамотного музыканта, понимающего смысл исполняемой им музыки. Шиш твердо уверен: копирование, „передирание“ чужого исполнения — это непонимание. Нужно раскрыть, поискать и понять, почему композитор написал именно такую тему и сделать так, чтобы она зазвучала, потому что нет плохих композиторов, но есть плохие исполнители... Выучить — это несложно, это может любой, а вот понять замысел произведения и передать его — это дано не каждому».
+++
— Володя, поздравляю тебя еще с одним званием, которым тебя наградили: Заслуженный деятель московского музыкального общества! Мне из Москвы друзья переслали послание, которое тебе было зачитано на юбилейном концерте, состоявшемся в Большом зале колледжа имени Гнесиных. И я не могу не поместить его в своем очерке:
Уважаемый Владимир Степанович! Вы великолепный музыкант и педагог, настоящий профессионал своего дела, Ваш творческий и педагогический путь необычайно ярок и неповторим! Говоря о Вашем исполнительском мастерстве, хотелось бы особо отметить, что Вас знают во всех уголках нашей страны и за рубежом как прекрасного оркестранта и сольного исполнителя. Популяризируя валторну, Вы проводите множество сольных концертов и мастер-классов. И всегда, слушая «золотой ход валторны», мы вспоминаем о Вас, ведь Вы и валторна неразделимы! Мы ценим, что Вы многие годы работаете в Колледже имени Гнесиных на отделении «Духовые и ударные инструменты» и передаете свой богатый опыт молодежи, открывая ей волшебный мир искусства и музыки. У Вас множество учеников, которые показывают прекрасные результаты, поступают в престижные высшие музыкальные учебные заведения страны, многие из них играют в лучших оркестрах России и за рубежом. Дорогой Владимир Степанович! В этот торжественный день от всего сердца поздравляем Вас с юбилеем, желаем творческого долголетия и покорения новых вершин!

— Володя, наше интервью подошло к концу. Спасибо тебе за исчерпывающие ответы, которые помогли нам лучше узнать тебя, раскрыли некоторые секреты твоего мастерства. Что бы ты на прощание пожелал читателям?

— Дорогие мои коллеги! Неважно, какого вы возраста: только ли вы начинаете свою жизнь в искусстве или уже прошли значительные вехи нелегкого пути нашей профессии, - для музыканта это не имеет значения. Главное — будьте всегда терпеливы и настойчивы! Помните, что путь к мастерству лежит через упорный труд и через любовь к этому труду!

… Ключевые слова – «любовь к труду!»
Светлая память тебе, дорогой мой товарищ…
Мы тебя чтим и любим. Память о тебе всегда будет храниться в наших сердцах!
                ***
Заслуженный артист России, профессор Владимир Шиш исполняет "Ave Maria" Ф. Шуберта. Концертмейстер дипломант Всероссийских и Международных конкурсов Ирина Ананьева (2004 год)
                ***               
P.S. Прошло 9 дней с дня кончины Владимира Степановича Шиша. Вчера в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел вечер его памяти.


Рецензии