Алексей Маресьев 1916- 2001
Иной судьбы себе не представлял.
В канун войны инструктором трудился.
И летчиков он новых обучал.
В октябре 1937 года был призван на срочную службу и направлен в пограничные войска НКВД СССР. В 1940 году он окончил Батайское авиационное училище имени Серова, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища стал работать в нём же инструктором. В Батайске встретил Великую Отечественную войну.
Когда фашист напал на нашу землю,
Пошел он добровольцем воевать.
Немало сбил он мессеров враждебных,
Стремясь с земли советской их изгнать.
В августе 1941 года Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Свой первый боевой вылет осуществил 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта, где назначен командиром звена. В бою 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счёт, сбив транспортный самолёт Ю-52, а 4 апреля сбил сразу два самолёта этого типа.
Однажды бой был трудный и тяжелый,
Противник смог его машину сбить.
Маресьев выжил, но пришлось в дальнейшем
Врачам обеих ног его лишить.
5 апреля 1942 года[7] в районе «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит[8]. Маресьев сумел дотянуть самолёт через линию фронта до своей территории, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров[9]. Врачи спасли Маресьеву жизнь, но вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени.
Серьезно обморозил при паденье,
Гангрена смертью стала угрожать.
Поэтому и принято решенье,
Такой ценою к жизни возвращать.
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, в специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями № 3999 (ул. Молодогвардейская, 196). Здесь ему выдали протезы — грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он, решив вернуться в строй и вновь летать, стал упорно тренироваться; для окончательной реабилитации его перевели в дом отдыха спецназначения № 1 (ныне — санаторий имени Чкалова)
Маресьев был теперь опустошенный,
Отныне мир пред ним погасший стал.
Себя не видел больше в этой жизни.
Свое предназначенье потерял.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи Александр Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
Его мечта полет над облаками,
Однако как теперь ему летать.
Лишившись ног, отныне стал калека.
В тылу лишь остается прозябать.
19 июля 1943 года он одержал свою первую после возвращения в строй победу — сбил пикирующий бомбардировщик Ju-87, а на следующий день, 20 июля, во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87.
Однажды все внезапно поменялось,
Статью одну в журнале прочитал.
В войне Гражданской был безногий летчик,
Который самолетом управлял.
Алексей Петрович Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 1102. С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом этого полка.
Статья его вновь к жизни пробудила,
В душе огонь вновь прежний запылал.
Перед собой поставил он задачу:
«Возьму опять вновь в руки я штурвал».
В марте 1945 года, когда имя Маресьева было уже известным стране и его гибель была крайне нежелательна в пропагандистских целях, он после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.
Путем тяжелых, долгих тренировок,
Сумел мечту в реальность воплотить.
Он на протезах снова ввысь поднялся,
Противника опять стал в небе бить.
Всего за время войны Маресьев совершил восемьдесят шесть боевых вылетов, сбил десять самолётов врага: три (по широко распространённым ошибочным данным — четыре) до ранения и семь после. По данным М. Ю. Быкова, достоверно подтверждено уничтожение Маресьевым 7-и самолётов противника (в боях 1 апреля 1942, 4 апреля 1942 — две победы в одном бою, 19 июля 1943, 20 июля 1943 — 2 победы в одном бою, и 15 декабря 1943 года).
*************************
Доля Олексія Маресьєва 1916 - 2001
Його стихія небо і польоти,
Іншої долі собі не уявляв.
Напередодні війни інструктором трудився.
І льотчиків він нових навчав.
Коли фашист напав на нашу землю,
Пішов він добровольцем воювати.
Чимало збив він месерів ворожих,
Прагнучи з землі радянської їх вигнати.
Одного разу бій був важкий і важкий,
Противник зміг його машину збити.
Маресьєв вижив, але довелося надалі
Лікарям обох ніг його позбавити.
Серйозно обморозив при падінні,
Гангрена смертю стала погрожувати.
Тому і прийнято решенье,
Такою ціною до життя повертати.
Маресьєв був тепер спустошений,
Відтепер світ перед ним згаслий став.
Себе не бачив більше в цьому житті.
Своє призначення втратив.
Його мрія політ над хмарами,
Однак як тепер йому літати.
Позбувшись ніг, відтепер став каліка.
В тилу лише залишається животіти.
Одного разу все раптово змінилося,
Статтю одну в журналі прочитав.
У війні Громадянській був безногий льотчик,
Який літаком керував.
Стаття його знову до життя пробудила,
В душі вогонь знову запалав.
Перед собою поставив він завдання:
"Візьму знову знову в руки я штурвал".
Шляхом важких, довгих тренувань,
Зумів мрію в реальність втілити.
Він на протезах знову вгору піднявся,
Противника знову став в небі бити.
Свидетельство о публикации №221100100656