Синяя шкатулка 11

«Выходит, Шарлотта не забыла нашу последнюю встречу годичной давности», - с лёгкой улыбкой на губах подумала виконтесса, удобно откинувшись на бархатные подушки в карете. Она ценила удобства, любила изысканную еду и наряды. И в отличие от своей подруги по сообществу Софи де Кондорсе, вовсе не была безразлична к классовому и социальному происхождению людей. Как истинная аристократка с презрением относилась к плебеям.

Чем ниже стоит человек на общественной лестнице, тем примитивней он, хотя есть исключения из правил. Ради справедливости, то и к своему кругу, она тоже относилась без снисхождения. Отличие лишь в позолоте и мишуре.

Единственно, что вызывает уважение: ум, багаж знаний и сила воли. Софи не хватает последнего. Шарлотта находится в плену собственных детских грёз.

А сама Катрин вовсе не собиралась таскать из огня каштаны для других, взваливать на собственные плечи бремя лидера, убеждать, агитировать, бороться ради идеи. Начинать надо с себя. Катрин полностью разделяла высказывания Вольтера:

«Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным. Человек чего-то стоит только тогда, когда он имеет свою собственную точку зрения».

Навязывать кому-то своё мнение, тратить на это время и силы… Нет уж, увольте.

Конечно, Катрин, как и наиболее прогрессивные граждане Франции, понимала, что настала пора внести изменения в существующее государственное устройство, ограничить произвол монарха, уменьшить разрыв между существующими классами, пока низы не взялись за оружие. В истории Франции уже была Жакерия - крупнейшее крестьянское восстание против феодалов четыре века назад. И потому, как разворачиваются события, скоро вновь может вспыхнуть что-нибудь подобное. Кризис, неурожай, недовольство королевской властью…

Граф д'Артуа презирает своих старших братьев за их безвольность и инертность. Однако не понимает, что если народ свергнет короля Людовика, освободив тем самым ему место, то одного характера мало. Помимо воли нужны - гибкость, умение чувствовать ситуацию и действовать, ориентируясь на неё. Это не всё, но самое важное.

Катрин предусмотрительно продала свои земли, а капиталы вывезла в другие страны, чувствуя шаткость финансового положения во Франции. Не патриотично, однако остаться ни с чем не хотелось.

Вот и замок крёстной. Придётся в угоду им напудрить волосы и надеть на себя маску кротости и смирения.

- Батильда, помоги мне принять надлежащий облик для моей дражайшей крёстной.

Как и ожидала, все друзья и приближённые маркизы де Буленвилье оказались в сборе. Среди собравшихся присутствовали: маркиз д'Анжервиль с матерью; кавалер де Гримувиль; госпожа Дьель де Клермон д'Энневаль со своим вторым супругом дю Амелем дю Брей; баронесса де Васси; виконтесса де Фламанвиль; графиня де Нантрей и другие.

Все в напудренных париках и лицами под слоем пудры, белил и румян. Некоторые из них так сильно злоупотребляли косметикой, что пудра осыпалась на плечи, а лица напоминали застывшие маски.
"Какой контраст между ними и Шарлоттой, которая не пудрилась, сохраняя свой естественный облик", - Катрин невольно сравнила мадемуазель Корде с ними.
И как и не надоедают эти пышные юбки на фижмах?!

Пожилые женщины весьма дорожили модой собственной молодости, помогавшей им скрывать настоящие лета. Кроме того они считали, что молодая девушка с напудренными волосами выглядит как неземное существо.

У Катрин хватало ума им не противоречить и не пытаться разубедить.

На груди у престарелых модниц висели флаконы из слоновой кости с восточными благовониями, чтобы пробудить у мужчин любовный настрой.

«У старичков, которые их окружают, никакие, даже самые чудодейственные благовония, ничего не поднимут», - с иронией подумала Катрин.

Однако, она была тронута искренней радостью при виде неё.

Эти пожилые дамы не спешили записываться в число старух, принимали живое участие в светской жизни Нормандии. Наделённые опытом и умом, очаровывали по-своему. Виконтесса слегка иронизировала про себя над ними, однако уважала их за порядочность и благородство. Всех, кроме назойливой маркизы д'Анжервиль, которая вбила себе в голову, что её Шарль-Анри и виконтесса де Сен-Совер прямо созданы друг для друга.

Катрин привезла подарки для крёстной и её друзей. Старых слуг тоже не забыла. Но им презенты она раздаст позже.

Поделившись парижскими новостями с провинциальными аристократами, дав им тем самым пищу для разговора, Катрин с грустью отметила, что здесь время словно застыло. Ничего не поменялось с времён её детства.

Наверное, до сих пор престарелые кокетки пользуются во время сна специальными, обтянутыми шёлком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать причёску на весу. А виконтесса де Фламанвиль по-прежнему спит сидя в кресле. Красота требует жертв.

Во время сна для защиты от грызунов крёстная и её подруги надевали проволочные чепцы. Только это порой не спасало. Привлечённые запахом муки, грызуны ухитрялись устроить себе гнёздышко в волосах. Однажды случился конфуз, когда из причёски некой дамы выскочила толстая мышь. Визг стоял оглушительный.

Несмотря на то, что от высоких и тяжёлых причёсок болела голова, ради моды жертвовали собой. На какие только жертвы не шли! Главное — улыбаться и сохранять гордую посадку головы.

Мария-Антуанетта однажды ехала в карете, стоя на коленях, чтобы случайно не повредить прическу — шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов.

Правда, чуть позже придумали стальной механизм (его вставляли в парик). С его помощью можно было сделать причёску низкой, а затем, нажав на клапан, - снова высокой. У крёстной, был такой. Но когда механизм сломался, она охладела к этой новинке.

Слуги накрыли на стол. Меню уже не менялось лет десять.

Рисовый суп, крутоны с салатом-латуком,

Испанские паштеты, бараньи котлеты, филе кролика, крылышки птицы под соусом «маришаль», консоме из потрошков индейки, баранина, нашпигованная цикорием, жареная индейка «а-ля равигот», запечённое сладкое мясо, телячьи головы под соусом «pointue», цыплята под соусом тартар, куропатки,молочный поросенок на вертеле, руанская утка с апельсинами, запеченные филе из дичи с рисом, холодные цыплята.

Разговор зашёл о неудачной попытке сделать графа д'Артуа королем Польши.

Поинтересовались, чем сейчас занят младший брат короля.

Катрин небрежно обронила:

- Граф д`Артуа имеет большие долги. Примерно от сорока до пятидесяти млн. ливров. После того, как десять лет назад приобрел в собственность замок Мезон-Лаффит, он внёс собственные изменения в проект. Однако, проект переустройства так и останется пока неосуществленным из-за недостатка у принца денег.

Сейчас он больше времени уделяет время политике. Год назад возглавил реакционную партию при дворе Людовика XVI.

«Думает, как спихнуть старшего братца, чтобы самому занять трон», - добавила про себя, не став озвучивать крамольные мысли.


Рецензии
Всё так возвышенно. Жалко. что чем ближе к королю, тем больше завистников и больше интриг. Но вот как могли делать причёски, Света, меня это очень приятно удивило. Я и предположить не могла что так можно.

Алла Мындреску2   10.10.2021 16:21     Заявить о нарушении
Да, ради моды люди способны на всё.
Спасибо, Женя.

Светлана Енгалычева 2   10.10.2021 18:56   Заявить о нарушении