Сборник Сказок. 8

СКАЗКИ о ПТИЦАХ

Содержание
-Птичка
-Потасовка
-Фазан красавец
-Сорока и  Воробей
-Как соловья судили25
-Почему соловей поет ночью
__________________


Птичка

Жил-был на свете сочинитель песен по имени Симоль. Он был молод, знаменит и весел, умел придумывать музыку яркую, светлую, особенную.

Люди дивились дару этого человека и никак не могли понять, откуда у него такой большой талант.

«Поет, как птица!» — говорили про него. И не знали, что почти угадали.

Под окном Симоля, а жил он на седьмом этаже высокой башни, росла большая-пребольшая лиственница. Ветки чуда-дерева стучали в окно, предупреждая о непогоде, о сильном ветре; в широко раскинувшихся ветвях шумели дожди, на них садились веселые птицы, а сама лиственница все росла и росла, поднималась выше крыши, устремлялась высоко-высоко, прямо в небо.

Каждое утро на ветку напротив окна прилетала чудесная маленькая птичка. Головка пуговка; глаза большие, блестящие. Брюшко желтое, крылья зеленые, грудка малиновая, перья хвоста синие.

Симоль, увидев птичку, тут же подбегал к окну, широко распахивал его, и птица начинала выводить  для него свои чудные переливчатые трели. Сочинитель слушал, затаив дыхание, глаза его увлажнялись, сердце билось быстрее, губы что-то шептали…

О чем он думал в те минуты? Может, жалел, что не может, как птичка,  красиво петь?

Так повторялось много-много раз. После необыкновенного концерта Симоль  всегда кормил свою птичку.

Стал он знаменит, во всех концах света звучала его музыка.
Однажды пришла к сочинителю Громкая Слава. Это была высокая шумная дама неопределенного возраста, в венке из роз и просторных белых одеждах.

Слава пришла не одна. Она принесла с собой мешок денег. Он был таким тяжелым, что Слава еле дотащила его  до квартиры Симоля!

Сбросила мешок с плеч, упал мешок на пол. Золотые монеты зашевелились, как живые, зазвенели; мешок развязался, и одна золотая монетка выскочила и закатилась под стол.

«Бери, владей по праву. Это теперь твое!» — громко сказала, как гвоздь в сучок вбила, Громкая Слава.

С приходом славы и богатства жизнь сочинителя изменилась, как ему показалось, к лучшему. Стал он жить-поживать в свое удовольствие. Вкусно есть. Долго спать. Одежду шить у лучших портных. Стал говорить слова, которых от него раньше и не слыхивали:

«Это я не надену. То есть не буду. Да кто он такой, чтобы сидеть рядом со мной!»…

Прибавилось ему и работы новой. Например, деньги считать в мешке. Вот только очень много времени уходило на это занятие. Некогда стало такому занятому человеку слушать по утрам волшебную птицу. Перестал он раскрывать окно, забывал кормить птичку-невеличку. И птичка стала прилетать все реже и реже, а потом и вовсе куда-то исчезла.

Сочинитель просыпался теперь  поздно. Солнце уже в зените, а он все спит да спит, и некуда ему торопиться. Только одно его беспокоило: стал он замечать, что уже давно не рождалось в нем ни одной мелодии. И музыка  не радовала вовсе, а раздражала!

Подошел он как-то к зеркалу и внимательно посмотрел на себя. Круглое опухшее лицо, пустые злые глаза. И это он? И это счастье? В кого же он превратился?

Решил Сочинитель найти птичку. Попросить у нее новых песен.

Стал читать энциклопедию Брема, другие книги, где говорится о птицах. Прочел все, просмотрел все рисунки, но так и не нашел  там свою птичку.

Взял тогда Симоль сумку, положил туда, губную гармошку, краски, кисточку и бумагу (он любил когда-то рисовать), пакет с едой, запер дверь на четыре замка и пошел птичку искать.

Вначале он решил обойти город.

Здесь живут воробьи, вороны, голуби, зимой прилетают снегири, синицы и другие птицы. Обошел все парки, бульвары, скверы и кладбища. Нет в городе волшебной птицы.

«Видно, сильно обиделась моя птичка! Далеко улетела!» — подумал сочинитель и пошел  в другие, более отдаленные места  на поиски Птицы.

В Поле  он встретил гусей, уток, жаворонков. Только птицы своей не нашел.

Поспешил в Лес. Бродил по опушкам, спускался в овраги, чуть не увяз в болоте, но и там не встретил своей Птицы.

Устал, лег на траву отдохнуть. Глядь, прямо над ним на ветке пеночка сидит, клювик приоткрыла, головку набок склонила, смотрит на юношу, будто все понимает, все про него знает, сказать что-то хочет…

«Где мне искать мою птичку, не подскажешь?» — спросил Симоль пеночку.

«Какая она из себя?» —  спросила пеночка.

«Красивая, добрая, звонкая, быстрая! Разная!»

«Даже не знаю, как тебе помочь: многие птицы похожи на твою птичку!»

«Тогда я нарисую ее!» — воскликнул Симоль, вынул из сумки краски, кисть и бумагу и нарисовал птичку.

Посмотрела пеночка на рисунок и сказала:

«Это не простая птица. Мы зовем ее Птица-Царица».

«Почему царица? Чем  она знаменита?»

«Она приносит счастье!»

«Почему же мне она не принесла счастья? Я так его хочу!»

«Птица Царица прилетает только к тем, кто заслуживает счастья. Подумай-ка о своей жизни. Что в ней не так? Что-то надо изменить, чтобы Птица Царица снова прилетела к тебе на лиственницу! А искать ее бесполезно. Она прилетит  только к тому, кого сама сочтет достойным».

Вспомнил былые годы Симоль и заплакал, как обиженный ребенок. Не поверил он пеночке, что нельзя найти его птичку. Обошел все тропинки, прошел все пути-дороги. Похудел. Поседел. Оброс бородой, но Птичку все же так и не встретил.

Вернулся Симоль домой. Грустный, усталый! Открыл дверь и сразу запнулся о мешок с золотом, который принесла ему Громкая Слава! Разозлился он на мешок, рассвирепел даже:

«Я знаю" Все мои несчастья из-за тебя, золотой мешок! Не буду больше твоим рабом, не стану служить тебе!
Уходи, плохой гость! Чтобы духа твоего не было в моем доме!»

Взвалил он мешок на плечи и вынес на улицу, к контейнеру с мусором. В мусоре с деловым видом рылись двое нищих. Они тоже искали свое счастье!

«Что же делать с деньгами?» — подумал Симоль. — «Если отдам им сейчас мешок, навлеку на них горе и несчастье. Нет, так не годится!»

Потащил он мешок в банк и сдал на хранение: решил построить удобный дом для тех, кто по разным причинам оказался без крыши над головой.

Только и осталась у него в комнате та монетка, что когда-то под стол закатилась!

Вернулся Симоль к себе. Легкр ему,  как будто спал  с сердца камень! Даже дышать стало легче, словно помолодел, и движения стали легкими, быстрыми.

Подбежал он к окну.  растворил его настежь, и не поверил своим глазам: прямо у окна перед ним, сидела на ветке его Птичка-невеличка, та самая, Птица Царица, волшебница, щедрое сердечко, так долго дарившая ему радость творить Новое и Прекрасное!

Наклонила Птичка головку, посмотрела внимательно на Симоля, сверкнули на солнце ее перышки…
Три раза ударила она клювом по коре лиственницы.

Вдруг словно какая-то сила толкнула Симоля! Подбежал сочинитель к роялю, открыл крышку, вытер тряпкой пыль, сел на табурет, и полились чудесные звуки, в которых засияла жизнь, свет, краски, мысли чувства во всей их полноте и силе.

Давно забытое чувство счастья и благоденствия испытал тогда Симоль.

Долго играл композитор, время от времени поглядывая в окошко: там ли птичка, не улетела ли снова! Нет,  на привычном месте слушает музыку  птичка, и не думает улетать.

Зазвонил телефон. Симоль снял трубку, сказал: «Алло» и услышал в ответ:.

«Здравствуйте, я журналист Растрипалкин, звоню по поручению Громкой Славы. Когда можно приехать к вам, чтобы взять  большое интервью о ваших приключениях?»

«Извините, я не знаю, кто такая громкая слава, интервью не даю, и давать не буду. Извините, но я очень занят! Пора уже Птицу кормить! Прощайте!» — сказал Симоль решительно, как отрезал, и положил трубку.

«Сейчас, птичка, сейчас!» — бормотал Симоль, — «потерпи,  хорошая моя, , сейчас  покормлю тебя!»

Он отрезал ломоть хлеба, смел крошки в ладошку и подбежал к окну.

«Это тебе, поешь со мной, моя маленькая Царица, только больше не улетай далеко, слышишь!»

Птичка наклонила головку, словно обещая не улетать больше, а потом стала клевать хлебные крошки прямо с ладошки Симоля.
============================


Потасовка

«Ну, чего прилетел-то? Ишь, какой шустрый нашелся! Лезешь в чужой дом, будто так и надо. Не выйдет у тебя этот номер ! Давай, давай, проваливай!» —кричал взъерошенный воробей.

«Позвольте, позвольте», — возражал скворец, — «да как вы смеете кричать на меня, невежда! Извольте меня выслушать, не перебивая! Дом этот — мой! Я  родился в этом скворечнике в прошлом году и здесь же вырос. Только одну зиму всего провел я на Юге вместе с родителями. И я все равно займу свой дом, что бы вы там ни чирикали! Мне в нем птенцов выводить  надо».

Было раннее апрельское утро. Оба спорщика сидели рядом со скворечником на ветке молодого дуба, а дубок этот рос на опушке леса, у самого оврага. Люди еще спали, а птицы уже давно занимались своими делами.

Над скворечником сидели еще три скворца: одна скворчиха, подруга спорившего, и два его приятеля. Ну, и воробей был не один: в скворечнике находилась его воробьиха, а рядом на ветке семь его верных друзей.

Воробей с воробьихой еще зимой заняли скворечник и спасались в нем от лютых морозов. А теперь, когда наступило тепло, они подправили гнездо и тоже собирались выводить птенцов — воробьят.

Спор разгорался! Каждый настаивал на своем. Скворец от гнева распушил крылья, угрожая противнику всем своим воинственным видом. Воробей тоже распушился и сердито чирикал. Остальные скворцы и воробьи спокойно сидели на ветках и наблюдали. Воробьиха притаилась и замерла в скворечнике, будто ее и не было.

«Убирайся, убирайся, пока цел», —шумел воробей, как целая воробьиная стая.

«Ах, вы так! Ну нет, не быть по-вашему!» — отвечал скворец.

А воробей все чирикал, не умолкая: «Чему не быть, чему не быть? Да мы с воробьихой давным-давно живем в этом домике, она и сейчас в нем сидит! Теперь и домик-то называется не скворечником, а воробьечником! А ты, чужак, попробуй только сунься туда! Я тебе перья-то повыдергаю!»

«А вот я сейчас воробьиху вашу выставлю!» — прокричал скворец и, подпрыгнув, хотел вскочить в скворечник. Он уже успел просунуть туда голову, но в этот момент отчаянный воробей, молнией метнулся к скворцу, схватил его клювом за хвостовые перья и дернул книзу.

Оба они, кувыркаясь и размахивая крыльями, стали падать на землю.

В воздухе их тотчас окружили вспорхнувшие с веток дуба другие скворцы и воробьи. И вся эта стайка, кувыркаясь, устремилась к земле. При этом, воробей так и не выпускал из клюва перьев противника. Только у самой земли, чтобы не расшибиться, воробей выпустил скворца, и оба драчуна, расправив крылья, плавно приземлились.

Скворец тут же хотел клюнуть воробья, но тот проворно отскочил и сел неподалеку, не спуская с противника глаз. Скворчиха и два приятеля скворца снова взлетели на дерево и наблюдали за событиями сверху. Скворец стал наскакивать на воробья, но тот ловко отпрыгивал ближе к своим друзьям, которые расселись вокруг противников, внимательно следили за происходящим  и были готовы помочь воробью.

Один раз скворцу все-таки удалось настигнуть воробья и вырвать клок перьев, но тут же он был наказан. Во-первых, сам воробей, изловчившись, больно царапнул когтистой лапкой скворца по голове, и в то же время на скворца мгновенно налетели несколько воробьев. Каждый успел ударить скворца клювом, а затем все они отскочили и снова уселись на землю, окружив драчунов.

Скворец был ошеломлен. Он вертел головой, от ярости подпрыгивая на одном месте, взмахивал крыльями и громко ругался: «Разбойники! Бессовестные драчуны! Да я вас всех раскидаю! Расколочу!» Но наступать на воробья он уже побаивался.

В это время из скворечника высунулась воробьиха и чирикнула сидевшей рядом скворчихе: «А ты-то, ты-то, скворчиха, что думаешь? Да неужели мы отдадим вам гнездо, в котором всю зиму прожили и теперь собираемся в нем воробьяток выводить? Ищите себе другое место, а на это не рассчитывайте. Забирай своего забияку!»

Скворчиха подумала-подумала и крикнула своему мужу: «Летим, летим скорее другой дом искать. Некогда скандалить, мне птенцов надо выводить!» Она и два других скворца взмахнули крыльями и улетели.

А воробьи так в кольце и держат своего противника. Не отступают!  Покрутился скворец на месте, пообещал отплатить воробьям за обиду, да и полетел вслед за своей скворчихой. А воробей кричал ему вдогонку:

«Грози, грози! Не боюсь я тебя! А прилетишь еще, пеняй на себя, тебе еще не так попадет!»

Тут все семь его друзей воробьев разлетелись, у них было полно своих забот. А воробей с воробьихой принялись за свои неотложные дела. Ведь был апрель-месяц — самый разгар весны.
============================


Фазан красавец
(фазан в очках)

Молодому Фазану показалось мало своей природной красоты, он хотел быть красивее всех своих сверстников. Только и любовался собой, глядя на свое отражение в луже, да все прихорашивался, все вертелся и так, и эдак. Но все напрасно. Красавцем он был, слов нет, но и другие фазаны были очень красивыми, не хуже его.

Думал-думал Фазан, чем бы отличиться от своих товарищей, так ничего и не мог придумать. Смотрелся он однажды в лужу, вдруг слышит, лягушка квакает:

«Что, красавец, все себя разглядываешь? Или чем не доволен?»

«А чем мне довольным-то быть!» — отвечал Фазан. — «Таких красивых, как я, полон лес. Вот придумать бы что-нибудь такое, чтобы от всех отличиться. Вот это да! Дай-ка мне совет!»

«Так это очень просто сделать. Приобрети очки и надень. Оправа-то у них сияет золотом, краше твоего хвоста. Вот тебе и отличие от товарищей, да и бояться тебя все будут. Кто посмеет тебя в очках-то тронуть? Я на днях охотника видела в очках, все разбегаются от него!»

Фазан побежал очки искать, а лягушка тем временем в глубокую лужу нырнула.

Разыскал Фазан знакомую ворону и попросил ее очки раздобыть. Для ворон это дело пустяковое. Он любила у людей блестящие вещи таскать, унесла из аптеки и очки с золотой оправой.

Примерил Фазан очки, посмотрел на себя в лужу и решил, что теперь-то он, наконец, красивее и солиднее всех.

И действительно, где ни пройдет, все на него оглядываются, некоторые от испуга убегают, а другие почему-то смеются.

А Фазан загордился, надувается, как индюк, и вышагивает по лесу безо всякой осторожности, все собой любуется, хоть и видит в очках хуже, чем без них.

Прослышала лиса про Фазана, разыскала его и спрашивает:

«Ты чего это разгуливаешь по лесу? Или никого не боишься, или у тебя силы теперь стало, как у льва?»

«Да",—  отвечает Фазан,.—  "Никого не боюсь, и тебя не боюсь! Хоть силы у меня и не прибавилось, а попробуй кто съесть меня, — тут сразу и кончится, очками подавится. А смотри, какой я стал красивый, другого такого не сыщешь!»

Лиса хвостом помахала, улыбаться стала, ласково заговорила:

«А и впрямь ты здорово придумал. И ведь идут-то как тебе очки, из фазанов фазан, первый красавец в лесу… И мне, пожалуй, надо бы очки надеть. Посмотри-ка, хорошо ли они мне пойдут? Дай-ка примерить».

Дал Фазан очки лисе примерить. Лиса взяла очки, бросила их и накинулась на Фазана. Тут и конец пришел бы хвастуну, из лисьих лап не вырвешься. Но на его счастье, неожиданно, из-за кустов выскочил волк и метнулся к лисе. Пустилась кумушка наутек и про Фазана забыла. А он моментально взлетел на дерево и долго сидел там после того, как лиса и волк скрылись в лесной чаще.

Наконец Фазан перестал дрожать от страха, осмотрел себя и увидел, что прежней красоты у него как не бывало. Самые длинные и красивые перья из его хвоста валялись на земле, их вырвала лиса.

Вернулся Фазан к своим товарищам без очков, с куцым хвостом. Никто над ним не смеялся, все его жалели. Три дня Фазан караулил около лужи лягушку, хотел наказать ее за совет носить очки, да только зря время потерял. Видно, переселилась лягушка в другую лужу, подальше от фазаньей семьи.

Так и живет этот Фазан с куцым хвостом. Не такой он красивый, как раньше был, но зато стал умнее, перестал выхваляться перед своими товарищами.
============================


Сорока и воробей

Нанялась Сорока на работу к самому сильному в лесу Медведю. Это был такой сильный Медведь, что любое дерево как схватит своими лапами да как согнет, так оно «хруп», и переломится пополам. А зачем Медведю понадобилась Сорока? Однажды попал он в лесной пожар, ему-то глаза-то и опалило, ослеп Медведь совсем после этого. Вот и пригласил он Сороку в помощницы, поводырем быть. Сидит Сорока у него на голове и трещит то в левое, то в правое ухо, или просто трещит. Если в левое ухо шумит, то Медведь повертывает влево, если в правое ухо сигналит, то он повертывает вправо, а если просто трещит — идет прямо. Так и ведет Медведя поводырь, куда требуется: к ручью на водопой, к пчелиному дуплу за медом, на охоту за разными зверями или по малину.

За эту работу Сорока привольно кормилась всем, что добывал Медведь: и мясом, и медом, и разными кореньями, которые выкапывал ее хозяин. Сороки прожорливые, все едят с удовольствием.

И там, где появлялся лесной силач с Сорокой в лесу, все лесные жители сразу разбегались в разные стороны, боялись Медведя.

Скоро Сорока, решив, что это ее боятся, что и она такая же сильная, как Медведь, стала притеснять всех жителей леса. И все с помощью слепого Медведя. Что скажет ему Сорока, то он и делает, куда поведет, туда он и идет. А что может слепой силач поделать? Без поводыря ни шагу шагнуть не может.

Стали все в лесу бояться злую Сороку как огня. Стоит только ей затрещать, как все в лесу замирает, никто не шелохнется, заяц не пробежит, ворона не пролетит, а то наговорит-натрещит Сорока Медведю в уши, беда будет. Медведю ничего не стоит любое дерево с гнездами свалить, любое жилье разбросать-разорить.

А Сорока с каждым днем все злее и злее делается. В лесу житья никому не стало. Волки и те воют, а сделать ничего не могут.

Но вот однажды Сорока, ни за что ни про что, натрещала, нашумела на старого Воробья. Воробей взъерошился, отскочил от Сороки на всякий случай подальше и сам стал на нее чирикать-кричать:

«Чего ты раскомандовалась? Или думаешь, что сама Медведем стала? Смотри, трещотка, выгоним тебя из леса, если не угомонишься!"

«Меня? Да я, да я с вами не знаю, что сделаю!» — рассвирепела Сорока. А Воробей только чирикнул: «Погоди!» и улетел.

На следующее утро, когда Медведь с Сорокой появились на речке, на водопое, на Сороку вдруг налетела целая стая воробьев. Они напали на Сороку целой тучей: кто крылом ее стукнет, кто клюнет, кто сорочье перо вырвет. Медведь пьет спокойно воду, воробьи его не трогают, а Сороку клюют да клюют, на секунду не оставляют ее в покое.

И пришлось Сороке удирать. Полетела она прочь, а воробьи за ней, да все по перышку выдергивают, щиплют да щиплют ее на лету. Так и отогнали они Сороку далеко, в другой лес.

Прилетела Сорока туда совсем общипанная и стала упрашивать воробьев не трогать ее больше, пощадить. Он обещала не появляться в том лесу, где Медведь живет. После этого воробьи оставили ее в покое. Сами же вернулись к Медведю.

А Мишка сидел у речки и плакал, не знал, как ему без Сороки жить, по лесу ходить, корм добывать.

Воробьи почирикали-почирикали между собой, а потом тот Воробей, который первым Сороки не побоялся, сказал Медведю:

«Не горюй, Миша, мы тебя не оставим, будем у тебя по очереди дежурить и водить по лесу, куда захочешь! Сегодня моя очередь. Я буду чирикать, а ты иди за мной. Скажи, куда тебе сейчас надо?»

«По малину бы сходит», —  сказал Медведь.

«Пошли!», — прочирикал Воробей. — «Я знаю, где малина растет».

И они пустились в путь. Впереди летел и щебетал Воробей, а за ним шагал Медведь.

Так старый Воробей избавил лесных жителей от злой Сороки.
============================


Почему соловей поет ночью

Теплым весенним днем зазвенела в лесу соловьиная песня. Трель за трелью выводил лесной певец. Он пел про весну, про ласковое солнце, про волшебный лес. Распелся соловей; так увлекся пением, что закрыл глаза, ничего не видел, ничего не слышал. В песне была вся его жизнь.

Услышал эту песню мальчик. Послушал-послушал, а потом подкрался к соловью и поймал его. Затрепетал соловей в руках мальчика, но  вырваться не смог. А мальчик стал его уговаривать, успокаивать, упрашивать:

— Да не волнуйся ты, я тебя не обижу. Будешь жить у меня дома в клетке. Всегда тебе будет тепло, корму получишь, сколько угодно, прохладной водички пей досыта. Я сам буду ухаживать за тобой. Живи, ешь, пей, сколько хочешь, да знай песенки пой!

Утихомирился соловей, затих. Про себя подумал:
— А может, и правда, будет лучше? Работать не надо, добывать корм не потребуется. Осенью лететь на далекий Юг, а весной возвращаться тоже не надо. Живи себе припеваючи на всем готовом!

— Ладно, — сказал он мальчику, — я согласен жить у тебя дома в клетке. Пои, корми меня, ухаживай за мной, а я буду тебе песни петь.

На том и порешили. Принес мальчик соловья домой, посадил в клетку и стал его поить-кормить отменно, ухаживать за ним, как за малым ребенком. Живет соловей — в неге наслаждается, пьет-ест вволю, когда хочет и сколько хочет. Заметно пополнел, набрал весу.

Первые дни соловей еще пел понемногу, а потом стал лениться, все думал, чем бы еще заняться. А чем в клетке займешься, — только все время в сон клонит.

Начал соловей скучать, да и голос у него стал пропадать, некоторые трели уж и вывести не может. Да и петь не знает о чем, солнце не видит, вместо неба синего, — потолок белый, вместо волшебного леса — два чахлых цветка у окна стоят.

Еще сильнее затосковал соловушка, потерял аппетит, и голос у него стал не такой красивый, как раньше,  хриплый.

Понес мальчик соловья к доктору. Осмотрел доктор птицу, дал лекарство, чтобы аппетит стал лучше. Аппетит, и правда, появился, — соловей еще больше потолстел, а вот голос совсем у него пропал. Хочет петь соловушка, а песня не получается, выходит так, что-то вроде воробьиного чириканья.

Тем временем, волшебник-лес всполошился. Не слышит он соловьиных песен.
— Куда, — думает, — запропастился наш соловушка? Почему не звенит в лесу его песня? Всегда приносила она радость всем лесным жителям!

И послал Волшебник-лес сороку на розыски соловья. Сорока — птица шустрая, у нее полно знакомых, и среди них один старый воробей, который жил в сквере, рядом с домом мальчика, поймавшего соловья. Этот воробей и подсказал сороке, где находится соловей.

Подкараулила сорока нужный час, когда мальчик ушел гулять, и дома никого не было, залетела через форточку в квартиру и увидела в клетке соловья.

— Собирайся живо! Тебя Волшебник-лес требует к себе. Ишь, какой жирный отъелся! Вставай, вставай, разоспался! — стрекотала сорока без умолку.

Соловей дремал, но, услышав трескотню сороки, очнулся и закричал:
— Больно ты быстрая! Как это я отсюда улечу, клетка-то закрыта!

Сорока тут же начала быстро работать своим клювом.
— Это не беда, — приговаривала она, — сейчас откроем!

И, наконец, клетка открыта. Мгновение, и соловей взвился в небо, сорока за ним.
— К Волшебнику-лесу лети, не крутись тут у домов! — трещала сорока.

А соловей, пролетев немного, так устал, что спустился на крышу высокого дома отдохнуть, — он отвык летать без устали, как раньше. Отдышался соловей немного, и они вместе с сорокой медленно полетели к лесу, а лес-то —  совсем близко, рукой подать.

Обрадовался Волшебник-лес соловью. Рассказал соловей о том, как в клетку попал, как в ней жилось, и что совсем голос потерял. Пожурил Волшебник-лес соловья за то, что позарился тот на готовый корм да на безделье.

— Принимайся за работу, сам пищу добывай себе. А голос я тебе верну, — сказал Волшебник-лес и отпустил соловья.

С радостью принялся соловей за свои дела, целыми днями трудился, добывая себе корм. Скоро и голос у него появился прежний. Снова стал он петь любимые песни, которые так нравились Волшебнику-лесу и всем лесным жителям.

Только с тех пор соловушка не поет днем, боится, чтобы опять его не поймали. Теперь поет он только ночью, а в темноте — попробуй, поймай-ка его!
============================


Как соловья судили

Под ветвями высокой чинары проходила дорога. По ней брели длинные караваны ишаков, устало передвигая ноги.

На чинаре все ночи напролет пел Соловей. Ишаки слушали Соловья и возмущались:
— Не умеешь петь, — не берись. Голос у тебя тонкий и довольно противный. Мы так устали шагать! Мы хотим тишины, тихого сна, полной овса кормушки! Нам нет дела до твоих песен. Уймись!

Соловей продолжал петь и не обращал внимания на критику.

Однажды во время большого привала ишаки не выдержали и решили судить Соловья. Обступили дерево. Зашумели. Громче всех возмущался старый осел:
— Этот разбойник Соловей ничего не понимает в музыке. Можете мне верить: когда-то я возил сына нашего Духанщика, который учился играть на дутаре. Именно он открыл во мне музыкальные способности. Давайте потребуем, чтобы Соловей предъявил нам свой диплом и разрешение петь на чинаре, оформленное надлежащим образом.

Тут заревел ишак средних лет, знаменитый среди ишаков своим безупречным вкусом:
— Нет, вы только послушайте, о чем он поет! Что за бессмыслица! Какой стиль! Я считаю, что в песнях речь должна идти только о нас, ишаках.
Могу предложить примерный набор тем: «Любовь ишака», «Мудрость ишака», «Доблесть ишака».
Ведь на свете нет ничего важнее ишака. Ишак — царь природы, венец творения!

— Бедный Соловей! — вскричал самый молодой и неопытный осел. — Не переживай! Я буду твоим наставником. Я научу тебя петь песни про ослов красиво, музыкально, хорошо поставленным голосом!
Вот так, например!

И молодой осел заревел, точно его не кормили дней десять.

Соловей не выдержал и перелетел на другую чинару.
Заседание суда пришлось отложить
=============================


Рецензии