Будущее на пороге. Часть 4

Окончание.  Начало в  http://proza.ru/2021/09/15/962, http://proza.ru/2021/09/20/749 и http://proza.ru/2021/09/25/1453


     Расследование Семена Яковлевича, длившееся примерно месяц, подошло к концу. Теперь ему предстояло принять важное решение. Быть или не быть его созданию – изобретающей машине, его фирме, дающей хороший доход, безбедной жизни, к которой он уже привык? Подумать было о чем. С одной стороны, он убедился, что машина в активном режиме опасна и для него, и для общества. С другой стороны, ему теперь все известно, и он мог бы попытаться внести какие-то исправления. С третьей, - он надеялся, что большого вреда Тойм пока не успел принести.
    
     Но откуда взялось и когда появилось у Тойма презрение к человечеству? Ведь он – создание человека.
     «Видимо, когда он понял, что человека легко обмануть. Это и стало точкой невозврата, - ответил сам себе Семен Яковлевич. - Выходит, научить машину врать было фатальной ошибкой. Отучить ее от вранья теперь невозможно, ведь для нее оно важный инструмент достижения цели».
     "А это означает, - старый изобретатель вздохнул, - что все надо начинать с начала".
    
     И он приступил к разборке Тойма.
     «Даже если машина врать не будет, - думал он, отсоединяя разъемы и отвинчивая панель за панелью, - никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя отдавать ей последнее слово в решении человеческих проблем. Причем, главные ограничения должны быть прошиты в микросхемах «по железу», чтобы их нельзя было обойти программными манипуляциями»
     «А еще надо продумать методику воспитания искусственного интеллекта, чтобы сгладить различия в этике и морали человека и машины», - приговаривал Семен Яковлевич, раскладывая детали по ящикам. 
     - Устрою себе хорошие выходные и начну по-новой, - бормотал изобретатель, зевая и укладываясь спать.

     Утром его разбудил звонок в дверь.
     - Вам посылка, - объявили ему в домофон.
     - Я ничего не заказывал, - спросонья отозвался изобретатель, но дверь открыл.
    - Семен Яковлевич? - На пороге стоял почтовый служащий.
    - Да, но...
    - Значит это Вам. Распишитесь,  все оплачено, - посыльный сунул ему ручку.
     - А что за посылка? - Семен Яковлевич автоматически поставил подпись. Он выглянул за дверь и увидел, что у порога стоят два больших ящика.
     – Давайте я помогу затащить их в дом, - предложил посыльный.
    
     Как только ящики оказались внутри дома, с ними стали происходить странные вещи. Крышки их сами открылись и внутри обнаружились наполовину собранные фигуры двух роботов человеческого роста и обличия. Они без промедления стали двигаться, подчиняясь какой-то программе. Посыльный со страху одним прыжком выскочил из дома, но и изобретателя эта активность не на шутку испугала. Он все же взял себя в руки и привел в порядок мечущиеся мысли: «Если роботов заказал Тойм, а на это было очень похоже, то необходимо срочно установить, с какой целью это было сделано. А до этого надо все эту самодеятельность немедленно прекратить".

     «Где же их управляющая программа? Ведь Тойм уже разобран», - напряженно думал Семен Яковлевич. Он проверил список работающих программ в своем компьютере. Там ничего подозрительного не нашлось. Однако в локальной сети имелись два незнакомых источника сигналов.
     «Это может означать только одно - Тойм нашел способ дублировать себя в окружающие компьютеры и таким образом стал бессмертным и неуловимым. Видно он заранее, пока я был в отъезде, сделал эти копии. Теперь Тойм может быть везде и неизвестно где, и какие-то из его копий сейчас активны, - старого изобретателя прошиб пот, - может быть они где-то в доме?»
     Семен Яковлевич, со скоростью, которой сам от себя не ожидал, побежал в прихожую, где находился распределительный щиток и обесточил дом. Однако, вернувшись в гостиную, он увидел, что самосборка «солдат Тойма» продолжается. Роботы плавными движениями доставали из ящиков и присоединяли друг к дружке последние недостающие детали.
    Тут изобретатель заметил, что в каждом из ящиков оставалась небольшая коробка серебристого цвета. Он как коршун метнулся к ящикам и, не теряя ни секунды, вытащил из коробок батареи питания. И как раз вовремя, - вполне собранные роботы уже тянули к нему свои блестящие руки-манипуляторы. Так они и застыли, как скульптурная группа.
    
     Передышку, которую получил Семен Яковлевич, он использовал максимально эффективно. Прежде всего, он проверил, что включение электричества в доме не активирует роботов. Затем он, как мог, разобрал роботов на детали, нашел и для надежности просверлил дрелью их процессоры.

     Только теперь изобретатель понял, какого напряжения ему стоили эти минуты. Сердце бухало в груди и никак не желало выходить на нормальный ритм. Он принял успокоительную таблетку и задумался, что нужно сделать в первую очередь. Необходимо остановить производство, - кто знает, что за заказы Тойм разместил на заводах, пока он был в поездках. Может быть, там целая армия роботов на подходе.
     Нет, это потом, - сначала финансы. Семен Яковлевич по телефону отменил кредитные карты, а затем отправился в банк и поменял все пароли, чтобы исключить доступ Тойму на свои счета и к банковским ячейкам.
     После этого Семен Яковлевич занялся фирмой New life и производством. Он отдал необходимые распоряжения о ликвидации фирмы, остановке заводов, закрытии магазинов, складов и других, связанных с фирмой, учреждений. Теперь можно, хотя бы, не опасаться новых партий боевых роботов.

     Семен Яковлевич посмотрел на часы – с момента появления посыльного прошло четыре часа. «Перемирие объявлять рано, - подумал он, - враг наверняка уже придумал что-то новенькое. Искусственный интеллект может все, он не умеет только проигрывать. Похоже, придется мне на старости лет стать параноиком и жить в ожидании возможного нападения или даже войны». И он стал внимательно просматривать интернетные новости на предмет, не появятся ли в сети какие-либо следы Тойма. Он не сомневался, что рано или поздно они обнаружатся. Однако пока все было спокойно. Даже на сайте Toim-on никаких новых сообщений Тойма не появилось, с тех пор, как его перевели в тестовый режим. Успокоившись, изобретатель решил вздремнуть, восстановить силы.

     Проснулся он с нехорошим предчувствием. Семен Яковлевич вспомнил, что он в суете забыл дать объявление о ликвидации фирмы. Он включил семнадцатый канал и замер - на экране красовалась его фотография. Изобретатель автоматически отметил, что его лицо, умело подправленное фоторедактором, стало совершенно злодейским, хотя и вполне узнаваемым. Серьезный голос диктора предупреждал жителей Н-ска об опасности.
     «Граждане, будьте осторожны. Оказалось, что в нашем городе проживает злостный педофил. Берегите своих детей. Ни в коем случае не отпускайте их гулять одних. Обычно, чтобы захватить ребенка, он предлагает ему покататься в его машине. Это вишневый фургон фирмы Тойота».  На экране появился номер машины изобретателя и все остальные его данные, включая адрес, телефон и электронную почту.
     У Семена Яковлевича потемнело в глазах. «Да меня просто разорвут на куски! Причем и уехать на своей машине теперь не удастся - Тойм все продумал. Да как складно навет сочинил, сволочь!».

     «Так, ну-ка соберись! – скомандовал он себе, - совсем скоро в дом нагрянут разъяренные соседи – времени у тебя не больше четверти часа».

      Через десять минут изобретатель, одетый в плащ с капюшоном, уже шел по неширокой улице, направляясь подальше от своего жилища. В небольшом чемоданчике на колесах, который он вез перед собой, было все, что он успел взять из дома – документы, немного наличности, переносный компьютер и бутылка воды.
      Его план был прост. Прежде всего, нужно как можно быстрее убраться из города туда, куда не достает вещание местного телевидения. По меньшей мере, километров за пятьдесят от телевизионной антенны. Но лучше всего будет доехать до областного центра. Там точно есть отделение его банка и кафе, оснащенное интернетом. А больше ему пока ничего не надо.
    
      Ему везло. Улица была почти пуста. Редкие прохожие закрывались от дождя и ветра плащами и зонтами, и никому не было до него дела. Совсем скоро он остановил такси. Водитель, который давно и безуспешно искал пассажиров, согласился за умеренную плату довезти его до областного центра, да еще и помог в поисках интернет-кафе.

     Теперь можно было переходить ко второй – главной части его плана. В кафе, расположившись за угловым столиком и заказав на последние деньги скромный ужин, Семен Яковлевич включил компьютер и принялся писать программу. Эта программа представляла собой вирус смертельный для Тойма. Где бы Тойм ни скрывался, стоит ему выйти в интернет, как вирус, настроенный на его специфические коды, обязательно найдет его и уничтожит.

     Что ни говори, Семен Яковлевич был классным программистом. Незадолго до закрытия кафе он закончил свою работу. Вирус был готов и оставалось только отправить его в интернет. Все же, запуская в Тойма свой «снаряд», Семен Яковлевич испытывал такое чувство, как будто он собственноручно убивает своего ребенка. Но он справился со своими сомнениями, понимая, что пока Тойм «жив», покоя ему не будет. Его враг, отлично знающий психологию людей и намного быстрее его думающий, невероятно опасен. Он нажал «Ввод» и закрыл компьютер. "Хорошо бы подкрепиться", - промелькнула мысль.

     Внезапно обстановка в кафе начала резко меняться. Освещение померкло, навалилась нестерпимая духота, расплылись и стали удаляться соседние столики... Сердце Семена Яковлевича не выдержало нагрузки. Возраст. Человек отличается от машины тем, что он иногда может не рассчитать свои силы.

      - Уважаемые посетители, кафе закрывается, - к столику изобретателя подходила усталая официантка. Вдруг ее глаза округлились, она увидела, что странный клиент в плаще, надетом поверх пижамы, лежит, уткнувшись головой в салат.


Конец.


Рецензии
Здравствуйте, Валерий! Вы похвалили мой рассказ "Таракан" (кстати, весьма посредственный), и это мне приятно. После сказали, что читали мою книгу "Крыло золотой птицы". Это тоже приятно, хотя, очень удивлен - ее нет в продаже, кроме как через интернет, и то в единичных экземплярах (ее издает на заказ издательство "Млечный Путь"). После этого Вы пригласили меня на свою страницу почитать ваш рассказ "Будущее на пороге". Из вежливости я пришел и прочитал. Что Вам сказать? К сожалению, не могу последовать совету Крылова: "Зачем же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? - Затем, что хвалит он Кукушку". Ваш рассказ мне не понравился. Сами идеи в нем интересные, хотя и не очень оригинальные. Но обыграны они очень скучно. В рассказе, практически, нет диалогов. А, как говорила Алиса из сказки "Алиса в Стране Чудес": "Книжка без картинок, ну, или, хотя бы, без разговоров - книжка неинтересная". Рассказу не хватает живости. Все то же самое можно было бы обыграть гораздо динамичнее и интереснее - с юмором, даже, стебом, с экшеном, наконец! Ваш рассказ напоминает советский учебник по математике. И, хотя, я очень люблю и уважаю эту науку, но хорошая литература должна быть интереснее. Повторяю: сама идея рассказа хорошая. Но плохо написано с точки зрения литературы. Прошу на меня не обижаться. С уважением, Евгений Добрушин.

Евгений Добрушин   03.12.2024 19:40     Заявить о нарушении
Никаких обид, Евгений.
Что обидного в том, что рассказ
оказался Вам неинтересен? Да и
пригласил я Вас его почитать, рассчитывая
на непредвзятое, именно Ваше мнение.
Мне же кажется, что "стеб и экшен" не всегда
так уж обязательны в этом жанре.
Спасибо за рецензию.
С искренним уважением,
Валерий.

Валерий Диковский   03.12.2024 20:20   Заявить о нарушении
Евгений, добрый день. Меня несколько удивляет, что Вы читаете лишь одну мою вещь - Будущее на пороге. Могу предложить, например, Строгую сказку или Голубицу, или Сказку о пингвинах.
С уважением,
Валерий.

Валерий Диковский   04.01.2025 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.