Этот многоликий паб

               
             Очень  я опасаюсь, уважаемый читатель, что в результате публикации этой статьи моей репутации будет нанесён серьёзрый и непоправимый ушерб. Так бы мне хотелось представать перед Вами солидным и респектабельным гражданином, а я буду рассказывать  (с любовью и даже с некоторым пиететом к этой теме) о пивных  - с точки зрения бывшего российского (советского) обывателя  (каковым не так уж давно  и я был) - понятиях  ( явлениях), весьма далёких от решпекта.      
      
             В словарях мы находим, что  pub  - это жаргонное сокращение от  public-house  - дом, предназначенный для продажи спиртных напитков. (Дословный перевод с английского как «публичный дом» здесь не годится  - публичный дом, в нашем понимании этого слова, на английском языке – a brothel). Pub  - из того же ряда слов, что  и  public library  (публичная библиотека) и  public road  (дорога, открытая для общего движения, в противоположность private road - дороге частного  или ведомственного назначения). Паб общедоступен и демократичен. Здесь не обратят внимания  на Вашу одежду, читатель, и совсем не важно, какое положение в обществе Вы занимаете.

              Pub переводится и как  пивная, и как трактир, и в то же время – и как гостиница. В Австралии, чаще всего, Вы встретите название – hotel (отель). Причем отеля (спальных апартаментов) подчас уже и нет, а название сохранилось – к примеру – Captain Cook Hotel на   Kent Street в районе The Rocks.  Но название, большей частью, осталось только на вывеске, потому что обычно говорят: «Встретимся вечером в пабе».

            Паб   возник поначалу на перекрестках  дорог (кстати, и сейчас Вы можете встретить название – The Intersection Tavern) как место, где можно отдохнуть и … пропустить стаканчик-другой. Так было в Англии, и в Австралии иммигранты, вольные или невольные (!!) унаследовали английские традиции. В условиях большого города паб значительно изменился, оставив, конечно, своё прежнее предназначение.

            Когда я обратился к Интернету – где,  Вы думаете, я нашел информацию о пабах?  В категории – “ Культура и Общество“. И это совершенно справедливо, потому что культура – это не только то, что мы видим в музеях или слушаем в концертных залах. Культура – это часть образа жизни. Это – всё, что мы делаем (культура производства);  всё, что мы носим, едим (и как едим). И, конечно, как мы проводим свой досуг. И вот в этом смысле мы попали в страну, в которой пабы  (я сознательно избегаю слова  «пивные», хотя пабы, в основном - это и есть пивные!) составляют  важнейшую часть времяпрепровождения...   

                Я провожу для самого себя, и для Вас сопоставления (или противопоставления) только для того, чтобы лучше представить себе иные явления и понятия в новой для нас стране.  Неважно – когда Вы сюда приехали, всё равно – это другая страна, с другими традициями и обычаями. А понять бы их хотелось – «Когда находишься в Риме – поступай как римляне».         
 
            Мой интерес к пабу связан и с тем, что после нескольких лет жизни в Австралии
судьбе было благоугодно забросить меня в район, яляющийся историчесим сердцем Сиднея – The Rocks.   Здесь - много пабов и, живя здесь, прогуливаясь по его старинным уголкам, я наблюдал их жизнь снаружи и частенько, признаюсь,  изнутри.
Может быть, потому, что мы жили тогда на Kent Street,  я частенько вспоминал слова этого Шекспировского героя:
         «Уходит Кент куда глаза глядят,
          На новом месте жить на старый лад».
А для меня «старый лад» заключался в продолжении поиска нового, интересного,  в этой новой для нас стране. И результатом этого и являются эти, и мнгоие другие,  путевые зарисовки.

                Сегодня паб многолик и многогранен (или, если хотите, многофункционален). Каждый паб имеет своё неповторимое лицо. Оно и в названии – по ним можно изучать историю Англии, Австралии и  «отдельно взятого района» - Lord Nelson Hotel,  Duke of Gloucester Hotel, Lord Dudley Hotel, Dry Dock Hotel (dry dock – cухой док, верфь). Оно и в  деталях интерьера –  морские флаги, корабельные лампы под потолком, канаты, якоря  и корабельные инструменты, старые бочки, старинные пузатые бутылки… Здесь всё - и внутри, и снаружи (скрипящие жестяные вывески, раскачивающиеся на ветру, флаги, фонари…)  дышит стариной и везде ощущается аромат романтики.

             Пытаясь проследить историю пабов Сиднея, мы будем какое-то время  перемещаться внутри некоего треугольника первых пабов, которые появились в начале ХIХ века в районе The Rocks. Это The Lord Nelson Hotel, The Hero of Waterloo Hotel,  Fortune of War Hotel.  Подобно тому, как семь городов спорят за честь быть родиной Гомера, эти пабы спорят друг с другом – кто же из них самый-самый… порой дело доходит до судебного разбирательства, но курьёз состоит в том, что каждый из них называет себя  “The Oldest Pub” (Старейший паб). На самом деле, возникли они почти одновременно – в 1810 –1830-х годах, а вся юридическая казуистика связана лишь с тем, была у них правильно оформленная лицензия или нет. Кстати говоря, отсутствие лицензии в те времена наказывалось очень серьёзно – питейное заведение  нарушителя равняли с землёй.

              Итак, если, как мы говорили о пабе, что он многогранен, поговорим о гранях… Прежде всего, паб – это место встреч, своеобразный клуб, Community Centre, диспут-клуб.  Здесь общаются – беседуют , спорят.  Вспомним, что ”Книга рекордов Гиннеса”  возникла именно в пабе и благодаря пабу. Ведь мысль издать книгу , где читатель может найти ответ о самых-самых  возникла у Хью Бивера,  управляющего пивоваренной компании “Артур Гиннес  Сенд и Ко”  как  следствие его спора с друзьями в пабе.  Причина спора, как вы понимаете, была очень серьёзной – является ли ржанка (маленькая птичка) самой быстрой пернатой дичью в Европе?  Серьёзной или несерьёзной была эта причина, но  к настоящему  времени более чем в 100 странах мира продано более 120 миллионов копий этой книги.

             В пабе Вы можете встретиться с друзьями, коллегами по работе (любого ранга), соседями, прийти с любимой девушкой, а если нужно – провести и деловые переговоры.

            Что очень важно – в паб ходят с дамами.  Мне рассказывал один добрый знакомый, недавно приехавший из России, что когда его дочь пригласили на очередную вечеринку компании, в которой она начала работать, в паб по соседству с фирмой, женщина испытывала некоторое смущение. Не очень как-то хотелось молодой интеллигентной женщине идти в пивную. Но, конечно, вечером все эти опасения развеялись.

           Когда-то, на фасаде весьма обыденного паба в районе  Erskinville  я увидел за стеклянной витриной рекламный плакат – элегантные мужчины , дамы в  вечерних платьях с обнаженными плечами или в меховыми пелеринах,  официант в белоснежном  форменном сюртуке… Я, было, подумал: “Ну, господа, это вы уж слишком хватили в идеализации паба и в рекламном  рвении”. Как-то не вязалась эта картина с нынешним состоянием обдёрганных столов и стульев, и не слишком притязательно одетым рабочим людом, заполнявшим этот бар.

          И как же я ошибался!  В своём время я  получил от Мирона Наумовича Фишера, известного собирателя книг (библиофил везде остаётся библиофилом!)  замечательный подарок  –  прекрасно изданную  книгу-альбом  “Плакаты австралийского паба 1929 - 1950”. И там история этого и многих других плакатов. Оказывается, была  в 30-е годы ушедшего столетия такая традиция – после театра пойти в паб. Рекламные объявления пивных баров печатались на обороте театральных программок!  И художник – Tom Woodman  написал эту картину, что называется, с натуры – он любил сидеть за задним столиком в зале и незаметно делать зарисовки.
           Традиция эта постепенно ушла в прошлое. Но и сегодня иногда можно увидеть в пабе людей в вечерних туалетах. Это гости, приглашенные на свадьбу и коротающие время между венчанием  новобрачных  и свадебным банкетом. Наблюдать эту картину очень интересно – люди в шикарных туалетах среди мотоциклистов и подвыпивших завсегдатаев бара Но в этом и есть особенная демократичность паба – каждый в нём чувствует себя психологически комфортно.( Но это и есть паб – на Вашу одежду никто не обращает внимания – Вам хорошо здесь, ну и ладно).
           Плакат в миниатюре – это картонки, которые ставят под пивные бокалы или  кружки. Круглые, овальные или квадратные, они могут рассказать об паба больше,чем иная монография. Это – удивительный гибрид рекламы и предмета утилитарного назначения. Подчас они сдобрены толикой  чисто английского юмора – посмотрите, во что превратилась  аббревиатура  титула Принца Генри, герцога Глостерского Duke of Gloucester (1900 –1974), дяди Королевы Елизаветы II в честь которого назван паб на Frenchmann Road, Randwick -  DOG.    И на картонке нарисован след собачьей лапы

              Следующая грань: паб – это небольшой краеведческий музей. На стенах –портреты людей, в честь которых он был назван, карты морских сражений,  карты города тех времён, старинные гравюры и фотографии самого паба и соседних улиц, портреты известных лиц этой округи и опять – фотографии, фотографии - визиты высочайших особ, строительство моста, спуск корабля на воду, “почта прибыла“, транспортировка шерсти, конечно же, перевозка пива, спасение на водах , спорт, театр, концерты… Бесценный источник иллюстративного материала!   Достаточно сказать, что замечательную карту Сиднея  периода правления губернатора  Маквори (1810 – 1823 годов) я впервые увидел в пабе – Palisade Hotel в районе The Rocks, В Публичной Библиотеке штата Новый Южный Уэльс  такую найдёшь с трудом и получишь  по специальному разрешению, а в пабе – вот она, висит в рамке, любуйся, изучай.

            Паб – это ещё и поэтический клуб. Издаются даже литературные сборники  “Поэзия в пабе”.  И музыкальный… Погуляйте  по City в субботу-воскресенье  часов  эдак  в 3-4 дня. Вы услышите замечательную музыку. Каждый паб имеет и своё “музыкальное  лицо“. В Hero of Waterloo по субботам играют классический джаз. Музыканты все немолодые люди, но назвать их ветеранами невозможно: бешеный ритм или плавный,мелодичный блюз,  горяшие глаза… А какие глаза  у слушателей, как просветляются  лица у людей, входящих в бар и сразу же проникающихся ощущением этой доброжелательной атмосферы!  Заканчивается эта “музыкальная посиделка” (концертом её как-то и не назовёшь) обычно пением  “ Waltzing Matilda”. Поют все…

             Паб – это и спортивный клуб:  большие телевизионные экраны, прямая трансляция с места соревнования, болельщики, крики, тотализатор – весь спортивный калейдоскоп в наборе.      

             Паб – это часть австралийского образа жизни, часть астралийской культуры. Ведь культура, повторюсь,  это не только то, что мы видим в картинных галереях или слушаем в концертных залах!

             Ах, да, читатель, чуть не забыл – в пабе пьют… пиво и многое другое. Пьют не слишком много, не слишком крепкие напитки и, вообще, эти напитки, большей частью - не самоцель (не для всех, конечно – о горьких пьяницах я не говорю, они есть везде), Пиво и вино просто создают некоторый антураж для беседы, представляют  собой эдакий стартовый механизм для приятного вечера, не более.

            Многоуважаемый Читатель! Выражаясь  в стиле О’Генри, я представляю Вам здесь чистое искусство, не запятнанное субсидиями от пивоваренных компаний. Поэтому с чистой совестью могу сказать Вам – пойдите как-нибудь в паб, посидите, помечтайте…
                Хорошего Вам вечера!


Рецензии