Гл. 41 С помощью ДНК-экспертизы

УСТАНОВЛЕНО ИМЯ ПОГИБШЕГО В БОЯХ ПОД КРАСЛАВОЙ ПОЛИТРУКА 416 СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА СЕМЁНА ВАНДЫШЕВА (1909 – 1941), КОТОРОГО ПОЧТИ 80 ЛЕТ СЧИТАЛИ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИМ


По оценке члена поискового отряда «Venta» Алексея Мишина, «пожалуй, это первый случай в истории Латвии и один из не многих, в истории поискового движения, вообще». 7 мая об успехе поисковиков, их настойчивости и упорстве, которые помогли установить имя воина, был показан сюжет по НТВ*.


ПОДНЯЛИ В СЕНТЯБРЕ 2020 ГОДА
О том, что в сентябре 2020 года поисковики из Латвии нашли возле хутора Удриши останки и вещи, принадлежавшие политруку 416 полка, мы уже сообщали («Искра», 19 декабря 2020 года). По одной из версий, был поднят политрук 416-го полка Семён Ефремович Вандышев. Основанием для такого предположения послужили карманные часы, на серебряном корпусе которого были выгравированы: г. Яранск (Кировская область), инициалы «В Е» и дата. Предположили, что часы могли принадлежать отцу воина. Выйдя на родственников С.Е. Вандышева, узнали, что в посылке, пришедшей из части,  среди личных вещей без вести пропавшего Семёна, не оказалось серебряных часов. Родственники сказали, что «он взял их из дому, собираясь на большие военные учения».
В статье, названной выше, было опубликовано фото Семёна Вандышева в военной форме, которое поисковикам предоставили его родственники.  Благодаря этому фото они сделали ещё одно предположение в пользу того, что были найдены именно его останки: «Рабочее отверстие наплечного ремня портупеи совпало с отверстием, которое отчётливо видно на прижизненном фото Вандышева».


КТО ТЫ, ВОИН?
Но окончательную точку в этой истории поставила ДНК-экспертиза. Провести её было не просто. Вот как описывает эту ситуацию Алексей Мишин: «Предварительная договорённость с лабораторией, где мы уже заказывали ДНК- экспертизы, предполагала единовременную экспертизу, где останки семи безымянных бойцов (416 СП) получат свой шанс - "ДНК-паспорт неизвестного солдата". Это количество было признано оптимальным - оно позволяло минимальными средствами сделать эту работу. Тут как на рынке - опт, чем больше, тем дешевле.
Тут в наши планы пришлось вносить коррективы. Грянул ковид-гром. Режим работы лаборатории изменился. Надежда на скорое его восстановление минимальна. Было предложено "поискать" другого исполнителя. Поиски - та ещё песня! Государственная полиция Латвийской Республики - отказ. Лаборатория криминальной  Полиции Германии – отказ. «Красный крест» - вежливый отказ. Плюсом - ещё пяток отказов. В итоге нашли - есть исполнитель - немецкий университет города Фрайбург!
Работа со всеми образцами наших безымянных (солдат из 416 СП), пока отложена, действуем, учитывая возможности бюджета.
Отправили материал нашего политрука и сестры Вандышева. В семье сохранился платок со следами её крови. Что удивительно, она ушла из жизни 27 лет назад (будучи в почтенном возрасте.) Этот платок сохранился в её семье. Спустя  долгие годы, он вдруг пригодился и попал в университет. Теперь он способен дать точный ответ на вопрос - вернётся ли имя солдату?
Для них этот случай оказался очень интересным с исследовательско-научной точки зрения. После окончания работ они планируют опубликовать материалы в научном журнале. По крайней мере - спросили на то разрешения.
 Митохондриальная ДНК (из зуба) уже успешно выделена. Нас ознакомили с промежуточным результатом, после пасхальных каникул завершающие этапы исследований. Осталось совсем немного подождать, а это самое сложное»


«МЫ ВЕРНУЛИ ИМЯ СОЛДАТУ»
Процитированное выше письмо я получил 7 апреля, а через две недели пришёл результат экспертизы. Алексей не скрывал своих радостных чувств: «Добрый день, Владислав!
Сегодня пришли новости из Фрайбурга! Наши предположения, догадки, чаяния были не напрасны!
Вот! Получилось! Всё имело смысл! Все наработки сошлись в искомой точке! Мы вернули имя солдату». Алексей приложил и сообщение из лаборатории:
«Уважаемый Алексей
Мы находимся в процессе завершения анализа. Необходимо повторить только анализ STR эталонного образца сестры.
Мы уже можем сказать, что оба образца показывают один и тот же митохондриальный гаплотип, который относится к гаплогруппе I1. Биостатистический расчет результатов STR (гипотезы "полный брат" и "неродственный") показывает значение выше 99,999%. Таким образом, анализ ДНК подтверждает ваше предположение. В какой форме вы хотели бы получить результаты? Вам достаточно, если я отправлю результаты в табличной форме?
Много приветов из Фрайбурга,
Сабина».


«НЕОПОЗНАННЫХ – ДОБРЫЙ ДЕСЯТОК»
Радостное событие? Безусловно! Мы поздравляем всех, причастных к тому, чтобы вывести из списка без вести пропавших воинов 416-го стрелкового полка политрука Семёна Вандышева. Но список этот ещё очень велик. И, к сожалению,  многих бойцов, найденных поисковиками, невозможно идентифицировать.
 «У нас накопились неопознанные бойцы - добрый десяток, сообщает Алексей Мишин. -  Все они найдены на поле, где вёл бои 416-й стрелковый полк. Им не посчастливилось: у кого-то - влага разрушила содержимое медальона, в чей-то медальон, в ходе боя - попал осколочек, были ребята и вовсе без медальона, был и солдат  с раскрученным медальоном. Видимо, изучая оставленное поле боя, противник извлёк содержимое, унеся с собой надежду на традиционную  идентификацию солдата».   
Выход тут один – ДНК-экспертиза, как в случае с Семёном Вандышевым. Дело это, конечно, стоит денег, но послушаем что думают по этому поводу поисковики. Слово – Алексею Мишину:
«НАДО ПОДКЛЮЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ»
«В названии нашего поискового товарищества - "AADB Venta" отражается  ваша мысль (о необходимости подключать федеральный уровень) - Архивно-Аналитический Банк Данных  (это по-русски). В переводе с латышского на русский  язык получилось бы - "ААБД".
Давно уже стало понятным, что только  системная работа может приблизить нас к результату. Без "Банка Данных", федеральной воли этот поиск сродни возни на сеновале (в поисках иголки.)
Мы имеем 5 миллионов пропавших без вести. Эксперты говорят: комплекс реагентов для ДНК-экспертиз стоит 3000 евро. Этого комплекта достаточно для создания 200 "ДНК- паспортов"  -  по 15 евро на душу. Предположим, вдруг подняли всех пропавших без вести - все 5 млн найдены!
Появляются рамки максимальных  расходов - 75 млн евро.
Минтранс России посчитал стоимость строительства и реконструкции километра автомобильных дорог общего пользования
Средняя стоимость строительства 1 км 1 полосы движения - I категория дороги — 39,1 млн рублей за 1 км - 433875 евро.
Сумма максимальных расходов на ДНК-паспортизацию всех без вести пропавших солдат эквивалентна строительству четырёхполосного шоссе длиною в  43 км 215 метров 21 см.
В 2021 году в России планируется провести ремонт, построить и реконструировать более 23 тысяч километров дорог регионального и федерального значения.
…Я считаю, что форма поисковой работы на территории всего постсоветского пространства имеет один огромный изъян. Бездумно перекладывают останки из одной могилы в другую. Всякий раз - охая и ахая: "К сожалению, солдат останется неизвестным". Нет, не к сожалению, а к соответствующему бездействию он останется безымянным.
Солдаты 416 СП не по своей глупости сражались и погибали. Они отстаивали право жить и строить, в том числе  дороги федерального значения…
…Можно говорить о пользе для общества. Пользе для молодых специалистов (криминалистов, генетиков), которых можно и нужно вовлекать в работу с идентификацией останков. Это простые наглядные дела, способные уменьшить разброд и шатания в умах. Это вызовет большее уважение к власти. Примеров ожидаемой пользы можно привести очень много. Не стоит забывать о лицевых счетах пропавших без вести. Они были и есть. Разве я заблуждаюсь?»


ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯМ «ИСКРЫ»
Алексей попросил меня задать вопрос аудитории:
 «Насколько это актуально для читателей "Искры"? Нужен ли  ДНК-паспорт неизвестного солдата или нет?»

ПО МЕСТАМ ПОИСКОВ – С ГЕНКОНСУЛОМ
Со своей стороны поисковики пытаются решать проблему. Недавно, в конце апреля, они пообщались с генеральным консулом РФ в Даугавпилсе Евгением Колесниковым – «передали ему прошение о финансировании за счёт казны ДНК-экспертиз». «Дипломат прошёлся с нами по перспективным  местам поиска, - сообщил Алексей Мишин. - 
В двух случаях проверяли места, где, по словам очевидцев, есть захоронения солдат. Это уже места в полосе отступления дивизии из Краславы. Слова очевидцев заслуживают внимания. Это как раз те места, что были намечены для поиска. "Высоты, восточнее г. Краслава".
Попадались хвостовые оперения немецких мин, осколки…»


«ПУБЛИКАЦИЯ ВЫЗЫВАЕТ ОПТИМИЗМ»
Накануне Дня Победы – новая весточка от Алексея Мишина: «Похоже, что до самого высокого уровня дошло предложение о "Банке ДНК-данных" Публикация вызывает оптимизм».
Так он прокомментировал статью «Мама, нашли твоего деда», опубликованную на сайте РИА «Новости» 5 мая (https://ria.ru/20210505/dnk-1730346078.html). Статья с подзаголовком «Зачем нужна ДНК-идентификация красноармейцев» начинается такими словами: «В среднем из 100 найденных останков красноармейцев удаётся установить личность семерых. Один из таких редких случаев Куприян Светлаков. Его идентифицировали по ДНК и, спустя 78 лет после гибели, захоронили рядом с родными в Алтайском крае».
 

*СМОТРИТЕ
КАК ВОИНУ 416  ПОЛКА ВОЗВРАТИЛИ ИМЯ
7 мая по общероссийскому федеральному телеканалу НТВ показан сюжет, рассказавший о том, как удалось установить личность воина 416-го стрелкового полка, убитого в конце июня-начале июля 1941 года (http://tv-novosti.ru/date/2021-05-07/ntv/19-00). Начало сюжета с 10 мин. 48 сек.
Вот как прокомментировал увиденное Евгений Петров, капитан второго ранга запаса: «Журналисты в целом молодцы, в коротком сюжете сумели дать максимум информации».


На фотов газете:
Политрук 416 сп Семён Ефремович Вандышев (1909 – 1909). Почти 80 лет его считали без вести пропавшим;
Земля в окрестностях города Краславы, где шли бои, до сих пор скрывает останки воинов Кунгурского полка, напичкана оперениями немецких мин, осколками
Фото: архив Алексея Мишина
(«Искра», 22 мая 2021 года)


Рецензии