Г. Л. Ларсен. Технологии в Дюне Фрэнка Герберта

ТЕХНОЛОГИИ В "ДЮНЕ" ФРЭНКА ГЕРБЕРТА
Гунхильд Ловис Ларсен

Научная фантастика (НФ) всегда была частью литературы, и книги и романы, отнесенные к категории НФ, обычно содержат технологии. Технология, представленная в книге, может быть нам известна, и некоторые технологии могут быть чем-то, что ждет нас в будущем. Технологии - это большая часть человеческой жизни, хотя технология - это не просто некие вещи; это то, о чем думает большинство людей, когда они слышат само это слово. Все, что сделано людьми, можно отнести к категории технологий; колесо, например, является одним из самых важных изобретений человека. Однако в этом эссе технология, которая будет проанализирована, действительно имеет некоторое отношение к энергии.
"Дюна" Фрэнка Герберта была опубликована в 1965 году и относится к категории классических научно-фантастических романов. В этом эссе будут рассмотрены и проанализированы некоторые технологии, найденные нами в "Дюне", с использованием концепции социотехнического воображения Шейлы Ясанофф и Санг-Хен Кима. Здесь термин используется при описании идей прошлого или настоящего, которые повлияют на будущее. Определение взято из главы 1 текста “Несовершенное будущее” (2015). В этой работе их определение социотехнических фантазий состоит в том, что - это видения желаемого будущего, которые коллективно реализуются. Это может включать достижения в социальной жизни, или это может быть в области науки и техники (2015, Jasanoff & Kim). Ясанофф и Ким также начинают свой текст с упоминания о том, что “технологические инновации часто следуют по пятам за научной фантастикой” (2015).
Дюна Фрэнка Герберта относится к категории НФ, поэтому это эссе должно будет взглянуть на определение термина "твердая НФ". Как пишет Кэтрин Крамер в главе "Твердая научная фантастика" в Кембриджском пособии (2003), Дэвид Хартвелл составил список критериев, используемых для распознавания твердой НФ. Согласно этому списку, твердая НФ - это категория литературы, которая фокусируется на красоте истины; это включает в себя то, чтобы события истории казались правдоподобными (2003). Чтобы история казалась правдоподобной, в ней задействованы технологии. В "Дюне" персонажи взаимодействуют с технологией; даже несмотря на то, что технология создана для вселенной, в которой разворачивается Дюна, она дает читателю нечто реалистичное и правдоподобное, на чем можно сосредоточиться. Технология, выбранная из книги, - это щиты, летательный аппарат под названием орнитоптер, защитные костюмы, жизненно важная технология, которая воспроизводит воду, используя влагу из тела владельца, и охотник-искатель, устройство для убийства. Некоторые технологии в "Дюне" сравнимы с киборгами; поэтому в этом эссе мы рассмотрим иекст Донны Харауэй “Манифест киборга" (1984). В этой статье Харауэй определяет термин киборг как гибрид организма и машины; одна часть не может жить без другой (1984).
Фрэнк Герберт написал "Дюну" в 1965 году. Сюжет самой "Дюны" разворачивается в далеком будущем, где люди колонизировали Вселенную. В этой книге мы встречаемся с Полом Атрейдесом и его отцом Лето и матерью, Джессикой. Семья переезжает на другую планету, где они берут на себя руководство, и это пустынная планета Арракис, которая сильно отличается от их пышной родной планеты Каладан. Арракис - единственное место, где можно найти самый ценный элемент во Вселенной, пряный меланж; эта пряность делает возможными космические путешествия и обладает способностью увеличивать продолжительность жизни человека. Таким образом, люди и другие существа Вселенной хотят контролировать планету. На Арракисе Пауль Атрейдес и его семья встречаются с уроженцами планеты, фрименами. Фремены разработали технологию, которая помогает им выжить в пустыне, и чтобы  выжить, Полу и его семье предстоит научиться эффективно использовать эту технологию. После этого Харконнены, которые правили планетой до того, как Пол и его семья пришли и захватили власть, нападают на семью Атрейдесов и убивают отца Пола. Пол и его мать бегут в пустыню, где их принимают фримены; Пол и Джессика некоторое время живут с ними. Здесь Пол и Джессика учат фрименов своему способу борьбы, а фримены учат Пола сражаться, как они; они создают партнерство. В конце концов, это партнерство - то , что помогает Полу и фрименам выиграть войну против Харконненов.
Во время тренировочного упражнения Пола и Гурни (1965, .36) читателя знакомят с защитными экранами тела. Гурни - мастер оружия, и он отвечает за обучение Пола способу ведения личного боя, в котором используются щиты, и тому, как их пробивать. Защитные щиты создаются генератором Хольцмана (1965, 573), и они обеспечивают почти идеальную защиту для владельца, космических кораблей или орнитоптеров, использующих их. Щит отклоняет быстро летящее или метательное оружие, и единственный способ пробить щит - это медленная атака (1965, 573). Генератор Хольцмана питается от эффекта Хольцмана; определение этого не дано в романе и не встречается ни в каких статьях. Пол чувствует электрическое покалывание щита, и каждый раз, когда края щитов соприкасались, он чувствовал это покалывание.
Защитные экраны для тела, также известные как полные экраны, просты и быстры в использовании, и они не занимают много места, когда они не используются. “Пол щелкнул кнопкой включения на поясе, почувствовал кожей покалывание защитного поля на лбу и спине, услышал, как внешние звуки приобрели характерную плоскостность, отфильтрованную экраном” (1965,37). Когда щит не активен, он хранится в виде пояса, щиты также настраиваются на топографию владельца или судна и, следовательно, не образуют "воздушного пузыря" или выступающей поверхности; что делает щиты простыми в использовании и не ограничивающими движения. Однако в фильме Дэвида Линча "Дюна" (1984) щиты изображены в виде блоков, что делает их менее аэродинамичными. Несмотря на это, у экранов есть некоторые ограничения; эти ограничения включают в себя недостаток кислорода и уязвимость владельца. Как упоминалось выше, единственный способ пробить щит - это медленная атака. Быстро движущийся объект или атака с внешней стороны щита будут отклонены. Это также применимо при стрельбе из оружия изнутри щита; если оружие стреляется изнутри щита, это может привести к тому, что стрелок будет убит излучением, создаваемым щитом.
В сцене тренировки с Полом и Гурни Пол рассказывает о том, как пробить защита щита“, "В бою на щите человек быстро движется в обороне, медленно в атаке", - сказал Пол. ”Атака имеет единственную цель - обманом заставить противника сделать неверный шаг, настроив его на зловещую атаку". (1965, 37). Выросший на тренировках Гурни со щитом, Пол учится особому способу боя, медленному и личному. На Арракисе боевые действия совсем не такие, к каким он привык, так как щиты представляют собой обременение в пустыне, которое фримены не используют. Электрические токи, создаваемые щитом, обладают способностью вызывать песчаных червей, гигантских тварей, живущих в пустыне. Фримены научились сражаться так, чтобы щиты не требовались, поэтому, чтобы иметь возможность сражаться с фрименами, противник должен деактивировать щит, так как щит блокирует метательное оружие; в результате стрелок становится уязвимым.
В глубоких пустынных районах Арракиса живой щит всегда привлечет гигантского песчаного червя, как говорит Кайнс герцогу Лето по пути в пустыню: “Активируйте щит в зоне червя, и вы решите свою судьбу. […] Ни один человек, носящий щит, никогда не переживал такого нападения”.(1965, 125), что означает, что носить щит в пустыне - практически самоубийство. Их защищенный орнитоптер может без проблем пролететь над пустыней, но даже в этом случае пилот должен избегать полетов на малой высоте. Следовательно, боевые действия в пустыне, как упоминалось выше, в основном ведутся с помощью метательного и личного огнестрельного оружия. Харконнены и сардаукары, “солдаты-фанатики императора” (1965,.571), привыкли к тому, что фримены не используют щиты; это приводит к гибели Харконненов, в конце книги.
После того, как Пол и его мать сбежали в пустыню, они тренировались с фременами и решите использовать щиты в конце войны, чтобы иметь возможность одолеть Харконненов и сардаукаров, которые ожидали, что фримены будут сражаться без щитов. Фримены безжалостны в бою, и Харконненам всегда удавалось победить их  помощью огнестрельного оружия и метательных снарядов, но когда фримены используют щиты, они защищены от атак. Еще одним ограничением щита является то, что воздух внутри него становится спертым всего через несколько минут боя. Это показано в тренировочном упражнении между Полом и Гурни, и каждый раз, когда щиты соприкасаются, воздух внутри становится гуще "Воздух пузырился из-за требований к нему, которые не мог восполнить медленный обмен вдоль краев барьера. . С каждым новым контактом щита запах озона становился сильнее”. (1965, 38). Для более длительных боев владельцу придется деактивировать свой щит, чтобы отдышаться, а затем вернуться к бою. Хотя это сделало бы владельца уязвимым для огнестрельного оружия и снаряды, как упоминалось ранее. Однако, в конце концов, не существует такой вещи, как "идеальная" защита. При наличии достаточного количества энергии или массы любой защитный щит или система могут быть преодолены. Тот факт, что песчаные черви обладают способностью уничтожать экранированную цель, указывает на то, что у щитов действительно есть слабое место. Тем не менее, владельцу легче укрыться от приближающегося огня, чем воздушному орнитоптеру, если они окажутся в ловушке где-нибудь без щита. Такой технологии, доступной в реальной жизни, еще нет, и может пройти много лет, прежде чем это станет возможным. Щит - это технология, которая была бы полезна, например, для Врачей без границ,  поскольку они могли бы выполнять свою работу, не попадая в центр опасности. У них также нет никаких причин стрелять из щита, что делает эту технологию идеальной для них и для такого рода работы.
После того, как Пол и его семья прибывают на Арракис, Пол находится в своей комнате, когда открывается изголовье его кровати. Из изголовья кровати появляется охотник-искатель (ОИ), это оружие убийства, о котором, как упоминает Пол в книге, узнает каждый королевский ребенок. Охотник-искатель в романе описывается как крошечный, не более пяти сантиметров. Искатель управляется оператором, находящимся недалеко от него. Он описывается как орудие убийства, которое “может проникнуть в движущуюся плоть и прогрызть себе путь по нервным каналам к ближайшему жизненно важному органу” (1965, 72). Размер и способ нападения делают ОИ идеальным орудием для убийства; крошечное устройство было бы трудно обнаружить неопытному глазу, и его атака была бы быстрой и довольно фатальной. Как уже упоминалось, ОИ управляется дистанционно, это означает, что оператор не обязательно должен находиться в одной комнате с целью. Однако у ОИ есть некоторые ограничения. Оператор зависит от глаза передатчика, и, как объясняет Пол в романе, глазу потребуется свет, чтобы отразить свою цель (1965, 72). Это означало бы, что оператору придется искать любой вид движения, рискуя попасть не в цель, а во что-то другое.
Эту технологию можно сравнить с беспилотными летательными аппаратами. Первый такой аппарат (БПЛА) был построен еще во время Первой мировой войны (2018, сотрудники IWM). Существует несколько типов БПЛА. Как пишет Роджер Берковиц в главе "Дроны и вопрос о "человеке"". в тексте "Этика и международные отношения" (2014), на самом деле существует некоторое непонимание того, что такое беспилотник. Берковиц представляет два источника для этих недоразумения; первое - это полное пренебрежение технологиями, а второе - линия, проведенная между транспортными и военными беспилотниками. Берковиц рассматривает БПЛА и то, как они используются на войне, где он упоминает речь робототехника Рона Аркина, в которой говорится о том, как роботы способны “идентифицировать, нацеливаться и участвовать в поле боя без вмешательства человека”. ( Берковиц,.166). Приведенное Аркином описание подходит к ОИ, который используется в качестве боевого оружия. ОИ - это социотехническое воображение, это технология, которая будет доступна в будущем, но, как и в "Дюне", она будет частью военных, а не грузовых БПЛА. Лаборатория Старка Дрейпера в Массачусетсе работает над рюкзаком, который будет использоваться для псевдонасекомых, изготовленных с помощью нанотехнологий (2017, Джексон). Эта технология - самая близкая вещь к ОИ, которую можно найти в реальной жизни.
Когда Пол и его отец впервые отправляются в пустыню вместе с экологом Кайнзом, они знакомятся с технологией фрименов, называемой стиллсьютами. Стиллсьюты описываются как “облегающая одежда, изобретенная на Арракисе. Его ткань представляет собой микро-сэндвич, выполняющий функции отвода тепла и фильтра для отходов жизнедеятельности организма. Восстановленная влага поступает по трубке из карманов” (1965, 574), что означает, что костюмы забирают влагу, произведенную владельцем, и превращают ее в питьевую воду. Эта технология является жизненно важной частью выживания на Арракисе, и, костюмы становятся частью экологии на планете. Ронни Паркинсон пишет в  главе, посвященной экологии в "Дюне" Герберта, что экология - центральная тема романа (2010). Упоминается, что в романе рассматривается “связь и взаимодействие между организмами и их окружающей средой” (2010, Паркинсон), в данном случае организмами в романе являются люди на Арракисе.
После Второй мировой войны экология стала одной из главных тем НФ. "Нестабильность экологической ситуации человека постепенно, но неизбежно становится одной из главных тем фантастики” (Страттон,. 303). Многие писатели создали инопланетную экологию, как в "Дюне". С учетом сказанного, стиллсьют стал такой важной технологией для жителей Арракиса; жители сравнимы с киборгами. Их жизнь зависит от машины, и в “Манифесте киборга” Донна Харауэй описывает киборга как “кибернетический организм, гибрид машины и организма, существо социальной реальности, а также художественной литературы” (1984,.5). Одна часть не может функционировать без другой. Фримены разработали эту технологию, чтобы иметь возможность выживать в пустыне в течение более длительного времени. Если кто-то застрял в пустыне, единственное, что может его спасти, - это стилсьют. С такой драгоценной водой на Арракисе, Пол и его семья должны научиться правильно пользоваться им. Костюмы собирают воду тела, и после того, как кто-то умирает, вода этого человека принадлежит его племени. Вода из мертвых делится между оставшимися членами племени. Одна из причин, по которой фримены экономно используют воду, заключается в том, что они пытаются изменить экологию планеты. Таким образом, костюмы помогают им экономить воду, которую позже можно будет отдать планете. Технология, наиболее близкая к стилкостюмам, встречающимся в реальной жизни, - это ребризер для дайв-команды спецназа; он рециркулирует газ, позволяя дайверу повторно использовать свой газ, это означает, что костюм не производит пузырьков и бесшумен. Технология ребризера используется сегодня, например, в ВМФ США (2018, Сонди). Это технология, которая сегодня не нужна на земле, но может пригодиться в этом качестве  в будущем.
По пути в пустыню Пол и остальные используют авиационную технологию под названием орнитоптер, широко известную как "топтер". Он описан в книге как “любой самолет, способный к длительному полету с взмахом крыльев на манер птиц” (1965,.568). Топтеры используются в качестве основной планетарной защиты. Они приводятся в движение реактивными двигателями и взмахами птичьих крыльев и значительно лучше современных самолетов. Эффективные защитные щиты значительно снижают их эффективность в традиционном бою, так как они не могут стрелять. Как упоминалось ранее, щит должен быть сброшен, чтобы самолет мог стрелять из метательного оружия. ‘Топтеры являются основным средством воздушного транспорта. Размеры топтеров варьируются от небольших разведывательных судов до больших тележек (воздушная рабочая лошадка Арракиса). Они приводятся в действие реактивными двигателями и имеют возможность неподвижно стоять в воздухе, как современные вертолеты, и как
колибри; “Обрубки крыльев удлинились, охватывая воздух. [...] держа крылья в легком такте” (1965, 127). Топтер часто сравнивают с птицами и их крыльями: “Лето подал энергию крыльям, почувствовал, как они поднимаются и опускаются – один раз, два. Они были в воздухе в десяти метрах, крылья плотно оперены, и реактивные двигатели толкали их вверх в крутом, шипящем подъеме”. (1965, 120). Позже в книге топтер описывается как хищная птица: “странный топтер нырнул на них из ночи, наклонившись, как гигантский ястреб над пустыней, ветер завывал в его крыльях” (1965,  201). Топтерам не нужно много места для взлета, как вертолетам в реальности, но птичье хлопанье крыльями означало бы, что у топтера должно было быть некоторое пространство для взлета. Крылья на самолете делают управление более расслабленным, и , как показано в романе, можно удерживать топтер в воздухе всего несколькими мягкими ударами (.127). В исполнении Дэвида Линча "Дюна" (1984) "топтеры" потеряли птичьи взмахи крыльев и просто изображаются как парящие самолеты. С учетом сказанного, "топтеры приводятся в действие реактивными двигателями, что делает их скорость сравнимой со скоростью современных реактивных самолетов. Эта авиационная технология была бы революционной, если бы она стала реальностью, но, как и большинство технологий, встречающихся в НФ, она использовалась бы в основном в военных целях. Сегодня технология, наиболее близкая к топтерам, - это самолет с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП)  (2018, Ласто).
Обсуждаемая технология является прекрасным примером того, что такое социотехническое воображение. Эта технология была бы полезна в современном обществе, однако до нее еще несколько лет. Ее изображения, представленные в романах, дают воображению в основном тот же результат. В 1984 году Дэвид Линч снял фильм "Дюна", и его видение технологий в книге стало основой для визуализированных социотехнических представлений, найденных в ней, и в течение многих лет это была единственная основа.Однако с 1984 года технологии кардинально изменились, и в 2020 году выйдет новая версия фильма (2019, IMDb), которая будет содержать современную версию изображения, разделяемого аудиторией, создавая обновленные образы. Хотя в фильме будут более современные адаптации технологии, найденные в романе, трудно проанализировать технологию, не имея под рукой фильма. Оба фильма покажут, как время влияет на интерпретацию книги.
Дюна Фрэнка Герберта (1965), как уже упоминалось, является одним из классических научно-фантастических романов. Технология, найденная в романе, способствовала некоторым социотехническим фантазиям, таким как Ясанофф и Ким пишут: “Технологические инновации часто следуют по пятам за фантастикой” (2015). Технологии "Дюны" были вдохновлена технологиями, найденными в реальном мире в то время, когда она была написана, и они вдохновили технологии, которые появились позже. Возможно, в перспективе многие технологии "Дюны" будут доступна обществу. Даже если большая часть технологий, рассмотренных в этом эссе, была сопоставлена и связана с военными применениями; как уже упоминалось, их можно использовать и в других условиях, как могли бы делать Врачи без границ и другие организации по оказанию первой помощи, поскольку они смогут выполнять свою работу, не получая травм или не подвергаясь опасности. Экранизация Дюны Дэвидом Линчем в 1984 году и его видение технологий в книге стало основой для визуализированных социотехнических представлений, найденных в ней.

Berkowitz, Roger. "Drones and the Question of 'the Human'." Ethics & International Affairs, vol. 28, no. 2, 2014, pp. 159-169. ProQuest,  Cramer, Kathryn. “Hard Science Fiction”, The Cambridge Companion to Science Fiction., Cambridge, 2003, pp. 186 – 188, UK: Cambridge UP. Dune, directed by David Lynch. Universal Studios Home Entertainment, 1984 Dune, directed by Denis Villeneuve. https://www.imdb.com/title/tt1160419/
Haraway, Donna. A Cyborg Manifesto. The University of Minnesota, 1984 Herbert, Frank. Dune. 50th -Anniversary Edition, Hodder Paperback, 1965. IWM staff. “A brief history of Drones”. 2018. Retrieved from: https://www.iwm.org.uk/history/abrief-history-of-drones
Jackson, Rory. “Small is beautiful: Nano drone tech is advancing” DefenceiQ.com, July 20th, 2017. Jasanoff, Sheila. & Kim, Sang-Hyun. “Chapter 1: Futures imperfect: Science, Technology, and the Imaginations of Modernity” Dreamscapes of Modernity, University of Chicago Press, 2015, Page 1-21.
Jones, Gwyneth. “The icons of science fiction”, The Cambridge Companion to Science Fiction, Cambridge, 2003, pp. 163 – 173, UK: Cambridge UP.
Lastoe, Stacey. “New VTOL (Vertical Take Off and Landing) aircraft lets you skip the airport” CNN.com/Travel, October 3 rd, 2018
Parkerson, Ronny. "SEMANTICS, GENERAL SEMANTICS, AND ECOLOGY IN FRANK HERBERT'S DUNE: A REVIEW OF GENERAL SEMANTICS." Et Cetera, vol. 67, no. 4, 2010, pp. 403-411. ProQuest, https://search.proquest.com/docview/846790012?accountid=12870. Poseidon Diving systems AB. “Dive longer, more safely, and closer to wildlife” retrieved from https://poseidon.com/products/rebreathers GUNHILD LOVISE LARSEN 15.05.19 AN ANALYSIS OF THE TECHNOLOGY IN FRANK HERBERT’S DUNE 9 | P a g e
Stratton, Susan. "The Messiah and the Greens: The Shape of Environmental Action in Dune and Pacific Edge." Extrapolation (Pre-2012), vol. 42, no. 4, 2001, pp. 303-316. ProQuest, https://search.proquest.com/docview/234917037?accountid=12870. Szondy, David. “US Navy divers put prototype MK29 rebreather system to the test” NewAtlas.com, June 3 rd , 2018

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии