Как у нартов появился обычай Убиения старцев

  (Авторская версия краткого и современного изложения древнейшего нартско-адыгского мифа, в переводе)

  События о которых рассказывается в этой легенде произошли в изначальные времена нартов (нарт зэманым ипык1э).
(Современные учёные генетики утверждают, что человек-разумный нынешнего типа появился прим. 320 тысяч лет назад.
Значит, эти события происходили ещё раньше - авт).
  В те времена, нартам не была известна идея о том, что тело может само выйти из строя, поэтому не было того явления,
которое теперь именуют «смерть по причине старости». Такая идея впервые появилась позже. Смерть по причине
несчастного случая или по причине гибели в бою была общеизвестна, но смерть по причине старости тела появилась
только после того как появилась вера в догмы о том, что старение нельзя избежать, что старение приводит к смерти,
а значит такую смерть тоже нельзя избежать. Т.е. когда стали верить : Мыл1эжын щы1экъым. Псэ зиIэм, ажал иIэщ.
Ажалым къела щы1экъым. И т.п. Оглядываясь вокруг себя, нарты видели, что деревья стареют и умирают, животные
стареют и умирают, поэтому, они довольно быстро поверили в эти вредоносные догмы. Стареющие животные незадолго
до смерти демонстрировали свою старческую немощность. Поэтому нарты стали мысленно примерять к своим телам
неприятную идею немощности, дряхлости тела. Это идея получила развитие, со временем, постепенно добавились
подробности. А именно - добавились догмы о том, что немощность происходит из-за постепенного выхода из строя
разных внутренних органов. Все вместе, эти негативные утверждения, совместными усилиями уже легче убеждали разум
нартов в том, что возможен полный отказ всего тела, всех органов, т.е. смерть тела. Тело нартов всегда было послушно
приказам их разума. Когда вредоносные идеи и догмы стали предметом веры, стали восприниматься разумом как
программа будущего, то тела некоторых нартов (первых поверивших), стали послушно дряхлеть.
 Эти послушно-одряхлевшие тела стали наглядным доказательством правдивости этих догм. Дряхлые нарты стали
предвестниками и доказательствами того, что смерть по причине старости приближается ко всем. А до появления таких
верований и таких дряхлых старичков, нарты не позволяли своему телу стареть и умирать. Таким образом ситуация
в корне изменилась. Тем не менее, большинство нартов ещё помнило своих предков, которые жили очень долго.
А нартские тела и их внутренние органы ещё не знали что такое болезнь. Поэтому, даже после появления твёрдой веры
в неминуемую старческую немощность и смерть, даже увидев множество немощных старцев умирающих на их глазах,
нарты продолжали жить долго, многие жили до 1000 (тысячи) лет, а некоторые и больше. Правда, теперь, долгая жизнь
нартов разбилась на несколько разных стадий (нижеследующих).
 Примерно до 150 лет, нарты сохраняли свои силу и размеры, а после, начинали уменьшаться и становились маленькими
(как грудные дети) и невестки правнуков укладывали их в детских колыбелях (гущэ). Нартское тело не понимало
приказа разума на дряхление и немощность, поэтому оно просто уменьшалось в своих размерах.
 Примерно к своему 250-летию, они уменьшались до размера мизинца. Тогда их перекладывали в вычищенные изнутри
и высушенные тыквы, которые подвязывали к потолкам. Для каждого такого старца, нарты изготавливали маленькие
кинжалы из горного хурсталя. При помощи этих кинжальчиков, старцы вырезали из дерева предметы необходимые им
в повседневном быту, а также они стригли себе бороды. Когда некоторые старцы не стригли бороды, хотя бы десять лет,
то их бороды свисать до самого пола. Когда невестки пра-пра-правнуков проходили мимо этих тыкв, то они делали
необходимый уход и раскачивали их по вечерам, чтобы обитатели могли уснуть.
 Примерно к своему 350-летию, нарты уменьшались до размера муравья. Тогда, для них делали домик из скорлупы ореха.
Этот домик-орех оплетали веревками и тоже подвешивали к потолку. Старые нарты из орешков были чрезвычайно
любопытные, они постоянно просили молодых нартов взять их с собой в очередное зек1уэ. И нарты снимали с потолка
обвязанные домики-орехи и подвешивали их к своему поясу. Так старики путешествовали вместе с молодыми и видели
мир. Но иногда подвешенный ореховый домик терялся в походе, тогда найти старика уже не представлялось возможным.
Язык древнейших нартов за период 200 или 300 лет менялся примерно на 30-40 %, а за 600 лет менялся так сильно, что
молодые нарты не понимали языка тех старцев, которым исполнилось более 600 лет. Поэтому, в качестве переводчиков
выступали старцы помоложе. Нартские старики, живущие в скорлупках, когда достигали возраст около 1000 лет,
уменьшались до размера пылинки. Только тогда они позволяли телу умереть, чтобы получить новое тело.
 Наибольшая тяжесть ухода за глубокими старцами (старше 150 лет) была на женщинах (невестках рода), которые
укачивали колыбельки и тыквы. Обитаемые тыквы распределялись по числу невесток. В тех родах, где невесток
было много, там под потолком каждой невестки висело две-три тыквы, а если в роду была всего одна невестка, то
у неё под потолком могло висеть до 20-ти или 30-ти тыкв.   

  Нарты иногда обсуждали на Хасэ вопрос – «Как облегчить труд этих единственных невесток?». Думали много, но
придумать толком ничего не могли. Так продолжалось долго.
Но однажды, один из нартов сказал почтенному собранию: «Нарты! Послушайте и подумайте. Недавно, я путешествовал
по землям чинтов и увидел у них один обычай, который они называют плохим, но, тем не менее, они соблюдают его
издавна. Всех стариков, ставших немощными, их сыновья обязаны сбрасывать с высокой отвесной скалы. А тех стариков,
у кого нет детей, они приглашают на почётный пир, угощают вином, а затем опьяневших убивают мечом или камнем.
Мы знаем, после того как умирают тела, души стариков переселяются в новые тела.
Раз души бессмертны, раз умирают только тела, то не будет вреда если не церемониться со старым изношенным телом.
Пусть старое тело умрёт досрочно, а душа предка быстрее получит новое рождение!».
  Сначала, это предложение было воспринято как совершенно немыслимое, жестокое и бесчеловечное. Однако, нарты
часто вспоминали это скандальное и провокационное предложение. Затем, у этого предложения появились небольшое
число сторонников, которые заявили, что не хотят в старости быть обузой невесткам. Потом, кто-то догадался
пригласить жрецов, имеющих большой авторитет в соседней Чинтии.
 Эти жрецы рассказали о том, что их обряд это проявление заботы и большого уважения, которое общество обязано дать
немощному старцу, пожелавшему совершить переход. Они утверждали, что торжественный (ритуальный) обряд
(почётный пир) необходим, чтобы переход души состоялся наилучшим образом. Когда некоторые нарты попытались
критиковать обряд, то жрецы с пылом защищали свой обряд, а критику воспринимали как оскорбление их культуры и
всего чинтского народа. Нельзя было нарушать гостеприимство, поэтому, обсуждение вопроса отложили момента, пока
гости не уедут домой.
 После 50-ти лет обсуждения этой темы, всё нартское общество раскололось на два лагеря (сторонников и противников)
посыпались взаимные обвинения.
 Сторонники называли этот обычай - «Принятием почётной смерти».
 Противники называли его «Убийство родителей».
 Сторонников обычая обвиняли в бесчеловечности.
 Противников обычая обвиняли в трусости.
 Позже появился и 3-ий лагерь, занявших нейтральную (примиренческую) позицию.
Начался всенародный дискус. (Далее, кратко изложим аргументы его участников).

Аргументы сторонников обряда «принятия почётной смерти»:
- Мы не против стариков. Старики у нас почёте. Только немощность (дряхлость) портят жизнь старикам.
Дряхлость нарта (мужчины) видна всем, когда он не может «вытащить на три четверти нож из ножен, сесть без чужой
помощи на коня, натянуть лук, натянуть на ноги ноговицы, держать грабли в руках, чтобы сложить копну сена,
не дремать, охраняя стадо». Не все старшие, а только одряхлевшие (немощные) нуждаются в «почётной смерти»
и в быстром переходе в новое тело. Чтобы быстро совершить переход, одряхлевший нарт должен добровольно, в кругу
друзей, торжественно принять почётную смерть из священной чаши, показывая молодёжи пример мужества.
  - Дряхлость это длительные страдания от немощи, а переход позволит не только избежать эти страдания, но ещё и
быстрее начать наслаждаться новым телом.
  - Свобода человека, кроме всего прочего, означает, что человек вправе поступать со своим телом и жизнью так,
как ему угодно (не нарушая права других людей). А если у человека нет этого права, то значит человек чужая
собственность, значит его свобода не настоящая.
  - Этот обряд - красивый способ перехода в новую жизнь, это не самоубийство. Самоубийством следует считать плохо
прожитую жизнь (жизнь труса, злодея и т.п).
  - Уважаемый  старец, решивший совершить переход, должен иметь полную общественную поддержку (одобрение
окружающих), это обеспечит успешный переход, а значит, тут без обряда (ритуала) не обойтись.
- У нас почему-то есть запрет на обсуждение собственной смерти. И это несмотря на то, что СМЕРТЬ - для смертного
человека это главное событие в его жизни, что с ним происходит. Хотя каждому очень ИНТЕРЕСНО.  Получается, что
самая ИНТЕРЕСНАЯ тема находится в «запретной зоне», да так, что большинство людей боится даже подумать об этом,
не то чтобы обсуждать это с другими.  То есть тема смерти оказалась за пределами нашего мышления, а это ненормально.
 - Нартское мужество - когда достойная жизнь, заканчивается достойной смертью. Достойная смерть это смерть в бою,
защищая родину, честь, справедливость и т.д. Поэтому, нартские воинские обязанности для молодых нартов имеют
ценность выше жизни. А для стариков, почетная смерть (через обряд) имеет большую ценность, чем немощная жизнь.
 - Е ул1эн, е ул1ын (Либо умри, либо будь мужчиной). Ул1ын – зы, ул1эн – т1у (Во-первых – быть мужчиной, во-вторых –
умереть как мужчина). ЩыIэкIей нэхърэ кIуэдыкIафIэ (Лучше умереть достойно, чем жить без чести). Мужество это
способностью противостоять всему, что разрушает нартскую героическую жизнь. Если достойная смерть для нарта это
смерть в бою, то смерть в постели – позорная смерть.
- Вроде все понимают, что смерть это лишь дверь перехода, но почему-то некоторые возражают против перехода в новое
молодое тело. Наверно они трусы, которые боятся смерти и не верят в реинкарнацию. Не верить в реинкарнацию это же
немыслимо.

Аргументы противников обряда «убийства родителей»:
  -античеловечное, антидуховное жестокое убийство родителей нельзя маскировать под разными красивыми названиями
типа «обряд перехода» или «принятие почётной смерти». Смена название не меняет сути, но позволяет обмануть народ.
  - кто будет решать, что страдания от немощности (дряхлости) уже наступили? Тут много возможностей для
злоупотребления. Дети должны защищать жизни родителей. Также как родители защищали детей. Одна из форм их
защиты это когда нет бесчеловечных законов, одобряющих насилие.
  - Если Хасэ примет обряд «убийства родителей», то обряд станет законным способом бесчеловечного давления на
пожилых людей, с целью принудить их самоубийству.
  - Если старец никого силой не принуждает оказывать ему помощь, то он свободен и волен жить столько, сколько
его душе угодно. Он не нуждается во внешних запретах, ограничениях, которые помешают его жизни и его свободе.
  - Пока у человека есть интерес к жизни, до тех пор у него есть «свобода выбора», в т.ч. свобода и  право продолжать
жить (даже с неприемлемым качеством жизни), даже оставаясь в немощном теле, и даже вовлекая в заботы своих родных.
И на эту личную свободу ни один обряд не вправе покушаться. Родные и близкие тоже имеют свободу, они сами решать
вопрос – как долго поддерживать своих родителей. На свободу лиц желающих заботиться о родителей, ни один обряд,
ни один закон, не должен покушаться.
- Смерть родителей никогда не добавляет детям счастья, а только добавляет несчастья. Вопросы жизни и смерти членов
семьи это внутреннее дело семьи, в которое общество не вправе вмешиваться без особой на то необходимости.
Мы не умираем от голода, живём в достатке, значит - нет внешних тяжёлых обстоятельств, толкающих нас
к бесчеловечным и жестоким убийствам.
- причина преждевременного старения и смерти нашего биологического тела – нарушение гармонии взаимодействия
Души и Тела. Это поле битвы за гармонию и через это к долголетию и счастью. Старшим необходимо сражаться за то,
чтобы эту гармонию восстановить на прежнем уровне – молодёжном уровне. Старшим нужно в этом помогать, а не
толкать их дезертирству  с поля боя.
 - Достойная (героическая) смерть на поле битвы делает воина бессмертным, поскольку о нем и его роде слагают
хвалебные песни, остающиеся жить в веках. Однако, вести достойная жизнь в мирное время гораздо труднее, так как
много сложностей и соблазнов.
 - Если обеспечение прекрасной жизни (для каждого члена общества) не является высшей ценностью и главной задачей
общества, то героическая смерть на защите такого общества вообще глупость. Защищать  стоит только прекрасное
общество, достойное уважения и восхищения. Геройская смерть на защите ужасного общества это напрасно потерянная
жизнь.  Глупо с риском для жизни защищать то общество, где Ваши дети будут мечтать поскорее Вас убить.
 - Те, кто говорят, что мы (нарты) счастливы только в момент смерти, умирая на войне и сражениях, они ошибаются.
Мы не любители смерти и потому не стремимся к ней. Мы любим жизнь и свободу. Мы бежим на поле боя не с желанием
 умереть, а с желанием защищать жизнь и свободу других. Когда это необходимо, мы жертвуем своей жизнью, ради чести
или для жизни других. Мужественное принятие смерти в бою, нельзя путать со счастьем. Как и у всех нормальных
народов, наше подлинное счастье находится в благополучной мирной жизни, жизни в окружении счастливых родных
и близких, когда счастлив весь народ. Мужественная смерть в бою лучше, чем долгая жизнь в бесчестии, но она хуже,
чем долгая счастливая жизнь честного и порядочного человека.  Те, кто уверенно рекламирует мысль, что в смерти
есть счастье, пусть они завтра добровольно умрут, чтобы больше и не запутывать нас своими речами.
 - Мирное счастье – единственное подлинное счастье, оно не хуже, а лучше всякого иного.
 - Соблюдать Хабзэ в мирное время сложнее, но это приносит удивительные полезные результаты и позволяет достичь
счастья (для себя и окружающих). Чтобы из года в год, кропотливо, не покладая рук, трудиться, строить прекрасную
жизнь для родных и близких, нужно в тысячу раз больше мужества и душевных сил, чем для гибели за один день в
ближайшем военном конфликте.
 - Корявые крылатые фразы типа «Нарт должен геройски умереть молодым в бою» следует считать частично
правильными, только если война длится более 100 лет, если несколько поколений старших уже погибли, а война
ещё продолжается. Только в этом случае можно просить молодёжь быть готовым к битвам ради будущей мирной и
счастливой жизни народа. Но если война не длилась долго, эти фразы не только ошибочны, но и вредны, они могут
вводить молодёжь в заблуждение. Если кто-то в мирное время рекламирует такие самоубийственные фразы, то,
скорее всего это наши враги, и те кто сам не обладают мужеством (кстати, именно поэтому они ещё живы), либо они те,
кто просто ненавидят жизнь (особенно ненавидят молодую цветущую жизнь).
 - Если используя разум подумать, то будет понятно, что нет плохого в том, что нарт проживёт 100-150 лет и умрёт от
старости, а не умрёт молодым от ран в возрасте 20 лет.   
Это прекрасно, если 100-150 летний старик выпьет бахъсымэ и станцует на свадьбе своих правнуков (это ужасно
только для некромонгеров).
 - Хотя смерть это всего лишь дверь перехода в новую жизнь, всё же это явление печальное. Смерть приносит
длительное расставание с любимыми людьми, родственными душами, а когда именно мы их снова встретим (увидим)
мы точно не знаем. Ведь они могут получить новое тело через минуту, а могут через 100 или 300 лет, причём мы заранее
не знаем в какой семье, в какой стране, они родятся вновь.
 - Нет серьёзных внешних обстоятельств принуждающих нас принять этот ужасный обычай. Не красивые слова, а наши
действия показывают то, кем мы являемся. Если у нас душа болит от того, что предстоит расстаться с постаревшими
родителями, значит мы ещё люди (человеки). Если мы торопимся расстаться с нашими постаревшими родственниками,
значит мы бездушные эгоистичные насекомые. Будь мы не в силах или не вправе игнорировать чужие глупые обычаи,
если бы какой-то злобный Бог обязал нас их соблюдать, тогда можно было бы понять и простить тех кто выступает за
этот обычай. Однако, вопрос введения этого обряда целиком во власти Нарт Хасэ и народа. Если обычай будет введён, то
это будет по причине духовного обнищания, внутренего гниения.
 - Мы тоже согласны, с утверждением "смерть нужно встречать с достоинством". Но разве постель может отнять
достоинство ? Неужели смелые нарты так сильно бояться постели, что готовы досрочно сбрасывать друг друга со скалы.
Получается, что страх смерти в постели, укорачивает жизнь нартов на 30-50-70 лет. – позор.
 - Из каждой жизни душа обязана извлечь максимальную пользу. Будь это не так, то Тхьэшхуэ вообще не стал бы
дарить нам жизнь. Бегство от жизни, а также любая форма любви к смерти, это бегство от реальности мира,
которую подарил нам Тхьэшхуэ, это неприемлемо. Следовательно, нельзя ускорять смерть (свою и родителей).
Наши родители не мешают нам жить хорошо, наоборот, все наши сегодняшние условия жизни и большинство наших
достижений это результат их усилий.
  - Возможно, что обычай «убивать старцев», применяют племена, у которых катастрофическая нехватка еды, т.е. там
 это вынужденная мера, единственный способ выживания, т.е. это их реакция на чрезвычайно сильные внешние
негативные природные обстоятельства. Ещё теоретически допустить, что этот обычай существует у глупых народов, у
которых главенствует не доброта, не любовь, не здравый смысл, а какая-то форма некромонгерской религии (где любят
смерть и ненавидят жизнь). У нас (в Нартии) нет нехватки еды, нет некромогерской религии, поэтому этот обычай нам
совершенно не нужен, более того он для нас вреден, ведь он травмирует души молодых людей, превращая их в убийц
собственных родителей.
 - наше Ц1ыхугъэ означает милосердие и сочувствие, великодушие и сопереживание, необходимо ставить себя на место
другого, помогать попавшим в беду. Но беду нужно  отличать от глупости. Глупость, если актом самоубийства, нарт
выступает против жизни.
- Герои – те, кто погиб сражаясь за честь, справедливость, жизнь родных и близких, свободу родины и т.д. Но есть ещё и
другие герои, которые сражались в тех, же битвах, но они выжили, это те, кого наши враги не смогли убить, кто дожил
до старости. Мы не должны, на радость врагов, убивать выживших героев или принуждать их к самоубийству.
- Геройская – только смерть в бою за правое дело, за счастливую жизнь других. Это возможность в один миг подняться
на более высокую ступень духовного развития, а иногда это даже подняться на несколько ступеней вверх.
Мы становимся лучше, когда вступаем в схватку с негативом внешнего мира и оказались сильнее любых страхов. Увы,
геройская смерть не имеет никакого отношения к этому негативному обычаю, перед которым у некоторых есть
желание отступить.
  У человека есть священное право – «жить как и сколько ему хочется», при условии, что он сам не нарушает такие же
права других. И пока окружающие признают за человеком это священное право, которое никак не нарушает их права,
до тех пор всё будет мирно и спокойно. НО если окружающие начнут вторгаться, то ответная  (защитная) агрессия и
конфликты неизбежны.
-  Каждая жизнь прекрасна и поучительная. Однако, нашим славным предкам повторная жизнь на одном и том же уровне
духовного развития скорее всего не очень–то нужна. Нужно подниматься на следующий уровень. А для этого нужно
сделать всё возможное. Досрочно заканчивать жизнь и борьбу означает невыученные уроки, неполученный уровень.
 - Нарты будьте осторожны и благоразумны. Поймите, что среди нас появились некромонгеры то есть любители смерти.
Миллионы лет запрет на неОбоснованное убийство своих сородичей есть у большинства животных. Есть он и у человека.
Но придумать фальшивое обоснование для убийства человека человеком смог только жрец-некромонгер. Это они хотят
внедрить в наше общество выгодный им обычай, совершенно бесполезный и вредный. Любой из глупый обычай
можно будет легко отменить, при одном условии — если мы не привыкнем извлекать какую-то энергию из них.
Некромонгеры хотят безнаказанно убивать своих родителей и родных, даже убивать детей. Даже если их наказывать, то
они не перестанут любить смерть ( у них такая религия), но они перестанут нести смерть другим. Свободу человека, на
право уйти из жизни (путём самоубийства), физически невозможно отнять у человека. Следовательно, эта такой особый
вид свободы, которая не нуждается в защите и защитниках. Те, кто изображают из себя защитников этой свободы, на деле
хотят получить законное право подталкивать людей к убийствам и самоубийствам, это вообще не люди, а некромонгеры.

Аргументы тех, кто занял нейтральную позицию:
  - если жизнь старика в немощном теле становится для него невыносимой, неинтересной, если он становится обузой для
родных и племени, то нам не известно ничего плохого в том, что старик добровольно совершит быстрый переход (через
обряд) и получит новое тело.
  - если старики добровольно, а не под давлением общества, будут приходить на смертельные пиры, то обычай может
применяться. Это лучше чем самоубийство  старца в безвестности, при неизвестных обществу обстоятельствах.
  - если обязанность сбрасывать старика с горы возложена на его родных детей, то не будет кровной мести, так как это
внутрисемейное дело.
  - на почётном пире старикам нужно подавать не просто опьяняющий, а отравленный напиток (т.е. чашу с ядом), чтобы
старики своими руками приняли почётную смерть, тогда никому не придется стать палачами (убийцами) спящих и
немощных старцев.
  - обряд «принятия почётной смерти» должен совершаться исключительно добровольно и только в интересах пожилого
человека, для скорейшего нового воплощения. Совершать обряд принудительно или в иных целях нельзя, так как это
уже будет преступлением, которое называется убийством.

Обряд становиться обязательным законом.
  После 100 лет обсуждений, появились такие нарты, которые, не дожидаясь принятия на Нарт Хасэ закона уже стали
практиковать этот обычай. Против таких нартов стали выступать противники обычая, начались потасовки и даже
кровавые конфликты.
 Нарты вновь собирались на Хасэ и пытались решить проблему, сначала они не хотели вводить обычай, но считали
своим священным долгом защитить «свободный выбор» тех, кто желает соблюдать обычай. Возможно, что тогда на
всей планете победно шествовали тенденции духовной деградации, т.к.  непонятно почему, но большинства нартов
постепенно склонилось в пользу введения у себя чинтского обычая «убиения старцев». После этого, постепенно, обычай
стал соблюдаться повсеместно, как обязательный закон, тех, кто уклонялся от его соблюдения, наказывали позором.
Приведём характерную цитату из нартского сказания о первом появлении Саусэрыкъуэ на Хасэ нартов:
«Тот навек обесславлен, кто не выпьет из рога, – пусть он даже отравлен».
 … Прошла первая тысяча лет, после введения обычая «убиения старцев».
Эту тысячу лет не оставляли в живых старцев, перешагнувших определённый возраст. За тысячу лет ни один новый
старец не был уложен в детскую колыбельку. Из подвешенных к потолкам тыкв и ореховых скорлупок постепенно
исчезли их обитатели. Дошло до того, что народ начал забывать о том, что старцы вообще когда-то жили в колыбельках,
тыквах и орехах. Новая нартская молодёжь не верила в то, что нарт может жить 700 или 1000 лет, ведь они такого
никогда не видели. Они уже твёрдо верили, что рассказы о тысячелетних старцах в тыквах и орешках это просто сказки.
  Последовали многие мрачные тысячелетия, когда обычай «убиения старцев» соблюдался неукоснительно.

 --- * * * ---
  Отмена обычая. Много позже, прим. 12 или 20 тысяч лет назад, нарт Бэдыныкъуэ положил конец обычаю «убиения
старцев», но об этом читайте в адыгском Нартском эпосе.
 


Рецензии