маршала Жукова

Лиса и журавль — распространённый сюжет о том, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили и угощали так, что гость не мог попробовать приготовленного блюда.

Сюжет восходит к басне Эзопа «Лиса и журавль». Использовался многими авторами, например, Ромулом и Жаком де Винтри, К. Ушинским, Л. Толстым. Сюжет встречается в европейском, американском (у индейцев) и восточном (персидском) фольклоре. Известна одноимённая русская народная сказка.

С журавлем лисичка в ссоре,
Коль причину вспоминать.
Недовольна угощением,
В чем подвох ей ожидать?

Прочитав сказку детям, надо задать им несколько вопросов, чтобы они могли сделать определенные выводы.

Например: правильно ли поступила лиса? почему так поступил журавль? есть ли дружба между лисой и журавлем?
Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль "отблагодарил" ей тем же.
Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется.

Не смогла отведать каши,
Хоть журавль стал предлагать.
Нас чему научит сказка,
Смог, дружочек, ты понять?

В белорусском фольклоре есть похожая сказка, только там не журавль, а цапля. Однако от этого смысл сказки не меняется. Ведь о чем она, она о том, что как журавль, так и лиса не хотели понять характер и особенности друг друга. Вроде и приглашали-звали друг дружку в гости, но при этом старались угостить-привабить так, что ещё раз придти и вернуться не хотелось. Не понимали, что журавлю удобно есть из высокого кувшина, а лисице из низкой тарелки, а в кувшин её голова не пролезет, так как клюва нет.

**************************

Лисиця і журавель. Чому вчить казка?

З журавлем лисичка в сварці,
Коль причину згадувати.
Незадоволена частуванням,
У чому підступ їй очікувати?

Не змогла покуштувати каші,
Хоч журавель став пропонувати.
Нас чому навчить Казка,
Зміг, друже, ти зрозуміти?


Рецензии