Тяжесть греха

«Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем».
Исаак Сирин Ниневийский

***
В моей жизни был период, впечатление от которого в целом – светлое, но с оттенком жизненного мрака, наполнявшего всё моё существование в объятиях греха.
Ошибки были разные: от едва понятных моему скудоумию и едва ли видимых в моём ослеплении; и – до смертных грехов.
Видимых и уже осознанных прегрешений было много: они давили на совесть тяжелейшим спудом, скрывающим чистоту человеческого существования. Иной раз казалось, что я вот-вот буду раздавлен под их гнётом.
Совесть вопияла от тяжести этого проклятого веса, но как сбросить с себя этот груз? – я не знал. Упоение любимой работой, иногда пьяное веселье, заботы о семье, как будто отвлекали от этой тяжести, но в какие-то моменты греховный груз с неожиданной силой вновь наваливался на каждый квадратный миллиметр тела и души.
Всё моё существо выло тоскливым псом под луной и катилось куда-то в пропасть.
Бывало, я напивался до пьяна, но всегда был встречен женой с немым укором, не находя от неё никакой поддержки и понимания в моей тоске. Тогда я запирался в туалете на какое-то время, чтобы продекламировать для своего слуха стихи Лермонтова:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

Так я разнообразил свою душевную пустоту и боль, пока, наконец, не нашёл смысл и отраду, идя к Богу через службы и Таинства Православной Церкви. За мной потянулись жена и дети – это был кропотливый и долгий процесс: исповедь, покаяние и осмысление своего грешного бытия…

Душа неохотно принимала этот новый и непонятный труд, но какой-то невидимой волей творилось принуждение – это, как я позже понял, и была помощь Божия. И ещё я понял, что на каждого человека она действует по-разному: к кому-то приходит ощутимо, принося радость, а на кого-то накатывается тяжёлым, но, вместе с тем, спокойным и мягким бременем.
Я испытал на себе многие формы помощи Божьей и испытываю их до сих пор, хотя и не всегда вижу и не всегда чувствую её. Впрочем, вряд ли найдётся на земле человек, который всецело понимает и осознаёт помощь Божью – это открытие ждёт каждого из нас в вечности.

Тяжесть греха постепенно уходила; и в один прекрасный момент я услышал в себе поразившую меня весть, что все грехи мне прощены! После чего я стал ещё бережнее относиться к Божией помощи; ещё внимательнее к произнесению слов и намерений в действиях моего тела и души.

«По образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи!»
Ефрем Сирин

Октябрь, 2021


Рецензии