Адыгская работорговля в средние века

 Европе это хочется забыть, но европейский-христианский мир на 1200 лет
позже чем даже мусульманский мир начал борьбу против рабства.
Обращать мусульман в рабство было под запретом, а освобождать рабов было
объявлено богоугодным делом.
 Адыгская нартская мифология содержала философию свободных людей.
 Шумерская, Египетская и Еврейская мифологии были основой для рождения
религий и идеологий рабов и рабовладельцев.
 Благодаря влиянию нартской мифологии, адыги стремились перепрыгнуть стадию
рабовладения, а затем и феодализма. Рабовладение перескочить удалось, а вот
феодализм смог внедриться на части территорий.
 Все шесть тысяч лет истории адыгов, примерно до 1800 года, у адыгов не было
рабовладельческой религии и идеологии.
 Нартская языческая религия адыгов ни прямо, ни косвенно не поощряла
рабовладение и работорговлю. Рабство как таковое было противно нартскому духу.
 Тем не менее, некоторые адыги в средние века, начиная с вторжения татаро-монголов, действительно занимались работорговлей. Однако, как следует из множества аутентичных источников, они редко торговали соплеменниками, а чаще всего продавали пленённых захватчиков-инородцев. Данная торговля увеличивалась,
в зависимости от внешних агрессий, т.к. нужно было важно изыскивать финансовые
средства для сопротивления.
 Рабовладельческая Российская империя, чтобы оправдать своё вторжение в
Черкессию, распространяла клеветнические измышления о том, что черкесы все
работорговцы и т.д. Однако, это не более чем аналог пропаганды Гебельса.
 Приведём некоторые исторические свидетельства.

-- "Черкес не продает другого черкеса, страшась кровного закона, или кровавой мести, которая будет так же беспощадна к нему, как к убийце; я даже говорил о том, что князь не мог продать крепостного, разве только за измену или вероломство, и при этом по решению суда, вынесенному народным собранием." [Фредерик Дюбуа де Монперье. "Путешествие вокруг Кавказа".]

-- "В общем, черкесов можно назвать красивой нацией; особенно красиво выделяются мужчины своим высоким ростом и красивым сложением, так как они делают все возможное, чтобы сохранить свою стройную талию. Они обычно среднего роста, очень сильные, мускулистые, но не жирные. Их плечи и грудь широки, таз всегда очень узкий; обычно у них каштановые волосы и карие глаза, удлиненная голова и узкий прямой нос. Их женщины обычно самые красивые на всем Кавказе. Однако я должен заметить, что повсеместное мнение, как будто бы они являются обитательницами турецких сералей (гаремов), является необоснованным, так как черкесы чрезвычайно редко продают своих соплеменников туркам, обычно только украденных рабов. Большая часть красивых женщин попадает в Турцию из Имеретии и Мингрелии, в то время как торговля людьми у черкесов обычно ограничивается рабами мужского пола. [Генрих Клапрот ,"Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807—1808 гг".]

 Что касается непосредственно черкесов среди остальных рабов вывозившихся из бассейнов Черного и Средиземного морей, то есть списки невольников проданных во Флоренции, которые упомянуты в монографии Вильяма Филипса.
Филипс приводит показательные сведения средневекового автора Ириса Ориго о работорговле в этом городе. Это лист рабов, проданных во Флоренции с 1366 по 1397 гг.
Татары 274
Греки 30
Русские 13
Турки 8
Черкесы 4
Боснийцы 5
Критяне 1
Мусульмане 22
[Phillips William D. Slavery from Roman times to the early transatlantic trade. Manchester University Press, 1985. P. 98].

-- «Черкес, не продает в рабство своего соотечественника, опасаясь закона возмездия. Самый бедный, последний крестьянин расправился бы с своим собственным князем ..., если бы тот или другой осмелился продать в рабство кого-либо из его близки. " [Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953. с. 37. № 114 ]


Рецензии