История одного этюда
Стекло забвения разбив,
В мазки неровные вливаться.
В картины можно уходить,
Но невозможно оставаться.
/Дмитрий Ярошевский/
Как прекрасен зимний вечер,
Когда по улице идёшь,
Не торопясь, домой, на встречу,
Иль просто ты кого-то ждёшь.
Снег кружится и скрипит под ногами по пути домой с работы. Долгие зимние вечера. Порой их ждешь и хочешь скоротать в кругу интересных знакомых. Получить заряд позитива для души. Я захожу редко в последнее время в гости к своему наставнику Михаилу Петровичу Кудрину, чтобы ощутить атмосферу его творчества. Проникнутся в беседах о настоящем, поразмышлять с ним о своем за чашкой ароматного, крепкого цейлонского чая. Просто согреться о бокал чая, словно путник, пришедший после долгой дороги на постоялый двор, пробираясь через снежные вьюги домой.
Однокомнатная квартира в двухэтажном доме. Звонок в дверь. Открывает мне мужчина невысокого роста, с черными смоль волосами и голубыми глазами. От него нельзя оторваться, словно взгляд - магнит притягивает к себе своим человеколюбием и каким-то внутренним светом души. И его черный кот мурлыча, зовет пройти в дом.
Бросается в этом образе, какая то внутренняя устремленность и бездонная сила духа во что-то великое и глубокое. И все это украшает простая скромность.
Скромность, которая разлита в его маленькой комнатке, во всех вещах, которые его окружают. Маленькая иконка и фотография замечательных родителей, которые прошли горнило жизни. Все, они вложили самое лучшее в своего сына. Сразу бросается в глаза открытый этюдник с рабочей палитрой и кистями, мастихинами. Краски словно полюбили своего творца и открыли ему свои тайны. Приятный их запах создают эту атмосферу творения. Смотря на его рабочую палитру, поражаешься колориту и смешению красок. Загрунтованные белые холсты и подрамники, багеты. Новые картины и этюды после удачных пленэров. Это - мастерская художника. Полки с книгами самыми необходимыми. Словно он готов собраться в путь по зову сердца в каждое мгновенье жизни или на какой-нибудь пленэр. И так рождались и рождаются картины и этюды в этом мире, на которые хочешь постоянно смотреть. Загораться внутренним огнем, творить. Многие его этюды могли быть утеряны*. И каждая картина или этюд – это исповедь, разговор со зрителем, беседа на тонкой струне души. И каждый раз мне передается это состояние, его дыхание и пульс сердца.
И про один такой этюд, я хочу Вам рассказать, который не смогли бы Вы увидеть и ощутить его красоту. Есть одно высказывание, цитата: «Истинно то искусство, к которому хочешь возвращаться снова и снова, с новыми мыслями и чувствами».
Весенний лес
Земля только пробудилась от холодной зимней спячки. Зелень вокруг начинает только пробиваться. Молчаливые ели в окружении сосен растопырили свои лапы и хранят тайну смешанного леса.
В утренние часы лучи солнца начинают пробиваться через темную крону деревьев, ища дорогу свету. Слышно щебетание малых птах, которые поют о новой жизни, что скоро наступят майские грозы и знойное лето. Чем больше смотришь на эту картину, уходя в нее полностью, то начинаешь больше понимать тишину леса, голос Бога. Лес вторит нам о мироздание.
Вот такой удивительный этюд подарил нам художник, рассказывая о своей любви к природе подмосковного леса в Балашихинском районе, недалеко около глубокого болотного озера Бабошкино.
Живописные полотна Михаила Петровича напоминают нам чем-то поиски замечательного, талантливейшего, самобытного художника Константина Алексеевича Васильева. Картины Васильева удивительны - они способны заворожить любого. Его творчество невозможно спутать ни с каким другим – слишком специфична, удивительна и узнаваема сама атмосфера его великолепных творений. Надрывная жизнь и непростая судьба обоих, словно оголенный нерв, за что истинное и правдивое. И общее, что их объединяет внутренний свет, борьба добра со злом, любовь к познанию жизни и русской души, любовь к своей малой и большой Родине, к ее истории и культуре.
Пусть это станет новым откровением и счастьем тому, кто его услышит в самом (-ой) себе.
Любите жизнь, тех людей, которые Вам дороги по жизненной сути, которые открывают дверь в удивительный другой мир – мир души и искусства.
Послесловие. К сожалению общество безжалостно относится к тому, что имеет. Сердце планеты Земли, как сердце матери, содрогается от боли и крика. Она кричит от своей беспомощности, наказывая своих обитателей изменением климата и различными стихийными бедствиями. Равнодушие – погибель всего живого. Картина осталась, только нет этого удивительного места, где писался этюд. Остался шрам в душе хвойного леса, так и у каждого человека, кому дороги эти места.
«Жук-короед повредил хвойные деревья. Спилить!!!» - предписание местных чиновников.
А в этих местах бродила моя душа и отдавалась прекрасным мыслям…
Искала вдохновение…
Радовалась природе…
Теперь жуткое зрелище…
Голгофа леса…
Вырвали из сердца кусок чего-то большого.
И где-то слышна набатом известная песня группы «Любэ»:
«Не губите, мужики, не губите!
Не рубите дерева, не рубите!
Ради гнездышка грача, не рубите сгоряча!
Не губите, мужики, не губите!»
Лес восстановится молчаливо и тихо, не говоря о своих печалях. Берегите лес! Это – храм Природы. Но печаль, и эти слова будут летать над ним в воздухе, растворяясь в синеве неба. А этюд будет напоминать об этом всегда, как о духовном наставнике, так и замечательном художнике.
(*Примечание автора. Просто художник их считал неудачными по его мнению. Это была попытка и шанс, сказать о наболевшем в душе. Для него – неудача в живописи, а для меня ценно тем, что там есть свет. И я понимаю его без слов как начинающий художник: как его полотна, так и устремления души. Наставник и ученик. С этим я живу всю жизнь и благодарен Богу. В связи с чем, я попросил его, подарить мне эти неудачные этюды с лучшими пожеланиями от всего сердца.)
Использован этюд М.П. Кудрина «Весенний лес».
В ночь под утро. 22.07.2016
Оконч. редакция 28.10.2016
Свидетельство о публикации №221100201154