Ошибка ньютона

ОШИБКА НЬЮТОНА

Говорят, что если раньше открытия делали одиночки, то время прошло, открытия сейчас делаются учеными коллективно. Однажды академик Б.Патон написал: "В науке давно миновало время одиночек. Исследования ведутся большими коллективами". (Комс.правда, 22.03.80) Академика трудно упрекнуть, он не утверждает, что открытия делают коллективы. Но это или другое подобное заявление побудило журналиста написать:"...общеизвестно, что научные открытия уже давно перестали быть прерогативой одиночек". (Правда, 9.03.83) На этом основании научные издания не публикуют, поступающие к ним рукописи, если нет соответствующей рекомендации с круглой печатью (акта экспертизы) Считается, что по любому явлению есть эксперты, которые могут правильно оценить то или иное открытие. Но вспомните открытие Коперника, или Менделя, или Циолковского и многие другие. Все они входили в науку с боем, испытывая противодействие "ученых экспертов".

Открытия можно разделить на два класса: чувственные (астрономические, географические, экспериментальные) и разумные (теоретические).  Первые делаются с помощью органов чувств и,  как правило, требуют больших затрат на снаряжение экспедиций, оборудование обсерваторий и лабораторий. Для вторых не требуется ничего кроме своего собственного разума, умения мыслить и листа бумаги, на котором можно было бы записать свои рассуждения. Если чувственные открытия обычно делаются коллективно, то теоретические открытия делаются, как правило, индивидуально. Они нуждаются только в гласности, в обсуждении полученных результатов. Но вот с этим у нас всё налажено с точностью до наоборот. Никакой гласности, никаких одиночек. Открытия должны делаться только в институтах и академиях коллективно. Наилучшим показателем развития науки является количество открытий, отмеченное Нобелевскими премиями. За весь XX веку нас было 19 (девятнадцать) таких лауреатов, в США - 255.

Существующая научная система позволяет организаторам науки контролировать свои коллективы. И если кто-то из коллектива выдаст вдруг светлую мысль, то эта мысль, если будет признана достойной, освятится подписью руководителей, которые не откажутся быть соавторами или даже вычеркнуть настоящего автора из списков на премию. В 1951 году московский химик Борис Павлович Белоусов открыл новый тип химических реакций. Но опубликовать статью об открытии не смог. Случайно об открытии стало известно за рубежом. В 1971 году Белоусов умер. В 1980 году четверо "организаторов науки" получили за открытие Белоусова Ленинскую премию. Пятым в списке лауреатов был Белоусов (посмертно). Он бы и не попал в список лауреатов, если бы о нем не знали заграницей. Нобелевские премии посмертно не присуждаются и Нобелевскую премию за исследование открытия Белоусова подучил бельгиец Илья Пригожин. Если в науке будет свобода слова, то быстро обнаружится кто есть кто. Поэтому организаторы науки всеми силами стараются сохранить научную цензуру через акты и экспертизы. Но эта система загубила от 200 до 300 потенциальных Нобелевских лауреатов, если не считать, что наш народ глупее американского. Парадокс в том, что государство не жалеет средств на развитие науки и в то же время не позволяет выявлению множества наиболее ценных теоретических открытий.

Но может быть все уже открыто? Расскажу об одном открытии сделанном независимо друг от друга Борисом Ивановичем Черкуном и мной. В январе 1992 года я познакомился с Петром Михайловичем Смычагиным и от него узнал про открытие уже покойного Черкуна. Сохранилась машинописная рукопись в 70 страниц "Движение как диалектическое равновесие". Я занимался теми же проблемами и потому сразу оценил открытие Черкуна. У меня в 1989 году в местной печати (не научной) было опубликовано две статьи на эту тему. Рукопись Черкуна датирована 1982 годом, но не опубликована. И я,  и Черкун работали в полном одиночестве без всяких научных руководителей. Мы нашли ошибку у самого Ньютона, который утверждал, что действие всегда равно противодействию, Мы же утверждаем, что действие только иногда равно противодействию. Например, свая идет в землю, пока действие молота больше противодействия земли. Когда они сравняются, свая прекратит движение. Третий закон Ньютона оказывается только крайним частным случаем наиболее общего закона природы, названного Гегелем закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон охватывает все случаи взаимодействия в природе и в обществе. На одном фланге этого закона - третий закон Ньютона, на другом - монополия действия (действию нет противодействия). На одном фланге полная неподвижность, на другом революционное , катастрофическое движение взрывным способом. Разность между действием и противодействием является тем, что принято называть противоречием. Нет разности, нет противоречия, нет движения. Бели в электрической цепи исчезнет сопротивление, то произойдет катастрофическое короткое замыкание. Бели власти нет противодействия (оппозиции), то она становится гибельной для себя и государства.

В США была монополия частной собственности, которая привела к кризису 1928-32 годов. В СССР была противоположная монополия - монополия общественной собственности. Из истории известно, что монополия религии приводит к кровавым событиям. Сейчас снова возрождается монополия частной собственности и религии. Нетрудно предвидеть к чему это может привести.

Причиной любого движения является какая-либо разность, Бели есть разность атмосферных давлений, дует ветер. При разности уровней земли текут реки. Ток течет, если есть разность потенциалов. Наука развивается, если есть разность убеждений. Общество развивается, если есть разность состояний (богатые и бедные). Коммунисты не собирались бы строить социально однородное общество, если бы знали этот закон природы. Многие обвиняют Горбачева и Ельцина в гибели великого государства. Но Советский Союз умер естественной смертью.  Жесткая, монопольная система не может гнуться и должна сломаться.

Начались реформы. Но, если бы реформаторы знали, что действие без противодействия всегда ведет к катастрофе, они не отпустили бы сразу все цены "на волю". Цены без противодействия конкуренции выросли столь быстро, что производство остановилось. Далее реформа¬торы отпустили "на волю" и оклады, разрешив директорам самим устанавливать себе и подчиненным оклады. Директорский корпус стал тонуть в деньгах. Денег же на зарплату рабочим не остается. Чтобы спастись от огромной массы рублей, директорский корпус меняет ее на валюту по любому курсу. Происходит очередной обвал рубля и стремительное расслоение общества. Когда столь необходимая для развития общества разность между богатыми и бедными становится очень большой, происходит очередная катастрофа, называемая социальным взрывом.

Понимание  законов природы позволяет рекомендовать простейшие меры по выводу страны из кризиса. Частные производители могут сами устанавливать цену на свою продукцию. Государственные же предприятия и естественные монополии должны находиться под жестким контролем в области цен и тарифов. Зарплата директоров АО должна быть увязана со средней зарплатой сотрудников или иметь иное противодействие. Наши реформы могут .служить иллюстрацией к роли личности в истории. Если личность действует в соответствии с законами природы - это одно. Если же пытается действовать вопреки законам природы - это совсем другое. Но чтобы действовать по законам природы, надо их изучать и знать. Как-то увидел в телевизионной энциклопедии рассказ о законах Ньютона. Рассказывается, что ракета летит только потому, что действие равно противодействию, Но ведь это не так. Ракета летит потому, что действие реактивной струю больше противодействия инерции.

В любой отрасли человеческой деятельности есть консерваторы и новаторы. Задача первых сохранять имеющийся уровень отрасли неизменным. Новаторы же пытаются изменить имеющийся уровень. Так появляется действующая и противодействующая силы. Консерва¬тивной силой являются профессионалы отрасли. В науке профессионалами являются ученые, в технике - инженеры. Технику движут изобретения, науку - открытия. Но далеко не каждый инженер - изобретатель, тем более не всякий ученый делает открытия вопреки официальной доктрины, что открыта делают коллективы ученых. Учеными и инженерами люди становятся в процессе обучения. Новаторами люди рождаются. В соответствии с законом единства и борьбы противоположностей для развития одинаково нужны и консерваторы, и новаторы. В нашей же науке новаторам не дано права на жизнь. Без новаторов же ни наука, ни техника, ни искусство не могут развиваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общество и наука развиваются по объективным законам, которые нужно по¬знать и применять в своей деятельности. Познание же тормозится актами экспертизы. Не мо¬жет быть экспертов по теоретическим открытиям. Только в обсуждении, только в спорах рождается истина.

Упомянутые публикации
П.Смычагин   "Чужой среди своих" и П.Каравдин "Закон Черкуна, или конец косной материи" в журнале "Уральский следопыт " М7 - 1998 г.
П.Каравдин "Почему Советы не имеют власти" в газете "Вечерний Челябинск" 21 ноября 1989 г.
П.Каравдин      "Кто прав?" в газете "За доблестный труд" завода электромашин
(г.Челябинск) 13.07.1989 г.               
  Написано 26 февраля 2001 года


Рецензии