Черкесский флаг войны и легенда 12 племён черкесов
Мошенничество.
В заголовок темы вынесено тема: «Флаг войны и легенда 12 племён черкесов-адыгов» и это не случайно.
Обратиться к этой теме нас сподвигло казалось бы, рядовой случай.
В конце сентября 2021 года по территории Черекского района Кабардино-Балкарии в местах, где живут балкарцы в районе посёлка Кашхатау и Голубые озёра проехала легковая автомашина с развёрнутыми знамёнами, так называемого «черкесо-адыгского» и чеченского флага.
Балкарцы, к таким проявлениям любви показательных демонстраций «зелёного флага со стрелами и звёздами» относятся настороженно. Именно с такими флагами в 2008 году, в 2018 гг., на балкарское село Кёнделен шли одурманенные национал-фашизмом люди разных возрастов адыго-кабардинцы с лозунгами и выкриками воинственности, и возгласами «Адыге – уей» угрожающими в адрес балкарского народа.
Причина такой агрессии была то, что балкарцы такую агрессивную толпу не пропускала, через своё село, по одной причине.
Агрессивную толпу кабардинцев направляли идеологи создавшие миф, что якобы в 1708 году на этой территории, где живут балкарцы, со слов директора института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской республики, доктора наук, Бгажнокова Б. Х., который, как научное открытие заявил, что Баксанское ущелье это место старой родины кабардинцев. И, где эти самые древние, старожилы кабардинцы дали решительный отпор крымскотатарским войскам в 1708 году, которые напали на Кабарду.
И одурманенная толпа, напичканная этими мифами, шла победным маршем, с зелёными знамёнами на место мнимого сражения, известного в народе, как миф «Канжальское сражение».
Фактически суть вопроса состоит в том, что в указанное время 1708 год,
кабардинцы, как этнос проживал совсем на другой территории, и даже не совсем близкой – на левобережье реки Терек, в районе современной Ингушетии и Осетии в равнинных и предгорных районах.
Кабардинские историки показали на примере мифа «Канжальское сражение», как можно манипулировать народными массами, и даже так называемой интеллигенцией, так называемой по одному принципу, наличием диплома о высшем образовании.
Балкарцы, как известно до расселения кабардинцев в 1720 году на современной территории Балкарии, которая называется: Кабардино-Балкария, занимала территорию по реке Малке до его впадения его в реку Терек, с одной стороны, и рекой Урух, до её истоков на границе с Имеретией (Грузия), гранича с уездом Дигора, от равнин до Имерети, Сванетии и Карачая. Эти сведения документальные и описаны в «Книге Большого Чертежа» 1627 года, и в других документах.
Балкарцы именовались «Пятигорские черкесы» в иноязычных документах, сами именовали себя Бештау Эл – Пятигорская страна. Также в ходу было название страна Бештамак, то есть место слияние пяти рек: Малки, Баксана, Чегема, Черека и реки Терек у станицы Екатериноградской, недалеко от современного города Прохладного. На территории Балкарии известны такие вершины, как Эльбрус, Дыхтау, Коштантау, Шхара, Ушба и др.
Из вышеизложенного очевидно одно, что в 1708 году, кабардинцы, никак не могли сражаться с войсками крымского хана Каплан-Гирея, если только балкарцы их не попросили о помощи. Балкарцы, их не попросили. Так, как на территории Балкарии – Бештау Эл никаких сражений такого масштаба, как 100 тысячная армия Крыма, не нападала.
Теперь о манипуляции. Существует множество методов массового манипулирования. Это наука возникла в спецслужбах, а вместе с сотрудниками из тех служб проникла и в гражданскую жизнь. Эти специалисты после перестроечные времена вошли в различные службы, проникла и в научные заведения и властные структуры. У каждого своя цель.
У одних политика, у других история, а всё одно, и тоже, сплетённое вместе – манипуляция массовым сознанием.
В нашем случае успешное внедрение одного мифа порождает другой миф. Если вы думаете, что миф «Канжальское сражение» одно из первых в Кабардино-Балкарии, то это глубокое заблуждение.
Сегодня мы хотим рассказать о мифе, который называется
«Флаг Дэвида Уркварта», больше преподносимый нам, как флаг войны за независимость мифической «Черкессии», такой адыгской страны в XIX веке.
Кто такой Дэвид Уркварт?
Дэвид Уркварт – (англ. David Urquhart; 1805 — 16 мая 1877) — британский дипломат, разведчик и писатель шотландского происхождения, учился в колледже Сент-Джон (Оксфорд). Обладал блестящим талантом пропагандиста.
Эта книга в России почти неизвестная, его и в Интернете найти сложно называется «Дэвид Уркварт», таково, одно из имён нашего героя.
В предисловии к этой книге написано: «У биографа есть только две пути: либо утверждать, что в важных вопросах, во всяком случае, мнение было неправильным, а его точка правильной, что является рискованным трудным делом, либо «объяснить» своего героя, другими словами, сослаться на смягчающие обстоятельства.
Вторая альтернатива – признание в неудаче, и никто из тех, кто знает Дэвида Уркварта и восхищаться им, не был бы настолько малодушен, что принял его. Молчание было бы предпочтительнее, молчание до тех пор, враг не сдастся, пока мнение не изменится настолько, что много из того, что казалось нелепым парадоксом, станет приемлемым или, по крайней мере, приемлемым…», с. 5. «Дэвид Уркварт», 1920. Оксфорд.
На Северном Кавказе, где популярна тема о «Черкесском флаге» имя Девида Уркварта популярна, тем, что его имя связывают с созданием этого самого «черкесского флага» во имя борьбы за независимость адыгов Черкесии. На самом деле Дэвид к этому флагу не имеет никакого отношения. Собственно к этому флагу не имеют отношения и другие герои, как скажем черкес татарского происхождения Сафар-бей Занок -оглу, и ни прекрасная черкешенка княжна.
Напомним, о таком факте, как манипуляция. В основе манипуляции общественным людским сознанием лежит искусная подача ложной информации. Успех манипуляции гарантирован, когда масса людей верит одной лжи и опровергает другую ложь, хотя и первое, что «черкесский флаг» это творение Д. Урукварта, ложна и версия о Сафар-бей Занок-оглу, неверна версия флага, которую изготовила «черкесская княжна в гаремах османских султанов».
Собственно, почему книга «Дэвид Уркварт» кабардинскими исследователями не переведена на русский язык?
Вот в этом и заключена тайна, что Дэвид Уркварт, даже духом не ведал, что он автор «черкесского флага».
Мы ведь тоже проглотили эту наживку, что «черкесский флаг» это дело рук английского резидента Д. Уркварта.
На самом деле этот знаменитый флаг работа современных идеологов, и он создан в начале 90-х годов в Кабардино-Балкарии, эскиз флага рисовали местные художники. Чья идея – это дело техники и времени.
Вот этот известный «Черкесский флаг на зеленом фоне три стрелы и 12 звезд» это современная интерпретация местных идеологов, цель создания, которой отражает, статья из сайта «Адыге ру»: «Черкесский флаг, не просто символ единения адыгской нации, но символ бесконечного стремления к свободе. Рожденный в пламени кровавой войны он вобрал в себе все помыслы адыгов жаждавших перемен. Такие символы, появляющиеся во времена жестоких испытаний, являют собой искреннее души народа и потому остаются в его сердце навсегда…»
Красиво сказано, но это преамбула имеет отношение к перестроечным временам, когда первый президент России Б. Ельцин кинул клич: «Берите суверенитета, сколько можете!»
Перед кабардинцами-адыгами, такая задача тоже стояла.
Нужен был девиз, нужна была легенда, в которую все должны были поверить.
И появилась легенда о 12 черкесских (адыгских) племенах, их вечном союзе, их воинственности, стремление к независимости, то есть выхода из состава РФ в отдельное – Черкесское государство с выходом к морю. Отсюда и союз трёх республик: Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская республики и отсюда участие в освободительной борьбе абхазского народа, путь к внешним границам.
Республика Адыгея в 1992 году, утвердила такой флаг, как государственный. В КЧР и КБР, произошла заминка с этим флагом, а также и союзом трех республик. Карачаевцы и балкарцы, явно не хотели в такой союз, да и флаг адыго-кабардинский направленный, прежде всего против союза Российской Федерации их также не устраивал. Балкарцы и карачаевцы видят свое будущее именно, только в союзе РФ.
А легенда пошла победно по весям Кабардино-Балкарии и по всей России о 12 племенах, где кабардино-адыгский племенной союз мыслился самым великим и сильным.
На самом деле загвоздка заключалась в том, что адыго-кабардинцы большой и малой Кабарды, вообще не входили в союз 12 племен, как находящаяся в первой четверти XIX в., подданстве Российской империи.
Но и беглые кабардинцы не были поименованы в этом союзе 12 племён. На то были веские основания. Для тех, 12 племён Черкесии, кабардинцы были маленьким жандармом, в отличие от большого жандарма – Российской империи.
История писалась так, свободолюбивыми народами Черкесии подавшихся на красивые легенды английских резидентов, которые обещали Причерноморским народам и Карачаю независимость. Именно, Карачаю!
Карачай входил в этот союз 12 племен, по названиям: Карачай и Теберда – западная граница Карачая с абазинскими племенами. Адыго-язычной была только племя Бесленей, но и у них, были свои претензии к мурзам Кабарды.
Тем временем запущенная легенда – прикрытие «черкесский зелёный флаг» от Дэвида Уркварта, набирала обороты. К одним легендам прибавлялись другие легенды. Завесу этой легенды, косвенно помог открыть адыгский историк С. Хатко, который, несомненно, на наш взгляд был посвящён в игру «12 племён и черкесский флаг». Что же пишут в социальных сетях.
В социальных сетях на сайте группы: "Вдоль по Линии Кавказа..." от
22 апреля 2018 года размещена статья: «Английский флаг для «наших милых ирокезов», вот некоторые цитаты из этой статьи:
«Автор черкесского флага Дэвид Уркварт (David Urquhart, 1805-1877 гг.) был истинным сыном Туманного Альбиона, настоящим «просвещенным мореплавателем» - он ставил Британию превыше всего, а остальной мир видел как огромную шахматную доску для «большой игры», на которой можно реализовать свои незаурядные способности международного авантюриста.
Среди черкесов Уркварт был известен под именем Дауд Бей. Дауд Бий следовало бы его назвать, с учётом адыгских языковых особенностей так «полюбившихся» ему народностей — ну, да ладно…
А теперь - о национальном адыгском знамени, ведь для многих наших «черкесских патриотов» - наверное, станет неожиданной следующая информация.
Да, Дэвид Уркварт является… автором черкесского флага! Да-да, того самого, «официального», который с небольшими изменениями является в настоящее время флагом Республики Адыгея.
Вот что заявил сам британский эмиссар Дэвид Уркварт в Глазго, на публичном выступлении 23 мая 1838 года - далее цитата по тексту выступления: «Я считаю, что флаг Черкессии должен быть зеленым. Зеленый – это цвет, который обволакивает их горы, это цвет который обозначает мусульманскую веру. На зеленом фоне я расположил три скрещенные между собой стрелы и увенчал их россыпью звезд, которые ассоциируются с их свободой и одновременно воспевают величие небес.
Язык этого флага доходит до самого сердца, поэтому он понятен всем. В Причерноморье рождается новая нация, которая призвана быть стражами ворот в Азию».
Об этом же флаге адыгский исследователь Самир Хотко рассказывает в интервью сайту газеты «Кавказский узел» Наима Нефляшевой в теме:
«Создание адыгского флага связано с обще-черкесской миссией Себербея Заноко», 25 апреля 2021 года, рассказывает, что:
«В исторических документах есть сведения о том, что знамя в трех экземплярах было прислано Урквартом в Черкесию в июне 1836 г.
В одном из документов говорится, что Дауд-бей, это мусульманский псевдоним Уркварта, прислал для шапсугов, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный английским королем черкесам…»
На вопрос Нефляшевой отвечает С. Хатко:
«В западной академической литературе существует устойчивая позиция: автором черкесского флага является англичанин Дэвид Уркварт, секретарь английского посольства в Стамбуле.
Существует знаменитая речь Уркварта, где он называет флаг Черкесии флагом свободы, а себя его автором.
К сожалению, это дает основания для публикации провокационных и деструктивных статей, касающихся якобы неадыгского авторства черкесского флага. Самир, подвергалась ли речь Уркварта анализу как исторический источник?
Не преувеличено ли его участие в «черкесском вопросе», ведь он был в Черкесии всего один раз? Как можно оценивать заявление о его авторстве с критических позиций источниковедческого анализа?
- Действительно, в исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг Черкесии был изобретен Д. Урквартом (1805–1877). Уркварт начал свою дипломатическую карьеру как один из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Действительно, сам Д. Уркварт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему.
Однако полагаться только на эти сведения в отрыве от общего историко-политического контекста означает упрощать ситуацию и сбрасывать со счетов одну из мощных фигур национально-освободительной борьбы Сефербея Заноко.
А контекст заключается в том, что единственный трехдневный визит Д. Уркварта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись именно через него, через полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789–1859).
Согласно другому английскому источнику, Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи.
Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди. С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага…»
Наш комментарий
Начнём с речи Д. Уркварта в 1838 году в Глазго: «Сила Англии, - сказал он в своей речи в Глазго, - заключается не в её штыках и не в её вымпелах; она заключается в уверенности, которую люди возлагают на её твердость и честность.
Её превосходству могут угрожать только завоевания независимых государств, и агрессия, но сплачивает силы вокруг неё как защитника исчезающих национальностей.
Когда она провозглашает себя сторонницей мира в ущерб чести, когда она утверждает себя другим сильным мира сего и союзником агрессора, она теряет положение среди человечества не потому, что её флот разоружён, а потому, что её характер пал.
Моё представление о могуществе Англии основано не на осмотре её верфей, или каких либо её казарм, а на том благоговении, с которым её имя произносится в Атласе, на ледниках Альп, на высотах Пинда и в долинах Кавказа, на равнинах Польши и в степях Астракана…», с.62. «Дэвид Уркварт».
В книге «Дэвид Уркварт» написанной в Англии, людьми, которые знали Уркварта, работали с первоисточниками Д. Уркварт, о так называемом «черкесском флаге» ничего не говорил и не писал.
Стоит добавить, что Уркварт не был романтиком Айвенго, он был прагматик и консерватор и человек умеющий внушить доверие к горцам Кавказа. Как справедливо замечание его современников в отношении Уркварта: «Черкесы, увидев в нем с первого взгляда простоту и благородство, сродни их собственным, желал сделать его своим вождём и, благодаря ему, оказал английской чести и английскому оружию доверие, которое привело их к гибели…», с.22. «Д.У.»
Что касается «черкесского флага – 12 племён» Хотко сказал полу-правду: «В одном из документов говорится, что Дауд-бей, это мусульманский псевдоним Уркварта, прислал для шапсугов, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный английским королем черкесам…»
Первое: Дауд-бей к этому флагу не имел отношения, второе, флаг не соответствует тому описанию, которое есть в исторической литературе. Об этом мы позже напишем.
В кабардино-адыгской исследовательской работе негласно был принят курс о том, что всё, что носит название или историю, рассказ, связанный с именем «Черкес» – это всё достояние адыго-кабардинцев.
И соответственно, внедряется в сознание, в науку, в образование, что кабардино-адыги – это «Черкесы».
С этой целью искажались любые работы, исследования для создания адыго-кабардинской истории, как «Черкеской истории» с присвоением территории проживания черкесов, их культуры, их истории.
Несколько примеров, где «Причерноморские племена Абхазов, абазин, шапсугов, убыхов, карачаевцы…» преподносятся как адыгские племена:
1. Б.Х. Бгажноков, «СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕРКЕССКИХ СОПРИСЯЖНЫХ БРАТСТВ.
Родовые союзы рассматриваются в статье в тесной связи с социальной историей черкесов в ХVII–ХIX вв.», © КБИГИ, 2016, «Вестник КБИГИ», 2016;
2. Т.Х. Алоев., «Эволюция идентичности абазских обществ междуречья Бзыби и Сочи в 30-е гг. XIX в.», © КБИГИ, 2016, «Вестник КБИГИ», 2016;
3. А. К. Чеучева, «Место Черкесии в политике Великобритании после заключения Ункяр-Искелессийского договора 1833 г». УДК 94:327» 15/18» ББК 63.3(0)5 Ч — 54. А.К. Чеучева, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8-918-227-0993, e-mail: anjela.cheu4eva@yandex.ru., и др.
Одним словом некорректно написанные работы, как научно- исследовательские работы, не имеющей исторической ценности, так как в этих работах имеются принципиальные искажения первоисточников. Такое же мнение и к тезисам, высказанные С. Хотко газете «Кавказский узел».
По странному стечению обстоятельств по заказу карачаевца М.Р. Дураева, с его спонсорства С. Хотко издана книга: «КАРАЧАЙ – СТРАНА НА ВЕРШИНЕ КАВКАЗА. Очерки истории и культуры Карачая.
Составление, вступительная статья и комментарии С.Х. Хотко.– Майкоп: ОАО «Полиграф ЮГ», 2011.– 448 с. с илл.ISBN 978'5'7992'0655'0.
Заказчик М. Дураев, издавая такую книгу, несомненно, полагая, что делает благое дело для своего народа. Но всё оказалось прозаично в духе адыго-кабардинцев. Хотко и книгу издал в своём духе, и вознаграждение получил. В общем, молодец оказался.
В таких случаях таким доброхотам, как Дураев, необходимо советоваться со специалистами, а не связываться с теми, которые научились мастерски искажать историю и втирать свою линию.
Хотко, сам того не подозревая дал нашим исследованиям сведения по некоторым звеньям, до которых мы ещё не дошли. Наши поиски были облегчены «трудами» Хотко.
Так вот, этот самый Хотко читал книгу Джеймса Белла «Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838 and 1839.» Vol. 1-2. London, 1840, но постарался её опошлить своим отрицанием очевидного, другой кабардинский исследователь К.А. Мальбахов, который значится переводчиком, русского издания: Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 годов. Пер. с англ. К. А. Мальбахова. Т. 1-2. Нальчик: «Эль-Фа», 2007).
К. Мальбахов, в 1 Томе книги Дж. Белла, в главе «XV»
вовсе не заметил конфедерацию 12 черкесских племён, которую сформировал черкесский татарин Сефир – Бей Занок-оглы , из следующих двенадцати провинций:
Cette ligue, dont Sefir-Bey fut constitu; lam-
bassadeur, se composait des douze provinces suivantes :
1.le Notouhatch,
2. le Chapsuk,
3.PAbazak,
4.le Psadug,
5. le Temigu;,
6.le Hatukwo;,
7. le Makhosch,
8. le Besui,
9.le Bashliba;,
10..le Te-berd;h,
11.le Braki et
12. le Karatchai (1).
(1) Celte ;oum;ration comprenda peu de chose pr;s, outre la partie du
littoral de la mer Noire qu'occupe le Notouhatch, tout le pays qui s';tend
entre le K;ban et la chaine occidentale du Cancase, depuis le mont
Elbr;z, qui en forme le noyau central, jusqu'aux conins de la presqu'ile
Эта лига, из которой был образован Сефир-Бей лам-бассадер, состояла из следующих двенадцати провинций :
1. Нотухач,
2. Чепсук,
3. П Абазак,
4. Псадуг,
5. Темиги,
6. Хатуквой,
7. Махош,
8. Бесуи,
9. Башлиба,
10 Ле Теберде
11. Браки и
12. Карачай (1).
(1) кельтская эумерация мало что понимала, кроме той части
побережья Черного моря, которую занимает Нотоухач, всей страны, простирающейся
между Кубанью и Западной цепью Канкаса, от горы
Эльбрюз, который образует центральное ядро, вплоть до конических районов полуострова
Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838 and 1839. Vol. 1-2. London, 1840
В нашей теме «Смертная казнь за искажение истории ведущей к межнациональным конфликтам», от 28.09.2021г., мы писали, что на сайте «Энциклопедия черкесской жизни», Джеймс Белл, fondadygi.ru›…enciklopedija…zhizni…dzhejmsa-bella, информационный портал фонда черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова дан некорректный текст и искаженная карта от имени Дж. Белла.
Даты на карте Белла: 1837, 1838, 1839.
На карте фонда «Адыги» - 1840, и пояснительный текст: «Карта Черкесии, составленная Джеймсом Беллом. Под прикрытием установления торговых контактов, британец Белл занимался организацией сопротивления горцев. Он составил описание местных народов и карту Черкесии.В 1841 году он издал свои воспоминания…»
Искажение в карте и в тексте исходили из того, что на этой карте отчётливо виден Карачай и Эльбрус, который находится выше самого названия Карачай.
В искаженной карте от имени Дж. Белла в публикации фонда " Адыги" названия Карачай и Эльбрус не читаются.
На наш взгляд карта Белла это ответ кабардинским исследователям Х. Думанову, А. Хаширову, заявившим: «Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли пастбища вдоль реки Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…», с.531, «Первовосходитель на Эльбрус…»
Это показатель «научности» кабардинской исторической науки.
По вновь выявленным источникам, кабардинцы на сегодня в конфедерации 12 племён Черкесии - Самозванцы, а флаг, выдаваемый, как «черкесский флаг 12 племён» со всеми легендами – это мошенничество!
Мы в начале нашей статьи писали о машине с адыго-кабардинским флагом в Черекском районе КБР, правоохранительным органам МВД и Прокуратуры КБР, необходимо проводить профилактическую работу с теми людьми, которые с провокационными целями въезжают с национал-фашистскими флагами, претендующие на развал государственной власти в Российской Федерации, разъезжают по населенным пунктам Балкарии. Или же родители таких людей и старшие должны объяснить своей молодёжи, что в республике мир будет, когда такое стремление обоюдное.
В этот раз эту машину остановил неравнодушный человек, балкарец и как кунак их угостил и так между прочим объяснил, что так с флагами разъезжать некорректно и неправильно.
В следующий раз по нашему мнению таких " патриотов" надо передавать в правоохранительные органы для привлечения к ответственности за действия ведущие к разжиганию межнациональных отношений.
Также будет неправильно, если балкарская молодёжь с балкарским флагом будет разъезжать по кабардинским населенным пунктам.
Карачаевцы сегодня вправе подать иск на так называемый «черкесский флаг 12 племён», так, как он к кабардинцам не имеет отношения. А главный фактор история с этим флагом – Историческое мошенничество!
Эта тема имеет продолжение. И не спешите с выводами. Выводы есть, но есть и другие факты, о которых мы расскажем.
P. S.
Обратите внимание на карты. В карте Дж. Белла «Черкесия" протянута параллельно Главному Кавказскому хребту. Карта вычерчивает территорию народов, которые входят в Конфедерацию 12 племён. Кабарда за линией – Черкессии.
Продолжение следует
Хадис Тетуев, 02. 10. 2021г.
Свидетельство о публикации №221100201613