Новый человек

Если по примеру Эммануила Канта задать себе простой вопрос: что я могу реально знать о Боге, то есть, что в моих возможностях узнать о вечности, то ответ будет одинаков для всех – ничего! Нет ни одного знания, которое бы позволило человеку понять умом или же ощутить чувствами суть бытия от начала и до конца. Поэтому на вопрос: как и для чего этот мир создан, у каждого свой ответ, а вернее, об ответе можно только догадываться. Можно предполагать или верить в ту или иную версию ответа, но знать наверняка невозможно.

Отсюда простой вывод: итог всех знаний человека это вера, то есть конечный смысл в вере и надежде, и всегда скрыт, по крайней мере, в земной жизни – точно. Как игра в рулетку, делаешь ставки и не знаешь, какая сыграет. Но в отличие от игры, в реальной жизни никогда не узнаешь, какая ставка сыграет. Просто делаешь ставки и умираешь. Если после физической смерти жизнь сознания продолжается, то узнаешь, насколько был прав или ошибался. А если никакого продолжения нет, то и нервничать особо нечего, тогда, как был невеждой, так и помрёшь в полном неведенье.

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить тему о смысле жизни, если бы не одно но, а точнее, если бы не совесть, которая упорно помнит обо всех внутренних противоречиях, связанных с моральными обязательствами в отношении других людей. Проще говоря, всё бы ничего, если бы не совесть, не общечеловеческая мораль и не справедливость.  И в отличие от  всех остальных знаний, совесть, нравственность и справедливость это врождённые понятия. Говоря проще, это врождённые «опции», как речь, логика и воображение. Всё это способности, которые можно и нужно развивать, и от которых так просто не избавишься. Более того, все врождённые способности человека это не его заслуга, а данность, с помощью которой каждый человек должен лично для себя решить вопросы добра и зла согласно условиям, в которых родился и живет.

Но для чего решать вопросы добра и зла, если результат известен наперёд – смерть? Все умрут, как правые, так и не правые, как злые, так и добрые, как праведники, так и преступники, как жертвы, так и маньяки! Более того, торжество справедливости, или полное счастье на земле невозможно, поскольку зло неистребимо, а смерть непреодолима. Зло  препятствует справедливости, а смерть разрушает счастье. К тому же реальная картина мира недоказуема и, по большому счёту, никому не нужна. Остаётся только совесть, которая реагирует на все внутренние противоречия, помнит полную личную картину жизни и всю правду и ложь человека. А ещё существует стыд, который упрекает внутри, а где-то в душе ещё живет и справедливость, постоянно требующая сатисфакции, несмотря на то, что отомстить всем и за всё невозможно.   

На самом деле, единственная проблема, но и суть человека, это осознание добра и зла, отсюда и понимание общественного межчеловеческого закона, именно от этого закона строится справедливость, от справедливости определяется мораль, а о морали постоянно напоминает совесть, от которой не так просто избавиться. Ведь, чтобы избавиться от совести, мало личного желания не замечать правду, для этого нужен коллектив, который бы одобрял ложь и согласился признать стыд, позор и совесть пережитком прошлого. Вот тогда-то, человек действительно станет свободным! Свободным от стыда и совести, а значит, от чести, от морали и от справедливости! Ура? Но кто тогда будет этот бессовестный, аморальный, наглый, хамоватый, несправедливый и нечестивый человек? Он будет «нечто»! Будет новым человеком без комплексов и пережитков прошлого! Каким же он станет? Станет самым обыкновенным негодяем, похотливым неуправляемым эгоистом, жаждущим всё новых и новых ощущений для самореализации своих  отвратительных и изощрённых фантазий. Но это же жесть!

Это даже не животное. Поскольку животные всегда живут согласно закону природы, то есть управляются внутренними рациональными инстинктами. Человек  же, в отличие от животных, руководствуется не инстинктами, но и не всегда разумом, как многие полагают, а только внутренними убеждения, основанными или на общечеловеческих нравственных законах или же на собственном эгоизме.  А разум лишь инструмент, и если убрать общечеловеческий нравственный закон добра и зла, а вместо этого во главу угла поставить эгоизм, то есть самореализацию, а попросту – гордыню, то ум становится изощрённым безумием, потому что самое страшное проявлением разума это безумие, которое и есть вседозволенность. Лучше не иметь разума вообще, чем обезумить!

Созданием именно такого человека и занимается сейчас современная «западная демократия», в которой главное правило – это играть без правил и угождать только своим желаниям. Но сожрать эта «западная демократия» сможет только того, кто сам этого пожелает и захочет добровольно избавиться от совести и чувства долга. Ведь чтобы избавиться от всякой ответственности и угрызений совести, нужно два условия, а вернее три. Первое – личное желание,  второе - одобрение общественности, а третье это одобрение семьи (ближних). Тогда уже действительно исправить что-либо будет невозможно и можно жить, как хочешь, наплевав на всех и всё.

Отречение от совести это не такой уж простой акт. Мало личного желания заглушить совесть, ведь, сколько себе не ври, трудно добиться от совести молчания, и она в тайне и тишине, нет-нет, да и напомнит об отвратительных делишках. Но есть способ заставить совесть замолчать надолго и даже навсегда, если, во-первых, заручиться сочувствием на стороне от общественности,  а во-вторых, отречься от традиционной семьи, способной остановить деградацию личности. Ведь, когда семья разрушена, или когда в семье попирается авторитет старших, то и отчитываться не перед кем, а значит, можно убедить себя, что можно жить, как вздумается, без правил и обязательств перед ближними.  Это-то и происходит сейчас в глобальном масштабе.

Уничтожение векового института авторитарной семьи, самого первого и важного круга общения, основанного на непререкаемом авторитете обоих родителей, где и формируется личность, неизбежно приведет к деградации всего человеческого общества. И это страшнее и масштабнее падения Рима, это практически конец, хотя и не такой быстрый, как многими ожидается.

Общественность уже признаёт преступников несчастными жертвами «психологических травм детства», что позволяет каждому легко оправдать любое своё преступление, обвинив в этом семью,  несчастное детство, и даже гены. Семья вообще престаёт быть ценностью, ведь и детей теперь можно «заказать» и купить. Всё  это практически означает, что самое главное и последнее сдерживающие средство от вседозволенности – исконная семья, основанная на вековых традициях уважения старших и воспитания младших, на почитании отца и матери, уже перестаёт помогать человеку в формировании его лучших качеств, чтобы противостоять худшим проявлениям.  Семья в большинстве случаев становится или полигоном бесконечных выяснений отношений между родителями, что всегда приводит к обесцениваю авторитета семьи, или же местом беспринципного толерантного пофигизма, где стирается грань между добром и злом.

И что же остаётся, когда авторитарная семья, оплот общечеловеческих ценностей, уничтожается в геометрической прогрессии и превращается в беспорядочное сожительство без обязательств вне всякого уважения старших и вне культурных традиций? Ничего хорошего! Один сплошной эгоизм, пропитанный страстями, похотью, самообманом, безумными мечтами, бесполезным творчеством и прочей бутафорией, приправленной модными научными тезисами и призывами к самореализации любой ценой. Так и формируется новый человек, свободный от обязательств, от почитания родителей, от семьи, от супружеской верности, от всех законов, от справедливости, от праведности, от чести и совести.


Рецензии
Мысль о врожденности совести отбрасывает нас от Канта в объятия Декарта - автора и апологета врожденных идей. Тогда феномен совести натурализуется, т.е. можно искать ее истоки в генах, клетках, спинном и головном мозге и прочих местах человеческого организма. Или же напрямую связывается с Богом, как говорят протестанты: "Голосом совести говорит Бог". Это ложная формула, ибо совесть может быть у коммуниста, нациста, уличного хулигана..., которые служат отнюдь не Богу. Кант, хоть и был протестантом, ввел понятие трансцендентальной апперцепции, смысл которой в том, что существует надындивидуальная структура, без приобщения к которой нет у существа, рожденного человеком, сознания, а значит и совести. Маугли Киплинга невозможен. Философствовать без опоры на знание истории философии, в данном случае на философско-этические работы, очень рискованно. Здесь на Проза.ру есть наши материалы на тему совести. Почитайте, пожалуйста, может быть поможет Вам разобраться в философских проблемах, которые Вы хорошо ставите, но сомнительно решаете. С уважением. Профессор О.С. Соина и профессор В. Сабиров.

Ольга Соина   16.11.2021 10:55     Заявить о нарушении
Спасибо! Обязательно почитаю.
Совесть суть человека, как и стремление к справедливости. Если взять в долг и не отдать, то без Канта и Декарта, любой абориген поймёт, кто тут кто. А Бог судит не по принадлежности к деноминации, а по закону морали и справедливости, по крайней мере, так сказано в Библии. Впрочем, все "там" будем, вот, и посмотрим, в генах совесть или в сознании или над. А пока, каждый держит ответ перед самим собой.
С уважением,

Римма Ромашич   16.11.2021 17:41   Заявить о нарушении
Совесть не над человеком, а в нем, если он стал человеком. Человеком он может стать только в обществе, если на то будет воля Божья.

Ольга Соина   17.11.2021 06:34   Заявить о нарушении
Так и я о том же.

Римма Ромашич   17.11.2021 16:55   Заявить о нарушении
Римма, еще немножко для взаимопонимания. В раю нет ни добра, ни справедливости, ни совести, а только любовь, которая выше всего этого. Святитель Николай Сербский писал: "Когда утрачивается любовь, люди говорят о справедливости и думают о равенстве". С пожеланием творческих успехов. О.С. и В.С.

Ольга Соина   17.11.2021 18:08   Заявить о нарушении
Спасибо, я услышала Вашу точку зрения.

«ВАШ» рай без совести, без справедливости и без добра, противоречит библейскому описанию Царства Небесного, где торжествует праведность и честь. Можно уверенно сказать, что Любовь без праведности это лишь пустые слова. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф 5:20)

«Любовь есть совокупность совершенства» (Кол 3:14), а значит, торжество совести, справедливости, добра и праведности, а не отсутствие всего этого. Рай без чести и совести, без правды и справедливости, без добра и мудрости это не любовь, а безумие, можно сказать, агония, что больше подходит к понятию преисподней.

Педофилы тоже любят маленьких детей, а наркоманы любят «кайф». Пьющие матери также только и кричат о том, как они любят своих детей, но при этом пьянствуют и ведут аморальный образ жизни. И примеров любви без праведности, без стыда и без совести множество. Впрочем, сейчас только ленивый не говорит о любви, и у каждого своё представление об этой самой любви. А сколько нынче развелось сторонников однополой любви, и все «любят» друг друга, и твердят про «искреннюю» любовь без всяких обязательств! Прямо сплошная любовь и «рай» без совести, без добра и без справедливости, но этот «рай» для моральных уродов.

Увы, но любовь без праведности это беззаконие и мерзость перед Богом. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9-10).

Любовь, в которой нет ни чёрного, ни белого, ни хорошего, ни плохого это соблазн, как речи о свободе для развращённых преступников. Бог всегда Один и Тот же, и закон Божий неизменен. «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». (Рим 7:12).

Речи о том, что в раю якобы нет справедливости, добра и совести, потому что там есть любовь, это хитрая и ловкая подмена понятий. Любовь любви рознь. На самом деле, спасительная любовь состоит из праведности, а это как раз таки справедливость, совесть, мудрость и прочие добродетели, без которых в этот самый рай не берут. Любовь без морали это страсть к пороку.

Любовь – дар, но всякому дару надо учиться, иначе любой дар истлеет, как закопанный и забытый клад. Потому и Христос называет всех, кто последует за Ним, учениками, а не слепыми подражателями или везунчиками.

Праведность это не выигрыш в лотерею и не уход от реальной действительности в мистику. Праведность достигается усилием над собой, трудом, воздержанием, рассудительностью, терпением и так далее. Касаемо несчастных детей-маугли, то Бог справедлив, и всех детей, страдающих и погибших несправедливо, берёт Себе, как невинных жертв, о чём не раз говорит в Писании. Но только не тех, кто, повзрослев, целенаправленно творит зло, а потом пеняет на трудное детство. Это обман, а Бога не обманешь. Ибо сказано не отвечают дети за вину родителей, а родители за вину детей. «Сын не понесёт вины отца, а отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и останется, и беззаконие беззаконного при нём и останется». (Иез 18:20)

Всем трудно, и все понимают, когда делают плохо другим. Потому и суд будет над каждым лично, независимо от того, каким было его детство. Бог не даёт задач не по силам. С профессора не спросят, как с первоклассника, а с первоклассника не спросят, как с профессора. Кто больше знает и имеет больше возможностей, с того больше и спросится. Совесть помнит всё… «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу». (Рим 14-12).

«Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». (Рим.13:8-10).
Без закона морали и праведности нет любви, нет и спасения.

Всего, Вам, доброго.

Римма Ромашич   21.11.2021 08:18   Заявить о нарушении
Жаль, конечно, что Вы выбрали путь конфронтации, который исключает возможность диалога и спокойного рассмотрения интересующих Вас вопросов. Этим Вы опровергаете не нас, а сами себя и свои тезисы.

Ольга Соина   21.11.2021 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.