Некоторые мосты и мостики Глебоврага Саратова

НЕКОТОРЫЕ МОСТЫ И МОСТИКИ ГЛЕБОВРАГА САРАТОВА

Старые исторические фотографии Саратова давно и надолго стали для меня одним из главных ресурсов в понимании и восприятии истории развития нашего города.

Через них и те образы, которые там отражены и происходит восприятие того или иного периода времени в развитии любого его места.

И я собираю  файлы этих фотографий, найденные мной в интернете на разных сайтах и раскладываю их в разные папки в своём фото-архиве и выстраиваю потом из них те или иные временные ряды.

Эти папки я формирую обычно по географическому принципу размещения мест в городе и мне с помощью них удаётся легко ориентироваться  потом в огромном массиве собранного мной материала.

Как известно, наш город даже в те далёкие времена был многообразен и характеризовался не только своей неповторимой архитектурой центра, но и своими окраинами, которые были всего в нескольких минутах хода от центральных улиц.

И яркий представитель таких мест города того времени - Глебучев овраг, исторический район Саратова у подножья Соколовой горы, хотя до него добраться от центра было всего-то ничего.

Я уже затрагивал проблему Глебоврага и публиковал по нему и некоторые старые фото и старые карты - ГЛЕБУЧЕВ ОВРАГ САРАТОВА МНОГО ЛЕТ НАЗАД - и некоторые другие материалы.

Однако, сегодня я хочу рассказать и показать вам ещё одну характерную деталь этого оврага - его мосты и временные мостики, без которых и местные жители, да и сам город не могли бы существовать.

Здесь я привлекаю кроме набора исторических фотографий этих сооружений и фрагмент немецкого аэрофотоснимка от августа 1942 года (см. фрагмент аэрофотоснимка), на котором эти мосты хорошо выражены, а так как немецкое аэрофото для многих пользователей является "немым", без подписи улиц и иных объектов, да и современная ситуация в городе во много изменилась - то дополняю его сейчас и фрагментом одного из последних космоснимков этого участка Саратова (см.фрагмент космоснимка города) с некоторыми обозначениями для общей ориентации в городском пространстве.

Сразу оговорюсь, что я сегодня буду демонстрировать не весь Глебовраг от его верховий (кстати, с ними ещё придётся разобраться и выяснить, где, как и когда они формировались) и до его низовий и впадения в Волгу.

Именно о нижней части оврага от современной улицы Горького и до волжских вод и пойдёт речь.

По мере роста и развития города Глебовраг обустраивался мостами, ибо заовражная горная часть постепенно заселялась и нуждалась в устойчивой дорожной связи с центральными районами Саратова.

Попробую их перечислить.

В устье Глебучева оврага с давних пор функционировал Казанский мост, названный так по  своей близости к Казанской церкви.

К улице Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) вёл через овраг Узенький мостик – действительно, узенький, приспособленный для движения только пешеходов, но не для телег или пролеток.

В начале 60-х его сменил построенный Пешеходный мост, а в конце 60-х - начале 70-х годов 20-го века он был заменён на большой мост с автомобильным движением и последующим выходом на автодорожный мост Саратов-Энгельс.

Далее, в районе Полицейской улицы (ныне Октябрьской), был Привалов мост – по фамилии купца Ивана Еремеевича Привалова, на чьи средства здесь устроили мостовую бревенчатую насыпь и проложили по ней сточные трубы.

В районе Соборной улицы под углом пересекал овраг еще один пешеходный мостик, названный Косеньким.

А по линии Никольской (Радищевской) улицы перебросили через овраг Татарский мост (рядом располагалась татарская улица и мечеть).

Ну и наконец, в районе Александровской улицы (ныне Горького) в 1880-е годы оборудован мост по инициативе видного саратовского предпринимателя и общественного деятеля, коммерции советника Павла Ивановича Кокуева, поэтому конструкция эта именовалась Кокуевским мостом.

Со временем некоторые мосты исчезли, уступив место капитальным широким асфальтированным насыпям и бетонным сооружениям и они стали продолжением соответствующих улиц.

По ним ныне ходят трамваи, троллейбусы и другой автомобильный транспорт.

Я надеюсь, что территориально, используя и старый аэрофотоснимок и современный космоснимок, вы сумели определиться с расположением всех этих мостов, поэтому предлагаю вам познакомиться и с разнообразными их фотографиями (см. старые фото мостов Глебоврага).

В силу разных причин, я демонстрирую здесь не все имеющиеся в моём архиве старые фото, а только их часть и не на все перечисленные мной мосты и временные мостики Глебоврага, но надеюсь, что и предложенный мной материал сумел заинтересовать вас, а у кого-то вероятно и вызвал свои разнообразные воспоминания о далёком прошлом.

Интересного и увлекательного вам знакомства с данным материалом и этой информацией по Глебоврагу Саратова.

Игорь Пролеткин


Рецензии