Разговор на кухне... Часть 1. Глава 38
Глава 38.
Часть 1.
Такой разговор действительно имел место быть осенним погожим утром на вполне бытовой прозаической кухне. Я недавно встал и собирался заварить кофе, сделать бутерброды, а моя собеседница, хозяйка дома, где я находился в гостях, хлопотала на кухне, готовя борщ и вытирая полотенцем вымытую посуду. Обменявшись короткими утренними приветствиями и формальными фразами, типа «как спалось?», «как самочувствие?», мы быстро перешли от внешних тем к внутреннему содержанию. А что считать внутренним? Разве самочувствие, настроение и приснившееся ночью не являются внутренним материалом для светской беседы, в отличие от погоды и ночных происшествий? Это тоже часть нашего внутреннего мира и его наполнение. Я же полусознательно решил усугубить внутреннюю составляющую нашего разговора, оседлав своего любимого конька Пегасика, а может почувствовал, что уже восседаю в седле и скачу на нём, так как ещё до моего появления на кухне, лёжа в кровати, проскакал в своём уме не менее получаса, предаваясь размышлениям, что хорошо было бы вернуться к Василию. Вернуться-то можно, но с чем мне к нему прийти и как это преподнести? Идей не было. И вообще я находился в бестемье, то же, что и в потёмках – не имел представления о чём бы написать. Но желание писать уже возникло, зуд ощущался. Странно, но унять такого рода зуд у меня получается только одним способом – почесав клавиши клавиатуры. Могу себе представить состояние пианиста, когда его пальцы изнывают от тоски по клавишам. Извлечение текста чем-то напоминает извлечение мелодии из инструмента.
Раз уж я проживаю очередной период отсутствия идей, замыслов, новых тем, переживая по поводу застоя, не испытывая желания обратиться во внешнее и вдохновиться прозой жизни, то вполне могу себе позволить обернуться внутрь и обратиться за помощью к Василию. Он тот маяк, посылающий сигналы из внутреннего пространства, манящий в неизвестность внутреннего путешествия, к творческому поиску и свободе. Но это сейчас, когда я печатаю, мои рассуждения выглядят более-менее структурированно, оформлено, а тогда, кружась в моей голове, лежащей на подушке, они кружились подобно осенним листьям, гонимых налетающими порывами ветра в беспорядочном движении. Мне захотелось эти обрывки размышлений о значении образа Василия в моём творчестве, о его роли и влиянии на процесс самовыражения, озвучить собеседнице, надеясь в общении с ней нащупать и связать некие ниточки, чтобы развязался язык, потекли образы, вспыхнули чувства и в итоге возникло хоть какое-то понимание того, что мне нужно делать и в каком направлении двигаться. Нужна была обратная связь, и не абы какая, а с конструктивной критикой и дельными замечаниями. Возник диалог.
- И вот я намереваюсь вернуться к своему Василию, к этой тематике. Но никаких мыслей о том, что писать и как, пока ещё не имею. Ведь каждую главу о нём начинаю не только с чистого листа, но и с пустой головы – ни цели, ни плана, ни идеи. Даже не знаю, чем руководствуюсь. Импульс возникает – пишешь, и уже в процессе написания появляются подсказки и размытые очертания. Пишу по наитию. Удивляюсь – разве так можно писать? Творческую задачу могу охарактеризовать так – «иди туда, не знаю куда, пиши о том, не зная о чём». Сажусь, начинаю, втягиваюсь в процесс и жду сюрприза – вдруг внутри моего сознания что-то обо что-то зацепится и механизм, не пойми как, придёт в движение.
+ Но ты же начал с того, что у тебя, пока ты лежал и размышлял, возникла идея.
- Идея появилась чуть позже, но и идеей назвать это сложно. Вначале возник импульс, и он направил меня не куда-нибудь, а к Василию, поскольку я топтался на месте не в силах ступить шагу ни в какую сторону. Первичная мысль была проста, как окно и дверь в комнате Василия – «когда у меня бестемье и творческое бессилие, то обратись к Василию». Он как палочка-выручалочка. Он – трамплин.
+ Ммм… Вон оно как. Какое неожиданное решение (прозвучало иронически с нотками сарказма). Судя по тому, как часто ты к нему прибегаешь, он твой костыль, а Пегас твой – хромая лошадь. Так подскажи и рекомендуй это волшебное средство от бестемья всем исписавшимся.
- Это известный приём, многие им пользуются, я не изобретал велосипед. У каждого автора свой персонаж, на котором он и выезжает. Мой Василий – эзотерический персонаж, к нему нужен особый подход и чуткое с ним обхождение.
Короче, после двухнедельного перерыва, во время которого я пребывал во внешней деятельности, я вспомнил о Василии, обратил к нему взор, а там тёмное пятно. Эзотерик, так его! Стоит перестать концентрироваться на его образе, и он растворяется. А он мне нужен сейчас! И что прикажете делать – описывать пятна?! Потом смирился, успокоился – ладно, думаю, пятно так пятно, начну с пятна. Но я таки вытащу тебя из темноты на свет и увижу твой образ. Шутка шуткой, а ведь так можно действительно начать текст – с пятна, которое было прообразом Василия. Это будет неожиданный ход. Тёмное пятно, превращающееся в тёмного бесплотного всадника, скачущего внутри меня из бесформенной пустоты, из подсознания, вызванного светом моего внимания. Луч внимания выхватывает пятно и оформляет, создавая новый образ Василия. А дальше уже придумать какой-нибудь сюрреалистический сюжет.
И пока я вглядывался «третьим глазом» в мистическую темноту, то параллельно при помощи умозрения произвёл обзор Василиады. Увидел, что сюжетная линия, если таковая имеется, что вряд ли, шла по нарастающей, но не вширь, а вглубь. Этот персонаж становился с каждой главой всё более глубоким и таинственным, возможно, даже сакральной моей частью. Ведь с чего я начинал? С обычного парня, сидящего у окна, рассматривающего происходящее за окном, который подумывал о том, чтобы начать писать, записывать свои наблюдения и размышления. Но постепенно от главы к главе, он превращался из обычного персонажа и знаковой фигуры в загадочный образ, являясь не столько персоной, сколько сущностью. И вот он уже становится для меня символом мистицизма, воплощением волшебства, эзотерики и магии. Поначалу Василий был для меня внешним объектом, но в процессе вглядывания в него (и в себя), и в общении с ним обнаружилась интересная тенденция – я был в роли задающего вопросы, а он в роли отвечающего на них, указывающего и объясняющего. Произошло его преобразование из объекта в субъект, во «внутреннего Мастера» в наших диалогах, а я так и остался духовным искателем. Василий, ощущаясь невесомым, приобрёл вес и значимость в моих глазах и отношении к нему, оставаясь зачастую невидимым, и был наделён способностью принимать различные образы и формы, оказывая на меня влияние и вызывая удивление. Он, будучи одновременно комнатой, дверью и окном – или как я называю «порталом» - являлся ещё и тонкой энергией, сквозящей из инобытия. Ведь по итогу нашего контакта я же в нём растворился, а не он во мне. Василий из разряда персонажа перешёл внутрь меня, обретя субъектность, более того, став отображением моей сущности. Так ведь получается? Выходит, что моя же личность беседует с моей же сущностью. Это я озвучиваю свою авторскую интерпретацию произведения, о котором сам ничего не знаю, а у читателей могут быть свои мнения на этот счёт.
И вот доведя эту линию повествования до максимума доступного мне, на которой я и прервался, растворившись в глазах Василия, совершив прыжок в Василия, в следующей главе мне пришлось расписаться в собственном бессилии. Невозможно выразить при помощи языка то, что находиться за пределами языка, за пределом отграниченного сознания. Закончил тем, что «там вам – это не тут».
Получается – или мне на этом нужно прекращать своё повествование о Василии, потому что невозможно и бессмысленно описывать то, что внутри чёрной дыры, где нет ни описаний, ни наблюдающего, с позиции того, кто находится за горизонтом событий, или же, если, всё же, я вынырнул из омута его глаз и спасся, вернувшись в мир образов и слов, то значит мне нужно изменить направление движения, и двигаться уже не в направлении К Василию, стараясь углубляться, а ОТ Василия, пытаясь расширяться. Нужно возвращаться к поверхности.
+ Или нужно поменять качество того, о чём пишешь и как пишешь. По идее ты сам должен измениться по возвращении «оттуда», начав писать иначе.
- Да, согласен. Но я вначале понял, что должно измениться направление, если уже не изменилось. Или переходить к новой теме и новому персонажу.
+ Или переходить на новый уровень, к новому качеству.
- Да, после возвращения, хорошо бы, чтобы изменилось качество формы и содержания, ты права, иначе овчинка не стоит выделки. Линия погружения завершилась. Маятник качнулся в обратном направлении.
Свидетельство о публикации №221100200666