Болото

   В этом году природа щедро делилась своими дарами: в июле - земляникой, в июле - черникой, в августе и сентябре - грибами, брусникой и клюквой.

   Подруга знала хорошее место, где растёт клюква и в конце сентября предложила нам с мужем показать болото, где она собирает уже не один год эту полезную ягоду. Муж согласился сразу, ну а я, которая к болоту никогда не питала «доверия» и даже испытывала какой-то подспудный страх, сразу начала отказываться: «Там же болотные «окна», куда можно провалиться и трясина, которая может затянуть на дно, если провалишься. Нет, нет! Только не в болото». Но они вдвоём меня быстро уговорили, да и любопытство взяло верх над страхом и мы поехали к болоту.

   Светило всё ещё тёплое и ласковое сентябрьское солнце. Сначала мы ехали по асфальту, потом лесной, хорошо наезженной дорожкой, образовавшейся многолетними поездками населения за клюквой, которая заканчивалась у самого болота. Мы вышли из машины и потопали к болоту.
Обычно я клюкву покупала на базаре и не видела , где и как её собирают. Болото помню только когда в детстве как-то раз ходили с мамой за ягодой. Оно мне очень не понравилось, руки я тогда изрезала осокой и умудрилась намочить всю одежду, залезая на кочки и падая с них в мокрый мох. В болото меня больше не брали, чему я была рада.

   И вот мы шагаем в резиновых сапогах по протоптанной уже до нас тропинке в чёрной болотной грязи, и чем дальше, тем становится мокрее: ноги вязнут то в грязи, то во мху с водой. В одном месте я чуть не набрала в сапог этой жижи: стала на кочку, а она провалилась, но всё обошлось и дальше уже грязи не было. Было заросшее мхом, травой и кочками болото с редкой, жидкой лесной порослью. При каждом шаге болото «шипело», когда ногу ставишь и «чавкало», когда подымаешь. Сначала я шла очень неуверенно, но потом всё смелее и смелее. Клюквы, словно драгоценных камней, рассыпанных среди травы и по кочкам, было много и людей, собирающих её, тоже много. Некоторые, приехавшие пораньше уже набрали корзины и уходили с болота. Нам навстречу шёл мужчина с рюкзаком и полной большой корзиной клюквы. Поприветствовали друг друга и я поинтересовалась, почему все люди собирают ягоду только на левой стороне от входа. Он сказал, что на правой стороне опасные места и недавно там утонул человек, и люди бояться туда ходить. Человек, который утонул, ушёл туда один. Люди слышали, как он звал на помощь, но пока добрались по болоту к нему, было уже поздно. И нас предупредил: «Не ходите туда».

   Не ходите... Но если туда не ходят, значит там клюкву никто и не собирает... Любопытно... Тот человек был один и никого рядом, а нас же трое. И мы пошли осторожненько «направо».

   Болото шипит и чавкает под нашими ногами. Встречаются «окна» на пути. «Окна» - это такие круглые дыры в болотном покрове, наполненные тёмной водой. Возле них проходить было жутковато. Почва рядом с ними пружинит и прогибается, как батут, но обойти их можно. Самые опасные места ближе к берегу, там даже видны участки тёмной воды. Может какие подводные родники там и эти места не зарастают болотной растительностью. Мы свернули в противоположную от них сторону к редким берёзкам. И, о чудо! Сплошной ягодный ковёр! Когда шли, мы были сосредоточены на тропе, и не обращали внимания, что там тоже встречалось много ягод. Здесь мы уже были в относительной безопасности и ничто не мешало любоваться этим чудом: сплошным клюквенным ковром.
 
   Небо над нами было нежно-голубым, светило ласковое солнце, где-то вдали слышался крик улетающих журавлей, а вокруг, куда ни глянь, простирались ковры крупной и такой полезной ягоды. Я никогда такого обилия клюквы не видела в своей жизни и не думала, что болото мне может понравиться. А оно мне нравилось! Даже не смотря на то, что по прежнему «чавкало» и «шипело», что ноги выше щиколотки иногда погружались в воду со мхом. Я совсем забыла, что «я боюсь болота».
 
   Как же красива и интересна природа в любом своём проявлении! Даже болото! Даже змея, греющаяся на солнышке на высокой кочке, усыпанной болотной ягодой! Когда я подошла ближе, змея зашипела, но не уползла, видимо почувствовала, что я её не обижу: она здесь хозяйка, а я - гость.
   
   Болото простиралось далеко, до еле видимого леса. Кое-где среди мелких чахлых сосенок попадались такие же чахлые берёзки. Вдалеке виднелась длинная тёмно-зелёная, уже начинающая желтеть, «стена» тростника. Здесь когда-то, очень давно, было большое озеро, которое по неизвестной причине обмельчало и заросло, и вот сейчас мы собираем в этом месте крупную, иногда величиной почти как вишня (и по цвету такую же) клюкву. И как приятно собирать эту ягоду!
Наши небольшие ведёрки очень быстро наполнились и мы, по своим следам, пошли в обратный путь. Больше я не испытывала неприязни к болоту. Я его полюбила так же, как люблю лес.
   
   Идти по болоту было даже забавно: становишься на кочку, а она вдруг исчезает, нога проваливается в мох и воду; болото шипит, как бы не разрешая ступать, а когда ногу вытаскиваешь, оно не хочет отпускать, чавкает, засасывая ногу обратно. Ха-ха!

   Я с такой неохотой и какой-то тревогой (больше из любопытства и самоутверждения) шла на болото, а возвращалась с массой впечатлений, адреналином, радостью в душе и благодарностью моим двум близким людям, что вытащили меня сюда и избавили от фобии. Они даже начали подшучивать надо мной на эту тему, когда мы подошли к машине, оставленной в лесу на высоком песчаном берегу этого болота.
 
   А погода стояла всё такая же солнечная и ласковая, словно природа не хотела отпускать нас от себя...


Рецензии