Нескучная история Александра Григоренко

В 2017 году я побывала на литературных курсах, которые вели красноярские писатели Александр Григоренко и Михаил Тарковский. Как-то раз, после заседания литературного клуба «Новый енисейский литератор», зашла в читальный зал и попала на презентацию новой книги Александра Григоренко. Оказалось, Александр – лауреат премии «Ясная поляна» за повесть «Потерял слепой дуду». Полистав презентационную книжку, не решилась её приобрести, несмотря на горячие рекомендации моей знакомой из Дивногорской библиотеки.
Волей судьбы мы вновь встретились со своей знакомой, и она мне вновь настоятельно  посоветовала прочитать повесть «Мэбэт», которую она привезла специально для меня. Не думала я, что захватит меня эта книжка, но она увлекла меня с первой страницы, я читала ее, не отрываясь, и вечером, и рано утром, как молитвы.
Несмотря на то, что действие происходит на севере и предлагаемые обстоятельства далеки от наших традиций, сердце откликнулось на философские идеи, на необыкновенные события, которые приключались с главным героем повести «Мэбэт».
Мэбэт - любимец богов, жил так, как хотелось и нравилось ему. Он презирал обычаи и чтил бесплотных не больше, чем смертных, не молился перед охотой, в его чуме не было «ни святого верха,  ни загробного низа». Он сам был и верхом, и низом. Размышления о смерти были для него пустой тратой времени и сил. Он ничему не научил и своего сына Хадко. Но в трудную минуту охоты на большого зверя, намеченного в подарок женщине, когда было совсем тяжко, Хадко и не заметил, как его губы зашептали слова молитвы: «Эй, вы, кто там есть на небе, пошлите мне зверя… я буду смотреть в небо и благодарить вас каждую ночь».
Странная судьба досталась Мэбэту. Он потерял своего сына, бесплотные отомстили ему. Его мать - простая женщина, она была молода, не знала тайной мудрости, но была благодарна Матери живых, с которой встретился Мэбэт. Она то и объяснила ему, что «из всех молитв на небеса первой приходит молитва благодарности. Люди обычно вспоминают о богах, когда им плохо, они падают на колени, как упал  Мэбет, и просят отогнать горе». В час горя слова молитвы созрели и в душе Мэбэта.
Мне вспомнился эпизод в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Где-то гремит война». Замерзший мальчишка выражает свою просьбу впустить его в дом погреться непривычными для него словами: «Дяденька, помогите ради Христа». Виктор Петрович Астафьев с горечью отметил, что с ним «произошло то, что происходило со многими чалдонами прежде и теперь – в крайнюю минуту они вспоминали Спасителя, хотя во здравии и благополучии лаяли Его. На фронте не раз мне доведётся увидеть и услышать, как неверующие люди в смертный миг вспоминают о Боге да о матери, а больше ни о чём».
Александр Григоренко великолепно описал картины сотворения мира, и его разрушения, он показал благую волю Сотворившего всё: звёзды и землю, живых существ, и «только она есть истинное благо, только она достойна любви, и ради приближения к ней страдание человека не лишено надежды» и только её и надо искать. И чтобы принять эту благую волю, «не нужно целой жизни, иногда достаточно лишь несколько дней или даже часов перед смертью, принятой в упокоении и мире».
Эта истина перекликается с библейской притчей о работниках виноградника, повествующей о великой милости Господа к людям, которые обратились к нему и изменили свою жизнь только в конце своей жизни.
Об этом говорил и Чехов в рассказе «Скучная история» словами профессора: «Отсутствие того, что товарищи философы называют общей идеей, я заметил в себе только незадолго перед смертью, на закате своих дней», а теперь профессор только сетует, что он счастливее своей дочери, душа которой без «Бога живого человека» «не будет знать приюта всю жизнь, всю жизнь!"
Александр Григоренко, поместив своего героя в фантастически невероятные для нас условия, предложил ему пройти тот же жизненный путь, который проходили или будут проходить многие из нас, начиная от Адама и Евы, этот путь, трудный и тернистый, ведёт нас и своего героя к встрече с Богом.

12 марта 2018 г.


Рецензии