Шукшин и ближние

Когда я впервые увидела Василия Макаровича в фильме «Печки-лавочки», то обнаружила его сходство с моим отцом, Фёдором Ивановичем. С той пор он стал для меня почти родным человеком. А Лидия Федосеева-Шукшина была очень похожа на мою маму Галину Петровну. Семейная парочка Шукшиных до сих пор напоминает мне моих родителей.
Герои Шукшина всегда были честными, простыми, добрыми, понятными, живыми.
Однажды, отдыхая на Алтайской здравнице, я побывала в Сростках, родине Василия Макаровича, посмотрела домик, где жила семья Шукшиных, правда уже заново построенный из калиброванного бревна, посетила школьный музей, где учился и работал учителем Шукшин, увидела и новый дом, купленный Василием Макаровичем своей матери на первый гонорар.
Готовясь к семинарскому занятию, я просмотрела книгу из серии «Пушкинская библиотека». Мне понравился один непосредственный рассказ   «Билетик на второй сеанс» о том, как подвыпивший мужик, душой заблудившийся Тимофей Худяков, придя домой, в образе своего тестя признал, принял Николая Угодника. Открыл ему свою душу, отчего тоскует: «Не верим больше – вот и тоска. В Боженьку-то перестали верить, вот она и навалилась, матушка. Церквы позакрывали, матерщинничаем, блудим… Вот она и тоска». На сомневающийся вопрос старца: «А ты веровал ли когда?» - отвечал: «Батюшка! Вот те крест: маленький был, веровал. В Рождество Христа славить ходил. Не приди большевики, я бы и теперь, может, верил бы». Мужик, как перед Богом кается: «Пристал так жить. Насмерть пристал. Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко – песня то была хорошая».
Такой мужик, как Тимофей Худяков, у Шукшина не один. Вот, например, ровно по воскресеньям наваливалась какая-то особенная тоска и болит душа у Максима в рассказе «Верую».
Болит душа и у Сёмки Рысь из рассказа «Мастер», ему «остолбенело всё на свете, и он транжирит свои «лошадиные силы на что угодно, временами крепко пьёт». Но вдруг Сёмкина душа, «обеспокоенная красотой и тайной заброшенной деревенской церкви» запросила деятельности, восстановления храма. Но, в то время с религией боролись, и задумку Сёмки осуществить  было невозможно.
Василий Шукшин был верующим человеком, это качество у него от матери Марии Семёновны, и его дочь Ольга и внук Василий 15 лет жили в монастыре, и сейчас продолжают  служить Богу, как служил и писатель Василий Шукшин, любя ближнего своего.


Рецензии