Высокий Высоцкий

В 1979 году на экранах советских телевизоров вышел фильм «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли. Конечно, Высоцкий произвел на меня большое впечатление  своей харизматичностью, свободой, раскованностью, но Шарапов был для меня ближе, чем Жеглов. Честно говоря, я в то время думала, что его, Высоцкого, и в живых нет.
Когда я в 1980 году была в Болгарии, я привезла из этой солнечной страны, где все тогда очень любили Россию, пластинку с песнями Высоцкого, и подарила своему будущему мужу. Я не была любительницей авторского жанра, но я понимала, что это  наше достояние. Пластинка сохранилась в нашей семье до сих пор.
В нашей семейной библиотеке был небольшой сборник стихов, я когда-то читала Высоцкого. Получив семинарское задание написать о Владимире Семёновиче, я пошла в библиотеку, выбрала сборник «КЛИЧ», и с удивлением обнаружила, что стихи Высоцкого созвучны с моим внутренним миром. Владимир Семёнович в своих стихах часто обращается к духовным темам,  использует религиозную терминологию:
«Я к микрофону встал, как к образам…», «Спасите наши души», «каюсь, каюсь, каюсь».
«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть  чем оправдаться перед Ним».

Балладу о войне начинает словами:
«Среди оплывших свечей и вечерних молитв»,

В «Райских яблоках»:
«Это Пётр святой – он Апостол, а я остолоп»

В «Конях привередливых»:
«Мы успели – в гости к Богу не бывает опозданий».

Высоцкий признаётся:
 «Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа».

Песня о конце войны:
«Вот уже очищают от копоти свечек иконы,
И душа и уста - и молитвы творят, и стихи»

Высоцкий знал о Высшем суде и пытался сохранить спокойствие души:
«Я спокоен – Он всё мне поведал,
Не таясь, поделюсь, расскажу –
Всех, кто гнал меня, бил или предал,
Покарает Тот, кому служу»

Как у Лермонтова: «Но есть и Божий суд».

Удивительно, как Высоцкий вплёл в канву Песни лётчика, стихотворения о войне,  церковные и библейские понятия, соединил материальный и духовный мир:

«Мы крылья и стрелы попросим у Бога,
Ведь нужен им ангел-ас.
А если у них истребителей много –
Пусть пишут в хранители нас».

Высоцкий обращается к нам из далёких восьмидесятых, когда мы ещё только готовились отмечать  1000-летие Крещения Руси,  с просьбой или вопросом:

«Может,  кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу».

Давайте поставим свечу!


Рецензии