Жребий Михаила Лермонтова

Жребий Михаила Лермонтова
Когда я училась в школе, и мы изучали Лермонтова, нам  задали учить  наизусть два отрывка на выбор: о жизни в монастыре или бой с барсом. Я учила о монастыре, бой с барсом мне показался слишком кровавым.
Мой сын два года назад тоже изучал Лермонтова, но выбора ему не предоставили, и он учил отрывок о бое с барсом.
Лермонтову было 26 лет, когда оборвалась его земная жизнь. Император Николай Первый, узнав о смерти поэта сказал, что умер «тот, кто мог заменить нам Пушкина».
Он был не только художником слова, но и глубоким философом, посвятившим свои труды тьме и свету в душе человека.
Белинский отмечал в творчестве Лермонтова «демонский полет – с небом гордую вражду», «демонские элементы».
По мнению В.С. Соловьева, «религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало», но все-таки уступало «злому началу».
Даниил Андреев в книге «Роза мира» писал о «богоборческой  тенденции» у Лермонтова, и о том, что ей противостоит «светлая задушевная тёплая вера».
По мнению В.Д. Спасовича, зрелый Лермонтов мог стать главным художественным выразителем православно-славянофильских воззрений: «По врожденной сильной наклонности к национальному… и по нерасположению своему к европеизму».
Только  глубокое религиозное чувство вдохновило Лермонтова на написание “Ветки Палестины», «Молитва», «Исповедь», «Ангел», «Мой дом».
Известный историк В.О. Ключевский писал: «Поэзия Лермонтова… на последней ступени своего развития близко подошла к… национально-религиозному настроению».
Вопрос о борьбе демона с Богом привлекал Лермонтова всегда. В поэме «Демон»  есть переход от сочувствия Демону к осуждению его как «духа порочного», «злого».
В стихотворении «Смерть» изображается путь души к Богу.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»  поэт уже смиренно признаётся:
«Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога».
Поэт постепенно стремился к осуществлению завета, начертанного на гербе рода Лермонтовых: «Жребий мой – Иисус».


Рецензии
Нина, и для меня Лермонтов - особенный поэт. В школе надо было выучит стихотворение Бородино. Оно довольно длинное. Но прочитав его один раз, я его запомнил. И помню до сих пор. Конечно, его талант заключается не в том, что его так легко запомнить, но и в этом тоже.

Александр Туранский   04.10.2021 05:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.