Новенькая

Кривое зеркало на рожу пеняет


Пьеса в трёх актах

Действующие лица:

Своемыслов
Двоедухов
Дзурилла
Эпиугов
Михайлов
Петров
Поспишил
Фирс


Акт первый.

Петька за компьютером. Рядом второй компьютер: там считается файл.

Нинка:
– У тебя опять духами пахнет. Дешёвыми.

Петька:
– У тебя опять мнительность.

Нинка:
– Это её кружка стоит?

Петька:
– Прекрати, а?

Нинка:
– Я в последнее время стала такая умная-умная.

Петька:
– Ты хочешь сказать...

Нинка:
– С соседом. На десять лет моложе меня, даже смешно.

Петька:
– Смешно.

Нинка:
– Что там у тебя? Можно посмотреть?

Петька:
– Не трогай! Файл считается.

Нинка:
– На просушку поставил девушку. У меня даже грудь (показывает руками вверх) стала вот...

Петька:
– Самое время в сорок лет.

Нинка:
– У тебя гадости одни на уме. Что пишешь?

Петька:
– Очередную гадость. "Новенькая".

Нинка:
– Почитай... Так люблю слышать твой голос. Меня заводит. Только заговорил – и всё, готова...

Петька:
– "Новенькая трудится в отделе продаж. Коллектив чисто женский. Одни бабы. Так они сами себя там и зовут: продажные женщины. Шутка. Всё бесплатно, от чистого сердца. Как верёвочка ни бейся, а конец будет." Дальше читать?

Нинка:
– Пожалуй, лишнее. (Пауза) Зачем ты это... сочиняешь? Не пойму.

Петька:
– Меня заводит.

Нинка:
– Он называет меня знаешь как? Ни-Ни...

Петька:
– Ну, это он... погорячился.

Нинка:
– По-моему, у тебя сосчиталось всё. Можно посмотреть?

Петька:
– Нельзя.

Нинка:
– Ну пожалуйста... Одним глазком! Я глазком, глазком...
За его спиной незаметно прыскает духами из флакончика в кружку.

Петька:
– Ни-ни...

Где-то слышны голоса.

Нинка:
– А не пора начинать? (Смотрит) Народ для разврата собрался!

Петька:
– Начинаем. Озеро. Чайки.

Тригорин (раскуривает сигару):
– Ты лучше скажи: у неё большая?

Гамлет:
– У кого?

Тригорин:
– Нет, скажи...

Гамлет (помедлив):
– Большая...

Они смотрят на озеро, там движется лодочка, в лодочке Гамлет и Гертруда.

Тригорин:
– Красиво.

Гамлет:
– Водой пахнет.

Гертруда (голосом капризной избалованной девочки):
– Господа, мы скуча-а-аем... Идите к нам! Волны улеглись.

Тригорин (по-деловому):
– Ты как?

Гамлет:
– Да не знаю. А в смысле?

Тригорин:
– Будешь её?

Гамлет:
– Всё-таки... Шекспир...

Идут по воде. Лодочка качается, дорожка волнуется...

Гамлет:
– Утопнем, Тригорин.

Тригорин:
– Не утопнем.

Гамлет:
– Утопнем!

Тригорин:
– Не утопнем!

Гертруда:
– Господа, господа! Вы сейчас утопнете! (Делает руками волны.) В лодочку, господа, в лодочку!

Гамлет (захлёбываясь):

– Узнаю... кто это написал... н-ну, не обижайся!

Гамлет:
– Я написал.

Гамлет:
– Ты?

Гамлет:
– Я. (Застенчиво) Конец первого акта.

Гертруда:
– Ой, нет, нет... Ещё нет. (С затруднением, и как бы вспоминая) Сегодня я опять заглянула себе в душу... Там всё по-прежнему, в пятнах. Похоть, пошлость, подлость – все слова на одну букву Пэ. Прочтите об этом, прошу вас. Ваша проза – апофеоза Пэ, и выше, выше...

Все:
– Просим, просим! Новенькое? Просим, просим!

Тригорин (откашливается)
– Ну, если все просят... Я-то не хотел, но если все... (Откашливается) "Новенькая". (Читает.) "Новенькая трудится в отделе продаж. Коллектив чисто женский. Одни бабы. Так они сами себя там и зовут: продажные женщины. Шутка. Всё бесплатно, от чистого сердца. Как верёвочка ни бейся, а конец будет."

В наступившей тишине слышно, как где-то далеко, в шахте срывается бадья и падает... Но только очень, очень далеко...

Кто-то:
– Недурственно...

Гамлет:
– Петя с лестницы упал.

Общий смех...


Акт второй.

Обстановка начала первого акта.
Петька и Нинка.

Нинка:
– А теперь напиши: "Те же и Нина. У неё плакатик с надписью БОЛЬШАЯ. Нина прохаживается. Гамлет, Гертруда и Тригорин смотрят. Тригорин: – Может, лучше "Носорогов"? Всё-таки Беккет. Гертруда: – "Носороги" – Ионеску. Она прохаживается, они смотрят. Конец второго акта". Нормально?

Петька:
– Чушь...

Входят Епиходов, он с гитарой, группа мещан, ведут на верёвочке Петю.

Петя:
– Господа, я зол до чрезвычайности, господа, предупреждаю.

Тригорин:
– Это же не отсюда.

Тригорин:
– Погоди, это ты ещё дальше не видел – опешишься, брат.

Нина:
– После Хиросимы нельзя играть "Чайку".

Закуривает.

Гамлет:
– Оставьте... единственное достижение, единственный итог всей этой кровищи, этой пендеревщины – заключается в том, что актриса Ахеджакова ругается матом со сцены.

Епиходов:
– И всегда одинаково...

Петя:
– Ав-ав ав ав ав...

Тригорина:
– Нет, я всё-таки была о наших избирателях, я была о них лучшего мнения. Ведь все же видят, что это было. Когда я узнала, я говорю мужу, Ваня, я была лучшего мнения о наших избирателях, ты помнишь?

Дядя Ваня:
– Ну что ты, да я просто опупел.

Тригорина:
– Поехал в Пермь, оделся, изменил внешность, взял, я не знаю, ружьё... И всех перестрелял. Думает, никто не узнает.

Петя с лаем бросается, за ногу тащит Нину в кусты.

Нина:
– Конец, конец... Конец акта.

Нинка:
– Не конец. Не конец... (Осматривается.) Слушай... я такая в последнее время умная стала.

Петя:
– Мне говорили.
Прихлёбывает из кружки и морщится.

Нинка:
– Я как Алиса: стою на одном месте и расту, расту, расту... во все стороны расту. И вверх, и вниз. Как бы этажи. Ну типа надстройка.

Петя:
– Слушай... Мне вообще-то работать надо.

Нинка:
– И никуда из себя не деться. Прикинь? Ну, выпал ты из окна... скажем, четвёртого этажа. Прилетел – а там ты! Смысл?! Сижу и пю чай и сахаром и мёдом и удоволствием. (Сердито) Это цитата!

Петя:
– Восточные люди считали премудрость женским аспектом реальности.

Нинка:
– И?

Петя:
– Дураки...

Нинка:
– Обними меня.

Петя:
– Слушай, я на работе...

Нинка:
– Обними меня, пожалуйста. (Подходит со спины, делает вид, что хочет обнять.) Ну обними. Муси-пуси. Ну что ты как неродной. (Незаметно прыскает ему на спину духами из флакончика.) Обними, обними, обними...

Петька:
– Да что это... в самом деле! Охрана... дружно бросилась наутёк... цитата. Ну всё, ну всё... Нех щен пани юш успокои. (Выкручивается из объятий, встаёт.) Пшез быле глупство денервуе щен пани пшело годинен... Цитата, блин!

Нинка:
– Скоро Новый год.


Акт третий.

Тригорина:
– Скоро Новый год.

Все, разом:
– Так был уже.
– Когда?
– Год назад.
– То тот, а то этот.
– А в чём разница?
– Опять все напьются.
– Петя с лестницы опять упадёт...

Петя:
– Право, не понимаю, какой повод я... Чем я способствую вот этим... Постоянные вицы по моему адресу начинают уже раздражать.

Выходит Нина. Она в белом, сильно накрашена.

Кто-то:
– О, Нинка вышла...

Нина (говорит с подвываниями, делает резкие жесты не к месту):
– Львы... колдуньи... и ты, многоуважаемый шкаф! Насекомые, птицы земли! Вы, которые оттуда сверху, где нет ничего, где вечная радость ничего и ни с кем, оттуда смотрите оттуда... (Сбивается) Извините! Смотрите вниз и не видите ничего... (Снова сбивается) Да, б****... Извините! Это автор так написал! Ничего не понятно, ни вверху, ни внизу. А мы, актёры, читай.

Гертруда (зевает):
– А кто автор...

Шёпот из публики:
– Шекспир...

Треплёв (торопливо):
– Это Петька написал. Я знаю.

Гамлет:
– На Чехова смахивает немного. "Львы... колдуньи... многоуважаемый вагоноуважатый..."

Тригорин (громко):
– Декадентство...

Все:
– Да, да! Лучше почитайте своё! Да, да!

Тригорин (гордо)
– Ну, если все просят... Я-то не хотел, но уж если все... (Откашливается) "Новенькая". (Читает.) "Новенькая трудится в отделе продаж. Коллектив чисто женский. Одни бабы. Так они сами себя там и зовут: продажные женщины. Шутка. Всё бесплатно, от чистого сердца. Как верёвочка ни бейся, а конец будет."

Дядя Ваня:
– У кого звенит?

Епиходов:
– У меня. (Уходит. За сценой его голос: "Да... да... Туда ему и дорога..." Возвращается)
Господа, мне только что звонили: автор пролетел мимо окна... гм... соседа.

Тригорина:
– Вверх или вниз?

Епиходов:
– Сам-то как думаешь?

Все:
– Туда ему и дорога!

Входит Фирс, он ничуть не изменился с позапрошлого века.

Фирс:
– Господа... баре... ы-ы... а-а!

Машет рукой...

Епиходов (подходит к Фирсу):
– Пойдём, пойдём... покажешь.

Уходят.

Треплёв:
– Мы... переживём. Всех переживём, и нынешних, и будущих, – всех. Главное – тех, прошлых. От них вся докука. От них наш язык, наша вера заёмная, наши чаяния и покаяния – всё от них. Нужно пережить. Господа, мы поспорим и помужествуем с ней, только нужно пережить. И тогда – небо в алмазах, гос-по-да! Как хорошо – жить! Чертовски хочется – жить, просто – жить! Мы всю жизнь прожили в общежитиии, при коменданте, при... да что говорить – сами небось помните! Простожитие – мы начертаем на наших знамёнах это слово. Мы пойдём дальше... Мы...

Епиходов (возвращается):
– Господа, господа! Станете одеваться, будьте осторожны! Петя нам обувь обо...

Свет гаснет... В темноте толкотня, визги, смех... Голос Нины: "Чей туфлЯ? Мой туфлЯ!"

Занавес закрывается, медленно...


Конец.


1 октября 2021 г.


Рецензии