Абрек. Кубанские рассказы

На рыбхозе у соседей жил Абрек. Красавиц жеребец: породистый, высокий в холке, длинноногий, яркого красно-коричневого цвета, с белыми носочками на ногах и белым пятном во лбу. Его когда то подарили Олегу хозяину рыбхоза его друзья с Адыгеи.
 
Жеребец стал им не нужен после серьезной травмы на бегах. Тогда, то ли по невнимательности, то ли в пылу азарта, молодого Абрека выпустили на дистанцию без разогрева, и он сильно повредил себе связки на ноге. Он в молодости был чемпионом и славился своей неудержимой мощью и скоростью.

Теперь о спорте можно было забыть, и жеребца отдали для украшения территории и для катаний. Только какие катания могут быть на своенравном и непредсказуемом жеребце. Все рабочие на рыбхозе его боялись и вечно рядились, кто будет его выводить на пастбище.
 
И Абрек оставался подолгу в маленьком и низком загоне. Этот загон и чистили то через раз. Кормили жеребца, чем попало, тем же что и овец в стаде рыбхоза. Он превратился в неухоженное, худое животное.

Олег сам был далек от лошадей, он был грузным, рыхлым и совсем не спортивным. Абрека воспринимал как ненужную вещь, которую нельзя выбросить, а то обидятся дарители.
Абрек мог лягнуть, укусить, раскидать людей, которых он считал виноватыми в своей неволе. Жеребец еще помнил скорость, свободный бег и ветер навстречу. А здесь на рыбхозе пьяные мужики, вечная привязь и ощущение полного одиночества и ненужности.

Абрек иногда убегал, ломая загон и разрывая веревки, и бегал по окрестным полям, как будто чего-то искал, пока его не ловили и не водворяли на место.

Однажды жеребец почувствовал, что рядом появилась лошадь.  Появилась на соседней ферме. Он выдернул столб, где его привязали, и побежал знакомиться. Лошадь, которую звали Марта, прохладно и настороженно встретила Абрека.
 
Наталья, хозяйка фермы испугалась, когда увидела Абрека у себя рядом с коровником. Она была наслышана о его суровом нраве. Тем более за жеребцом тащилась веревка с привязанным  бетонным столбом. А тут коровы, телята, люди. Вдруг зашибет кого-то неуправляемый жеребец.
 
На ферме работал скотником и дояром Сашка Грузин. Он тоже знал об Абреке и видел много раз, как он таскал за веревку рабочих рыбхоза.
 
Сашка любил лошадей с детства. Он, мальчишкой, пока был жив его дед, всегда ему помогал. Дед бежал с Грузии на Кубань от репрессий, спасая своего единственного маленького сына, воевал, поднимал разрушенное войной хозяйство. И всегда в его жизни были лошади, свои или совхозные.
 
Дед работал конюхом, и под его началом было с десяток лошадей, на которых подвозили корма и воду на ферму. Для Сашки это были самые лучшие годы его нескладной жизни. Дед, старый грузин: много повидавший в своей жизни говорил мальчишке: «Лошади - это самое прекрасное, что есть на земле. И они никогда не предадут».

Сашка Грузин не побоялся и подошел к жеребцу, который остановился у лошади. Он подошел, уверенно и спокойно взял его под уздцы. «Тихо, тихо» - сказал он ему низким хрипловатым голосом и погладил по шее.
 
Затем взял другой рукой Марту и повел обоих в сторону от коровника. Там отвязал веревку от бетонного столба и зацепил ее за дерево. Лошади стояли вместе и рядом паслись. Сашка подходил несколько раз к Абреку и гладил его. Жеребец не проявлял никакой агрессии, только настороженно косился на Сашку и фыркал.

Вечером Сашка Грузин сам отвел Абрека домой и отдал его рабочим  рыбхоза. Абрек спокойно пошел за ним.  Зато утро на ферме началось с лая собак и топота жеребца, который уже накручивал круги вокруг корпуса, выглядывая Марту.

У жеребца теперь появилась цель, и он сознательно делал все, чтобы сбежать. Его никто и ничто не могло удержать на месте. Хозяин рыбхоза Олег после десятого побега Абрека, решил попросить Сашку Грузина, чтобы жеребец побыл на ферме. Сашка был не против этого, ему давно нравился этот красивый и своенравный жеребец.

Сашка Грузин был такой же, как Абрек: непредсказуемый и неуправляемый, с искалеченной судьбой.  В свои неполные тридцать лет он десять провел в тюрьме, и сейчас только пытался научиться жить по-новому.
 
Сашка и жеребец быстро поняли друг друга. Абрек нашел себе хозяина и наездника, который не боялся его. Животное почувствовало крепость рук,  твердость характера и самое главное, любовь. Там в глубине души колючего Сашки жила детская любовь к животным, которую не смогли уничтожить даже годы жестокостей, предательства и скитаний.

Они оба обожали скорость. Абрек только Сашке позволял садиться на него. И они неслись вперед по убранным полям, ловя ветер. Их прогулки стали ежедневными.  Жеребец окреп, травмированная нога постепенно стала восстанавливаться.

Сашка и Абрек уносились на закат, сливаясь в единое целое. Жеребец мог, красуясь, встать в свечку, но Сашке это нравилось. Он крепко держался в седле.
 
Однажды они с Абреком  чуть не сорвались в глубокую яму, но  жеребец смог перелететь ров, и не уронил всадника. Потом они оба часто дышали, пережив опасность. Сашка обнимал шею Абрека, и они были  счастливы вдвоем. Человек и жеребец.

Абрек сильно изменился. Даже Наталья не боялась его. Она спокойно подходила к нему, гладила, вела, кормила и приносила в ведре воды. С ним не стало никаких проблем. Он оставался без привязи с Мартой на пастбище, и никуда не уходил с территории фермы.
 
Наталья уже собиралась поговорить с хозяином Абрека, чтобы выкупить жеребца, но неожиданно случилось событие, которое долго отдавалось болью в душе Сашки.
 
Олегу не нравилось, что жеребец, которого он считал инвалидом и обузой, превратился в быстрого скакуна. Вернее он им снова стал. Чемпионом, как и был. Красавцем. И стал таким не у него.
 
А еще больше не нравилось то, что он слушался и признавал только одного человека, какого-то скотника на соседней ферме. Наездник и скакун  подходили друг к другу, красиво смотрелись вместе, и это тоже задевало Олега. Он понимал, что он уже никогда не сможет, даже просто залезть на лошадь. Ни хватит здоровья и молодости.

И хозяин Абрека решил его вернуть или продать в Адыгею. Правду никому не сказали и не предупредили о том, что животное заберут. Даже не дали попрощаться Сашке Грузину с Абреком. Выбрали момент, когда на ферме был только сторож.

Приехал фургон, много людей с веревками. Они поймали, погрузили в машину и увезли жеребца. О дальнейшей его судьбе было ничего неизвестно. Ходили слухи, что его сдали на бойню. И сдали за копейки. Олег не простил, что он не смог справиться с жеребцом, а какой-то там Сашка Грузин, без роду и племени, смог.

Сашка Грузин был сам не свой. Он очень сильно переживал потерю друга. Наталья же увидев Олега, хозяина рыбхоза, хотела ему все высказать, но посмотрев  в пустые и холодные глаза, передумала. Она вдруг поняла, что это бесполезно. « Накажет его жизнь, за Абрека. Нет у нас больше соседей» - сказала она Сашке.
 
Так и случилось. Через несколько месяцев джип Олега врезался в бордюр на светофоре. Когда подошли к машине, то Олег был уже мертв. Остановилось сердце. Рыбхоз без хозяина стал разваливаться и пошел с молотка.

А Сашка Грузин так и остался работать и жить на ферме. Он нашел себя здесь.

   

 


Рецензии